Главная страницаАрхив2017 #11 / Пятьдесят на пятьдесят. Поможет ли теория в чрезвычайной ситуации?

Пятьдесят на пятьдесят. Поможет ли теория в чрезвычайной ситуации?

25 Декабря 2017

– Первый вопрос может вызвать у вас сегодня удивление или недоумение, ибо был бы уместен четверть века назад. И тем не менее я задам его. Скажите, пожалуйста, а зачем нужен предмет ОБЖ? Как вам представляются его цели и задачи – если говорить коротко и не «шершавым языком плаката», не казенными строчками документов?

– ОБЖ – это предмет, являющийся одним из шести основных предметов, – так определено в федеральном государственном образовательном стандарте. Министерство образования и науки посчитало, что ОБЖ – это тот предмет, на котором строится и дальнейшая личность ребенка, и его социализация, и подготовка к защите Отечества, и т.д. Без знаний из этого предмета ребенку в жизни будет трудно – как и его родителям. Каждый из нас в любой момент может оказаться в опасности. Всех где-то как-то учили, как вести себя в экстремальной обстановке, но, когда она возникает, убеждаемся, что большинство ничего толком не помнит, не умеет и адекватно действовать не готово. Это приводит к печальным последствиям. Введением предмета ОБЖ предполагалось прежде всего уменьшить количество детей, пострадавших от различного рода бедствий и бед, обучать их правилам поведения в ЧС и навыкам оказания первой помощи, воспитывать привычки здорового образа жизни, нравственность и патриотизм. Примерно так.

Президент России В.В. Путин в выступлении на заседании президиума Госсовета год назад говорил, что за последние десять лет в результате ДТП в нашей стране погибли 350 тысяч человек – (население большого города!), пострадали более трех миллионов. Эти цифры он назвал ужасающими. Главной задачей глава государства считает снижение числа погибших и пострадавших в ДТП. Мы знаем, что число жертв было бы значительно меньше, если бы водители и свидетели на месте происшествия умели оказывать нуждающимся экстренную доврачебную помощь. Вот для этого, а также решения других задач и возникла потребность в предмете ОБЖ. Он должен включать в себя все, что в опасных ситуациях может спасти человеку жизнь, и прививать нужные знания детям.

– Так вот, имея задачами учить детей защищать и защищаться, спасать и спасаться в опасных ситуациях, оказывать помощь попавшим в беду, предмет ОБЖ серьезно ударился в теорию – не раз слышал такое мнение. Не слишком ли много внимания уделяется в обучении ОБЖ теоретической стороне дела, вопросам теоретического характера? Ведь когда человек попадает в ЧС, он должен действовать – не медля и не рассуждая…

– Освоение теории необходимо. Это не только дает конкретные знания, но и способствует выработке логического мышления. Практика и теория тесно связаны. Вначале человеку требуется рассказать и разъяснить, что, как и почему он должен делать в ЧС. Действуя по наитию, сумбурно, без учета накопленного людьми опыта, человек может наделать ошибок. Пока школьники не разберутся в теории вопроса, они не смогут грамотно действовать на практике.

Некоторые считают, что для выполнения той или иной задачи достаточно запомнить определенный алгоритм действий. Но если не понимать, не осмыслить, почему он именно таков, при каких условиях эффективен и может применяться, то при изменении условий данный алгоритм может не сработать или даже привести к беде.

Взять, к примеру, наложение кровоостанавливающего жгута при повреждении бедренной артерии. Чтобы правильно выполнить прием, предварительно надо изучить и усвоить ряд нюансов. Почему действовать нужно максимально быстро? Почему надо вкладывать под жгут записку с указанием времени его наложения?.. Вначале теория вопроса, затем его практическая отработка – подобная схема особенно важна при освоении алгоритмов оказания первой доврачебной неотложной помощи.

В содержании предмета ОБЖ много вопросов, которые кто-то называет теоретическими только потому, что они не отрабатываются «в поле» или на тренажерах, а изучаются и проверяются в классе. Например, одно из заданий прошедшей олимпиады требовало назвать принятые в нашей стране уровни и цвета террористической опасности. Такая «теория» нужна или она лишняя?

Теоретическая часть содержания предмета ОБЖ включает достаточно много вопросов, знание которых порой оказывается не менее необходимо, чем умение применять определенное спасательное, пожарное или туристское снаряжение или оборудование. Наверняка согласитесь с этим, ознакомившись, например, со следующими вопросами и заданиями теоретического тура заключительного этапа олимпиады 2017 года: «Какую информацию при пожаре нужно передавать диспетчеру?», «Укажите критерии определения прочности льда на водоеме», «Назовите признаки отравления человека угарным газом в тяжелой форме», «Перечислите правила поведения на железнодорожном транспорте», «Что означает тот или иной знак Международной таблицы сигналов бедствия?».

К «теории» относят также изучение на уроках ОБЖ героической истории нашей страны и основ обороны государства и воинской службы. Между тем ФГОС требует, чтобы освоение учащимися основной образовательной программы способствовало формированию у них патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству и его защите. Как можно обойтись без такой теории или преуменьшать ее значение?

– Хорошо, тогда давайте уточним, какое, на ваш взгляд, должно быть соотношение теории и практики в обучении ОБЖ? Одни предлагают 50 на 50, другие, скажем, 30 на 70 и т.п. Можно определить какой-то оптимум?

– Предложения подобного рода некорректны. Нельзя волевым решением установить пропорции типа 50 на 50. Как уже говорилось ранее, начинается освоение темы с теории, а только потом, в процессе практики, необходимый прием доводится, оттачивается до совершенства. Однако дети абсолютно разные, в том числе по восприятию информации. Как высчитать, кому сколько нужно времени, чтобы впитать ее, отработать алгоритм до автоматизма? Это зависит и от умения учителя преподнести материал, и от индивидуальных данных школьника.

Если у ребенка что-то не получается, приходится повторно обращаться к теории, растолковывать непонятные моменты, потом снова переходить к практике. Одному показал действие разок-другой, он быстро все усвоил и работает, а другому объясняешь, объясняешь, но он только на шестой раз понимает, что от него требуется. Такому нужно больше времени. На наш взгляд, разделить количество учебных часов предмета ОБЖ на теорию и практику сложно. Причины в том числе и такие, что периодически изменяются какие-то нормативы, требования, например исходящие от Красного Креста, и др.

ОБЖ – это предмет, где теорию и практику противопоставлять нельзя. Безусловно, ребенку на случай его попадания в ЧС, помимо специальных знаний, нужно иметь отшлифованные навыки. Но достижение данной цели зависит от наличия в школе достаточной учебной материально-технической базы. Для формирования навыков первой помощи неплохо бы располагать медицинскими тренажерами, для изучения основ военной службы – учебным оружием… Согласитесь, скучно ученику изучать автомат по картинке, надо дать ему возможность ознакомиться и поупражняться с ним «вживую», пострелять в тире или на полигоне. Вот тогда молодой человек пойдет на военную службу подготовленным. В области туристской подготовки ребенок должен не только знать, что такое обвязка или другое снаряжение, но и уметь уверенно пользоваться им в том или ином случае. В сфере ПДД тоже много и теории, и практики – надо знать дорожные знаки и правила, уметь безопасно передвигаться по улицам и дорогам, переходить проезжую часть и т.д.

К сожалению, учебная материально-техническая база во многих школах отстает от современного уровня. И нередко именно по этой причине теоретическое обучение на уроках ОБЖ преобладает над практическим. Это, в свою очередь, порождает другую проблему: если «кормить» детей только теорией и не давать возможности практиковаться, отрабатывать какие-то задания, проигрывать учебные ситуации, то ослабевает мотивация детей к изучению предмета ОБЖ, он становится им не-ин-те-ре-сен! Это как в физкультуре – чтобы научить детей играть в футбол, мало рассказывать про него, в него нужно играть.

– Насколько удался теоретический тур заключительного этапа прошедшей олимпиады, как его участники справлялись с предложенными вопросами и заданиями?

– Удался, нареканий и замечаний не было. Участники олимпиады после выполнения работ выходили из аудитории удовлетворенные. С большинством заданий они справились, хотя ошибки, конечно, допускали. Стоит отметить, что все дети старались. Они владеют нужными знаниями. Однако некоторые ребята спешили, не вникали в задание, не перечитывали его, отвечали, не подумав как следует, а потому ошибались.

Многие вопросы, на которых участники теряли баллы, были несложными, они доступно изложены в учебниках и учебных пособиях. Но их проходили, например, на уроках в основной школе, а ребята из 10–11-х классов этот материал уже забыли, освежить в памяти изученное в младших классах им никто не подсказал.

Самостоятельно подготовиться к олимпиаде школьник не сможет. Здесь велика роль его учителя, наставника. Между тем есть учителя, которые сводят подготовку лишь к повторению учеником материалов учебников. Эта работа объемная, но ее недостаточно. Теоретический тур предполагает наличие у участника широкого кругозора в области безопасности жизнедеятельности. Считается, что участники олимпиад – это одаренные дети, они должны знать материал сверх школьной программы, владеть большими знаниями, чем их одноклассники. Чтобы превзойти соперников и добиться успеха, мало пролистать учебник, надо поднять большой пласт учебной и дополнительной литературы. Не утонуть в ее обилии и многообразии, освоить максимальный объем материала должен помочь опять же учитель.

– Помнится, на одной из европейских конференций, в которой мне довелось участвовать, обсуждалась проблема, кто должен обучать школьников по вопросам обеспечения их безопасности. Инструктор имеет необходимые знания и навыки, но не владеет методиками обучения. Педагог умеет учить детей, но не владеет достаточными прикладными знаниями. Решение тогда так принято и не было. А как правильнее поступать нам? Кто, по-вашему, должен обучать детей по предмету ОБЖ?

В образовательной организации должен работать прежде всего педагог. Я убежден в этом. Потому что человек, взявший на себя ответственность учить детей и научить их серьезным вещам, наряду со знаниями предмета ОБЖ должен владеть всем арсеналом педагогической науки, современными технологиями взаимодействия с детьми, позволяющими делать уроки насыщенными, интересными и познавательными. Тем более что вряд ли найдется много специалистов, которые бы в равной мере были компетентны по всем многочисленным и разнообразным направлениям содержания предмета ОБЖ – природная и техногенная безопасность, медицина, военное дело и др.

Учителя всех предметов, и в частности ОБЖ, раз в три года должны оканчивать курсы повышения квалификации. Не знаю, как в других регионах, но в нашей области учителя ОБЖ проходят обучение и в Воронежском институте развития образования, и в учебных учреждениях системы МЧС, где изучают все необходимые нюансы по профилю этого ведомства. Там же обучаются все новички, т.е. поступившие на работу в образовательную организацию и не имеющие подготовки в рамках МЧС. В областном центре медицины катастроф учителям города и области дается все новое по вопросам первой помощи, ведется обучение на тренажерах. Помимо этого, проводится много семинаров и видеоконференций, на которых перед педагогами выступают специалисты чрезвычайных служб. Благодаря всему этому учитель ОБЖ постепенно набирает прикладные знания.

Но, повторюсь, если уроки ОБЖ ведет какой-то педагог как 2, 3, 4-й у него предмет, то ожидания больших успехов тщетны. Специалисты, приглашенные для проведения уроков ОБЖ, не связанные с образовательной организацией, тем более не имеют мотивации выкладываться: отчитали предмет – и до свидания.

Тот же, кто работает именно как учитель ОБЖ, имеет профессиональные знания и постоянно пополняет их, работает заметно плодотворнее. К тому же штатный учитель ОБЖ ведет внеклассную работу, организует с детьми различные обучающие мероприятия.

– Короче, делаем вывод, что преподавать ОБЖ должен все-таки педагог, освоивший необходимые прикладные знания?

Однозначно. Если он в чем-то слабоват, есть много всяких курсов, где можно получить недостающие знания, повысить свою квалификацию. Есть интернет, книги, а также более сведущие и опытные коллеги, которые и подскажут, и помогут. А если человек относится к предмету и преподаванию прохладно, безразлично, то какой бы хороший специалист он ни был, большого проку от него не будет.

– То есть он должен любить свое дело…

Он должен любить свой предмет и любить детей, понимаете? Есть очень хорошие специалисты, которые прекрасно владеют, скажем, навыками первой помощи, но без огня в душе. Такие приходят и просто выдают информацию, а как ее берут учащиеся, их не интересует. А в классе 30 человек, и нескольким детям для усвоения знаний обязательно нужен персональный подход. Это же дети!

В школе работают в основном те, кто любит детей. Если ты не любишь их, в школе надолго не задержишься, они тебя тоже любить не будут. В общем, ключевая фигура в обучении ОБЖ – педагог: профессионально образованный, с творческой натурой и большой душой.

– Интересно узнать, насколько успешно мы продвигаемся к поставленной перед ним цели, обозначенной в начале нашей беседы, – снизить количество детей, попадающих в разного рода опасные ситуации и теряющих при этом свое здоровье, а порой даже жизни?

– Успех движения вперед зависит от ряда факторов.

Первый – это личность, которой предлагаются жизненно важные знания и навыки. Она должна понимать и осознавать, что ей это необходимо и в жизни пригодится.

Второй – учитель, человек, который доносит нужные знания до адресата. Если делает свое дело профессионально, заинтересованно, увлеченно, а не просто ведет ОБЖ как третий или четвертый предмет, данный ему в довесок на два-три часа, движение вперед будет. Лучший вариант, когда учитель болеет своим предметом. Если не болеет, то никого им и не заразит, высокого результата можно не ждать.

Третий – руководство образовательной организации и чиновники муниципалитета. Они должны понимать значимость предмета ОБЖ, обеспечивать его финансирование, проводить семинары с учителями и обучающие практические мероприятия с детьми, причем не для галочки, а чтобы те наглядно видели, чему научились, что могут и каковы перспективы.

Четвертый – ведомства, заинтересованные в распространении среди детей, молодежи и всего населения знаний по безопасности жизнедеятельности: МЧС, ГИБДД, Минздрав, Минобороны и другие. Они должны работать совместно, как единый механизм, помогая учителям ОБЖ и образовательным организациям, в том числе предоставлением своих специалистов и материальной базы.

Дети, которые начинали изучение ОБЖ более четверти века назад, давно стали взрослыми, родителями, и, конечно же, полученные в школе знания им в жизни пригождаются. Эти взрослые тоже должны стать союзниками учителей ОБЖ в распространении среди нового молодого поколения основ культуры безопасности.

Но главный фактор все-таки индивид, надо находить способы стимулировать его желание приобретать знания и навыки культуры безопасности.

Мы можем сегодня утверждать, что предмет ОБЖ был придуман не зря, что он нужен и мы не стоим на месте, а движемся вперед?

– Можем, можем!.. Предмет, конечно, нужен. И он был не только придуман, но и вобрал в себя все лучшее, что на ту пору в данной области уже существовало. Часть взяли из начальной военной подготовки и гражданской обороны. Добавили основы медицинской подготовки девочек в 10–11-х классах. Всё систематизировали, свели в общую систему, и получился новый содержательный предмет. Вы сами знаете десятки примеров спасения детьми и своих сверстников, и даже взрослых людей. Это ли не лучшее доказательство его полезности и эффективности!

Мне подобное мнение высказала и одна из преподавательниц ОБЖ, привозившая детей на олимпиаду. Она привела сразу четыре случая с ее воспитанниками, оказавшими помощь людям, которые могли серьезно пострадать в условиях угроз их здоровью и жизни…

– Еще раз отмечу: это лучшая оценка предмета ОБЖ и его пропаганда. Истории, что произошли с детьми-«спасателями», будут тиражироваться. А вместе с ними информация о предмете, дающем важные и полезные знания. Если в классе из 25–30 человек даже пять ребят по-настоящему интересуются предметом, занимаются им, участвуют в олимпиадах, они невольно будут распространять свои знания. Они же общаются со сверстниками, будут рассказывать и показывать им то, чему научились, и окружающим это будет ин-те-рес-но. Это как раз то, что нужно, что будет продвигать культуру безопасности жизнедеятельности вперед.

Беседу вел Владимир Шолох, наш корр.