Главная страницаАрхив2017 #02 / Работа на результат: проигравших нет

Работа на результат: проигравших нет

28 Февраля 2017

Олег Кобылецкий, наш корр.

 

У Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ есть свой неповторимый вкус – это вкус победы. Он известен тем немногим, кто занимал первые места на финальном этапе. На общем фоне таких ребят, ставших сильнейшими из множества других достойных участников, – единицы, они получают заслуженные призы и «путевку» для внеконкурсного прохождения в вузы. А за ними, радуясь успехам своих учеников, скромно стоят преподаватели

Стабильные победы

На сайте Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова» есть такое объявление: «Поздравляем участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и их преподавателя Колесова Александра Викторовича с блестящим выступлением! Это Валиулин Рустам, 9-й «Б» (победитель Всероссийской олимпиады среди 9-х классов); Гальянова Ольга, 9-й «А» (призер); Мымрина Вера, 9-й «Б» (призер); Сафонова Анна, 9-й «А» (призер); Тарасов Вадим, 9-й «А»; Анучкин Георгий, 10-й «Б»; Иванцова Светлана, 10-й «А»; Калашник Софья, 10-й «А»; Червяков Дмитрий, 10-й «Б» (призер); Васильев Леонид, 11-й «Б»; Шустов Никита, 11-й «Б» (призер). Москва гордится вами. Школа вас любит!» Речь идет о прошлой Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ (о результатах нынешней, которая продолжается сейчас, говорить пока рано).

Те, кто имеет слабое представление о школьных олимпиадах, вряд ли найдут в этом коротеньком объявлении что-то особенное: чему, мол, удивляться? Конечно, приятно, почетно для тех, кого чествуют, но в столице много школ, и в каждой есть свои достижения. В то же время люди, знакомые со школьным олимпиадным движением, тут же сделают элементарный подсчет: из одиннадцати финалистов один стал победителем, а пять человек – призерами. При том, что даже стать финалистом, то есть дойти до всероссийского этапа, уже является достижением, ведь для этого нужно одержать победы на муниципальном и региональном уровнях. Понятно, что такой успех не может быть случайным, это говорит о серьезной работе преподавателя на результат. Но удивление растет, когда узнаешь, что в данной школе такие достижения ребята показывают уже на протяжении нескольких лет!

Многое, если не все, объясняется личностью педагога. Начнем с того, что Александр Колесов, чей педагогический стаж насчитывает около двадцати лет, является почетным работником образования столицы.

Разумеется, о своих заслугах он при нашем знакомстве не сказал ни слова, это выяснилось позже, при общении с его коллегами. Результаты, которые из года в год показывают ученики Колесова, в самом деле удивительны, если не сказать больше.

А вот что говорит по этому поводу сам Александр Викторович, отвечая на мой вопрос о том, сколько он вырастил победителей и призеров олимпиады:

– За последние три года у нас в среднем ежегодно не менее десяти-двенадцати человек стабильно становятся победителями и призерами на региональном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ среди школьников. А на заключительном, всероссийском этапе у меня за эти три года подготовлены один победитель, Рустам Валиулин, и одиннадцать призеров.

Стабильные успехи на протяжении нескольких лет однозначно свидетельствуют о сложившейся эффективной системе подготовки. Забегая вперед, я бы назвал это своего рода системой «запланированной победы». Не поймите неправильно: имеется в виду то, что педагог в течение нескольких лет (подчеркну, не месяцев, а лет) готовит ученика к победе на олимпиаде, доводя его до такого уровня подготовки, когда он практически может выполнять все, что необходимо, и вероятность успеха на олимпиаде необычайно высока. Но об этом подробнее скажем дальше. То, что это действительно незаурядный педагог, мне стало понятно еще при первом знакомстве с Александром Колесовым. В школе, где он преподает, проходил муниципальный этап нынешней Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, а я пришел туда не только как представитель прессы, но и в качестве общественного наблюдателя. Там и был представлен Александру Викторовичу как главному организатору этапа в Северо-Восточном административном округе города Москвы.

Оказалось, он является организатором этого этапа уже четвертый год подряд и весь этот олимпиадный процесс муниципального уровня бурлит на базе их школы. С одной стороны, почетно, с другой – очень хлопотно. «Честно говоря, устал, это требует очень много сил», – признался педагог потом, когда школа опустела после «сумасшедшего» соревновательного дня. В то же время никаких «дивидендов» самому организатору это дело не дает, кроме головной боли. Но для Колесова, как я потом убедился не раз, в ходе дальнейшего знакомства, хорошо все то, что полезно детям, – это можно назвать его жизненным кредо.

Школа «Горностая»

Педагогический стаж у Александра Викторовича идет с 1998 года, когда он, офицер запаса, стал преподавателем ОБЖ в этой же, теперь родной для него школе № 1449. Можно сказать, вся учительская судьба с ней связана: четырьмя годами раньше, до того, как стал педагогом, еще служа в армии, уже занимался с детьми: ходил с ними в походы, учил выживанию и другим полезным вещам. Благо опыт в этом деле огромный, по сути – вся его сознательная жизнь. Туризмом и альпинизмом Александр начал заниматься с детства и с тех пор занимается, не прекращая, по сей день. Многое в этом плане дала и офицерская служба, которая тоже была связана с вопросами выживания в экстремальных ситуациях. Теперь вот уже больше двадцати лет, начиная с 1994 года, все эти навыки он передает детям. В 1998 году Александр Колесов основал в школе экспедиционный клуб «Горностай».

– Каждый год ходим в походы, очень серьезные, как равнинные, так и горные, – рассказывает он. – «Облазили» уже самые разные уголки, от Подмосковья до Байкала. На Большом Кавказском хребте, к примеру, мы ходим регулярно. Через «Горностай» прошло не одной поколение детей. Наработан солидный опыт походов, появилось необходимое снаряжение.

Все дети, которые участвуют в олимпиадах, занимаются в клубе. Отсюда и их практические возможности, которые даже не снились тем, кто не бывал в сложных горных и равнинных походах. Как заметил Александр, походы – это вообще отдельная тема, те, кто в них ходит, практически могут все: и переносить высокие физические нагрузки, и выживать, и оказывать помощь, и лазить по скалам, а также многое другое. Но эта тема, конечно же, неразрывно связана с основами безопасности жизнедеятельности, особенно с главной частью этой науки, необходимой для жизни, – практикой.

«Главное – не спортивные достижения, а то, что дети проводят свободное время не на улице, занимаются туризмом и скалолазанием, осваивают навыки безопасности, учатся выживать в любых условиях», – говорит педагог.

Причем все это бесплатно, начиная с младшего возраста. Во время одной из наших с Колесовым бесед отец привел записывать в экспедиционный клуб «Горностай» дочьвтороклассницу. На вопрос заботливого папы, что нужно для занятий и какова оплата, Александр в двух словах пояснил: «Главное, что у ребенка есть желание, этого достаточно. Занятия два раза в неделю, платить ничего не надо. Все снаряжение у нас есть, от вас только – приводить ребенка в спортивной одежде по сезону. И можете сказать другим родителям, чьи дети хотят заниматься, чтобы приводили их». Идея создания экспедиционного клуба пришла не сама по себе, а от осознания жизненной необходимости учить детей практическим навыкам. Александр вспоминает, что в те годы, когда он стал преподавателем ОБЖ, предмет был «чисто теоретический, мало связанный с реалиями жизни».

– Пришло понимание того, что у детей почти полностью отсутствуют практические навыки безопасности и спасения, – вспоминает Колесов. – Они не готовы в случае какой-то критической ситуации спастись сами или спасти другого человека, сделать что-то самостоятельно, теряются. А в классе этому не научишь. Поэтому и стали с ними заниматься в рамках программ «Школы безопасности» и «Юного спасателя», где уже в те годы был большой практический пласт деятельности. Изучалось все необходимое: навыки безопасности, выживание, медицина, пожарно-прикладной спорт, спортивные тренировки и так далее. Все это, когда я начал работать педагогом ОБЖ, стало практической частью внеклассной работы. Тогда же и был основан экспедиционный клуб «Горностай», который стал главной нашей школьной базой для привития детям практических навыков.

С дальним прицелом

Уроки ОБЖ, которые Колесов ведет со всеми старшеклассниками в школе (8, 10 и 11-й классы) по плану проходят раз в неделю, на них, конечно, нужно много времени и сил. Хотя Александр замечает, что это вполне посильная нагрузка, несмотря на то, что общее количество старшеклассников составляет до трехсот человек. Более того, педагог убежден, что занятия по ОБЖ желательно ввести и в программу 9-го класса, чтобы не было годичного разрыва, ничем не оправданного. Ведь знания и навыки нуждаются в стабильном наращивании, долгие перерывы ведут к тому, что многое приходится изучать заново.

Львиная доля сил уходит на внеклассную работу с детьми по ОБЖ, подготовку их к олимпиадам, практические занятия, походы, тренировки, то есть на все то, что приучает их, как говорит сам педагог, к «здоровому, безопасному и спортивному образу жизни».

В олимпиадах по ОБЖ Александр Колесов участвует с 2009 года – именно тогда была проведена первая из них.

– Сначала все делалось в экспериментальном режиме, никто еще определенно не мог сказать, какими будут олимпиады в дальнейшем, для этого нужен был опыт, – рассказывает учитель. – Но изначально они состояли из теоретической части и практики. Я начинал работать с первой олимпиады, тогда еще не очень активно: больше присматривался, анализировал, искал, на чем сделать акценты в подготовке. Уже тогда было желание добиться высоких результатов, главное – поставить цель. Как у десантников: задача поставлена, а значит, она должна быть выполнена в любом случае!

Был сделан упор на долговременную систематическую подготовку: он стал отбирать детей, начиная со второго класса, учить их азам, присматриваться к способностям каждого. Надо сказать, всем детям без исключения, кто занимается у него в «Горностае», это дает большую практическую пользу, но есть одна особенность: самые способные, если они сами желают того, начинают целенаправленно готовиться к достижению высших показателей на олимпиаде. И готовиться, еще раз подчеркнем, годами. За те четыре года, в течение которых Александр Викторович занимается серьезной работой на результат, у него выработалась четкая системная программа подготовки.

– С самого начала нужно обращать внимание на индивидуальную заинтересованность ребенка, – делится опытом педагог. – Рассматривать его как личность: к чему он тяготеет, что лучше знает, чем увлечен. Соответственно, с каждым работать индивидуально, обращая при этом внимание на психологическую подготовку, о ней особо скажу чуть позже. Примерно со второго по седьмой класс работаю с ними в игровой манере, постепенно усложняя задачи. С каждым шагом игра превращается в серьезную практику, аналогичную той, которую выполняют профессиональные спасатели. Ученики постепенно доводятся до высокого уровня: оказание первой помощи, спасение людей в разных ситуациях и т.д. Одновременно, годами, тщательно изучаются теоретические вопросы ОБЖ. В чем выигрыш такого подхода? В том, что постепенно у детей появляются устойчивые навыки безопасности, выживания и спасения: у кого-то сначала получается, у кого-то нет, но потом раз за разом, из тренировки в тренировку, нарабатывается. Другими словами, успех закономерен, потому что они с малых лет этим занимаются: сначала, например, правила противопожарной безопасности в игровой форме изучают, ориентирование, в автономное выживание начинают играть, взрослеют дальше – и уже регулярно отрабатывают спасательные навыки до устойчивого уровня, тренируясь каждую неделю. В итоге они к восьмому классу готовы к выполнению практических заданий в полном объеме, на достаточно высоком уровне. Причем результаты последних олимпиад показывают, что восьмиклассники процентов на девяносто знают и выполняют задания десятого и даже одиннадцатого классов. Во время подготовки детей разных возрастов я всегда отдаю предпочтение игровой форме, чтобы человек был увлечен заданием. На практике это выглядит примерно так: берется конкретная ситуация, угрожающая жизни или здоровью, например, на бытовом уровне, и начинаем совместно искать наиболее оптимальные варианты ее безопасного разрешения: мысль у всех работает. На этапе непосредственной подготовки к олимпиаде прошедшие отбор ребята занимаются по четыре раза в неделю, потом выезжают на подготовительные сборы. В этом году они будут проходить (разумеется, бесплатно для участников) в Рязанской области, на базе турбазы «Серебряные пруды».

При такой подготовке неизбежно возникает ситуация естественного отбора. «Как правило, отсев составляет примерно 45–50% из тех, кого я отобрал для долговременной подготовки, – говорит Александр Колесов. – Это вполне нормальная селекция, выдерживают не все. Но и эти ребята, что уходят с «олимпийской дистанции», не остаются в проигрые – они успевают получить всестороннюю практику. Кто увлекся, продолжает заниматься. Я этому только рад, моя цель не рекорды, а то, чтобы как можно больше детей овладели навыками безопасности, выживания и спасения. Все эти ребята ходят в походы и умеют побороться за свою и чужую жизнь».

Именно такой подход и дает результат. Во время олимпиады Александр Викторович познакомил меня с одним из пяти ризеров Всероссийской олимпиады по ОБЖ прошлого года – десятиклассницей Анной Сафоновой. Педагог начал готовить ее к будущим победам начиная со второго класса. Кстати, также упомянутый выше (в объявлении на школьном сайте) победитель прошлой Всероссийской олимпиады Рустам Валиулин пришел в олимпиадное движение в пятом классе (к сожалению, с ним не удалось встретиться).

В лице Ани Сафоновой я увидел перед собой жизнерадостную, увлеченную, великолепно обученную в плане основ безопасности жизнедеятельности десятиклассницу, знающую, чего она хочет от жизни, и умеющую добиваться поставленных перед собой целей. Аня со второго класса занимается туризмом в клубе «Горностай», является постоянной участницей походов. Она рассказывала, что их туристическая команда во главе с учителем Александром Колесовым побывала в разных местах, совершала сложные походы по горам и равнинным местностям.

Как и другие члены клуба «Горностай», занимается скалолазанием, тренировки проходят в Москве, на скалодроме. Регулярно ездит на сборы в рамках подготовки к олимпиадам: говорит, что там всегда красивая природа и интересная программа, а интенсивные практические занятия сочетаются с активным отдыхом. Как и все призеры Всероссийской олимпиады, согласно действующим правилам, Аня Сафонова будет вновь бороться за первенство в финальном всероссийском этапе, причем независимо от показанных на региональном уровне результатов.

На вопрос, что дает ей лично олимпиадное движение, Аня ответила, что прежде всего навыки по безопасности и выживанию, которые необходимы в дальнейшей жизни, и отличную медицинскую подготовку – это важно для нее, желающей стать врачом. Призовое место на Всероссийской олимпиаде по ОБЖ дает ей право внеконкурсного поступления в высшее учебное заведение на бюджетный факультет. О своем преподавателе Александре Викторовиче она отзывалась с большим уважением.

Многие предшественники Ани Сафоновой, занявшие призовые места на олимпиадах по ОБЖ, теперь учатся в таких вузах, как Российский университет дружбы народов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, в Академии гражданской защиты МЧС России и других.

Кстати, учится Аня в классе медицинского профиля – в школе, как выяснилось, есть разные классы по специализации (гуманитарные, математические и т.д.), что является еще одним несомненным достоинством этого общеобразовательного заведения.

Наблюдая за тем, как Сафонова оказывает первую помощь на практическом этапе олимпиады, я был, откровенно говоря, поражен – никогда еще не видел, чтобы школьница так хладнокровно, уверенно, отработанными движениями и без единой ошибки оказывала первую помощь условно пострадавшему. Кроме того, на олимпиаде она давала советы другим, как бывалый эксперт. «Ошибки в оказании первой помощи недопустимы, потому что они могут стоить человеку жизни, если хоть что-то сделать неправильно, – сказала мне Анна. – Мы отрабатываем эти навыки до автоматизма».

Уроки ценою в жизнь

Из моих учеников ежегодно не менее двух-трех человек, ставших призерами и победителями регионального и всероссийского этапов олимпиады, поступают в Академию гражданской защиты МЧС России, медицинские и другие вузы на бюджетный факультет, – сказал Александр Колесов, отвечая на мой вопрос о льготах для «олимпийцев». – Плюс к тому же многие после окончания девятого класса идут в пожарно-спасательный колледж МЧС России, он тоже пользуется повышенным спросом. Но вообще-то я не считаю главным итогом эти «дивиденды» при поступлении. Основное для меня как педагога – это популяризация безопасного образа жизни и то, что за своих учеников я могу быть более-менее спокойным – они знают, что и как надо делать в ситуациях угрозы жизни и здоровью.

Один из основных девизов олимпиадного движения гласит: «В олимпиадах есть победители, но нет проигравших». Именно это Александр Викторович считает самым главным – чтобы как можно больше детей были готовы к опасным жизненным ситуациям в будущем. Он отмечает, что количество участников становится больше каждый год: «Если в первых олимпиадах мы начинали со ста – трехсот участников, то теперь, в последние три года, участвует по пятьсот – шестьсот школьников. И это не предел». Что и говорить, чем шире олимпиадное движение, тем больше в стране здоровой, активной и не теряющейся в любых ситуациях молодежи. А начинается все, конечно, с обычных уроков ОБЖ, внеклассной работы, походов в леса и горы.

Александр Колесов отмечает еще один важный момент, говоря о том, что стало лучше в олимпиадном движении за минувшие годы: уровень подготовки участников заметно выравнивается. «Дети потихоньку становятся более подготовленными, – говорит он. – Если раньше, когда проводились первые олимпиады по ОБЖ, имела место резкая разница в результатах разных школьных команд, то теперь нет столь явного провала. Видно, что подготовка учеников стала лучше. Почему? Потому что в школах начали наконец этим заниматься в последние два-три года, более серьезно относиться к обучению детей основам безопасности жизнедеятельности».

В то же время он далек от того, чтобы идеализировать картину. Действительность еще далека от желаемого, в чем я, собственно, лично убедился на олимпиаде. Например, в действиях ряда школьников на практическом этапе, как говорится, невооруженным глазом были видны существенные ошибки, особенно в оказании первой помощи условно пострадавшему. Заметно было, что многим детям не хватает тренажерной практики – видимо, не во всех школах есть роботы-тренажеры.

Здесь же, во время практического этапа, я услышал квалифицированное мнение опытного преподавателя о том, что уровень подготовки примерно около пятидесяти процентов участников оставляет желать лучшего, «олимпийским» его не назовешь. Больше всего опять же это проявлялось в процессе выполнения практических заданий. Конечно, это было внешнее впечатление, так как итоги подводятся потом, спустя время после очередного этапа олимпиады. Но тем не менее опытный глаз подмечает ошибки сразу, для этого ему не нужно подведение итогов…

В чем причины слабой подготовки ряда участников? Разумеется, это вопрос не к Александру Колесову, у которого, как уже говорилось, с этим делом все обстоит серьезно. Вопрос, скорее, к тем преподавателем, ученики которых допускают ошибки. Ладно еще на олимпиаде. А если в реальной жизни? Тогда первая помощь для кого-то может оказаться последней…

Но продолжим разговор о методике преподавания ОБЖ. Как упоминалось, о психологической подготовке скажем особо – ее Александр Викторович считает главным условием успеха. Ученик может быть хорошо подготовлен, но при этом не быть готовым к внезапному изменению ситуации, к срыву. В то же время он должен, невзирая ни на что, идти до конца: срыв на каком-то задании еще не означает проигрыша. Вот почему особый психологический настрой имеет решающее значение. Для этого Александр Колесов использует один из своих испытанных приемов  – ставит ученика в так называемую ситуацию срыва.

– Это намеренное создание ситуации некомфортности, провала, психологического стресса, чтобы подготовить ученика действовать по наихудшему варианту, приучить его не теряться и немедленно искать правильный выход, – объясняет он. – То есть времени у него в обрез, а выполнить задание можно только ценой безошибочного действия. Например, возьмем действия с роботом-тренажером «Гошей»: при переломе шестого ребра он условно умирает. Я сам «ломаю» пять ребер и даю ученику его откачивать, чтобы у него был только один шанс. Если он допускает перелом шестого ребра, то это провал задания. Он должен действовать абсолютно хладнокровно и безошибочно – это достигается как раз такими тренировками. Или, к примеру, роботтренажер «Гаврюша». Его можно легко откачать на первой секунде, а тяжелее всего извлечь инородное тело на сороковой секунде. Я заранее ставлю тренажер, например, на сороковую секунду и даю действовать ученику: у него остаются мгновения на правильные действия. Таких примеров можно привести много. Суть в них одна: ученик заранее ставится в наихудшую ситуацию, которую только можно создать, учится не теряться и находить выход. Кстати, это имеет значение не только для подготовки к олимпиаде. Я добиваюсь большего – того, чтобы они своими безошибочными действиями смогли в реальной ситуации спасти жизнь человеку.

И такие ситуации могут произойти в любой момент и с кем угодно, от них не застрахован никто. Классическим примером того, чего стоят полученные навыки спасения, стал недавний случай в школе. Дмитрий Червяков, дважды призер всероссийского этапа олимпиады (9-го и 10-го классов), и Георгий Анучкин, финалист Всероссийской олимпиады, спасли жизнь своей однокласснице. Прямо на уроке у нее случился приступ эпилепсии, жизнь решали секунды. Скорая вряд успела бы вовремя оказать помощь, потому что действовать нужно было немедленно, не теряя ни мгновения. И ребята квалифицированно оказали помощь девочке.

– Что здесь самое главное? – говорит Александр Колесов. – То, что они не растерялись в этой ситуации, совершенно внезапной, вспомнили, чему их учили. Кроме них, никто толком не знал, что делать, растерялись все, в том числе и учительница, – это естественно, к такому повороту нужно быть подготовленным. Дима и Гоша отреагировали мгновенно и не совершили ни единой ошибки. Они не просто спасли жизнь девочке, но и своими грамотными действиями снизили возможные пагубные последствия для организма, и для нее все прошло без потерь в здоровье. Вот это я и считаю высшим достижением – не призовые места на олимпиаде, не медали, а именно умение на практике применить свои знания. Хотя, с другой стороны, без полного курса подготовки к олимпиаде у ребят не было бы той уверенности и тех устойчивых навыков, которые они проявили, как и психологической готовности. Для моих «олимпийцев» это высшая реальная оценка подготовленности, а для меня – еще одно подтверждение тому, что акценты в подготовке расставлены правильно. «Кстати, Дима Червяков и Гоша Анучкин решили поступать в Академию гражданской защиты МЧС России, на командно-инженерный факультет. Успехи на олимпиаде по ОБЖ дают им право гарантированного поступления», – добавил Александр Викторович.

Несомненно, из них получатся достойные профессиональные кадры. Как и те из бывших учеников Александра Колесова, прошедших «олимпийскую» подготовку и добившихся успехов на олимпиаде по ОБЖ, кто уже поступил в вузы. Например, Альбина Яфизова и Олег Маханьков, обучающиеся в Академии гражданской защиты МЧС России, Регина Зайнутдинова – студентка Российского университета дружбы народов.

Имен можно назвать немало.

Но несравненно больше тех, кто прошел подготовку под руководством Александра Колесова, пусть даже не добившись призовых мест или вообще не став участником олимпиады. А это уже заслуга серьезнее, чем победы на соревнованиях. Ежегодно он набирает младшеклассников в экспедиционный клуб «Горностай» и, шаг за шагом, годами дает им всесторонние знания и навыки в плане безопасности и спасения. Причем с практической отработкой навыков до такого уровня, чтобы они в полной мере могли действовать самостоятельно. Сотни учеников, которых Александр Викторович подготовил за время своей работы преподавателем, теперь способны грамотно действовать в критических ситуациях. Даже если такое умение пригодится лишь однажды, оно может стоить жизни – своей или окружающих.