Главная страницаАрхив2017 #10 / Учитель и ученик – два творца в одной мастерской

Учитель и ученик – два творца в одной мастерской

09 Ноября 2017

Мы вместе ищем ответы

 

Если задать вопрос, какое качество я считаю самым важным для учителя ОБЖ, исходя из своего опыта, скажу, что ответ будет один – самосовершенствование. Причем непрерывное. Основы безопасности жизнедеятельности относятся к предметам, имеющим

большую практическую ценность. Как быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации? Как выжить в экстремальных условиях? Какие действия необходимо предпринять при тех или иных неблагоприятных событиях? Важность таких знаний трудно переоценить, потому что их результатом может стать сохранение собственной жизни или спасение других людей. От учителя ОБЖ зависит, останутся ли эти знания смутными воспоминаниями и конспектами скучных лекций или сформируются в прочные

навыки, используемые в жизни. Чтобы сформировать эти навыки, я должен быть и теоретиком, и практиком одновременно, к чему и стремлюсь постоянно. Признаюсь, это не легко, свободного времени почти не остается. Но зато я счастлив, когда вижу результаты своего труда. Помню, какими дети пришли в школу, и сравниваю с тем, какими они стали. Правильно говорят, что большое познается в малом. Смотрю на того или иного ученика, вспоминаю: один боялся выйти в лес, даже костер не мог разжечь, а теперь, после походов, рвется на природу и чувствует там себя вполне уверенно.

Другой простужался вечно, кутался в «сто одежек» вместо того, чтобы начать тренироваться и закалять организм, – сейчас его тоже не узнать. Третий раньше впадал в панику, если на морозе руки-ноги начинали замерзать, не знал, что нужно делать, – теперь давно освоил, и как нужно одеваться, и как двигаться, чтобы не простудиться. И так – с каждым. Не говоря о том, что практически никто из них раньше понятия не имел, как

оказать первую помощь пострадавшему – сделать искусственное дыхание, перевязать руку или ногу, остановить кровотечение и так далее. Теперь они не только знают, что и как делать, но и могут все это на практике. Мне нравится моя профессия тем,

что она никогда не надоедает. Каждый раз, войдя в класс на урок, вижу глаза детей. Они ждут от меня чего-то интересного, необычного. И я в очередной раз предлагаю им что-то

новенькое вместо скучного и нудного заучивания прописных истин. Главный вопрос всегда в том, как подать важный и сложный для усвоения материал так, чтобы детям было не скучно и они все усвоили. У меня есть свой метод, который годами испытан

практикой: всегда иду от жизненного примера какой-либо опасной ситуации и незаметно, ненавязчиво перехожу к сути – что и как делать в том или ином случае. По глазам вижу, что всем интересно, а значит, тема будет усвоена. Провожу конкурсы, викторины, тем самым еще больше заинтересовывая ребят. Однако как бы хорошо учитель

ни знал свой предмет, как бы увлекательно ни объяснял, но если он лишен

терпения и любви к детям, то мастером никогда не станет. Эту немудреную, но стократно подтвержденную жизнью истину я понял давно. Понимание пришло с опытом. Дети очень

чутко все воспринимают, они как «барометр» любой фальши. Если видят, что ты искренне переживаешь за них, то простят любую строгость, будут уважать. А если «отбарабанил» тему урока, как по нотам, не заботясь о том, как ее усвоили ученики и усвоили ли вообще, то и их признательности не жди. Учитель – это гораздо больше чем профессия… Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной, а понятия в этой сфере – все более сложными. Поэтому сегодня трудно себе представить урок без соответствующего наглядного обеспечения. Еще я учу детей не бояться задавать учителю и одноклассникам вопросы, вести дискуссию, обосновывать свою точку зрения. И мы вместе ищем ответы – именно в такой манере я стараюсь проводить свои уроки. Судя по практике, могу сказать, что

это наиболее эффективная форма передачи знаний: когда учитель не излагает (и уж тем более не навязывает) готовые суждения, а побуждает учеников к мышлению, самостоятельному поиску различных вариантов действий в той или иной ситуации. Тогда

и правильные ответы они уже не забудут, и ОБЖ поможет им в дальнейшей их большой жизни. Школа – это время становления характера человека, время накопления опыта. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня он ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении. И последнее, что хочется сказать. Я работаю в современной школе. У нас прекрасный дружный коллектив, в любую трудную минуту коллеги придут на помощь. Школа – мой второй дом, и каждый раз я прихожу сюда с

улыбкой и хорошим настроением.

 

Ринат Шаймарданов, преподаватель-организатор ОБЖ МОБУ «СОШ № 2 с. Красноусольский», Республика Башкортостан

 

Школа – это вечная молодость

 

Имею два высших образования, являюсь активным участником семинаров-практикумов, тренингов и научных конференций различного уровня для педагогов. Три года работала в

Смоленском гуманитарном университете на кафедре медицины. С 2011 года работаю в сельской школе учителем ОБЖ. В своей работе опираюсь на психолого-педагогические основы обучения и воспитания. Стараюсь сделать так, чтобы каждый мой урок стал серьезным, эмоциональным разговором о жизни. Всегда стремлюсь утвердить в своих учениках чувство глубокой ответственности за свои знания и поступки, большое внимание уделяю внеурочной деятельности, провожу конференции, круглые столы.

По своей педагогической философии мне более близко утверждение французского писателя Анри Барбюса, который в свое время сказал: «Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения». Но что есть мастерская без мастера?!

Это всего лишь помещение, где ничего не происходит. Кто же тот мастер, который преобразует помещение в мастерскую? Казалось бы, ответ очевиден: это учитель. Ведь это он должен передать новому поколению все ценные накопления веков. Однако мастер не создает нечто из ничего, у него имеется для своего творения изначальный материал. Можно ли рассматривать ученика как материал, поддающийся умелым рукам мастера? Нет! Ученик не материал, он живет самостоятельной жизнью, и от него во многом зависит, воспримет ли он все ценные накопления веков. Кто же тогда ученик? Вся суть данной философии в том, что он тоже мастер, неопытный, но творящий. Два творца в одной мастерской, учитель и ученик, занимаясь общим делом, взаимодействуют друг с другом. В результате этого взаимодействия изменяются оба.

 

«Тот может быть учителем, кто постигает новое, лелея старое», – говорил Конфуций. Постижение нового есть учение, а значит, учитель – это ученик, вечный ученик! Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Не учась самому, чему можно научить других?

Ведь знание столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, особенно если этот источник – твой ученик. А школа – это вечная молодость, непрерывное и стремительное движение вперед. Я работаю в малокомплектной сельской школе вот уже шесть лет. Обучаю сельских ребятишек основам безопасности жизнедеятельности – на мой взгляд, самому необычному и необходимому предмету. Необходимый он потому, что для человека нет ничего дороже жизни и здоровья, которые помогают сохранить знания, полученные на ОБЖ. А необычен он тем, что, в отличие от любого школьного предмета, объединяет в себе практический опыт человечества в сфере безопасности. Теория и практика сливаются в одно целое, причем на стыке совершенно разных наук. Стремительно развиваются технологии, и реальность современной ситуации такова: знания, добытые вчера, преподаем сегодня для того, чтобы их использовали завтра. Это положение некоторого вынужденного отставания надо постоянно учитывать, чтобы продолжать идти в ногу с жизнью и смотреть вперед. Поэтому, обучая своих учеников, я продолжаю развиваться вместе с ними, пытаясь поставить себя на их место: какие знания и навыки в сфере безопасности будут самыми актуальными для них в их дальнейшей жизни? Благо есть основополагающие моменты в обучении, которые актуальны всегда, во все времена: оказание первой помощи, спасение людей в разных ситуациях, здоровый образ жизни и т.д. Ко всему этому прибавляется огромное множество новых направлений, рожденных нашим веком высоких технологий, таких как компьютерная безопасность, техногенные угрозы и прочее. Не отставать от жизни позволяет практически ежедневное расширение своего кругозора – это процесс непрерывный. Образно говоря, если остановиться на минуту, отстанешь на час – такие темпы диктует нынешнее время. За время работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает моих учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. Каждый день я прохожу через горнило сомнений: интересный ли получился урок, смогла ли я воспитать в своих учениках честность, справедливость, уверенность, отзывчивость, чувство патриотизма, умение быстро принимать правильные решения? Думаю, что на этот вопрос я сама смогу ответить не через год, два или три, а когда увижу своего ученика уже взрослым человеком, посмотрю ему в глаза. И все пойму.

 

Людмила Терененкова, МБОУ «Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области»

 

Я – учитель!

 

Как долго я шел к профессии учителя? Сегодня я благодарю судьбу за то, что однажды она сделала резкий поворот, изменивший жизнь… Родился я в семье военного, в первый класс пошел в школе при посольстве в городе Познани в Польше. Потом мы сменили немало гарнизонов, в разных школах учился на хорошо и отлично, было много учителей: и любимых, и нелюбимых. Но никогда даже не представлял, что сам когда-нибудь стану учителем. Многие мои одноклассники поступили после окончания школы в военные училища. Я не прошел медкомиссию еще в 8-м классе, когда хотел поступать в суворовское училище. После 10-го класса у меня было два варианта: поступать в педагогический или медицинский институт. Выбрал медицинский, с расчетом в дальнейшем стать военным врачом. Поступил легко, после 1-го курса призвали в армию. Отслужив, вернулся в медицинский институт. Во время обучения несколько раз ходил в составе студенческой дружины вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы в городе Благовещенске на охрану общественного порядка. Служба понравилась. Стал оформлять документы, прошел медкомиссию, поступил на службу в милицию. Потом забрал документы из медицинского института и поступил учиться заочно в педагогический институт. Там познакомился со своей будущей супругой. Поженились.

По окончании пединститута жену по распределению направили в ее родное село, я также перевелся по службе вслед за ней. Работал в уголовном розыске, супруга – учителем русского языка и литературы. Свободного времени ни у кого из нас не хватало. С рождением дочери пришлось работу в милиции оставить. Был принят в школу преподавателем-организатором ОБЖ. И оказалось, что это мое призвание. С тех пор уже больше 20 лет работаю в школе, в этой же должности, ставшей моей судьбой. Причем все те знания, умения и навыки, которые я получил во время учебы в медицинском и педагогическом институтах, во время службы в армии и органах внутренних дел, мне

как нельзя кстати пригодились при преподавании предмета ОБЖ – как в теории, так и на практике. Современные технологии помогают сделать процесс изучения ОБЖ увлекательным и приближенным к реальности. Конечный результат изучения предмета не цель для поступления в высшее учебное заведение, а жизненная необходимость. Век наш – это век природных и техногенных катастроф, где гибнут люди. И зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Я учу своих детей правилам безопасного поведения в любой ситуации, где бы они ни находились. Мои ученики неоднократно становились призерами и победителями как школьных, так и муниципальных и региональных олимпиад, конкурсов и конференций. Принимают участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету.

За время работы в школе я руководил кружком «Юные инспекторы движения», создал дружину юных пожарных «Спасатель» и военно-патриотический клуб «Амурский тигр». Мои воспитанники – активные участники муниципальных и региональных соревнований

по пожарной безопасности и пожарно-прикладному спорту, спортивному туризму и военно-прикладным видам спорта, участники военно-спортивных и военно-патриотических соревнований, сборов, слетов и смен, где неоднократно становились призерами и победителями не только в личном, но и в командном первенстве. За годы работы понял одно: ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень на курсах, семинарах, провожу открытые уроки и мастер-классы на уровне школы, района, области, а также размещаю свои методические разработки на различных педагогических и образовательных сайтах в сети интернет. Освещаю свою деятельность в средствах массовой информации. Сам активно принимаю участие в различных конкурсах профессионального мастерства, как очных, так и дистанционных. Становился неоднократно не только призером, но и победителем

различных конкурсов муниципального, регионального и федерального уровней, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты, дипломы и благодарственные письма. И мои ученики стараются от меня не отставать. Свободное время нередко посвящаю стихам, многие из которых патриотической направленности или посвящены школе и моему предмету. Выпущены два моих сборника, причем некоторые свои стихотворения я использую на уроках. Моя концепция преподавания курса ОБЖ направлена на понимание обучающимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал

известный путешественник и специалист по выживанию в экстремальных ситуациях Ян Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать». И я, как учитель ОБЖ, уверен, что мои ученики и воспитанники смогут на

практике применить полученные на моих уроках и во время внеурочной деятельности знания и умения. В этом мне видится главный результат моего труда. Все не зря, если кому-то из моих учеников эта наука позволит сохранить жизнь.

 

С позиции прожитых лет я вижу, что мой столь насыщенный ценным опытом жизненный путь очень помогает мне в моей профессии. Я обучаю детей основам медицинских знаний и здорового образа жизни, правилам дорожного движения и правилам пожарной без

опасности, основам военной службы и многому другому, что может пригодиться им в жизни! Поэтому с гордостью могу сказать: «Я – учитель!»

 

Николай Онищенко, преподаватель-организатор ОБЖ МОБУ «Ромненская СОШ

имени И.А. Гончарова»

 

Мое кредо

 

Что для меня работа учителя? А самое главное, счастлива ли я? Нередко сама себе задаю этот вопрос и отвечаю на него однозначно: «Да, я счастлива!» Работая с детьми, скучать просто невозможно, а сама работа приносит истинное удовольствие. Свой выбор я сделала в детстве. 1 сентября 1998 года – первый раз в первый класс и первый учитель! Школа как-то сразу заворожила меня. Я сажала за стол игрушки, раздавала им тетради и учебники и представляла себя в роли учителя. Домашнее задание, которое мне задавали в школе, выполняла вместе со своими «учениками». С годами я взрослела, игрушки давно остались в стороне, но желание стать учителем только крепло. И после выпуска из школы у меня не было вопроса, куда пойти учиться дальше – конечно, в Тувинский государ-

ственный университет. Потом, когда я уже начала работать учителем, впервые ощутила, сколь велика моя ответственность. Мне вручается судьба самого уникального явления природы – человека. Именно тогда я впервые увидела, как блестят детские глаза. Тогда меня поразила мысль: так хочется отдать все тепло, всю заботу, поделиться своими талантами, знаниями, чтобы они могли стать счастливее хоть на мгновение! Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства. Это и радость от встречи с учениками, и тревога, какие они сегодня, как встретят, и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие занятия. Я считаю, что каждый урок уникален, а «завтра»

принесет свои, уже другие ожидания, как и свои победы. Я верю в возможности каждого ученика. Помочь найти свое место в жизни – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок. Не дано знать, кем станут мои ученики в будущем, но сейчас самое главное – не подавлять их как личность, дать им все возможности для самореализации. Главный человек для меня – мой ученик. А педагог – это друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, поплакать и посмеяться. Коллектив нашей школы очень дружный и заботливый. Именно они и мой наставник – Мария Александровна Конгар – помогли мне, молодому специалисту, понять значимость и важность предмета ОБЖ. Они подсказали и показали, как эффективнее довести до ребенка знания о самом важном в мире – о его безопасности. Мне хочется каждый раз сделать свой урок небольшим открытием для

детей. Таким, чтобы он не только давал школьникам определенные знания, умения и навыки, но и увлекал, волновал их умы, дарил радость от познания мира, в котором они живут. Я стараюсь разъяснить и внушить ученикам, что каждый человек должен знать, как сохранить свою жизнь и жизнь дорогих ему людей, и этому можно и нужно научиться. Чем раньше, тем лучше! Есть разные способы и методы обучения вопросам безопасности. И я применяю их в комплексе, соответственно возрасту детей. Главное, чтобы ребенок был не пассивным слушателем рассуждений «о жизни», а активным участником происходящего вокруг него, чтобы его «затягивало» в процесс. Таково мое педагогическое кредо. Ученик должен сам для себя сделать вывод – «это мне нужно». Именно так, а не иначе. Если ему интересно, то он усвоит все, даже самое сложное – отлично знаю это по своей практике. Что для меня работа учителя? Это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только: «Я делаю себя» – вместе со своими учениками.

 

Виктория Ондуун МБОУ «Терлиг-Хаинская СОШ», Республика Тыва