Главная страницаАрхив2017 #11 / Как рождаются юные звезды в олимпийском созвездии ОБЖ

Как рождаются юные звезды в олимпийском созвездии ОБЖ

25 Декабря 2017

В кругу увлеченных

Сразу скажу, что мне уже немало довелось общаться с преподавателями, которые готовят детей к олимпиадам по основам безопасности жизнедеятельности, как и с самими ее главными героями, то есть школьниками, неравнодушными к данному предмету. Такое общение всякий раз доставляет истинное удовольствие. Вот и в этот раз, побывав на муниципальном этапе олимпиады в московской школе № 709 – новой, красивой, современной, – вновь почувствовал себя среди близких по духу людей. При том, что сам предмет ОБЖ нередко называют «мужским», среди преподавателей немало замечательных женщин, которые своей работой полностью опровергают это ошибочное утверждение. Как, например, Елена Титова, прибывшая на олимпиаду с подготовленной ею школьной сборной из Северного Медведкова. Преподает она больше 15 лет, в 2007 году стала победителем конкурса «Учитель года» в Северо-Восточном административном округе и финалистом конкурса столицы – как раз в номинации ОБЖ.

– Я влюблена в свой предмет, – сказала мне Елена Юрьевна, пока мы наблюдали за тем, как дети оказывают первую помощь, решают олимпиадные задачи. – Потому что занята по-настоящему полезным делом. За годы работы убедилась, что знания и навыки, которые мы даем на уроках, необходимы всем без исключения, более того – жизненно необходимы. Нигде больше не научат, как спасти собственную жизнь или оказать помощь другому человеку. Если бы этими навыками владели все с детства, то выживаемость нации возросла бы на порядок. Умение оказывать первую помощь могло бы спасти многих людей, которых мы теряем до приезда скорой.

А учитель ОБЖ школы № 709 Олег Конопатов сразу отметил, что опыт у него пока небольшой, преподает всего год, но сам предмет ОБЖ взял его, бывшего офицера, «в плен», причем окончательно. «Понял, что это мое, увлекло полностью», – признался он. Когда мы зашли к нему в кабинет, в глаза сразу бросилось огромное количество кубков и грамот, завоеванных учениками в различных конкурсах: по ОБЖ, в спортивных, военно-патриотических, в том числе на «Юном спасателе» и «Юном воднике», проводимых под эгидой МЧС России. Все эти награды даже не умещались в просторном шкафу, они теснились повсюду рядом. «Это не при мне, я преподаю всего год, – улыбнулся Олег Юрьевич. – Наследство достойное от прошлого учителя осталось, так что буду продолжать и развивать. Впереди конкурсов еще много».

Но некоторые награды заслужены уже при нем. Нехватка педагогического опыта на первых порах компенсировалась у Олега Конопатова большой практикой работы с людьми: много пришлось руководить, как говорится, на земле. Вопросы безопасности, которые он преподает сегодня ученикам, изучил в свое время на себе, бывая в командировках по всей стране, объездив ее вдоль и поперек. Опыт, можно сказать, уникальный. Потому и ОБЖ так пришлось по душе: многое хочется рассказать детям о том, как уберечь себя в экстремальных ситуациях и расти здоровыми.

А прежний преподаватель, о котором он упомянул, оказался рядом – это Евгений Епихин. Он по-прежнему преподает ОБЖ и физкультуру, но уже в кадетских классах школы № 709. Такие классы носят гордое имя легендарного маршала Г.К. Жукова (с согласия его дочери), их по одному в параллели с 7-го по 11-й класс. Кадет так и называют – «жуковцы», многие из завоеванных школьных призов принадлежат им.

«На ОБЖ в обучении кадет мы делаем особый упор, это одна из самых необходимых для жизни наук, – отметил Евгений Владимирович, – подготовка у них всесторонняя, много практики». Неспроста и костяк школьной «олимпийской» сборной составляют кадеты, в первую очередь Дарья Нестерова, которая стала призером заключительного этапа прошлой Всероссийской олимпиады по ОБЖ.

Давно заметил, что в среде преподавателей ОБЖ наиболее часто можно встретить бывших пожарных, спасателей, военных, туристов и прочих людей, у которых есть соответствующий практический опыт (выживания, действий в экстремальных ситуациях и т.д.), а необходимые педагогические навыки дает им дополнительное образование. Надо сказать, учителей ОБЖ готовят в очень ограниченном количестве, что является целой проблемой, о которой говорят уже давно, но пока все остается по-старому. Педагогов просто не хватает, и нередко предмет ОБЖ приходится вести другим учителям, например по химии, физике, физкультуре и т.д. Качество преподавания при этом, мягко говоря, не всегда выигрывает… В такой ситуации люди, умудренные практическим опытом, желающие учить детей и получившие соответствующее образование, – настоящая находка. Работая годами, они находят свое призвание. Сегодня многие из них, набравшись опыта, являются авторитетными педагогами, которые не просто преподают, а живут работой с детьми.

Например, сделаю маленькое отступление по теме, наш журнал уже писал о педагоге-воспитателе кадетского класса в одной из московских гимназий, бывшем сотруднике МЧС России Александре Милованове, который воспитывает детей в духе элиты общества – не показной, а настоящей. Он организовал в гимназии целое военно-спортивное методическое объединение, наладил тесные связи с местным управлением МЧС, с военными и создал для ребят полноценную систему подготовки, чтобы они росли здоровыми и готовыми к любым трудностям. Ребята учатся выживать в полевых лагерях, обучаются спасательному делу, занимаются спортом. Вот педагогическое кредо Александра Владимировича – замечательные слова, которые он претворил в дело: «Я всегда ребятам говорю: «Мне нужны от вас воля, ум и характер». Будет это – остальное приложится. Я сам был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, прошел войну и сейчас пытаюсь здесь, на окраине Москвы, не в самом благополучном районе столицы, сделать из детей элиту. Не так важно, куда они поступят в итоге, самое главное – видеть, как они становятся порядочными людьми».

Как это перекликается с тем, чем занят учитель ОБЖ Евгений Владимирович Епихин – к нему в кадетские классы тоже зачастую приходят дети, как говорят, «трудновоспитуемые». И он, бывший офицер-воспитатель в звании полковника, прошедший две войны в Чечне, тоже учит детей быть элитой в настоящем смысле этого слова. «Трудные» дети у него становятся увлеченными, позитивно заряженными, начинают хорошо учиться и заниматься спортом. Впрочем, это отдельный разговор.

Так в чем секрет какой-то особенной, непередаваемой атмосферы в кругу учителей ОБЖ? Наверное, в том, что люди здесь собираются особенные – энергичные, целеустремленные, как говорится, заряженные. Это единственный из школьных предметов, который учит человека сохранению жизни и здоровья, науке спасения – как себя, так и других людей. А еще здоровому образу жизни, заботе об экологии, выживанию в условиях дикой природы – всего и не перечислишь. Учитель должен быть универсалом, чтобы знать все это и учить детей. Как говорится, знать и уметь все невозможно, но к этому надо стремиться – девиз неравнодушных людей.

Не могу не упомянуть еще об одном из них – Алексее Веркине. Колоритная личность, опытнейший турист: исходил всю страну, лично знаком, например, со знаменитыми путешественниками Дмитрием и Матвеем Шпаро, отцом и сыном. Есть у него оставшийся на память снимок, где они вместе со Шпаро-старшим стоят на Северном полюсе, развернув флаг «Барса» – школьного спортивно-туристического клуба, которым руководит Алексей Веркин. Этот клуб, существующий при школе № 709, был создан пять лет назад, причем по желанию самих же детей, но уникальность не в этом. За минувшие годы школьники вместе со своим руководителем Алексеем Веркиным – кстати, он тоже в прошлом преподавал ОБЖ в этой же школе – побывали в походах разной сложности, горных и равнинных, в самых разных уголках страны. «Это и есть для детей самая лучшая практика, – сказал мне Алексей Валерьевич. – У меня в клубе занимается ежегодно в среднем 25 детей, и за каждого я могу поручиться, что он способен пройти и выжить в условиях дикой природы». Кстати, обучает детей выживанию со знанием дела Веркин еще и потому, что в свое время прошел суровую школу боевых действий в Чечне, где опыта на этот счет набрался с лихвой, на всю оставшуюся жизнь хватит…

В «Барсе» существует своя система подготовки, начиная с раннего возраста, – естественно, с уклоном на ОБЖ: лучшей практической площадки по предмету и не придумаешь. В походы дети ходят в среднем четыре раза в год. Учатся всему, начиная с выполнения простейших требований безопасности при нахождении в условиях дикой природы. «Самое главное, что они преодолевают себя, становятся сильными не только в физическом, но и в моральном смысле, готовы постоять за себя и других, спасти человека – кстати, в походах такое бывает, что один спасает другого», – сказал Алексей Веркин.

А еще он напоследок задал простой с виду вопрос: «Мы говорим детям о патриотизме, а что это такое, кто может дать точный ответ?» Спросил задумчиво, ни к кому конкретно не обращаясь. Разумеется, языком плакатов и лозунгов на этот вопрос не ответишь. Сам Веркин отвечает на него так: «Я говорю детям просто: главное, чтобы вы росли порядочными людьми, чтобы вас было за что уважать. Это и есть мое понимание патриотизма. Если будут уважать, значит, есть за что. Значит, нужен и семье, и людям, и обществу…»

Мне же кажется, что на этот вопрос такие люди, как Алексей Веркин, Евгений Епихин, Елена Титова, Олег Конопатов, уже ответили. И каждый день, идя навстречу детям, которые ждут их, вновь и вновь отвечают на него. И так – всю их преподавательскую жизнь…

 

Школа мастеров

Во время олимпиады нет времени на беседы, преподаватели заняты своими командами, разговор ведется урывками. Пользуясь моментом, попросил Елену Титову кратко выразить суть основной проблемы: что, на ее взгляд опытного педагога, нужно сделать, чтобы обучение стало более эффективным? «Ввести в Москве преподавание ОБЖ в программу 9-го класса, – ответила она. – Когда-то предмет у нас преподавался по 2 часа в неделю в 10-м классе, затем в столице сделали нынешнюю систему: по 1 часу в неделю в 10-м и 11-м классах. Таким образом, 9-й класс выпадает из системы обучения. Год перерыва – это много. Получается пробел в системе обучения, дети все забывают, приходится начинать сначала».

Кстати, это же мне высказывали и другие педагоги, с кем довелось общаться на олимпиаде.

Запомнились слова Елены Титовой: «Теряем детей в плане подготовки по ОБЖ». Продолжить эту мысль легко: пробелы в подготовке сказываются на статистике происшествий с участием детей, как и на статистике детского травматизма на дорогах… Системное обучение ОБЖ имеет для общества важнейшее значение, и это особенно начинаешь понимать, близко соприкасаясь с данной темой – как здесь, на олимпиаде. Елена Титова на мой вопрос об успехах в олимпиадном движении ответила, что ее ученики пока не побеждали на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, но до регионального уровня доходили неоднократно. А это тоже очень весомый результат. Занимается с детьми по испытанной годами методике, о которой в двух словах можно сказать, что теория без практики – ничто. Предпочтение отдает учебнику Ю. Воробьева и Н. Фролова, который считает наиболее приближенным к реалиям жизни.

На практическом этапе все плюсы и минусы в действиях участников был видны как на ладони – разумеется, на профессиональный взгляд. Посторонних людей здесь не было, чтобы никто и ничто не мешало участникам (разрешено присутствовать только тем, кто оформил себе удостоверение общественного наблюдателя в Центре преподавательского мастерства, который непосредственно и занимается организацией молодежных олимпиад). В просторном спортивном зале царила, как говорится, рабочая тишина, состоящая из всего понемножку: негромких голосов судей, тихого плача (в прямом смысле) тренажера – он «хныкает», пока ему правильно не окажут первую помощь, до тех же пор горит и красная лампочка. Если помощь оказана вовремя и без ошибок, плач прекратится и загорится зеленый индикатор.

На моих глазах в течение нескольких часов проходили многие участники, с 7-го по 11-й класс, – и с разными результатами. К примеру, старшеклассник пытался «спасти», как предписывало олимпиадное задание, два тренажера – один от кровопотери, а второй нужно было «откачать» – и в обоих случаях безуспешно, оба манекена «скончались». Зато девочка, его ровесница, следом за ним справилась с заданием по оказанию первой помощи так уверенно, будто занималась этим всю жизнь. Разница результатов бросалась в глаза. Судьи пояснили, что многие ребята, зная теорию, не имеют практики работы на тренажерах: в ряде школ их или нет вовсе, или единицы. Дорогое удовольствие.

Зато здесь, на олимпиаде, было выставлено восемь тренажеров, которые позволяли выполнить любые действия по оказанию первой помощи. Такому разнообразию организаторы обязаны Александру Колесову – одному из тех опытнейших педагогов, которые из года в год готовят московскую сборную по ОБЖ к заключительному этапу Всероссийской олимпиады. В школе, где он преподает предмет, ежегодно по несколько человек становятся призерами Всероссийской олимпиады. На этой олимпиаде Александр Викторович являлся одним из главных организаторов, потому и привез на этап тренажеры из своей школы. Когда смотришь на их разнообразие, начинаешь понимать, почему ученики этого педагога из года в год становятся призерами: в его арсенале есть любые тренажеры для обучения, что для многих школ – просто сказка.

Когда я спросил мнение на этот счет у самого Александра Колесова, он ответил, что не считает ситуацию критической. Проблема, на его взгляд, вполне решаема, все зависит от понимания со стороны директоров школ, деньги им выделяются. То есть средства на тренажеры при желании найти можно, хоть они и действительно стоят достаточно дорого.

Тем не менее от других преподавателей, а также от бывших призеров школьной олимпиады я услышал другое мнение: проблему нехватки в школах различных тренажеров по оказанию первой помощи можно расценивать как одну из ключевых, говоря о пробелах в подготовке учеников. Как ни крути, на пальцах оказанию первой помощи не научишь. Заметим, проблема проявилась на олимпиаде, причем на довольно высоком – муниципальном – уровне. То есть речь идет о лучших, подготовленных детях, которые, казалось бы, должны владеть навыками оказания первой помощи стопроцентно, но на практике это скажешь далеко не обо всех. А что уж тогда говорить об обычных школьниках, которые не участвуют в олимпиадах? Или им не нужно уметь спасать ближнего, откачивать, останавливать кровотечение? Вопрос пока без конкретного ответа. Тренажеров во многих школах, как мне говорили сами педагоги, раз-два и обчелся. Многие дети увидели такую «роскошь» только здесь, на олимпиаде. И не знали, с какой стороны к ним подойти…

Еще один интересный момент, на который обратил мое внимание педагог Александр Колесов: 7-е классы справлялись с заданиями гораздо медленнее, чем старшеклассники, начиная с 9-го, и не потому, что младше. Причина кроется в другом – семиклассники медленнее читают, соответственно, времени на выполнение задания у них уходит больше. То есть скорость чтения – вопрос актуальный.

Опять же благодаря Александру Колесову, который привез на этап тренажеры (потом, соответственно, увез обратно), на судейство были приглашены бывшие члены московской «олимпийской» сборной по ОБЖ. Они выделялись на общем фоне толстовками с авторитетной надписью – «Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ», которую получают члены сборной столицы. Здесь были «два капитана» – нынешний капитан сборной Москвы по ОБЖ Мирослав Кривошенок и бывший капитан Дмитрий Червяков, который сейчас учится в Российском университете дружбы народов (РУДН). С ним нам удалось перекинуться парой слов в коротком перерыве. Надо сказать, о нем знал заочно: Дмитрий реально спас вместе со своим товарищем одноклассницу, у которой случился приступ. Если бы не они, все могло закончиться плохо, а в результате все обошлось без последствий для здоровья девочки.

Дмитрий Червяков был дважды призером Всероссийской олимпиады по ОБЖ, капитаном московской сборной вплоть до выпуска из школы, после чего, став студентом, уже не имел права принимать участия в школьных олимпиадах. Теперь – только в студенческих, при желании. Кстати, он собирался стать спасателем, это была его мечта, но «срезался» на сдаче трехкилометрового кросса. Победа на олимпиаде дала ему право поступления на бюджетное отделение вуза вне конкурса, и он поступил в РУДН. Когда я спросил у него, будет ли пробовать стать спасателем вновь, он ответил, что никогда не поздно.

Ну да, было бы желание, а кросс на время можно научиться бегать, если попотеть как следует. Можно пожелать Дмитрию удачи. Хотя, глядя на его действия на олимпиаде (он не только занимался судейством, но иногда и сам демонстрировал участникам образцовые действия по оказанию первой помощи и т.д.), можно было подумать, что перед вами и впрямь профессиональный спасатель… Еще он мне сказал, что благодарен своей олимпиадной подготовке за навыки, которые останутся с ним на всю жизнь.

Вместе с Дмитрием Червяковым судейством занимались призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады по ОБЖ Никита Шустов и двукратный призер олимпиады Леонид Васильев. Оба они тоже учатся в РУДН, куда поступили на бюджет вне конкурса благодаря своим победам на олимпиаде. Меня интересовал главный вопрос: что дала им олимпиадная подготовка, кроме гарантированного поступления в вуз? Ребята, дополняя друг друга, рассказали о том, что теперь уверены в себе, в том, что смогут спастись сами и спасти других в различных ситуациях. Никита сказал, что пока, к счастью, не доводилось применять полученные навыки на практике, но он к этому готов всегда. Леонид вспомнил два случая. Один – когда сам оказал помощь девочке, которая неудачно упала на волейболе и получила перелом. Он сделал все правильно до приезда скорой. Второй случай касался его товарища, тоже участника олимпиады. Тот реально помог на улице прохожему, у которого случился внезапный приступ, и в результате спас его.

Если говорить об олимпиадной подготовке, то, как мне сказали сами педагоги и призеры всероссийского турнира, это все равно что сравнить большой спорт с обычной школьной программой. Одних знаний для победы слишком мало. Нередко на олимпиадах срываются как раз те, у кого голова забита нужными формулировками, кто уверенно жмет на клавиатуру, решая теоретические тесты, но для кого стало полным тупиком практическое задание по оказанию первой помощи. Ученик может знать, как и что нужно делать, но, теряясь, он совершает ошибки и проигрывает.

Выигрывают те, кто в условиях жесткого лимита времени способен действовать безошибочно (конечно, это не отменяет высокого уровня теоретических знаний, что подразумевается само собой). Такие и выходят на всероссийский уровень. Находчивость не приходит сама собой, это качество нужно воспитывать. Тренируя школьную команду и участвуя в подготовке московской сборной по ОБЖ, Александр Колесов, в частности, практикует так называемую ситуацию намеренного срыва. Это значит, что участник ставится в положение психологического стресса, когда ему дается лишь один шанс на выполнение задания. Он должен совершить только одно безошибочное действие: как говорится, пан или пропал. К примеру, «реанимировать» тренажер на последних секундах, когда на поиск вариантов и размышления нет времени. Тот, кто прошел такую подготовку, способен побеждать на олимпиадах, а в жизни у него не будут трястись руки, если вдруг придется реально оказывать первую помощь человеку, а не манекену. Всех призеров олимпиады, упомянутых выше, готовили по этой методике.

 

Как учат ОБЖ

по-современному

Отдельно нужно сказать о школе, в которой проходила олимпиада. Начнем с того, что это учебное заведение было выбрано неспроста. Вообще, поясним, само ГБОУ «Школа № 709» состоит из трех школ и пяти детских садов, в общей сложности это 3800 детей. Олимпиада проходила в новом здании школы, которое построено всего год назад. Это просто загляденье, мне лично до сих пор встречать таких не приходилось, хотя видел немало. Мне сказали, что здание строилось по какому-то специальному проекту, к которому причастен сам директор школы Владимир Дружинин. Он даже сам курировал строительство, с тех пор строительная каска на заднем сиденье машины так и «прижилась» (все оказалось правдой).

Внутри просторно и уютно, функционально, классы оборудованы по-современному – компьютеры, мультимедийное оборудование и т.д., а в бесконечном переплетении светлых широких коридоров поначалу легко заблудиться. Кстати, проходя по одному из этажей, я с удивлением остановился: в просторном меблированном, уставленном зеленью кулуаре увидел настоящий мини-музей. Здесь были установлены под стеклом два манекена – один в полной боевой экипировке пожарного, другой – в форме сотрудника МЧС России, а между ними – стенд, посвященный геройски погибшему при тушении сложнейшего пожара на Останкинской телебашне пожарному Владимиру Ильичу Арсюкову. Внизу, под стеклом, – его орден Мужества, которым он был награжден посмертно, погоны и некоторые личные вещи, переданные на хранение. Он был выпускником школы № 709. Такая забота о памяти героя искренне трогает, и хорошо, что дети будут помнить о нем всегда.

В здании два спортзала, оба большие, просторные. Один, в котором и проходила олимпиада, – игровой, а вот второй зал, через стенку, меня, откровенно говоря, поразил: в обычной образовательной школе еще такого не видел. В нем на ползала – огромный борцовский ковер для занятий борьбой, чего в рядовом «среднестатистическом» спортзале не увидишь. Но это лишь половина «чуда», так как другая – это упирающийся в высокий потолок скалодром в противоположном конце зала. Согласитесь, и то и другое даже по нынешним «продвинутым» временам – редкость, если мы говорим об обычной, а не спортивной школе. Словом, уже было о чем предметно поговорить с директором школы Владимиром Дружининым, благо мне и до этого уже успели рассказать о нем много удивительного. Например, о том, что всех детей в школе учат плавать в крытом бассейне, причем бесплатно.

– Да, так и есть, – подтвердил директор ГБОУ «Школа № 709» кандидат педагогических наук Владимир Петрович Дружинин при нашей встрече. – Действительно, в школе все дети умеют плавать. Это, если хотите, наша гордость. Учатся они плаванию в 4-м классе. Мы пришли к выводу, что это самый оптимальный возраст: младшие еще не готовы в полной мере, а старшие могут уже бояться воды. В среднем четвероклассники занимаются 2–3 раза в неделю в бассейне, который находится неподалеку, в школе олимпийского резерва в нашем районе. За год мы «кладем» детей на воду, а далее они решают сами, заниматься им или нет, но плавать уже умеют все. Кстати, директором школы олимпийского резерва является не кто иной, как легендарный спортсмен Анатолий Старостин, двукратный олимпийский чемпион по пятиборью и многократный чемпион мира. У нас хорошие отношения, я тоже когда-то серьезно занимался спортом. Анатолий Васильевич является председателем управляющего совета нашей школы, помогает во всем. Благодаря его содействию четвероклассники занимаются в бассейне бесплатно.

Наверное, это и называется привитием культуры безопасности жизнедеятельности на деле, а не на словах. ОБЖ и было главной темой нашей беседы: выяснилось, что Владимир Петрович давно неравнодушен к этой теме. Оказывается, еще в 2003 году он стал финалистом конкурса «Учитель года», как раз будучи учителем ОБЖ. Относится к этому предмету не просто как к одной из школьных дисциплин, а именно как к культуре безопасности жизнедеятельности, как к целому комплексу знаний и навыков, которыми должны обладать учащиеся. И не в последнюю очередь к тому, о чем мы говорили, – плаванию. Ведь в жизни часто бывает так, что люди уже стали взрослыми, но так и не научились плавать. А это, извините, не ради удовольствия нужно – так и утонуть можно, не умеючи-то! Тут вопрос собственной безопасности на первом месте. Доходит до того, что юноши приходят служить в армию и не умеют плавать – такое не редкость. Так что выпускники не раз мысленно спасибо скажут, когда им пригодится это умение. Не говоря о том, что плавание, по оценкам специалистов, относится именно к тем видам спорта, которые дают самую большую пользу для здоровья человека (неспроста, например, многие обеспеченные люди, у кого есть возможности по времени, начинают свой день с бассейна).

– Основа ОБЖ – туристическая подготовка, – продолжил свой разговор на нашу тему Владимир Петрович. – У нас в школе действует программа, согласно которой школьники, занимающиеся в клубе «Барс» (о нем упоминалось выше. – Авт.), ежегодно совершают четыре многодневных похода. Отрабатываются навыки ориентирования, скалолазания, преодолеваются маршруты разной сложности, в зависимости от возраста. Далее, во всех школьных спортзалах у нас стоят скалодромы, а также – маленькие – в детских садах. Уроки по скалолазанию мы уже сделали элементами уроков физкультуры и собираемся идти дальше, продолжить готовить детей на спортивном уровне. Что дают детям занятия скалолазанием в плане безопасности жизнедеятельности? Очень многое. Ребенку в детском саду подтягиваться скучно, да и не умеет еще, зато полазать по скалодрому, абсолютно безопасному, – другое дело. Развиваются координация движений, сила. У школьников, которые лазят по большому скалодрому, отрабатывается, помимо чисто физических качеств и смелости, умение пользоваться страховкой, обвязками, вязать узлы. Такой ученик, если вдруг возникнет пожар, сможет спустить пострадавшего вниз с верхних этажей, а потом спустится сам – в основе одна и та же техника. Кстати, многие ребята у нас уже занимаются серьезно, но это отдельная тема. Замечу лишь, что увидеть спуск на веревках прямо со здания школы, по стене – у нас не редкость: тренируются ребята…

Все это, как заметил директор, отдельные темы для беседы. О том, например, как в школе развивают у детей «короткую» память, уча их безопасному пребыванию на природе. Или со знанием дела преподают школьникам навыки ориентирования в лесу, как и многое другое. Очень лестно он отозвался о работе школьных учителей ОБЖ, о которых я уже упоминал в начале материала.

Вообще же Владимир Дружинин даже свою кандидатскую диссертацию посвятил теме, напрямую связанной с основами безопасности жизнедеятельности, и это тоже отдельный, очень интересный разговор, который, надеюсь, ждет в будущем. Но скажу о своем главном впечатлении: нечасто увидишь директоров школ, которые настолько озабочены тем, чтобы ни много ни мало привить культуру безопасности жизнедеятельности школьникам.

Мне подумалось: может быть, это и есть новый, современный взгляд на ОБЖ – как на культуру безопасности жизнедеятельности, на целый комплекс знаний и умений, которыми должен владеть ученик? Как на реальную, практическую заботу о здоровье учеников, проявляемую на деле?

И может быть, давно пора взглянуть на ОБЖ с максимальной серьезностью, не как на «второстепенный» школьный предмет, на который всего-то отводится по часу в неделю – дескать, достаточно… Примером восприятия ОБЖ как необходимой всем детям дисциплины может послужить как раз эта школа.

«Мы даем детям ценностную ориентацию в плане ОБЖ, – отметил напоследок Владимир Дружинин. – Ведь все проблемы в обучении детей, знаю по своей многолетней практике, начинаются с того, что ребята просто не могут понять, зачем это нужно. Когда им все доходчиво объясняют и они сами видят эффект, то начинают заниматься с удовольствием. В результате получают полезные для жизни навыки».

После разговора с директором у меня была возможность убедиться в справедливости его слов. Мы побеседовали с одной из лучших учениц кадетского класса Дарьей Нестеровой, которая на заключительном этапе прошлой Всероссийской олимпиады по ОБЖ стала призером, заняв 10-е место. Для тех, кто не знаком с олимпиадным движением, поясним: призер – это один из победителей. Они получают право участвовать в следующей Всероссийской олимпиаде, на которую в следующем году поедет Даша. Кроме того, каждый призер получает за свою победу солидный денежный приз и право поступления на бюджет ряда высших учебных заведений вне конкурса (РАНХИГС, РУДН, ведущие медицинские вузы и другие). К победе на олимпиаде ее подготовил учитель по ОБЖ Евгений Епихин. Непосредственной подготовкой к заключительному этапу Даша занималась на многодневных сборах, где тренировали московскую «олимпийскую» сборную по ОБЖ. О том, насколько серьезно их готовят, уже упоминалось выше, не буду повторяться. Замечу лишь, что этим ежегодно занят целый коллектив педагогов, среди которых Сергей Александрович Набатов, Мария Сергеевна Махотина, Александр Викторович Колесов и другие.

– А если придется не на тренировке, а реально спасать или приводить человека в чувство, как думаешь, справишься? – спросил я у Даши. В ответ услышал однозначное: «Конечно, справлюсь! Спасу, откачаю – я все это умею!»

Согласитесь, в этом можно не сомневаться, когда перед вами сидит прошедший все этапы отбора призер Всероссийской олимпиады.

«Больше всего мне нравится работать с тренажерами, – рассказывает Даша. – Они разные, у каждого свое назначение. «Гошу» мы откачиваем, то есть делаем непрямой массаж сердца, выводим из коматозного состояния, останавливаем кровотечение и т.д. С «Глашей» мы, помимо вывода из коматозного состояния и остановки кровотечения, отрабатываем, например, первую помощь в результате так называемого синдрома длительного сдавливания – это состояние, когда человек находился под завалами после землетрясения, обрушения дома и т.д. Вообще, на тренажерах мы учимся оказывать первую помощь практически в любых случаях, вплоть до состояния клинической смерти».

Она подчеркнула, что навыки оказания помощи отрабатывает до автоматизма, особенно при подготовке к олимпиаде. При этом нельзя допускать ошибок: на олимпиаде это будет стоить обнуления результата, а в реальной ситуации может стоить пострадавшему жизни или здоровья. Поэтому скорость и качество – понятия неразделимые. Вот почему Даша с полной уверенностью говорит, что сможет оказать настоящую помощь в любой ситуации, хотя до сих пор, к счастью, таких моментов не возникало.

Многое в плане практики дало Дарье Нестеровой участие в состязаниях «Юный водник» под эгидой МЧС России. «Проходили маршрут на катамаране, – вспоминает Даша. – Было сложно и даже страшновато временами: катамаран подныривал в бурном потоке, цеплялся, нужно было четко управлять им. Но мы успешно выдержали эту «гонку четырех» – такое название она получила потому, что экипаж состоит из четырех человек. При этом соревновались и в спасении пострадавшего с условных льдин, которые нам заменяли плоты. Манекен был весом с взрослого человека, и нелегко было тащить его с плотика на плотик до берега, так, чтобы ни разу не уронить. Справились, ведь всему этому нас учили».

Вот как они куются – победители олимпиад по ОБЖ. Обратим внимание, это не какие-то «одиночки», на которых нацелено все внимание, вовсе нет. Это те дети, которые стали лучшими в процессе общих занятий по ОБЖ, просто им это особенно пришлось по душе. И весь так называемый секрет успеха в том, что таких ребят готовят только в тех школах, где к ОБЖ относятся серьезно. Лично я в этом полностью убедился на примере школы № 709, разговор о которой, как обещал, мы еще продолжим. Новый взгляд на ОБЖ – это серьезно, и об этом стоит говорить. Кстати, приглашаем к разговору на данную тему всех заинтересованных педагогов, кто читает эти строки.