Главная страницаАрхив2017 #06 / Есть навыки – нет паники. Объектовая тренировка в школе

Есть навыки – нет паники. Объектовая тренировка в школе

01 Июня 2017

Проведение объектовых тренировок в школе по эвакуации исходит из требований п. 12 гл. I Правил противопожарного режима в РФ 2012 года. В нем говорится, что на объекте с массовым пребыванием людей руководитель обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте. Руководство нашей школы этим инструкциям следует неукоснительно, и как результат – тренировки проходят организованно, все знают свои действия. Это залог того, что в случае какой-либо угрозы эвакуация пройдет без сбоев. Остановлюсь на основных положениях, которыми мы руководствуемся в данном направлении работы. Актуальность вопроса очевидна: от качества проведения объектовых тренировок, случись вдруг чрезвычайная ситуация, будут зависеть жизни наших детей, и этим сказано все. Хорошо, если это поймут и те, кто проводит подобные мероприятия лишь для галочки…

 

Начнем с того, что администрация школы в соответствии с законодательством обязана создавать безопасные условия обучения. На этот счет Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» в п. 8 ч. 1 ст. 41 установлены строго определенные нормы обеспечения безопасности обучающихся. Им нужно следовать от и до.

Исходя из ответственности, возлагаемой на образовательное учреждение, необходимо готовить к любым ЧС и работников, и учеников. Объектовая тренировка выступает уже как форма контроля их подготовленности.

Во время таких тренировок осуществляется проверка готовности персонала и учащихся к немедленному вызову пожарных, эвакуации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Ученики и их учителя узнают и, что самое важное, практически отрабатывают алгоритм действий. Опыт показывает, что путем тренировок можно за сравнительно небольшое время добиться устойчивых результатов. Главное – проводить их строго по плану. Кроме того, плановое проведение тренировок способствует поддержанию на должном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности работников, необходимой для осуществления успешных действий. Именно психологическая готовность имеет, на мой взгляд, самое важное значение. А вырабатывается она как раз в ходе практических тренировок. Все просто: если знаешь, как действовать, будешь спокоен сам и выведешь из опасной зоны других.

Опыт также показывает, что эффективность тренировок напрямую зависит от того, проводился или нет накануне инструктаж по противопожарной безопасности. Если нет, то однозначно будет неразбериха. Мы особенно тщательно и при этом регулярно проводим инструктажи с учителями, так как в случае ЧС именно им прежде всего нужно будет выводить детей в безопасное место.

Тренировки подразделяются на объектовые, совместные с подразделениями ФПС и индивидуальные.

В объектовой тренировке темой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом, и в ней задействован персонал всего объекта. Руководитель при этом является ответственным за обеспечение пожарной безопасности.

Тренировкой структурного подразделения следует считать ту, где рассматривается тема нарушения режима работы одним структурным подразделением. Соответственно, задействуется персонал только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ФПС. Такие мероприятия особенно ценны, так как в них отрабатывается взаимодействие пожарных и школьного персонала. Своего рода это экзамен на правильность действий: профессионалы тут же укажут на все допущенные ошибки. Этим тренировкам в нашей школе отдается особое предпочтение, и организуем мы их регулярно.

Особое место при проведении практических занятий у нас в школе отводится добровольной пожарной дружине, давно сформированной и сплоченной. Ее личный состав в ходе объектовых тренировок отрабатывает практические навыки оказания доврачебной помощи условно пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, совершенствует правила пользования индивидуальными средствами защиты, обучается порядку и правилам взаимодействия с пожарно-спасательными подразделениями.

Обращаю особое внимание на сформировавшийся устойчивый перечень рекомендательных документов, оформляемых в образовательной организации при подготовке и проведении тренировки по эвакуации.

Прежде всего руководителем учреждения на новый учебный год издается приказ «О проведении тренировок по экстренной эвакуации учащихся и работников на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрозы террористического акта, возникновения пожара». Этим приказом назначается начальник штаба подготовки и проведения объектовых тренировок по экстренной эвакуации учащихся и работников школы на случай ЧС, утверждается план-график проведения тренировок на новый учебный год и алгоритм действий персонала школы. Этот план-график предусматривает ежемесячное проведение тренировок. В свою очередь начальник штаба тренировки готовит проект приказа о подготовке и проведении объектовой тренировки, а план проведения разрабатывается не менее чем за трое суток до мероприятия.

По окончании объектовой тренировки начальником штаба проводится детальный разбор. В отношении участников должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации, понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса, правильность действий, характер допущенных ошибок и их причины. Кроме того, обязательно оценивается знание персоналом должностных инструкций. Все должны уметь пользоваться огнетушителями и оказывать первую помощь пострадавшим.

Учтя все нюансы прошедшей тренировки, начальник штаба готовит для директора школы справку-доклад, в которой отражаются полнота и качество отработанных вопросов, делается вывод и формируются предложения. На основании утвержденных выводов и предложений издается приказ об итогах проведения мероприятия, результаты которого доводятся до всех.

В заключение, на основе многолетнего опыта, отмечу: если в полной мере следовать всем этим инструкциям, не игнорируя ни один из пунктов, персонал школы и ученики будут готовы к немедленной эвакуации в любой момент. А значит, их жизни будут спасены.

Александр Бахарев, заместитель директора по безопасности

МБОУ «Школа № 3» городского округа Балашиха, учитель высшей категории