Главная страницаАрхив2016-10 / ОБЖ? Нет проблем!

ОБЖ? Нет проблем!

07 Ноября 2016

2016 год – год 25-летия учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». МЧС России целенаправленно напоминает об этой дате, проводит посвященные ей форумы, конференции, выставки, соревнования – массу мероприятий. А, собственно, почему? Ведь не его епархия! Предмет ОБЖ, как и все другие, в ведении Минобрнауки РФ, стало быть, это его забота, его юбилей.

Формально все так. Однако дело не в самом юбилее. Он для МЧС важный повод посмотреть и показать обществу, что сделано для привития молодежи навыков безопасного поведения, далеко ли мы ушли по пути освоения населением культуры безопасности жизнедеятельности. Стоит ли подчеркивать – чем дальше мы продвинемся в данном направлении, тем меньше министерству придется экстренно реагировать на различные чрезвычайные события, а государству в целом нести связанные с ними людские и материальные потери?

Редакция журнала по-своему пытается выяснить, что дало обществу введение в школы предмета ОБЖ, а также что помогает или мешает ему укреплять свои позиции и развиваться, становиться эффективным средством формирования у населения культуры безопасности жизнедеятельности. Мы интересуемся этими вопросами, беседуя с учителями ОБЖ и другими участниками образовательного процесса. Надеемся, их рассказы, мнения и размышления, собранные воедино, словно элементы пазла, позволят увидеть общую картину проделанной работы и полученных результатов, сделать выводы на будущее.


Решает администрация

– Скажите, пожалуйста, сколько в вашем городе школ и в каких классах преподаются основы безопасности жизнедеятельности? – обращаюсь я к Елене Александровне Божидомовой, учителю ОБЖ МБОУ «СОШ № 39» г. Ангарска Иркутской области, руководителю городского методического объединения учителей ОБЖ.

– В городе 40 школ, в нашей предмет ОБЖ ведется с 5-го по 11-й класс. В 10–11-м классах – по 2 часа в неделю, так как они профильные. Здесь учащиеся занимаются строевой и огневой подготовкой, изучают пожарно-спасательное дело и пожарную технику, профиль поддерживается проведением дополнительных занятий. В 7–9-м классах, которые являются кадетскими, усиление предмета идет за счет туризма, занятия проводит спасатель.

Во многих школах города в 5–6-х классах предмет ОБЖ не ведется, он начинается только в 7-м, а чаще в 8-м классе. В каких-то школах при этом в 5-м классе предмет ведется, в 6-м нет. Словом, все зависит от решения администрации образовательной организации. А она порой рассуждает так: в федеральном базисном учебном плане этого предмета до 8-го класса нет, значит, мы его вести не обязаны, лучше добавим 1 час на иностранный язык, на который, заметим, и без того отводится 4 часа в неделю…

– Но, может, это родители школьников настаивают, дескать, нашим детям ОБЖ не нужен, лучше добавьте в расписание вместо него английский язык? – спрашиваю я.

– Не нужен?.. А если что-то случается с ребенком, когда медработника нет, куда бегут за помощью? В кабинет ОБЖ! Дети знают, что там им всегда помогут. Так что учителю ОБЖ приходится работать и медработником, и психологом, и много еще кем. Кто его заменит при отсутствии предмета?

То, что доктор прописал

То угасающая, то воскресающая порой полемика о том, нужен предмет ОБЖ или нет, заставляет вновь и вновь искать ответ на этот вопрос. Задаю его Светлане Семеновне Волковой, в недавнем прошлом доктору, а ныне преподавателю-организатору ОБЖ лицея с. Булгаково Уфимского района Башкортостана, руководителю районного методического объединения учителей ОБЖ. Она говорит: «Предмет однозначно нужен. Я стала педагогом сравнительно недавно, всего несколько лет назад. У меня медицинское образование, и до этого я работала подростковым врачом в районной больнице. Там мне приходилось сталкиваться с разными фактами детского травматизма. Порой происходили такие трагические случаи, что у нас просто опускались руки – мы делали все, но не могли спасти ребенка. Один пострадал, переходя в неположенном месте дорогу, другой получил травму в быту, третий стал жертвой собственной шалости… Все это было следствием отсутствия у детей знаний в области безопасности и привычек поступать разумно и осторожно.

Однажды девочка-старшеклассница по какой-то причине не пошла в школу и находилась дома одна. Позже захотела поесть и решила разогреть блинчики на сковородке. Налила в нее масло, потом надолго отвлеклась, а оно загорелось. Увидев неладное, школьница с перепугу схватила сковородку и поднесла под кран со струей холодной воды. Горящее масло выплеснулось ей на лицо и руки, нанеся страшные ожоги, попало на стены и мебель, вызвав пожар. Результат – девочка оказалась в больнице, полкухни выгорело…

Не раз дети попадали под колеса автомашин. Подросток, выйдя из автобуса, стал пересекать дорогу перед ним. Автомобиль, объезжавший автобус, не успел затормозить и сбил ребенка, которого с тяжелыми травмами пришлось срочно госпитализировать в медицинский стационар.

Еще один случай: группа детей, не зная чем себя занять, забрела в полутемный гараж, где нашла какой-то баллончик; чтобы лучше осмотреть его, семиклассник, находившийся здесь же с сестрой трех лет, решил посветить и зажег спичку. Произошел взрыв, дети серьезно пострадали, малышке сделали 18 пересадок кожи!

Подобные происшествия нередки. Поэтому уверенно могу сказать, что предмет ОБЖ был вызван к жизни чрезвычайными событиями и потребность в нем сегодня с ростом количества разнообразных опасностей только увеличивается».

Готовься к великой цели…

– А как, по-вашему, виделась цель предмета ОБЖ, когда его задумывали? – снова тереблю расспросами Светлану Семеновну. Она продолжает начатый разговор:

– Основной целью предмета ОБЖ является воспитание у детей культуры безопасного поведения. Если государство и мы сами не можем исключить из жизни опасные ситуации и их последствия, то должны уметь хотя бы минимизировать несчастья, насколько это возможно, обучать этому население. Нужно научить ребенка сводить к минимуму угрозу для его жизни и здоровья: хотя бы правильно переходить дорогу, чтобы уменьшить вероятность попадания в ДТП, выходить из общественного транспорта и так по всем направлениям (пожарная безопасность, безопасность на улице, у водоема, в быту). Это и есть культура безопасного поведения, или культура безопасности жизнедеятельности. Мы должны привить ее детям, ради чего ведем уроки, организуем внеурочную деятельность…

– Интересно, приблизились мы к данной цели за прошедшие 25 лет или, может, топчемся на месте? Может, четверть века прошла бесполезно? – хочется мне узнать непосредственно у «творцов успеха».

– Я не считаю, что бесполезно, – говорит Елена Александровна Божидомова. – Мы движемся вперед. Сказать по прошествии 25 лет, что мы только в начале пути, тоже нельзя. Конечно, есть к чему стремиться, но и на сегодня достигнут такой уровень развития предмета, который позволяет учить детей довольно качественно.

– Опираясь на статистику, которую я веду по учащимся школ города, – продолжает Елена Александровна, – могу сказать, что случаев травмирования детей по их собственной вине за последние пять лет стало меньше процентов на 25–30. Дети стали реже нарушать правила безопасности, грамотнее действовать в опасных ситуациях. Когда в школе или дома у учащихся возникали, например, возгорания, ребята реагировали правильно. Они знают, кого надо поставить в известность и что делать дальше. Кроме того, многие школьники неплохо усвоили приемы оказания первой помощи пострадавшим и не раз спасали жизнь людям. Учитель, не скрывая гордости за своих воспитанников, сыплет примерами, подтверждающими высокую выучку школьников по вопросам ОБЖ.

Матвей Матвеев грамотно привел в чувство человека, извлеченного из воды после утопления. Мария Тюрина с подружкой оказали помощь мужчине с больным сердцем, потерявшему сознание на улице. Анатолий Лысенко профессионально остановил кровотечение и сделал перевязку соседу, которому воткнулся в ногу осколок стекла из рухнувшей оконной рамы.

Яна Соколова, будучи 9-классницей (кстати, призером олимпиады по ОБЖ), умело оказала помощь больному шестилетнему ребенку. У него случился приступ эпилепсии, а взрослые не знали, что делать. Конечно, волновалась и Яна, но быстро собралась и приняла меры, которые нормализовали ситуацию.

Алексей Никитин, учившийся в 10-м классе, находился дома с четырехлетним братом. Вдруг мальчонка подавился котлетой и начал синеть. Алексей в первые секунды растерялся, но потом вспомнил уроки ОБЖ и стал делать так, как учили. В итоге малыш был спасен. Примечательно, что родители, узнав о происшедшем, так и не поняли ценности поступка их старшего сына – дескать, что он сделал особенного? А ведь если бы не его знания, быстрые и четкие действия, младшего ребенка семья могла потерять. Нередко в таких ситуациях взрослые лишь вызывают и ждут скорую помощь, а чем это чревато в условиях дефицита времени, очевидно, объяснять излишне. Но стоит ли винить взрослых за некомпетентность, если они в свое время, в отличие от сегодняшних детей, ОБЖ не изучали, мало осведомлены о видах опасностей и приемах спасения пострадавших?

– Предмет ОБЖ полезен, – подводит итог своим рассуждениям Е.А. Божидомова. – Приведенные примеры говорят о том, что уроки ОБЖ нужны и что учителя ОБЖ работают по-настоящему.

Портрет учителя

– Ну, наверное, так можно сказать не обо всех учителях, – размышляю я.

– Тут не поспоришь, – соглашаются мои собеседники, – не обо всех. Разумеется, есть и такие учителя, которым бы только как-нибудь побыстрее провести урок и уйти. Может быть, их даже половина. Мы собираем пиксели информации для обобщенного портрета современного учителя ОБЖ.

Елена Божидомова начинает с себя.

– По образованию я учитель технологии и предпринимательства, вела уроки труда для девочек. Какой-то период времени работы по специальности не было, и в 2004 году мне предложили вакантную должность учителя ОБЖ. Так как определенный педагогический и жизненный опыт был, решила попробовать. Поначалу справлялась с трудом, но много читала учебной литературы, расспрашивала коллег, присматривалась к их работе. Постепенно стали появляться результаты, накапливался опыт. Сейчас уже есть чему научить детей. В родном Ангарске Елены Александровны, как уже знаем, 40 школ. Из работающих там учителей ОБЖ около трети – мужчины. Все педагоги от 30 лет и выше, совсем молодых практически нет, старшему около 60. В общем, возраст работоспособный. А вот теперь, как говорит сатирик М. Задорнов, наберите в себя побольше воздуха – приготовьтесь услышать самое «смешное»: из 40 человек, работающих на должности «учитель ОБЖ», дипломированных педагогов с такой специальностью в школах города нет – ни одного! Их заменяют бывшие парикмахеры, швеи, архитекторы, строители и пр. Есть, правда, и более близкие по профилю специалисты: учителя биологии, химии, физкультуры, но профессионально подготовленных учителей ОБЖ нет. Иначе сказать, предмет ведут люди случайные.

Елена Александровна Божидомова против такого вывода возражает, говорит с некоторой загадкой, мол, случайные, но… неслучайные. На вопрос, как это понимать, отвечает: эти люди неравнодушные, они нашли себе работу по сердцу и трудятся увлеченно. Спрашиваю, что, все неравнодушные? Вопрос риторический – конечно, не все, но большинство.

Преподавание ОБЖ для них дело новое, и они стараются удержаться в нем, трудятся старательно. Методическое объединение новоиспеченных коллег поддерживает. Если видит, что человек настойчив, ему всячески помогают. Новичок не должен испытывать стресса. Он должен почувствовать, что его работа нужна и ценится – это очень важно. Ситуация успеха необходима не только ребенку, но и учителю. В методобъединении есть разработанные задания, уроки, темы, рабочие программы, календарное планирование. Весь материал дают новенькому, и он быстрее и легче входит в курс дела, погружается в предмет и секреты эффективной педагогической работы.

Актив городского методобъединения учителей ОБЖ – это примерно полтора десятка педагогов, которые просто «пашут». Отсюда и успехи школ города: на олимпиаде регионального уровня из 25 призовых мест Ангарск взял 18!

Не стреляйте в пианиста

Удивительно, но Светлана Волкова тоже стала преподавать предмет случайно, ибо, как сказала ранее, имеет профессию врача. Но почему тогда она вдруг стала учителем ОБЖ? Говорит – судьба. Когда еще работала в больнице, руководство школы предложило вести уроки по медицинской тематике. Волкова согласилась. Ей и самой хотелось рассказать детям о том, к чему приводят их легкомысленные поступки и как оказывать первую помощь пострадавшим. Какое-то время она так и пребывала в двух ипостасях – доктора и по совместительству учителя. Потом по состоянию здоровья вынуждена была уволиться, а когда после долгого перерыва попробовала вернуться на прежнюю должность в больницу, место оказалось занято.

И вновь очень кстати узнало об этом руководство местной школы, попросило Светлану Семеновну поработать преподавателем-организатором ОБЖ – хотя бы временно. Однако, как известно, в мире ничего нет более постоянного, чем временное, и С. Волкова трудится педагогом уже более семи лет. С новыми силами принялась она за частично знакомое дело и поняла наконец, что нашла в нем свое призвание. Вскоре появились и успехи, в числе наиболее значимых то, что в 2014 году стала победителем республиканского конкурса «Учитель года по ОБЖ», вырастила нескольких призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, выступила инициатором многих интересных идей и инициатив, получила предложение возглавить районное методобъединение.

В методобъединение входит 25 учителей. Самый старший работает как раз 25 лет – с того времени, когда появился предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Это Чанышев Явдат Амирович, преподаватель-организатор ОБЖ школы с. Дмитриевка, капитан запаса. Ему 65 лет, но он бодр и энергичен. Дополнительно ведет уроки физкультуры. Дети искренне любят его. Многие воспитанники старейшины сейчас сами обучают школьников. На него по всем параметрам равняются другие учителя.

Процентов 40 педагогов ОБЖ района имеют стаж работы более 15 лет. Как правило, это офицеры запаса Минобороны, МВД или МЧС. Адекватные, интересные личности, умеющие преподнести предмет детям. Текучести кадров среди учителей ОБЖ нет, если кто-то оставляет свою должность, то только в связи с выходом на пенсию. За последние годы двое ушли на заслуженный отдых и один поменял место жительства. Однако вместо них сразу же были приняты новые достойные люди. Все учителя ОБЖ района прошли переподготовку или курсы усовершенствования, а также обучение на базе Учебно-методического центра МЧС (за исключением трех новеньких). Плюс к этому любой имеет возможность заниматься в школе молодого педагога, где наиболее опытные преподаватели дают мастер-классы для начинающих коллег и всех желающих.

Но все ли желают расти и развиваться? Светлана Семеновна рассказывала, как «на заре туманной юности» ездила по районам и городам республики, чтобы поучиться у других. Однажды оказалась на таком уроке, что буквально испытала шок от увиденного: элементарные знания, не отрывая головы от учебника, вымучивал молодой учитель музыки. «Я сидела на задней парте, – говорит Светлана Семеновна, – и мне было так плохо, так жалко детей, себя и того парня!..» Увы, не секрет, что в некоторых школах часы ОБЖ отдают кому угодно, лишь бы отчитаться, что предусмотренный ФГОСом обязательный предмет есть. Вот и ведут его химики, физики, биологи, географы или в нашем случае учитель музыки. Чего тогда удивляться качеству таких уроков или критиковать «учителей на час»? Тут как в известной расхожей фразе: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет».

Калиф на час

Сейчас ситуация такова, что в небольшой школе предмет ОБЖ ведется, как правило, не более 1 часа в неделю – это зависит от классов-комплектов. Взять учителя на полную ставку, «нагрузить» в соответствии с ней там не могут. Поэтому часы ОБЖ разбрасывают по другим предметникам, дают в нагрузку физруку, физику, учителю черчения, труда и др. А для кого-то из них это именно нагрузка – не столько доплата, сколько лишняя забота. Не каждый хочет в этот дополнительный час напрягаться. Как говорится, овчинка выделки не стоит. Ведь чтобы сделать час урока качественным, нужно несколько часов (а то и дней) готовиться к нему. Кто на это пойдет? Но не спешите с выводами – ответственные и влюбленные в предмет педагоги есть!

В Уфимском районе Башкортостана десять малокомплектных школ (филиалов СОШ с числом обучаемых до 90 человек). ОБЖ в них 1 час в неделю – в 8-м классе. Учителя-совместители ведут урок ни шатко ни валко, во всяком случае, говорить о том, что они всеми силами возбуждают к нему интерес детей, не будем. Однако один учитель в тех же обстоятельствах выкладывается по полной программе – по учебной программе и по личной. Это Батталова Оксана Валерьевна – учитель ОБЖ и физкультуры школы д. Волково. У нее двое малолетних детей, что могло бы послужить поводом работать «от сих до сих». Но она очень активна, проводит массу интересных и полезных мероприятий, участвовала даже в организации учебных сборов с учащимися 10-х классов (хотя у нее таковых классов нет!). В районных соревнованиях и конкурсах ее воспитанники по уровню подготовленности не уступают детям из больших школ. Очень жаль, что такие энтузиасты в дефиците...

Вместе с тем встречаются учителя иного склада, так сказать, современной формации. Педагоги старой закалки, рожденные и жившие при «коммунизме», были научены и воспитаны помогать другим. Они бескорыстно делились знаниями, опытом и щедро сеяли разумное, доброе, вечное. У некоторых же молодых педагогов другие взгляды на жизнь: «Я ничего делать не стану, если мне за это не заплатят». Инициативы и творческого огня ждать от них не приходится, они соглашаются выкладываться только за приличное дополнительное вознаграждение. Но педагог – не топ-менеджер банка, это профессия, в основе которой любовь к детям, подвижничество и высоконравственный пример. Воспитание воспитателей – серьезная проблема общества.

Воспитание лучших

В Ангарске, как и повсеместно, одной из значимых мер повышения мотивации педагогов к саморазвитию стал конкурс «Лучший учитель года». Учителя ОБЖ города стараются принять участие в нем – опять же неугомонные, ищущие учителя, желающие получить новые знания и навыки, чтобы самим грамотно действовать в опасной ситуации и научить этому школяров. Им приходится «крутиться», забывать про личное время, заставлять себя сидеть в интернете и библиотеках в поисках материалов, увлекающих и обучающих детей, консультироваться у специалистов МЧС, МВД, Минобороны, Минздрава. Снова подчеркнем, что такие учителя, увы, не все.

По словам Елены Божидомовой, из 40 учителей ОБЖ участвуют в конкурсе человек 10, и это считается очень хорошо. Отметим, что состав «горячей десятки» из года в год меняется мало – кто хочет, тот участвует. Можно сказать иначе: кто не участвует, тот, очевидно, не хочет. Чего не хочет, можно додумывать самому. Тут как в школьных тестах – выберите правильный ответ: излишней популярности, высокой оценки своего труда, дополнительных забот и волнений, публичного обнаружения профессиональных пробелов и пр. Допустим также вариант объективных препятствий участию в конкурсе, скажем, проблем со здоровьем. Но вот традиционных десятерых участников ничто не останавливает. Они упорно работают над собой, представляют новые проекты, выступают с оригинальными уроками и, несомненно, профессионально растут. А организаторы конкурса им в этом помогают, в том числе введением новых форм проверки уровня подготовленности.

На очередном городском конкурсе в качестве жюри для выявления лучшего учителя были определены – не угадаете! – не сотрудники управления образования, МЧС или ГИБДД, а обычные школьники! Точнее, не совсем обычные – победители и призеры олимпиад по ОБЖ. Вот тут и наступил, как говорится, момент истины: какой мерой мерил учитель, такой теперь ему отмеряли его ученики. Учителям предстояло на себе проверить, как выучили и воспитали своих подопечных, какой заложили в них багаж знаний, умений и нравственности.

Надо сказать, ученикам пришлось попереживать не меньше, чем учителям, ибо положение обязывало требовать от взрослых конкурсантов безошибочной работы, а добрые по природе детские души и положение школьников взывали к сочувствию и снисхождению в оценках своих наставников. Тем не менее дети судили и строго, и справедливо.

Работая судьями на этапах конкурса и беспристрастно присуждая учителям штрафные баллы за ошибки, они учились объективности и непредвзятости. К ним приходило осознание того, что во время состязаний школьников их также наказывают штрафами не из-за желания «засудить», а в связи с допущенными оплошностями, за которые жизнь наказывает гораздо строже. Кроме того, приобреталась социальная практика взаимодействия в звене «взрослый – ребенок», что тоже было очень важно. Таким образом, польза от данного конкурса была двойная – и взрослым, и детям.

Учить всем миром

– И все-таки как еще можно добиться, чтобы преподавание ОБЖ становилось более эффективным и результативным, чтобы мы быстрее достигали целей, поставленных 25 лет назад? – интересуюсь у своих собеседников.

– Результаты будут выше, – убеждает Светлана Семеновна Волкова, – если не только преподаватели ОБЖ, но и другие участники образовательного процесса включатся в работу. Если детей будут активнее обучать основам безопасности преподаватели-предметники: физики со своей стороны, биологи со своей, географы со своей и т.д. Это тем более возможно, что предмет ОБЖ представляет собой интеграцию всего того, что изучается в школе, все в нем основательно переплетено. Не стоит делать предмет ОБЖ закрытой территорией, а его преподавание – обязанностью одного-единственного преподавателя. Так времени, выделяемого на ОБЖ, конечно же, не хватит. В отведенные 35 часов в год можно уложиться, если вопросы безопасности будут рассматриваться в рамках всех предметов, если это будет единая установка, единая воспитательная позиция.

– А есть ли такая позиция? Пока приходится слышать о том, что преподаватели-предметники не очень-то жалуют ОБЖ своим добрым расположением. Или этого нет? – высказываю свои сомнения Светлане Семеновне.

– Да, это есть, но не стопроцентно, – говорит она. – Все зависит от конкретного человека, каждой конкретной ситуации. Я как руководитель методического объединения учителей обсуждала данный вопрос с начальником отдела образования района, мы стараемся построить работу так, чтобы учителя разных предметов понимали задачи друг друга и взаимно помогали.

Светлана Семеновна приводит пример. Чтобы все учителя представляли цели и содержание предмета ОБЖ, была задумана игра «Школа безопасности» для работников образования района. В районе 29 образовательных организаций, соответственно, собирается 29 команд. Они, заранее подготовившись, проходят по учебным станциям, где соревнуются в знаниях и навыках по основным разделам предмета ОБЖ. Участники решают ситуационные задачи, оказывают первую помощь пострадавшим, разбирают-собирают автомат, стреляют – в общем, делают то же, что и дети на уроках. После такого мероприятия, насыщенного яркими и положительными эмоциями, учителя-предметники по-другому относятся к ОБЖ, лучше понимают, насколько полезные знания и навыки получают дети при изучении этого предмета, задумываются о том, как дать основы безопасности в рамках своих учебных дисциплин.

Построение образа

– Поставим вопрос несколько иначе: а что мешает или не позволяет предмету ОБЖ приносить большую пользу? – снова пытаюсь докопаться до важного «секрета».

– Что мешает? – переспрашивает Елена Божидомова, слегка задумываясь. – Более всего, наверное, отсутствие необходимого финансирования. Донести до детей учебный материал, не имея хорошей материальной базы, невозможно. Объяснять ребенку на пальцах темы, связанные с безопасностью, во-первых, сложно, во-вторых, малоэффективно, в-третьих, – пещерный век, особенно во время повальной и всеохватной информатизации.

По словам Елены Александровны, интерес к уроку у ребенка появляется только тогда, когда он видит что-то новое, необычное, захватывающее его внимание; когда он представляет ту или иную чрезвычайную ситуацию, а также способы, приемы и средства защиты; когда может потрогать руками соответствующие средства, попробовать ими воспользоваться и на практике убедиться в их надежности и полезности. Именно в этом случае ребенок получает удовлетворение от занятий.

Что необходимо иметь в каждой школе, чтобы преподавать эффективно? Елена Александровна считает, что самый «минимальный минимум» – это компьютер и проектор. Если нет другого оборудования, то на этом хотя бы с помощью видеороликов можно показать, как правильно выполняется та или иная задача. Конечно, лучше иметь тренажеры, например медицинские, чтобы отрабатывать приемы первой помощи пострадавшим. Это наиболее важная и сложная тема, и, чтобы рассчитывать на успешное ее усвоение, обязательно нужна практика работы на тренажерах.

Для рассмотрения проблем защиты населения в условиях химического и радиационного заражения местности желательно иметь различные типы противогазов, защитные противохимические костюмы. Понятно, что пользоваться ими в реальных ЧС обывателю не придется, будут разве что ватно-марлевые повязки. Однако знать существующие средства защиты совсем нелишне.

Елена Александровна перечисляет и комментирует: нужны макеты изучаемого оружия – автоматов и пистолетов; нужны огнетушители… Если ребенок (как и взрослый) не подержит это средство борьбы с огнем в руках, не попробует выдернуть предохранительную чеку и нажать на рычаг запорно-пускового устройства, он вряд ли сможет сделать это в ситуации пожара и повышенного стресса. Тогда читать наклейки с инструкциями будет уже поздно. Но если позволить ребенку выдернуть чеку, нажать на рычаг, показать, как правильно удерживать огнетушитель и направлять струю, а тем более разрешить применить против условного пожара – такой урок запомнится надолго.

В школе у Е. Божидомовой огнетушители для учебных целей есть. Одни ребята принесли из дому – родители отдали, другие получили в качестве награды, победив на олимпиаде. А в принципе эти средства пожаротушения не настолько дорогие, чтобы школа не смогла найти на них деньги. Особенно памятуя о том, что пожар – это опасность, к возникновению которой должны быть готовы все и в любой момент. Есть также медицинский робот-тренажер «Гаврюша», в планах приобрести «Глашу» и «Гошу». В других школах города таких средств обучения нет. Имеются менее удачные, и то далеко не везде.

Городское методическое объединение учителей ОБЖ подталкивает директоров, чтобы они улучшали материальное обеспечение предмета. Вместе с тем что-то оно добывает самостоятельно, благодаря налаженным деловым контактам с различными учреждениями и организациями. Если стало известно, что, например, на каком-то заводе обновляют фонд противогазов, методобъединение просит передать старые образцы ему и затем распределяет их по школам. В воинских частях иногда списывают ОЗК (общевойсковой защитный комплект). Узнав об этом, методобъединение опять же старается выпросить их для школ и, если хватает, делит на всех. Штаб ГОЧС списал приборы химразведки – школы не нарадуются. Но чтобы такая схема работала, надо дружить с различными организациями.

– А вообще, – признается Елена Александровна, – сколько бы мы ни наращивали учебно-материальную базу, постоянно хочется чего-то еще. И предел никогда не наступит.

Потом, после паузы, с ноткой грусти добавляет:

– Хотя, конечно, матбаза нужна не всем. У кого-то все есть, а результатов нет. Кому-то это и не надо, провел урок и «до свиданья»…

Светлана Волкова говорит о том же.

– За 7 лет работы необходимую матбазу я собрала собственными усилиями. Что-то в пожарной части дали, например старые боевки, что-то в воинской. В чем-то директора удалось уговорить, в чем-то на уровне района был решен вопрос. Если ты ищешь, то и находишь, тебе идут навстречу. Но если урок человеку в нагрузку, разве он станет беспокоиться, чтобы достать что-нибудь для материального обеспечения предмета?

Мы снова приходим к тому, что ключевые слова в нашей беседе – «личность учителя». Светлана Семеновна Волкова продолжает:

– Безусловно, все образование – ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗА – зависит от личности учителя. Что учитель в себе несет, то он и дает. Это и культура в целом, и культуа безопасности, и содержание учебного предмета, который читается детям. Невозможно дать другому то, чего у тебя нет. Я не могу дать вам яблоко, если его  не имею. Я не смогу дать ребенку понимание того, как он должен вести себя, если сама не то чтобы не знаю этого, а не буду убеждена в этом, не буду сама соблюдать озвученные правила. Поэтому в первую очередь мы должны повышать уровень собственной культуры. Это касается не только учителей ОБЖ. Когда он вырастет, предмет ОБЖ, думаю, будет уже и не нужен. Однако до совершенства нам очень далеко, поэтому пока будем работать. Следующие 25 лет – точно!

…Как говорится, а легкого пути никто не обещал.