Главная страницаАрхив2016-9 / Компьютер – и друг, и враг. Как противостоять игромании

Компьютер – и друг, и враг. Как противостоять игромании

12 Октября 2016

Татьяна Гриднева, педагог-психолог ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населе-
ния «Радуга»

Кто в наше время не слышал о так называемой компьютерной зависимости? С тех пор как компьютеры вошли в повседневную жизнь, став ее неотъемлемой частью, вдруг выяснилось, что у технического прогресса есть другая сторона, обратная. Наших детей стало невозможно оторвать от мониторов. Несмотря на все ограничения и запреты, всеми правдами и неправдами они вновь и вновь стремятся усесться за клавиатуру. Родители, педагоги бьют тревогу, ищут адекватные выходы из ситуации. И с этим действительно надо что-то делать, ведь компьютерная зависимость сродни наркотической, а результаты могут быть самыми чудовищными. Особенно если речь идет об играх с элементами агрессии, насилия и т.д.

Признаки болезни

Вспомним норвежского террориста Брейвика, хладнокровно расстрелявшего и ранившего десятки человек, – он ведь тоже, как, кстати, и многие другие маньяки, очень любил компьютерные игры со стрельбой по людям. А устроивший в Москве кровавую расправу в офисе над коллегами 30-летний убийца Дмитрий Виноградов, которого прозвали «русским Брейвиком», увлекался компьютерной игрой, изобилующей сценами насилия…

Посмотрим на методы и способы борьбы с этой современной болезнью глазами профессионального детского психологапедагога Татьяны Викторовны Гридневой. Описанная здесь методика работы с детьми, страдающими компьютерной зависимостью, разработана ею, правда, относительно недавно. Но она уже успешно апробирована на практике и дает положительные результаты. Большинство из тех детей, с кем занимались по данной методике, смогли полностью избавиться от компьютерной зависимости. Процесс продолжается, идет работа со следующими группами детей.

Давайте сначала попробуем ответить, казалось бы, на простые вопросы: отчего компьютерные игры так завлекают в свои сети в первую очередь детей и почему это на самом деле опасно? Ведь существует огромное множество компьютерных игр, в которых нет элементов насилия, агрессии и в которые играют повсеместно и дети, и взрослые. Казалось бы, безобидное увлечение, в чем-то даже познавательное.

Но в том-то и дело, что даже самые безобидные игры могут привести к игровой зависимости, если забыть о чувстве меры. Давайте, не применяя профессиональную терминологию, попробуем представить себе ощущения ребенка, сидящего перед компьютерным монитором за увлекательной и красочной игрой, пусть даже совершенно безобидной. Перед ним открывается новый мир, который в отличие от реального выглядит несравненно красочнее, и делать в нем можно то, что реально невозможно. И ребенок с головой окунается в этот совершенно новый для него мир, такой яркий и увлекательный…

Но мы с вами находимся в реальном мире, поэтому сразу развеем все иллюзии. Все на самом деле очень серьезно. Игровая зависимость – это самая что ни на есть настоящая болезнь. Более того, развивается она стремительно, как правило, незаметно для самого ребенка. Он забывает о прогулках, спорте, друзьях – словом, обо всем, кроме виртуального мира. И этот мир, говоря образно, может поглотить его, превратив в «живой манекен» или, если хотите, в «компьютерную приставку». Многочасовое сидение за монитором ничего, кроме вреда, не несет детскому организму, требующему активного развития. Это развитие, как умственное, так и физическое, резко замедляется, в психике начинают происходить значительные изменения, которые со временем могут стать необратимыми…

Очень важно вовремя заметить признаки этого заболевания, чтобы успеть вовремя принять необходимые меры. Игровая зависимость может проявляться в следующих формах.

Прежде всего, конечно, это не обычная, а заметная чрезмерная увлеченность работой в интернете – собственно поиск информации.

Из-за неограниченного доступа к информации и «информационного вампиризма» пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Опасность стать зависимым от интернета в особенности подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.

Бесконтрольная компьютерная игровая деятельность – явный признак болезненной зависимости от игр. Точно так же, как и поглощенность общением онлайн с друзьями по Сети. Это дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем.

Основная проблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична. Поэтому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.

Больной уже не владеет собой, в этом основная опасность. Именно поэтому самостоятельные попытки оставить зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, как это бывает при наркотической зависимости. И эта депрессия не только поддерживает, но еще и усиливает неодолимую для человека тягу. Она сразу проходит, когда больной возвращается к привычному занятию – игре.

Поэтому, чтобы справиться с игровой зависимостью, необходима реабилитация. Не менее важна поддержка со стороны близких.

Но и реабилитация не всегда может привести к желаемому результату. Поэтому лучше всего не допускать этого недуга, вовремя предупредить его, если заметили, что у ребенка появились первые признаки игровой зависимости.

Метод коррекции

Для того чтобы противостоять компьютерной зависимости, предлагается действовать путем коррекции основных причин ее формирования у подростков. В психологии это называется путем развития личности и принятия ею себя. Прежде всего, на что направлена эта программа? Говоря простым языком, во-первых, на умение подростка общаться.

Во-вторых, на формирование позитивного я-образа и адекватной самооценки. То есть человек должен самоутвердиться в собственных глазах.

Программа рассчитана на психокоррекцию проявлений компьютерной зависимости у подростков в возрасте от 12 до 17 лет, обладающих такими чертами, как неприятие себя, замкнутость, уход в виртуальную действительность, неуверенность в себе в реальной действительности.

Предполагаемых результатов реализации коррекционной программы несколько. Это, прежде всего, уменьшение времени, проводимого за компьютерными играми, вплоть до полного отказа от игр на компьютере. Далее, увлечение компьютерными играми перестает носить сверхценный характер для подростка. У него должен измениться круг интересов и повыситься интерес к продуктивной творческой деятельности. Также приобретается способность к самоконтролю и рефлексии. Следствием является улучшение социальной и семейной адаптации несовершеннолетних.

Программа реализуется на четырех основных этапах: диагностическом, информационном, этапе модификации поведенческих стратегий, а также этапе коррекции отношений.

Теперь опишем, как реализуется программа коррекции полностью, по порядку.

Диагностика игромании

Целью начального этапа является диагностика игромании и осознание опасности проблемы.

Сначала проводится диагностическая беседа. В процессе ее обсуждаются ведущие мотивы, взаимоотношения с окружающими, отношения к различным жизненным сферам: учебе, семье, дружбе, увлечениям, а также сознательные игровые мотивы. Психолог задает вопросы о том, какое значение имеет компьютерная игра для подростка, считает ли испытуемый себя зависимым от компьютерных игр, осознает ли негативные последствия игромании.

В конце беседы психолог предлагает несовершеннолетним участвовать в групповом тренинге. Это комплекс упражнений, и мы коротко охарактеризуем их.

1. Упражнение «Солнце светит для каждого, кто…». Группа работает в круге. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается фразой «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы» и т.д. Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах. По окончании подводятся итоги.

2. «Принятие правил группы». Целью является обеспечение порядка в группе. Психолог вместе с участниками принимает групповые правила.

3. «Мой девиз». В этом упражнении нужно дать участникам возможность свободно самовыражаться. Каждый подросток придумывает свой жизненный девиз (словосочетание или короткое предложение). Затем задаются вопросы: «Всегда ли вы следуете этому принципу в жизни?» и «Ваши впечатления от девизов других участников группы?». Идет оживленная дискуссия.

4. «Шкалирование жизненных целей». Целью этого упражнения является выявление ведущих мотивов и целей участников. Каждый из них записывает как минимум пять жизненных целей и делится ими с группой. Затем участникам задаются вопросы о том, насколько они приблизились к реализации этих целей и что нужно делать, чтобы реализовать эти цели.

5. «Мой день». Цель – выявление поведенческих стереотипов. Каждый участник записывает на листочке распорядок своего обычного дня с указанием времени, которое он тратит на различные дела. Потом воспитанники поочередно рассказывают о своем распорядке.

Затем проводится рефлексия (под этим термином в психологии понимается обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, на переосмысление каких-то привычных жизненных постулатов).

Присутствующим задаются следующие вопросы: «Какие недостатки есть в вашем распорядке дня и распорядке других участников?» и «Как можно улучшить распорядок дня, сделать его более продуктивным?».

6. «Жизнь в игре». Здесь ставится цель сформировать представление об игромании как о проблеме, которую нужно решать. Каждый участник на листе бумаге записывает фразу «Компьютерная игра для меня – это...». Он делит страницу на два столбика («+» и «–») и записывает плюсы и минусы увлечения компьютерными играми для него. Затем проводится рефлексия.

7. «Чтение писем». Упражнение направлено на осознание серьезности проблемы игровой компьютерной зависимости и необходимости проведения коррекционной работы. Психолог зачитывает вслух три анонимных письма подростков, которые были больны игроманией и прошли психологическую коррекцию. В письмах отражается самоанализ состояния несовершеннолетнего перед началом коррекционной работы и после проведения психокоррекции. После чтения проводится обсуждение.

8. Домашнее задание «Исчезновение компьютера». Психолог предлагает детям: «Представьте, что компьютерных игр не существует, у вас стало много свободного времени. Напишите, как бы вы проводили это время». В конце занятия каждого участника просят рассказать о своих впечатлениях от работы в группе.

Посмейся над собой!

На этих занятиях ставится цель, говоря простым языком, найти в самом себе ресурсы для преодоления игромании. Можно сказать и так – посмеяться над собственной зависимостью! Опять же перейдем непосредственно к упражнениям.

1. «Коллективный счет». Ставится цель настроиться на групповую работу. Подростки стоят в круге, закрыв глаза. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до 20, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число; нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, группа начинает называть числа с начала.

2. Проверка домашнего задания «Исчезновение компьютера» (упомянутого выше). Каждый рассказывает о том, чем бы он заполнял свободное время, если бы не существовало компьютерных игр. Подростки начинают представлять себе жизнь без игровой зависимости.

3. «Мои достижения». Каждый участник должен назвать пять своих значимых (с его точки зрения) достижений. Затем пациентов просят оценить достижения партнеров по группе. Это должно придать подросткам уверенности в своих силах.

4. «Мои хобби». Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о своих хобби. Затем каждый участник рассказывает о хобби партнера по паре. По окончании проводится рефлексия. Так подростки должны представить себе увлечения, которые способны заменить компьютерные игры.

5. «Доведение до абсурда». Перед участниками ставится цель вызвать смех над собственными патологическими увлечениями компьютерными играми. Каждый подросток группы придумывает по одному преувеличенному ироничному суждению об игромании сидящих слева и справа от него соседей. Например, «игра – дело всей его жизни, его призвание». Или, допустим, «в жизни Димы начался новый этап, он скачал дополнение к «Готике 3». По окончании проводится рефлексия.

6. «Планирование будущего». Каждый воспитанник на листе бумаги пишет свои цели на ближайшее будущее и рассказывает о путях их достижения. В конце упражнения проводится рефлексия. Воспитанникам группы поочередно задаются вопросы: кто может помешать достижению их целей и всегда ли они достигают поставленных целей? Это делается для осознания подростками того, как можно победить себя, свои слабости и добиться намеченного.

7. «Последствия игромании». Психолог демонстрирует два пятиминутных видеоролика, посвященных тяжелым последствиям компьютерной зависимости. Например, в одном из них геймеры после неудачи в компьютерной игре в истерике бьются головой о стол, разбивают мебель, бросаются на членов семьи, мешающих играть. Потом у детей спрашивают об их впечатлениях от просмотра. В конце приводятся данные о механизмах развития игромании и возможных психологических, медицинских и социальных последствиях. Это должно окончательно убедить подростков в серьезнейшей опасности, с которой связано их увлечение.

8. Домашнее задание. Его тема – «Я свободен от зависимости!». Задание предполагает постепенное снижение времени, проводимого за компьютерной игрой. Каждые два дня продолжительность игры должна снижаться на 20% от исходной. Таким образом, к следующему занятию (через четыре дня) ожидается, что продолжительность игры составит не более 60% от исходной.

Разрушение мифов

Цель упражнений – найти способы преодоления собственного желания играть.

1. «Надувная кукла». Выполняется для преодоления скованности и напряженности, тренировки мышечной релаксации. Психолог делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Дети сначала расслабленно сидят в креслах: головы опущены, руки вяло висят вдоль тел. Но с каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд психолог «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением расслабляются и постепенно опускаются на корточки.

2. «Мой портрет глазами группы». Подросток должен представить себе, каким его видят окружающие. Дети рисуют символические портреты друг друга, затем показывают рисунки всей группе. После проведения проводится рефлексия.

3. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости!». (Надо отметить, цели всеми домашними заданиями ставятся особенно важные – это реальное и постепенное сокращение времени игры.) Психолог спрашивает каждого участника, насколько успешно он справился с выполнением задания. Дети, сумевшие сократить время игры за прошедшие с прошлого занятия четыре дня на 40%, получают дипломы «За выдержку и стремление к работе над собой».

4. «Разрушение мифов». Целью упражнения ставится выявление и анализ самими детьми собственных ощущений, связанных с компьютерной игрой. Их просят вспомнить автоматические мысли, которые оправдывают желание играть на компьютере. Примеры таких мыслей: «поиграю еще пять минут и выйду»; «я должен пройти этот уровень сегодня»; «сегодня я очень устал, игра позволит мне расслабиться»; «нужно сегодня хотя бы попробовать ту миссию пройти». Затем группа вместе с психологом объясняет иррациональность и ошибочность подобных установок.

5. «Правила поведения». Участники группы называют провоцирующие ситуации, которые способствуют возникновению непреодолимого желания играть, и совместно разрабатывают правила поведения в таких ситуациях, чтобы не допустить срыва.

6. Очередное домашнее задание продолжает и расширяет дальше тему «Я свободен от зависимости!». Отныне каждые два дня продолжительность игры должна снижаться на 20% от исходной. К следующему занятию (10-й день от начала снижения времени) дети уже не должны играть в компьютерные игры.

«Я свободен!»

Это очень ответственный этап. В данных упражнениях уже формируются установки на преодоление игровой зависимости.

1. «Спутанные цепочки». Как всегда в начале, это упражнение проводится для преодоления скованности, снижения напряжения, чтобы настроить детей на работу в группе. Они встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны рас путаться, не разжимая рук. В результате возможны варианты: образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

2. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости!». Теперь уже ставится цель довести время, проводимое за компьютерной игрой, до нуля. Те, кто нашел в себе силы полностью отказаться от игры в 9-й и 10-й день от начала снижения времени, проводимого за компьютером, получают от психолога дипломы «За целеустремленность».

3. «Метафора зависимости». Это интересное упражнение должно заставить подростка посмотреть на самого себя и свою зависимость со стороны. Подругому говоря, отделить проблему от образа «я».

Дети на листе бумаги символически изображают свою зависимость. Затем каждый из них должен посмотреть на рисунки всех участников группы, после чего подростки по очереди рассказывают об изображенной метафоре и о своих впечатлениях от других рисунков.

4. «Победа над проблемой». Подросток осознает, что в нем есть все необходимые ресурсы для того, чтобы преодолеть проблему и стать победителем.

На листе бумаги каждый символически изображает победу над своей зависимостью, а затем показывает рисунок группе и объясняет его. Далее обязательно проводится рефлексия.

5. «Без проблем». Это упражнение выполняется с целью адаптации, формирования поведенческих стереотипов. Психолог просит участников группы закрыть глаза и описывает ситуации, провоцирующие желание играть. Задача участников – представлять, как они справляются с соблазном. По окончании упражнения проводится рефлексия.

6. «Подарки». Цель упражнения – создание позитивного эмоционального фона. Каждый подросток говорит, какие подарки он подарил бы другим участникам группы.

7. Домашнее задание на тему «Я свободен от зависимости!». Теперь подросток не должен вообще играть на компьютере до следующего занятия. Отметим, что установка не является обязательной для исполнения, и это делается специально для того, чтобы побудить подростка к сознательному самоконтролю.

Личностный рост подростка

Цель следующих упражнений – обучение подростков эффективным способам снятия физического и психического напряжения. Оно неизбежно будет возникать у них после того, как они нашли в себе силы отказаться от игры на компьютере. Поэтому на данном этапе необходимо, говоря простым языком, отвлечь их внимание на что-нибудь другое, облегчить адаптацию к нормальной жизни без компьютерной зависимости.

1. «Передача сигнала». Это упражнение на укрепление сплоченности группы, создание атмосферы доброжелательности и доверия. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Выбирается участник, который передает невербальный сигнал соседу, этот же сигнал сосед передает своему соседу. Таким образом сигнал передается по кругу.

2. «Расслабление через напряжение». Психолог обучает группу снимать напряжение в мышцах. Выполняется это посредством поэтапного кратковременного максимального напряжения отдельных групп мышц, а затем одновременно мышц кисти, предплечья, плеч, лопаток, шеи, лица, пресса, ягодиц, промежности, бедер, голеней и стоп в течение примерно 10–20 секунд. После напряжения нужно полностью расслаблять мышцы в течение 1 минуты. Упражнение можно выполнять для профилактики срывов.

3. «Стеклянная дверь». Дети разбиваются на пары. «Представьте, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1 метра и в течение 15 секунд при помощи мимики и жестов договариваются между собой о времени и месте встречи. После окончания упражнения (когда «поезд ушел») тот, кто был в вагоне, должен рассказать, как он понял своего напарника.

4. «Успокаивающее дыхание». Это упражнение должно научить детей с помощью изменения ритма и глубины дыхания снижать психическое напряжение. Начиная упражнение, следует вдыхать в течение 5 секунд, затем задержать дыхание на 5 секунд и выдыхать в течение 5 секунд. Каждый последующий дыхательный цикл следует сокращать время задержки дыхания и увеличивать время выдоха на 1 секунду. Через несколько дыхательных циклов время вдоха должно составлять 5 секунд, а время выдоха – 10. В таком ритме можно подышать 2–3 минуты.

5. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости!». Цель – положительное подкрепление отказа от компьютерных игр. Участники группы, не игравшие со времени предыдущей встречи группы, награждаются дипломами «За личностный рост».

6. Аутогенная тренировка. Ее целью является научить детей способам снятия эмоционального напряжения и релаксации. О ней скажем отдельно.

7. «Проигрывание поведения». Цель упражнения – выработать устойчивые поведенческие схемы в условиях провоцирующих игру ситуаций. Группа делится на небольшие подгруппы (по 3–4 человека). Каждая подгруппа выбирает из дневников участников наиболее сильные провоцирующие ситуации и должна проиграть на выбор три ситуации по ролям перед всей группой. В конце упражнения проводится рефлексия.

8. «Позитивное переформулирование». Упражнение призвано придать подросткам позитивный настрой. Они вспоминают по пять своих проблем и формулируют каждую из них в одном предложении. Затем каждая формулировка должна быть изменена на позитивную. Пример: «Я беспомощен перед проблемами», потом – «Я сделаю все, что от меня зависит».

9. Рефлексия участников после проведения тренинга.

10. Домашнее задание. Ежедневное выполнение проведенных на тренинге упражнений (дыхательных, «расслабление через напряжение», аутогенной тренировки).

Аутогенная тренировка

Психолог перед началом тренировки объясняет физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм упражнений. Сеансы самовнушения проводятся 3–4 раза в день. Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1. Вызывание ощущения тяжести. Психолог произносит, а участники мысленно проговаривают: «Я совершенно спокоен» (1 раз), «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз), «я спокоен» (1 раз). Далее чувство тяжести вызывается в руках, в ногах, во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Психолог говорит, воспитанники мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз), «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). Далее переходят к формуле: «Обе руки теплые, обе ноги теплые, все тело теплое». В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».

Упражнение 3. Регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Затем правая рука кладется на область сердца и мысленно произносится 5–6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично».

Упражнение 4. Регуляция дыхания. Используется формула самовнушения: «Я спокоен, мои руки тяжелые и теплые, мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично… Я дышу спокойно, глубоко, равномерно». Последняя фраза повторяются 5–6 раз.

Упражнение 5. Влияние на органы брюшной полости. Вызываются последовательно такие же ощущения, как и при упражнениях 1–4, а затем 5–6 раз повторяется формула: «Солнечное сплетение теплое, оно излучает тепло».

Упражнение 6. Вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1–5. Затем 5–6 раз повторяется формула: «Мой лоб прохладен». После выполнения упражнений проводится отдых в течение 1–2 минут, а затем выведение из состояния аутогенного погружения. Для этого дается команда «Согнуть руки (2–3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть и на выдохе открыть глаза».

Разрешение конфликтов

Следующая серия упражнений проводится с целью выработки коррекции отношений.

1. «Необычное приветствие». Упражнение проводится в целях снятия психологического напряжения и формирования установки на взаимодействие в группе. Каждый воспитанник должен придумать необычный невербальный способ приветствия и поприветствовать этим способом всех участников группы (как и они его).

2. Награждение дипломами «Верность принципам» тех участников, которые не играли в компьютерные игры со времени проведения предыдущего тренинга (неделю назад). Напомним, что на предыдущем тренинге установка «не играть» не была обязательной для исполнения, чтобы содействовать формированию у детей способности к сознательному самоконтролю.

3. Проверка домашнего задания. Каждый участник рассказывает, выполнял ли он ежедневно дыхательные упражнения, расслабление через напряжение, проводил ли аутогенную тренировку.

4. «Каракули». Целью является рефлексия (напомним, обращение внимания человека на самого себя, на свое внутреннее состояние) существующих проблем, своих эмоций. Каждый подросток на листе бумаге сначала рисует произвольные линии, штрихи, пятна с минимальным контролем, а затем другим цветом оформляет нарисованные «каракули» в какой-либо образ. Рисунок интерпретируется самим автором, а также интерпретировать могут другие участники группы.

5. «Рисунок семьи (или коллектива)». Цель упражнения – установление характера отношений воспитанника в семье (или коллективе). Дети рисует свою семью и себя в ней. Далее подростки и психолог интерпретируют свои рисунки и рисунки других участников.

6. «Линии конфликта». Здесь подростки учатся осознавать причины, характер и возможные пути разрешения конфликта. Они рисуют значимые для них конфликтные ситуации как «разговор двух линий». Выбирается два цвета, обозначающих автора и его оппонента. В рабочую руку автор берет фломастер, которым будет нарисована его линия поведения в конфликте. В нерабочую руку – фломастер того цвета, которым будет нарисована линия поведения оппонента. Необходимо изобразить динамику конфликтной ситуации, не отрывая фломастеры от бумаги. На втором листе изображается та же конфликтная ситуация, при этом меняются местами фломастеры в левой и правой руке. Таким образом, рабочая рука изображает линию поведения оппонента, а нерабочая – линию поведения автора рисунка. Каждый рисунок интерпретируется автором, от имени каждой линии составляется рассказ. Другие воспитанники группы могут также принимать участие в интерпретации. Авторам задаются вопросы, о чем говорит им получившийся рисунок и какой символический смысл он несет.

7. «Моделирование конфликтных ситуаций». Этим упражнением несовершеннолетних учат навыкам разрешения конфликтов (вероятность которых значительно возрастает в период, когда подросток расстается с игровой зависимостью – накапливается раздражение). Перед началом упражнения психолог рассказывает о конфликтах и об эффективных способах их разрешения. Далее группа разбивается на небольшие подгруппы по 3–4 человека, подростки разыгрывают по ролям три конфликтные ситуации, возникающие в семье и коллективе на работе или учебе, а также показывают способы их разрешения. После проведения упражнения проводится рефлексия.

8. Рефлексия участников по итогам проведения группового занятия.

9. Домашнее задание «Договор». При существующих актуальных конфликтах в семье подросток должен составить договор, в котором будут определены правила его поведения и взаимодействия с близкими. Родственники определяют правила своего взаимодействия, а затем обе стороны подписывают договор и стараются следовать оговоренным правилам поведения. 

Без игр – классно!

Целью завершающего комплекса упражнений является закрепление достигнутых позитивных результатов, так же как и контрольная диагностика. Занятие проводится в следующем порядке.

1. «Молекулы». Цель упражнения – раскрепостить участников, создать позитивный эмоциональный фон. Психолог говорит: «Представим себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда три атомы должны объединиться в молекулу».

2. Проверка домашнего задания «Договор». Участники рассказывают группе, удалось ли применить «договор» для улучшения взаимодействия с близкими. Так они учатся находить пути разрешения конфликтных ситуаций.

3. «Диспут». Дети осваивают навыки конструктивного спора. Они делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая команда будет защищать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу. Аргументы высказываются группами по очереди. После проведения проводится рефлексия.

4. Рисунок «Мое настроение». Целью является рефлексия эмоционального состояния подростков, эмоциональная реакция. Психолог дает инструкцию символически изобразить свое настроение. После завершения рисования проводится рефлексия.

5. «Интервью». Это упражнение развивает коммуникативные умения, очень важные в адаптационный период после игровой зависимости. (Попросту говоря, многие из подобных упражнений направлены на то, чтобы разнообразить для подростка жизнь без игровой зависимости, увлечь его, заставить «переключиться» на реальный, а не виртуальный мир, обрести свое «я».) Каждый участник готовит по одному вопросу для всех участников группы, а они по очереди задают вопросы интервьюеру. Все участники должны дать интервью. По завершении проводится рефлексия. Вопросы психолога участникам: «Легко ли было выполнять упражнение?» и «Что было сложнее – составлять вопросы или отвечать на них?».

6. «Письмо». Каждый участник группы пишет письмо, в котором описывает свое состояние до участия в работе группы, впечатления от участия в групповых занятиях и оценивает результаты, которых удалось достичь. Участники могут не подписывать письма, но обязательно сдают их психологу. По желанию они могут прочитать свои письма группе. Целью этого упражнения является рефлексия состояния до и после работы в группе.

7. Проведение контрольной диагностики. Это своего рода тест на результативность. Каждый участник повторно отвечает на вопросы опросника, определяющего уровень увлеченности компьютерными играми. 8. Подведение итогов работы группы. Каждый подросток рассказывает о своих впечатлениях от работы в группе и высказывает пожелания остальным участникам. Как правило, итоги подводят уже другие люди. Это, конечно, говоря образно. Так как люди те же, но по своему внутреннему состоянию они уже во многом другие. То есть свободные от своей зависимости. Люди, почувствовавшие в себе силы и сумевшие подняться над своими слабостями.