Главная страницаАрхив2016-11 / Сражение интеллектуалов/ Викторина «КВН»: крушения, вулканы, наводнения

Сражение интеллектуалов/ Викторина «КВН»: крушения, вулканы, наводнения

25 Ноября 2016

Нинель Ивлева, к.п.н., преподаватель БЖД и медицины катастроф БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»

В своей педагогической практике большое внимание я уделяю развитию познавательных способностей и эрудиции студентов. Одним из способов достижения высокого результата является проведение викторин. Хотела бы поделиться своим опытом. Полагаю, что мои наработки могут заинтересовать преподавателей других учебных заведений.

 

ЦЕЛИ

Викторина проводится в целях создания условий для интеграции и реализации интеллектуального и творческого потенциала студентов.

ЗАДАЧИ

1. Расширить кругозор студентов, научить их анализировать внеучебный материал.

2. Стимулировать интерес у студентов к изучению проблем безопасности человечества.

3. Систематизировать, обобщить и дополнить информацию о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4. Повысить уровень активности и самостоятельности обучаемых, формировать инициативную личность.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: игровая, развивающая, информационно-коммуникационная.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ: БЖД, ОБЖ, биология, география, литература, изобразительное искусство, история России.

ОСНАЩЕНИЕ: билеты с вопросами для участников и капитанов команд, черный ящик и мультимедийное оборудование.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ: участвуют две команды. Подготавливаются билеты с двумя вопросами по каждой рубрике (по количеству участвующих команд). Команды поочередно отвечают на полученные вопросы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

– 0 баллов – нет ответа или ответ неправильный;

– 1 балл – правильный ответ.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Ведущий объявляет название мероприятия, приветствует жюри и зрителей. Приглашает на сцену команды и их капитанов для участия в викторине.

I. СОСТЯЗАНИЕ КОМАНД

Задания

1. Назовите синонимы
а) урагана  (Ураган – в Атлантическом океане, тайфун – в Тихом океане, циклон – в Индийском океане.)
б) торнадо (Торнадо в Америке, смерч – на европейской территории.)
2. Объясните, в чем состоит отличие
а) оползня от обвала
(Оползень – отделившаяся масса рыхлых пород, медленно и постепенно оползающая по наклонной плоскости, сохраняющая при этом свою монолитность. Оползни возникают на склонах долин или речных берегов, на берегах морей.

Обвал – отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвал сходит стремительно, масса горной породы дробится, перемешивается.)

б) паводка от половодья

(Половодье – это повышение уровня реки, регулярно повторяющееся в одни и те же сезоны, например весной после таяния снегов. Паводок – это резкий и кратковременный подъем уровня воды.

В отличие от половодья паводки могут случаться в любое время года, например летом после дождей.)

3. Предвестники катаклизмов

а) предвестниками какого стихийного бедствия являются следующие признаки: внезапно вода в море отходит от берега на большое расстояние и обнажается дно?

(Цунами.)

б) предвестниками какого стихийного бедствия являются следующие признаки: искрение близко расположенных (но не касающихся) электрических проводов, появление запаха газа в районах, где ранее этого не отмечалось?

(Землетрясение.)

4. Правила поведения при катаклизмах а) при каких стихийных бедствиях надо спрятаться в подвал?

(Ураган, торнадо.)

б) при каких стихийных бедствиях нужно подняться на возвышенность?

(Наводнение, цунами.)

5. Поэзия

а) какое стихийное бедствие в поэме Гомера помешало Одиссею вернуться на остров Итака сразу после Троянской войны?

(Шторм.)

б) кто и от какого стихийного бедствия спасал зайцев в стихотворении Н.А. Некрасова?

(Дед Мазай от половодья.)

6. Занимательная география

а) где расположена самая большая кальдера на Земле и как она называется?

(Йеллоустонская кальдера – вулканическая кальдера в Йеллоустонском национальном парке США.)

б) как называется самый известный в мире разлом земной коры и где он находится?

(Разлом Сан-Андреас в Сан-Франциско, США.)

7. Библейские истории

а) сколько времени шел дождь, который привел к Всемирному потопу, и кто построил ковчег?

(40 суток. Ной.)

б) какие города были уничтожены «огнем и серой» и какое море образовалось вместо них?

(Содом и Гоморра. Мертвое море.)

8. Тайны океанов

а) в каком океане находится Бермудский треугольник?

(В Атлантическом океане, захватывая Саргассово море.)

б) в каком океане находится самое большое огненное кольцо (526 вулканов из 540 известных на Земле)?

(В Тихом океане.)

9. Исторические факты

а) какое всемирно известное бедствие случилось в июне 1908 г. в тайге на территории Сибири?

(Около семи часов утра над территорией бассейна Енисея пролетел большой огненный шар. Полет закончился взрывом над незаселенным районом тайги. Это космическое тело получило название Тунгусский метеорит.)

б) в какую катастрофу попал российский император Александр III со всей семьей в октябре 1888 года?

(В полдень 17 октября 1888 года неподалеку от станции Борки с рельсов сошел поезд, в котором из Ливадии в Петербург следовал российский император Александр III со всей семьей. В результате крушения поезда погибли 23 человека и 19 были ранены, но из царской семьи серьезно никто не пострадал.)

10. Опасная морская фауна

а) какое животное может поразить электрическим зарядом до 300 вольт?

(Большой электрический скат.)

б) как называется морское животное с вкуснейшим мясом, которое при неправильном приготовлении может вызвать смертельное отравление?

(Рыба фугу.)

11. Художественная проза

а) в 1898 году писатель Морган Робертсон написал роман «Бездна», в нем описывалось первое и последнее плавание трансатлантического лайнера, который затонул при столкновении с айсбергом. Как в этом произведении называлось судно и прообразом какого реального парохода он стал?

(Судно называлось «Титан». Но, несмотря на то, что лайнер считался самым надежным кораблем в истории человечества, он затонул при столкновении с айсбергом и унес с собой множество жизней. Он является прообразом парохода «Титаник».)

б) как в фантастических произведениях Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» назывался вымышленный подводный корабль и какое имя было у его капитана?

(Вымышленный подводный корабль назывался «Наутилус», а имя его капитана – Немо.)

12. Животные-помощники

а) еще в XIX веке в Альпах людей, засыпанных снегом, помогали обнаруживать большие сильные собаки, названные в честь высокогорного монастыря, где их разводили. Как называется порода крупных добродушных собак?

(Сенбернар.)

б) наиболее древний из используемых человеком видов воздушной почты. Какая птица использовалась для доставки писем?

(Голубь.)

13. Преданье старины глубокой

а) как назывался легендарный остров с суперцивилизацией, который ушел под воду за одни сутки около 9500 г. до н.э.?

(Атлантида.)

б) на какую территорию Земли 65 млн лет назад упал самый крупный астероид, погубивший, по мнению многих ученых, динозавров?

(На полуостров Юкатан в Мексике.)

14. Признаки опасностей

а) где речка глубже – у выпуклого или вогнутого берега?

(У вогнутого, поскольку у выпуклого берега течение всегда более медленное и глубина меньше из-за песчаных наносов.)

б) какой лед прочнее: прозрачный или мутно-молочного цвета?

(Наиболее прочен прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков, придающих молочный оттенок и делающих лед рыхлым.)

15. В гостях у сказки

а) определить произведение, в котором речь идет о девочке, унесенной ветром, назвать стихийное бедствие и дать его характеристику.

(«Волшебник Изумрудного города», А.М. Волков. Ураган – это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое – до 200 км/ч.)

б) что случилось с Черным морем в произведении К.И. Чуковского «Путаница» и возможно ли такое на самом деле?

(Черное море загорелось. Возможно, если накопится много сероводорода или метана на дне моря.)

16. Мифология

а) назвать древнегреческих богов: грома, огня, морей.

(Зевс, Гефест, Посейдон.)

б) назвать древнеримских богов: грома, огня, морей.

(Юпитер, Вулкан, Нептун.)

17. Загадки

а) отгадайте загадку: «Раскаленная стрела дуб свалила у села».

Назовите поражающие факторы этого явления.

(Молния. Световая, звуковая и тепловая энергии.)

б) отгадайте загадку:

«Кругом вода, а с питьем беда». Сколько человек может прожить без воды при температуре воздуха +28–30 °С?

(Море. Максимум – 7 суток.) 18.

Пословицы

а) продолжите пословицу: «Не зная броду ...»

(Не суйся в воду.)

б) продолжите пословицу: «Нет дыма …»

(Без огня.)

19. Недостающее слово в песне

а) дополнить слово в песне и назвать наиболее частые причины этого явления.

Исполнитель Ирина Аллегрова:

Дождь идет, ты не идешь, но скажу заранее:

«Всем дождям не отменить нашего свидания!»

А потом пусть хоть потоп, знаю без сомнения:

Это даже не любовь, это – ...

(Наводнение. Причины: половодье или паводок.)

б) дополнить слово и назвать причину этого явления.

Исполнитель Нюша:

Не говори, что мы опоздали,

Ты чувствуешь свет между нами.

Мы так хотели, так искали.

Счастье накрыло, как ...

(Цунами. Причина – подводное землетрясение.)

20. Изобразительное искусство

а) внимание на экран. Назовите автора, название картины и стихийное бедствие, которое на ней отражено.

(Иван Константинович Айвазовский «Всемирный потоп». Библейский Всемирный потоп.)

б) внимание на экран. Назовите автора, название картины и стихийное бедствие, которое на ней отражено.

(Карл Павлович Брюллов «Последний день Помпеи». Извержение вулкана Везувий.)

21. Какой предмет находится в черном ящике?

а) это продукт вулканической деятельности, использующейся с косметической целью для удаления ороговевших частичек кожи и мозолей.

(Пемза.)

б) одно из средств сообщения о катастрофе в море до открытия радиосвязи.

(Бутылка с запиской.)

II. БЛИЦ-ТУРНИР КАПИТАНОВ

Капитаны поочередно берут билеты по каждой рубрике и отвечают на них.

Вопросы

1. Природные явления

а) как называется проседание почвы в результате вулканического извержения?

(Кальдера.)

б) как называется свечение, возникающее на острых концах высоких предметов во время грозы или при ее приближении?

(Огни святого Эльма.)

2. Измерительные приборы

а) как называется прибор, который фиксирует движение грунта при землетрясении?

(Сейсмограф.)

б) как называется прибор, применяемый в метеорологии для измерения скорости ветра.

(Анемометр.)

3. Шкала измерений

а) по какой шкале измеряют силу землетрясения в его эпицентре?

(По шкале Рихтера.)

б) по какой шкале измеряют скорость ветра?

(По шкале Бофорта.)

4. Продукты вулканической деятельности

а) как называются камни, вылетающие из жерла вулкана?

(Пирокласты.)

б) как называется вулканическое стекло?

(Обсидиан.)

5. Последствия воздействия молнии а) как называется спекшийся от удара молнии песок?

(Фульгурит.)

б) как называется образовавшийся на теле пострадавшего рисунок от удара молнии?

(Фигура Лихтенберга.)

6. Литература

а) какое природное явление любил Федор Иванович Тютчев и в чем его опасность?

(Грозу в начале мая. Поражение молнией.)

б) какое природное явление в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина воет, как зверь, и плачет, как дитя, и в чем его опасность?

(Буря снежная. Снежные заносы дорог, зданий, линий электропередачи и т.д.)

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Определение победителей. Награждение.

 

Помещенный выше краткий сценарий может послужить основой для составления подобных викторин по другим темам, позволяет варьировать задания в зависимости от поставленных целей и задач внеаудиторного мероприятия.