Главная страницаАрхив2018 #1 / Как не попасть в «паутину» Борьба с интернет-зависимостью

Как не попасть в «паутину» Борьба с интернет-зависимостью

15 Февраля 2018

 

Проблема интернет-зависимости у подростков последние годы обрела особую остроту в связи с набравшей невиданные масштабы компьютеризацией общества. Во всем мире, как и в нашей стране, ученые озабочены поисками решения проблемы. Под угрозой самое дорогое для любого общества – подрастающее поколение.

 

Уход от реальности

Родоначальниками психологического изучения феноменов компьютерной зависимости, и в частности зависимости от интернета, считаются двое американских исследователей – психиатр Иван Голдберг и клинический психолог Кимберли Янг. Сам термин «интернет-зависимость», введенный Голдбергом, изначально подразумевал не медицинский смысл наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Под интернет-зависимостью понималось расстройство поведения в результате чрезмерного использования интернета и компьютера, оказывающего пагубное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека.

Доктор Кимберли Янг презентовала второе понятие – «проблемное использование интернета». «Интернет-зависимость, – писала исследователь, – это широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением. Зависимость от интернета – это многомерное явление, включающее проявления эскейпизма – бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или непонятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением; поиск новизны; стремление к постоянной стимуляции чувств; эмоциональную привязанность – возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение; удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ».

Система критериев, введенная исследователями, сближает интернет-зависимость с другими формами зависимостей – алкоголизмом, наркоманией, игроманией.

Исследователи отмечают, что современные социальные сети, компьютерные игры онлайн воздействуют на человека сродни наркотику, то есть вовлекают в себя. Они словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно. Ведь детям подросткового возраста (12–16 лет) изначально присущи стремление к некоторому уходу от реальности, фантазирование, склонность выдавать желаемое за действительное. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности ребенка, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Известный зарубежный исследователь доктор Марисса Орзак провела систематизацию всех признаков интернет-зависимости и выделила психологические и физические симптомы. К психологическим симптомам интернет-зависимости относятся: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.

К физическим симптомам относятся: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной.

 

Сродни наркомании

Среди характерных черт интернет-зависимости отечественные исследователи выделяют такие особенно опасные для формирующегося характера подростка, как сложность в общении, чувство обиды от кажущегося непонимания со стороны сверстников, физическая слабость от постоянного сидения за компьютером, переходящая в чувство неполноценности.

Зависимые дети чувствуют себя ущемленными, так как не в состоянии дать себе адекватную оценку по причине отсутствия способности к анализу. Привычка все получать в готовом виде и бездумно «щелкать» по клавишам приводит к постепенной деградации аналитических качеств. Интернет-зависимость порождает у подростков склонность к негативизму, то есть восприятию действительности исключительно пессимистически. Еще хуже, что многочасовое сидение за компьютером способствует тому, что они растут безответственными людьми. В виртуальном мире ни за что не нужно отвечать, как в реальной жизни, и зависимый от интернета подросток начинает привыкать к этому. Его перестает заботить учеба, а окружающая действительность воспринимается им сквозь призму «виртуальности», как нечто иллюзорное.

Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную «стрелялку» или «бродилку». Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно «откатить» назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни.

Научно доказано, что увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему. Могут возникнуть головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях. В наиболее тяжелых случаях подросток, отлученный от компьютера, может чувствовать настоящую «ломку», как наркоман, не получивший «дозу». В итоге все это делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.

Многие дети открыто признают, что часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, а это может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни. Не умея отличать хорошее от плохого, подростки зачастую становятся жертвами сетевых мошенников, извращенцев, а то и «виртуальных убийц». Иначе нельзя назвать нашумевшую игру «Синий кит», унесшую детские жизни в результате того, что ребят в интернете склоняли к суициду.

Многочисленная реклама и распространение порнографических сайтов, а также сайтов с суицидальной направленностью, пропагандирующих экстремизм и насилие, оказывают негативное воздействие на психику ребенка, приводя порой к необратимым последствиям, и не обязательно в детском возрасте. Ведь зависимость – это мина замедленного действия, и никогда не знаешь заранее, в какой именно момент она взорвется. Напомним, многие из современных маньяков-убийц в ходе следствия вспоминали и о том, что они всегда любили играть в компьютерные игры, основанные на сюжетах, в которых были убийства. Например, небезызвестный норвежский террорист Брейвик, который не моргнув глазом убил 77 и ранил более 150 человек. Выяснилось, что его любимыми играми были те, где происходил расстрел мирных граждан. По условиям одной из них, чтобы дойти до финала, геймеру надо уложить не менее 90 человек – это близко к тому, сколько убил Брейвик…

Таким образом, проблема компьютерной зависимости у подростков требует к себе самого серьезного отношения. Главное – это профилактика. Если она есть, то до последствий дело не дойдет.

 

Потеря своего «я»

С целью профилактики интернет-зависимости в нашем образовательном учреждении проводится регулярная работа с учениками школы, педагогами и родителями. Это и беседы, и классные часы, дни безопасного интернета в школе, дни правовых знаний с приглашением специалистов из различных профилактических организаций, психологов, наркологов. Для родителей мы устраиваем всеобучи, на которых педагоги школы и приглашенные специалисты помогают папам и мамам разобраться, как правильно воспитывать детей, чтобы они не стали жертвами компьютерной или какой-либо другой зависимости. С этой целью, например, достаточно подробно освещаются проблемы адаптации и зависимого поведения подростков.

Стоит подробнее рассказать об игровом занятии под названием «Компьютер: мифы и реальность», которое мы регулярно проводим с учащимися 8–9-х классов. Эффективность его в том, что оно не только дает школьникам представление об интернет-зависимости, но и формирует в сознании детей позитивную установку на рациональное и грамотное использование компьютера. После такого мероприятия они будут готовы к саморазвитию, у них формируются ценностно-смысловые установки.

Организация мероприятия не займет много времени. Первоначально проводится работа в группах, дискуссия с предварительным распределением ролей. Собственно, это своего рода ролевая игра, в которой участвуют «родители», «врачи», «компьютерщики» и другие группы на усмотрение руководителей. Все роли заранее распределены между учениками, им выдаются соответствующие тексты. Остальные школьники – слушатели, но каждый из них является полноправным участником дискуссии. Тексты выступлений необходимо постоянно совершенствовать, внося самые свежие примеры и данные исследований в поисках путей преодоления компьютерной зависимости. Рекомендуется привлекать на занятие настоящих специалистов – медицинских работников, профессиональных компьютерщиков, детских психологов и т.д.

Перед занятием дети просматривают свои тексты, вникают в роли, уточняют неясные вопросы. Потом начинается дискуссия. Здесь приводится лишь общий, схематический вариант проведения мероприятия, чтобы о нем создалось представление.

Классный руководитель: Зависимость от компьютера – болезнь нашего времени или выдуманная угроза? Зарубежные исследователи бьют тревогу: оказывается, симптомы компьютерной зависимости проявляются уже в массовом порядке, ею «заражена» почти пятая часть опрошенных. И в России тоже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин – «компьютерный синдром». Кто в этом виноват и что делать? Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы.

Мама 1: Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Что там просто усталость и ухудшение зрения, которые многие считают основным вредом от многочасового сидения за монитором! Это сущие мелочи по сравнению с почти полным физическим и умственным истощением, до которого доводит подростков компьютерная зависимость. Так, например, было с одним школьником из Румынии, которого увезла из интернет-кафе скорая помощь после того, как он просидел в нем девять дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим одной из компьютерных игр. Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Подросток лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на интернет. Он перестал мыться и резко похудел на десять килограммов. Подобных примеров в мире существует огромное количество. Они характерны для подростков, впавших в интернет-зависимость.

Мама 2: Редко, но иногда доходит даже до случаев с летальным исходом. Уместно вспомнить, как двенадцатилетний подросток из Екатеринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. И если летальный исход – случай действительно исключительный, то сама компьютерная зависимость давно уже стала распространенным явлением среди подростков. Детские врачи в разных регионах нашей страны отмечают, что периодически имеют дело с такими пациентами. Многие дети, если их не остановить, могут часами находиться перед компьютером дома или в игровых клубах, причем даже без еды и отдыха!

Мама 1: А вот и криминальные факты: тринадцатилетний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для интернет-кафе. Старшеклассник, наигравшись в компьютерную игру с жестоким сценарием, неожиданно для себя избил соседских малышей. Потом сожалел, не мог понять, что на него «нашло», но сделанного не вернешь. Типичный случай, таких историй достаточно. Подростки теряют свое «я», с головой уходя в виртуальный образ, порой такой жестокий. А отвечать за последствия приходится реально…

Классный руководитель: Что могут добавить к этому наши участники? Только факты! Можете ли вы привести подобные примеры? Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир? С другой стороны, можете ли вы вспомнить, чтобы кто-то из ваших знакомых много играл в компьютерные игры и не впадал в зависимость?

Начинается активное обсуждение, в котором участвуют все дети. Классный руководитель акцентирует внимание на последнем вопросе о «знакомом, много играющем, но не впавшем в зависимость». На него есть только один ответ – он уже зависим.

 

Страдания

от кибермании

Педагог предоставляет слово медицинским работникам (приглашенным на занятие врачам или детям, исполняющим эти роли).

Врач 1: Западные медики однозначно утверждают, что интернет-зависимость существует. Появился даже такой диагноз – «кибермания», или «патологическое использование компьютера». По мнению ряда исследователей, уже в недалеком будущем, учитывая дальнейшее развитие компьютерных технологий, кибермания будет признана заболеванием номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В России пока относительно мало людей обращается за медицинской помощью, так как многие родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками. Но из-за того, что папы и мамы не хотят обращаться к врачам, симптомы компьютерной зависимости у их детей продолжают прогрессировать.

Врач 2: В чем проявляется кибермания? Прежде всего в том, что люди предпочитают практически все свободное время проводить в компьютерных играх и интернете – до восемнадцати часов в день! Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, как попало делают домашнее задание или не делают совсем – лишь бы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, радуются лишь своим победам в игре, забывая обо всем. Реальная жизнь с ее заботами и прелестями интересует таких ребят все меньше. У них одно развлечение – компьютер. Они не получают от него ничего, кроме удовольствия для себя. Зато «железный ящик» с монитором высасывает из подростка все соки, осушает его, лишает стремления жить полноценно и насыщенно, добиваться чего-то. И это действительно страшно. При общении в чатах они выдумывают себе виртуальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я». С точки зрения психиатрии это уже серьезная проблема, чреватая настоящим медицинским диагнозом и лечением в психиатрической больнице.

Врач 1: Но особенно опасны для формирующегося сознания подростка многие компьютерные игры, в которых главное действие – это убийство, причем поданное красочно. Конечно, далеко не все играют в компьютерные игры с такими сюжетами, многим детям, к счастью, это неинтересно. Но, с другой стороны, немало и тех, кого увлекают такие сценарии, и они могут часами сидеть за монитором, непрерывно стреляя, взрывая и так далее. А ведь игра для ребенка – это репетиция жизни, у него нет еще никакого более-менее серьезного жизненного опыта. И у таких подростков постепенно может сложиться мнение, что насилие, убийство – это увлекательное занятие. Как все мы знаем, в жизни существует достаточно примеров, когда весь этот негатив в чьем-то искривленном сознании воплощается на практике с крайней жестокостью и бессмысленностью.

Врач 2: Другая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь – это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.

Врач 1: Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, обрекая себя на одиночество.

Компьютерщик 1: Что касается анонимности в интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему тех, кто использует сеть для незаконных выступлений, в конечном итоге всегда находят. Существующие технические средства позволяют со стопроцентной гарантией определить, какой именно пользователь сети выходил в интернет и был на каком-то конкретном сайте. Кстати, эти же технические средства могут отследить, какие сайты чаще всего посещаются с этого компьютера.

Компьютерщик 2: Компьютер – это источник электромагнитного излучения и неионизирующей радиации, что негативно воздействует на человека. Если соблюдать санитарные правила, он может быть безвредным. Во всех организациях правила работы на компьютере должны находиться прямо на рабочем месте. Но у нас, к сожалению, их мало кто знает и выполняет. Например, согласно этим правилам, взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более 10–20 минут, в зависимости от возраста. Компьютер обязательно нужно «заземлить», нельзя работать за ним беременным и кормящим женщинам. В развитых странах эти правила очень строго соблюдаются. А у нас нередко предпочитают расплачиваться своим здоровьем.

Компьютерщик 1: К играм нужно относиться избирательно. Те, в которых есть агрессия, однозначно исключить. Но есть игры для изучения школьных предметов – такие полезны, но опять же в меру. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Существуют форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и можно высказать свою точку зрения. Так что интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения. Но с ним нужно обращаться осторожно, не «ныряя» в него слишком глубоко. Иначе можно утонуть – стать интернет-зависимым.

Классный руководитель дает слово участникам дискуссии. Задаются следующие вопросы (ответы фиксируются на классной доске): «Согласны ли вы с выводами врачей? Считаете ли вы, что компьютерные игры повышают агрессивность? Уменьшилось ли количество ваших друзей от того, что вы увлеклись компьютерными играми? Предпочитаете ли вы есть за компьютером? Какие победы вы одержали в реальной жизни за последний год? Приходилось ли вам общаться в чатах? Вы выступали под своим реальным именем или под вымышленным? Чувствовали себя при этом свободными, раскрепощенными? Какие дети, по-вашему, сильнее всего подвержены компьютерной зависимости?»

Идет обсуждение вопросов. Классный руководитель ненавязчиво подводит детей к самостоятельным выводам.

«Давайте вместе подумаем над тем, что интересное и полезное для себя вы могли бы сделать за часы, бесцельно проведенные в интернете? – спрашивает педагог. – Например, записаться в спортивную секцию на тот вид спорта, который нравится. Играть в хоккей, в футбол, кататься на велосипеде, на лыжах. И что мешает это сделать?»

Главное – заставить ребят мыслить. Запреты бессмысленны, если нет осознания проблемы. И, наоборот, необходимость в запретах сама собой отпадает, если проблема осознана и сделаны выводы.

 

Что делать?

В этом, заключительном блоке занятия идет обсуждение мер для предупреждения интернет-зависимости. Высказываются разные, в том числе и заведомо невыполнимые, идеи, чтобы участники разговора сами поняли их нежизнеспособность и напрягли воображение.

Например, «мамы» предлагают закрыть все игровые клубы и разрешить детям доступ в интернет только в «сопровождении» взрослых. Все начинают дружно обсуждать эти изначально нереальные предложения. Понятно, что никакого клуба не нужно, когда под рукой интернет 24 часа в сутки, а занятые на работе родители никогда в жизни не смогут уследить за активностью своих детей в Сети, даже если бы очень этого хотели. Но дети должны опровергнуть нежизнеспособные идеи самостоятельно, а взамен предложить новые. В этом им активно помогают врачи, компьютерщики, психологи и т.д.

Компьютерщики: Нужно обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями. Каждый подросток должен учиться грамотному использованию компьютера, чтобы не быть «чайником». Еще одна хорошая идея для увлеченных интернетом школьников – заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми. Нужно вообще поменьше играть, а больше думать, творить.

Врач 2: Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби, которое увлечет его. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда. Но самая страшная опасность, которую мы выделяем особо, состоит в том, что интернет-зависимость может перейти в другой вид зависимости – от алкоголя, наркотиков. Необходимо ограничить время пребывания в интернете – для всех без исключения. Это мера профилактики. Даже во время подготовки к экзаменам время непрерывной работы с компьютером не должно превышать получаса, после чего должен быть перерыв, желательно – физическая разминка. Помните – сначала реальная жизнь со всеми ее радостями, а компьютер – потом.

 

Итоги и результат

Классный руководитель (выступает с заключительным словом): Итак, сегодня мы выяснили, что компьютерная зависимость не выдумка, она реально существует. Основная причина в том, что дети не представляют себе всех негативных последствий своего увлечения и не осознают, что у них может развиться зависимость. Реальный выход для самих школьников – в повышении компьютерной грамотности. Ясное и полное представление об угрозе позволит избежать ее. Осознавая опасность, дети способны сделать это самостоятельно.

Проблема компьютерной зависимости неоднозначна и пока далека от решения, но мы и не стремились ее решить. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению – именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах.

В заключение приведу вам слова известного писателя Ипполита Соболя из его произведения «Компьютеромания – это диагноз»: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую Сеть, черпаю информацию из интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной».

В конце занятия классный руководитель задает всем вопросы:

Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня?

Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение?

Что дал вам сегодняшний классный час?

После урока пусть каждый из вас постарается дать ответы самому себе.

По имеющейся практике проведения подобных уроков можно сказать, что они способствуют осмыслению подростками проблемы интернет-зависимости и заинтересовывают их этой темой. Самое главное, что при регулярном проведении подобных занятий сидение за компьютером становится в подростковой среде уже не «модным», а воспринимается как нечто ущербное.

И последнее. В практике нередки случаи, когда подолгу сидящие за компьютером школьники, находя для себя новые увлечения, безболезненно расстаются со своей прежней «манией». Важно суметь переключить их внимание, увлечь по-настоящему. Речь ведь идет о психологической проблеме, а не проблеме физической зависимости, которую и в самом деле вылечить крайне сложно. Нужно помнить, что с интернет-зависимостью эффективнее всего бороться на ранних этапах, а профилактические занятия, подобные описанному выше, должны быть регулярными. Педагоги и родители должны сделать все, чтобы отвести от детей эту угрозу, которая по мере дальнейшего развития компьютерных технологий становится все опаснее.

 

Интернет-болезни

Всемирная паутина стала причиной новых заболеваний, которые с трудом поддаются лечению. Врачи бьют тревогу, но количество заболевших во всем мире стремительно увеличивается.

Google-эффект. Это заболевание проявляется в том, что у многих людей, подолгу «сидящих» в интернете, перестают нормально развиваться основные психические процессы, такие как память, внимание, мышление. Согласно прогнозам специалистов, со временем Google-эффект может обернуться массовым склерозом или болезнью Альцгеймера. На сегодняшний день, по подсчетам исследователей, в одних только США Google-эффектом страдают более 40% молодых людей в возрасте до 25 лет.

Синдром Снежаны. Болезнь названа именем жительницы Сербии, которая, однажды выложив в социальную сеть свой пост, не дождалась ответов от друзей и так стала переживать, что попала в психиатрическую больницу с нешуточным диагнозом. Синдромом Снежаны медики назвали расстройства людей, остро переживающих, если их обращения или фотографии в соцсетях остаются без «лайков».

Киберхондрия. Этот термин произошел от названия другого заболевания – ипохондрии. Оно выражается в постоянном беспокойстве заболеть чем-либо. Киберхондрия намного опаснее тем, что человек, у которого что-то заболело, нередко обращается первым делом не к врачам, а к интернету, пытаясь сам найти причину боли. Он начинает примерять на себя признаки разных заболеваний – как правило, наиболее тяжелых. Постепенно нервное перенапряжение, в котором постоянно пребывает пользователь, дает о себе знать, и человек оказывается в психиатрической лечебнице.

Цифровая морская болезнь. К этой болезни приводит долгое непрерывное сидение за компьютером, и цифровой морской она названа в силу своих симптомов – головокружения и тошноты. Картинка на мониторе дезориентирует наш мозг, в результате чего страдает вестибулярный аппарат. Причем чем выше качество изображения на экране, тем более агрессивно проявляет себя болезнь. Лечение от нее одно – отойти от монитора.

 

Интернет-зависимость

Пусть сегодня еще нет официального диагноза «интернет-зависимость», но методы ее лечения существуют уже давно. Так, в 2005 году в Китае была открыта клиника для борьбы с нездоровой тягой к Всемирной паутине. Лечение заключается в действии электрошока на пациента: тело больного получает напряжение в 30 вольт. А в Финляндии зависимость от интернета даже является причиной отсрочки от армии.

В некоторых странах созданы центры поддержки зависимых людей. В России также существуют клиники, производящие лечение, – в Москве и Санкт-Петербурге. Лечат методами психотерапии и психофармакотерапии. В первом случае зависимость лечится исключительно путем психологического воздействия на личность пациента, во втором – это воздействие дополняется лечением с помощью медикаментов.

Вот краткий тест на определение интернет-зависимости.

1. Чувствуете ли вы себя озабоченным интернетом (думаете ли о предыдущих онлайн-сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2. Ощущаете ли потребность в увеличении времени, проведенного в интернете?

3. Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета?

4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование интернетом?

5. Находитесь ли вы в режиме онлайн больше, чем предполагали?

6. Были ли случаи, когда вы рисковали получить проблемы на работе, учебе или в личной жизни из-за интернета?

7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в интернете?

8. Используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Человек считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Лечение этого заболевания очень важно, так как воздействию Всемирной паутины подвержена сегодня подавляющая часть населения.

При этом первостепенное внимание стоит уделять детям.