Главная страницаАрхив2016-10 / «Миссия – безопасность»

«Миссия – безопасность»

07 Ноября 2016

Елена Алексишина, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю

В рамках Года пожарной охраны сотрудники Главного управления МЧС России по Красноярскому краю проводят целый комплекс мероприятий. Необычность недавно прошедшей акции «Миссия – безопасность» в том, что она была организована для детей с нарушениями слуха и зрения.

Без шума и паники

Сотрудники МЧС неспроста обратили на таких ребятишек особое внимание. В силу своих особенностей дети с нарушениями слуха и зрения более всего не защищены и в первую очередь нуждаются в привитии навыков правильных действий в случае опасности.

Вот почему акция готовилась тщательно, в течение двух месяцев, индивидуально для каждой категории детей. Хотя само мероприятие заняло два дня. В первый из них занимались с детьми, имеющими нарушения слуха. Они учатся в Красноярской (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I–II вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями.

Во время последнего урока в школе-интернате замигали световые лампы и начали распространяться ультразвуковые волны. Таким образом все учащиеся смогли тут же узнать об условной опасности пожара. Это послужило сигналом к тому, чтобы под руководством педагогов дети срочно покинули классы.

Эвакуация прошла тихо, спокойно, организованно и быстро. Через считаные минуты педагоги со своими классами выстроились на асфальтированной спортивной площадке, где их уже ждали сотрудники МЧС. После того как все учителя отчитались, что дети эвакуированы за минимальное время, началась сама акция.

Поднялись над школой

Сотрудники пожарно-спасательного гарнизона Красноярска провели показательное развертывание с тушением условного огня с помощью пены. Ребятам предложили не только посмотреть, как работают пожарные и спасатели, но и самим попробовать побыть на их месте. Каким образом? Для этого было подготовлено несколько обучающих площадок. Как раз для того, чтобы в ненавязчивой, увлекательной форме ребята получили полезные навыки по безопасности.

Разумеется, все слова сотрудников МЧС переводились социальными педагогами на язык жестов. Детей, а их было более ста человек в возрасте от 7 до 17 лет, разделили на группы, каждая из которых занималась на одной из семи площадок.

Площадка «Пожарная техника» вызывала наибольший интерес у мальчишек. Перед тем как дать возможность ребятам самим все рассмотреть и потрогать, им кратко рассказывали с помощью сурдоперевода о предназначении пожарной автоцистерны – сколько воды она вмещает, какую скорость развивает автомобиль, на какую высоту может подняться автоматический коленчатый подъемник.

Школьники с интересом рассматривали технику, оборудование. Они смогли посидеть за рулем пожарного автомобиля, включить проблесковые маячки. Особенно им понравилось, когда их поочередно поднимали на коленчатом подъемнике выше своей трехэтажной школы…

Стали пожарными

На площадке «Спецподготовка» детям предлагали почувствовать себя настоящими пожарными. Для этого нужно было надеть штаны, боевку, каску, ремень и краги, поверх всего – средство индивидуальной защиты органов дыхания. А после этого – попробовать присесть несколько раз. Вот тут дети в какой-то степени ощутили на себе, что значит экипировка пожарного, ведь весит она немало. А настоящему пожарному в боевых условиях, объясняли школьникам, нужно активно двигаться, вызволять людей из огня, тушить пожар.

Тут же им предлагалось осмотреть и, как говорится, пощупать специальный теплоотражающий костюм. Его используют пожарные, работающие в условиях повышенных температур, а также когда есть другие опасные и вредные факторы окружающей среды. Напоследок школьникам предложили посоревноваться в надевании боевой одежды пожарного с настоящим бойцом пожарной охраны. Следующая площадка «Боевой огнетушитель» вся была в дыму от пенообразователя. Здесь было тесно, потому что оказалось много желающих подержать в руках брызжущий пеной огнетушитель и потушить «очаг возгорания». Тут же детям разъясняли устройство изделия, рассказывали, что и чем можно тушить. Польза очевидна: школьники уходили с площадки, уже зная, как пользоваться огнетушителем.

Подружились с собаками

На площадке «Спасатель» показывали, как оказывать первую помощь попавшим в беду людям. Здесь ребятишки близко познакомились с манекеном «Гоша». Сначала они внимательно следили за руками спасателей-медиков, которые демонстрировали на манекене, как делать искусственное дыхание, потом выполняли это уже самостоятельно. Если действия по оказанию помощи были выполнены правильно, манекен подавал световые и вибрационные сигналы, так что дети с нарушением слуха могли видеть свои ошибки. Это занятие настолько увлекло их, что они соревновались между собой, кто окажет помощь правильно. Большинство выполняло эти действия впервые. Учитывая, что дети усваивают все быстро, эти навыки уже не забудутся. Между тем цена им в критических ситуациях – жизнь человека, на что обращали особое внимание наставники.

На площадке «Спасатель и друг» дети смогли увидеть, как взаимодействуют между собой спасатели и их верные помощники – собаки, как они чувствуют друг друга. И даже то, как переплавляются вместе через условную реку. Потом, конечно же, ребятишкам давали гладить собак и играть с ними. Картина их общения с пушистыми спасателями была поистине трогательной.

На площадке с интригующим названием «Девятый вал» ребят учили мерам безопасности на воде. Сотрудники отдела безопасности людей на водных объектах показали спасательное оборудование и разъяснили, как им пользоваться. Чтобы дети лучше все запомнили, с ними провели специальную эстафету. Она позволила практически отработать основные навыки спасения на воде зимой и летом.

Необычным было то, что при таком скоплении детворы мероприятие проходило почти в тишине. Слышались лишь негромкие голоса спасателей, слова которых переводились на язык жестов.

На языке чувств

Второй день акции «Миссия – безопасность» прошел в Красноярской общеобразовательной школе-интернате № 10 (для незрячих и слабовидящих детей). Если первый день работы с детьми, у которых есть проблемы со слухом, был направлен на зрительное восприятие обучающего материала, то есть обучающий материал подавался через речевой, тактильный контакт, а также обоняние. По предварительной договоренности с директором школы эвакуацию незрячих ребятишек проводить не стали. В этом не было необходимости, так как такие тренировки проводятся еженедельно. Более семидесяти детей расположили на спортивной площадке перед зданием школы-интерната. Чтобы научить их распознавать опасность пожара, был разожжен огонь в противне и школьникам предложили «потрогать» его – ощутить, насколько пламя горячее, какой звук издает. Тут же сотрудники МЧС объяснили, что, если они когда-нибудь ощутят подобное тепловое воздействие, это значит начался пожар и нужно немедленно предупредить об этом окружающих.

После того как все «потрогали огонь», он был потушен с помощью огнетушителя. Ребята внимательно прислушивались к звукам тушения пламени и по окончании поделились своими впечатлениями об услышанном, о своих тактильных ощущениях и о запахе. Затем ребятишек разделили на несколько групп и развели по разным площадкам. Работа на них была продумана так, чтобы незрячие дети смогли получить максимум полезных в плане обеспечения безопасности навыков.

Ребята ощупывали руками пожарное оборудование, примеряли экипировку пожарного, краги, каску. Особенно их впечатлило водолазное снаряжение. Им дали ощутить, каким тяжелым оно было раньше и насколько легкие и удобные костюмы есть на вооружении спасателей сегодня.

Надо понять, что для ребят, которые плохо видят или лишены зрения, такая встреча, ощущения от нее уже сами по себе являются праздником. Тем более рассказы спасателей – ведь они старались развлечь школьников и дать как можно больше знаний. На примерах рассказали об опасности воды и огня, разъяснили, что такое огнетушитель, дали попробовать потушить им воображаемое пламя.

Но наибольший восторг у слабовидящих и незрячих детей вызвали собаки кинологической службы. Дети ощущали теплоту и радость от общения с ними!

В каждой из школ всем ученикам сотрудники МЧС подарили подарки – сменные рюкзаки, бейсболки и другое. Расставаясь, дети и педагоги выразили желание вновь увидеть у себя в гостях пожарных и пройти дальнейшее обучение мерам безопасности.

Фото Романа Донцева