Главная страницаАрхив2017 #05 / Новая система преподавания ОБЖ

Новая система преподавания ОБЖ

31 Мая 2017

Первые учебники по основам безопасности жизнедеятельности в нашей стране увидели свет двадцать лет тому назад. За это время сложилось несколько линий их изданий, которые многократно дорабатывались, переиздавались, дополнялись соответствующими методическими материалами. Однако в своей содержательной основе, в своем тематическом наборе они продолжали оставаться прежними, в целом соответствующими задачам, стоящим перед учебным предметом. Тем не менее жизнь меняется стремительно, и, на взгляд многих опытных педагогов, сегодня назрела необходимость не только в разработке новых учебников по ОБЖ, но и в целом в изменении системы преподавания этой жизненно важной для учащихся дисциплины.


Татьяна Карулина, кандидат философских наук, доцент.

Валентина Мапельман, доктор философских наук, профессор.

Московский городской педагогический университет

Что имеем сегодня

Чтобы понять, почему нужны изменения, сначала обратимся к существующим учебникам по ОБЖ и назревшим проблемам в области преподавания данного предмета, которые мы имеем на сегодняшний день. Если кратко сформулировать содержательные особенности, которые должны быть характерны для нынешних учебников, то необходимо выделить следующие:

– подготовка учащихся к жизни в социуме, к реализации их прав и обязанностей с учетом индивидуальных возрастных, познавательных, гражданских и физических возможностей;

– выработка и закрепление навыков безопасного для окружающих и для себя самих поведения с учетом насыщенности современного мира рисками, угрозами, опасностями, нередко доходящими до стадии чрезвычайных ситуаций;

– формирование морально-нравственных и интеллектуальных личностных качеств, защитных функций, необходимых для жизни и деятельности человека;

– развитие устойчивого стремления к жизни и деятельности в культурной, здоровой, безопасной социально-природной среде.

Комплексное решение подобных задач под силу только дисциплинам базового уровня, но именно к таким и относится ОБЖ. Они являются системообразующей дисциплиной, имеющей метапредметное содержание,  которое реализуется через упорядоченность взаимосвязанных навыков и умений, поддержанную синхронным и согласованным изучением всех других учебных дисциплин. При этом едва ли кто-либо будет отрицать необходимость формирования, развития и постоянного, на протяжении всей жизни человека, обновления навыков безопасного существования. Именно поэтому важно как можно раньше, с детства, научиться вырабатывать и поддерживать их самостоятельно. При этом необходимо помнить, что безопасность жизнедеятельности не может быть ограничена охраной труда или техникой безопасности, она не должна быть сосредоточена лишь на заботе о здоровом образе жизни или поведении в ходе террористических актов.

Проблемы без решений

За двадцать пять лет обучения основам безопасности жизнедеятельности в нашей стране не только был наработан серьезный педагогический опыт, но и сложился комплекс проблем, нуждающихся в оперативном решении.

Во-первых, это непрекращающиеся попытки включить дисциплину ОБЖ в какую-либо предметную область в качестве дополнения. В свое время она входила в состав естественно-научных предметов. Однако так как подобным образом ОБЖ квалифицированы быть не могут, то их в настоящее время в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования сгруппировали с физической культурой, а во ФГОС среднего (полного) общего образования добавили к ним еще и экологию.

Во-вторых, основной объем материала по основам безопасности жизнедеятельности сориентирован на теоретическое изложение с аудио- или видеосопровождением. Практиче ски все предложения о пополнении, расширении и совершенствовании тематики дисциплины, идущие от Минобрнауки РФ и других организаций, связаны с расширением объема знаний, а не с выработкой жизненно необходимых учащимся навыков и умений.

В-третьих, степень сформированности соответствующих компетенций в курсе ОБЖ является, как ни в какой другой учебной дисциплине, показателем эффективности ее освоения. При этом реально учитель обладает крайне ограниченными, если не сказать мизерными, возможностями (в том числе и материальными) для осуществления систематических полнокровных практических занятий по ОБЖ.

В-четвертых, на сегодняшний день в образовании доминируют представления индустриальной эпохи (технократический подход), в соответствии с которыми учащиеся нацеливаются не на выработку навыков и умений, а на овладение компетенциями, позволяющими в дальнейшем разрабатывать «полезные» технологии по преобразованию окружающей среды.

В-пятых, в основном как в учебно-методической литературе, так и в учебном процессе педагогам предлагается сконцентрировать внимание учащихся на чрезвычайных ситуациях и иных видах крайнего обострения социальных отношений и связей. Конечно, это выигрышные и впечатляющие сюжеты. Однако если дело дошло до подобной стадии, то можно сделать вывод, что учитель ОБЖ своих основных функций явно не выполнил. Предотвращение опасных ситуаций, их недопущение, предупреждение, ослабление, на худой конец, подготовка к подобным состояниям и должны стать основными задачами работы учителя ОБЖ и содержанием методических материалов. Как правило, вспоминать о безопасности в ходе уже происходящих драматических событий либо в процессе оценки их последствий уже поздно.

В-шестых, продолжается целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности. К сожалению, она нашла свою массовую поддержку и среди учителей средних школ. Обращает на себя внимание тот факт, что «довесок» ОБЖ рекомендуется для физики, химии, биологии, психологии семейной жизни, информатики, физкультуры, технологии (школьный труд и домоводство). При этом складывается впечатление, что проблемы безопасности совершенно не касаются содержательного наполнения гуманитарных дисциплин.

В-седьмых, далеко не во всех школах основы безопасности жизнедеятельности преподают непрерывно с 5-го по 11-й класс. Распространенным является вариант, когда в младшей школе изучают «Окружающий мир», а затем до 9-го класса ОБЖ то возникает, то пропадает в недрах других (естественно-научных) предметов. В 10–11-х классах почти все внимание дисциплины сосредотачивается на основах военной службы, оказании первой помощи, «разбавленных» здоровым образом жизни.

В-восьмых, наблюдается устойчивая и весьма тревожная тенденция к сворачиванию в педагогических вузах целенаправленной подготовки учителей по основам безопасности жизнедеятельности. При этом бросается в глаза тот факт, что лишь незначительное число существующих учебников, пособий, методических рекомендаций по ОБЖ были созданы учителямипрактиками.

Самое важное – не преподается!

В то же время значение учебной литературы в обучении сложно переоценить. Именно в ней находит отражение содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, должны выбирать учебники из числа изданий, входящих в федеральный перечень. Кроме учебников, существуют согласованные с учебниками учебные пособия: хрестоматии, сборники задач и упражнений, рабочие тетради, карты и атласы.

И вот весь этот арсенал средств, направленный на освоение дисциплины ОБЖ, функционирует в течение длительного времени по одной схеме.

Возможно, это прозвучит неожиданно, но самая богатая и разнообразная проблематика курса реализуется в начальной и младшей школе: безопасность на дороге, природные опасности, опасности в быту, криминальные опасности, здоровый образ жизни, первая помощь. Отличительной чертой цикла ОБЖ на всем протяжении его изучения является неизменная сохранность и наибольшая представительность всего двух тем «Здоровый образ жизни» и «Первая помощь». Все остальные темы то включаются, то изымаются из курса, то обозначаются эпизодически. В 6-м и 7-м классах эти две сквозные темы дополняются природными опасностями и террористическими угрозами. В 8-м классе с ними соседствуют только техногенные опасности. В 9-м классе они сосуществуют с вновь появившимися криминальными опасностями и сведениями о работе МЧС России. В 10-м классе к ним удается пробиться фрагментарным сведениям вновь по техногенным и природным опасностям, а также материалам по гражданской обороне. А вот в 11-м классе, кроме этих «хронически» присутствующих в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» двух тем, основное внимание сосредоточено на основах военной службы, которые начинают излагать еще в 10-м классе.

Удивительно, но опасности социального характера, имеющие принципиальное значение для будущего гражданина страны и члена общества, в систематизированном и полном виде фактически в этой дисциплине вообще нигде школьникам не преподаются!

Предлагаемый вариант

Мы выносим на обсуждение всех заинтересованных лиц свой вариант целостной организации изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе, который хотели бы реализовать в дальнейшем в серии учебно-методических пособий. Приглашаем всех к сотрудничеству и сотворчеству. Весь процесс освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» считаем целесообразным разбить на четыре этапа: начальная школа, 5–7-е классы, 8–9-е классы, 10–11-е классы.

В рамках ее реализации выделяемтри сквозные предметные линии:

1-я линия – опасные ситуации природного характера;

2-я линия – опасные ситуации техногенного характера;

3-я линия – опасные ситуации социального характера.

При описании этих предметных линий важно придерживаться ряда правил.

Во-первых, поддерживать тематическую преемственную связь с предметно-научным «окружением» ОБЖ, что должно найти свое отражение в учебно-методических комплексах, создаваемых учителями, и учитываться учащимися.

Во-вторых, сформулировать пополняющийся от этапа к этапу набор ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений. Этот материал формируется учителями – авторами учебно-методических комплексов (УМК), используется разработчиками проверочных заданий и должен быть доступным для учащихся.

В-третьих, прописать характеристики обобщенных планируемых результатов освоения дисциплины ОБЖ с учетом предметных линий и этапов освоения, важных как для авторов УМК, учителей и учащихся, так и для разработчиков проверочных заданий.

Каждая предметная линия прописывается с учетом всех четырех этапов. Точно так же как и каждая из них реализуется в сочетании с двумя другими предметными линиями и с учетом возможностей параллельно изучаемых дисциплин. Вопросы (примеры, отсылки, дискуссионные ситуации и т.п.), связанные с ними, согласуются с преподавателями-предметниками. Проблематика каждой линии остается стабильной на протяжении всего изучения предмета, усложняясь и пополняясь с каждым учебным годом отдельными темами, позволяя вспомнить и закрепить ранее пройденный материал, проверить устойчивость («выживаемость») знаний и сохранность навыков. Материал по всем трем содержательным предметным линиям целесообразно соотнести между собой в определенном процентном отношении: «Опасные ситуации природного характера» – 25%, «Опасные ситуации техногенного характера» – 25%, «Опасные ситуации социального характера» – 50%. При этом предлагается уделять 1/3 учебного времени передаче теоретических знаний, а 2/3 – выработке практических навыков и умений.

Описание образовательных результатов мы посчитали возможным сгруппировать в три раздела: освоение знаний, выработка навыков, использование знаний и навыков в практических ситуациях.

Самым компактным должен быть первый раздел, так как усвоение знаний вполне по силам осуществлять учащимся не столько на уроке, сколько в процессе самостоятельной работы.

Самым емким должен быть раздел, связанный с выработкой навыков, которая будет осуществляться как в процессе практической части урока, так и в ходе внеклассных занятий. Самым показательным должен стать раздел, связанный с использованием знаний и навыков в практических ситуациях. Именно его данные должны стать основанием для оценки степени освоения материала дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В связи с этим проверочные задания и планируемые результаты должны соответствовать ряду требований. Вот основные из них:

– все проверочные задания должны носить ситуационный или прикладной характер;

– они могут представлять собой описание неоднозначной ситуации с предложением по ее разрешению или модель опасных обстоятельств с поиском выхода из них на основе выбора «меньшего зла», с обязательной аргументацией избранного поведения;

– проверка может осуществляться в ходе игры, конкурса, соревнования, фестиваля, конференции, практики с заранее прописанным сценарием; основанием для подведения итога могут стать результаты работы в кружках, секциях, центрах, полевых лагерях, учреждениях дополнительного образования, в общественных движениях, добровольных обществах;

– при вынесении оценок и подведении итогов освоения материала по дисциплине ОБЖ использование компьютерных технологий необходимо жестко лимитировать или ограничить;

– должны быть предусмотрены возможности для самостоятельной подготовки, тренировок, консультаций, самопроверки.

Часть работы на этом пути уже выполнена. Ее продолжение целесообразно лишь после критики и одобрения коллег – учителей основ безопасности жизнедеятельности. Приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению вышеизложенного варианта организации целостного изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе.