Главная страницаАрхив2018 #3 / «Безопасное колесо – 2018»: опыт проведения соревнований

«Безопасное колесо – 2018»: опыт проведения соревнований

24 Апреля 2018

Николай Воробьев, педагог дополнительного образования высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»

 

Тематике безопасности дорожного движения в курсе ОБЖ отведен соответствующий раздел, но этого мало, чтобы научить детей соблюдать ПДД. Проблема детского травматизма на дорогах продолжает оставаться одной из самых острых, об этом свидетельствует статистика. На совещании межведомственной рабочей группы по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» специалисты пришли к выводу, что необходимо интегрировать тематику безопасности дорожного движения не только в курс ОБЖ, но и в другие направления воспитательной и учебной работы, как можно больше использовать возможности классных часов, внеклассных занятий. В частности, особое место отводится дальнейшему развитию отрядов юных инспекторов дорожного движения и массовому вовлечению в них детей и подростков.

 

Станции знаний

В многопрофильном государственном учреждении дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» опыт проведения соревнований юных инспекторов дорожного движения накапливается на протяжении ряда лет. За это время сформировалась своя методика, о которой и будет рассказано на примере недавно прошедших межрайонных соревнований «Безопасное колесо – 2018» в ЮВАО города Москвы.

На сегодняшний день в связи с объединением образовательных организаций в комплексы, как правило, несколько школ входят в одну новую образовательную организацию. Соответственно, и количество выставляемых на соревнования команд следующее: если в комплекс входят до двух школ, делегируется одна команда, если четыре школы – две и т.д. Есть комплексы, в которые входят восемь и более школ, от них выделяется четыре команды. В каждой из команд – две девочки и два мальчика 2006–2010 годов рождения.

В этом году, согласно условиям соревнований «Безопасное колесо», было организовано несколько станций (этапов): «Основы безопасности жизнедеятельности», «Первая помощь пострадавшим», «Автогородок», «Фигурное вождение велосипеда», «Знатоки ПДД», «Вместе – за безопасность дорожного движения» (творческий конкурс команд).

 

Автогородок

С этой станции начались соревнования. Из-за неблагоприятных погодных условий организаторы сочли целесообразным провести этап «Автогородок» в закрытом помещении, на так называемых планшетах, сделанных своими руками (на них фотографии автогородка в миниатюре распечатываются на нескольких листах формата А3 и наклеиваются на обратную сторону магнитно-маркерного панно «Город» или большой кусок фанеры).

В чем отличие? На настоящем автогородке членам команды, стартовав группой, необходимо, проехав на велосипедах весь маршрут за шесть минут, отметиться на четырех контрольных пунктах (КП) – это полицейские машины с находящимися в них инспекторами дорожного движения. Разумеется, выигрывает та команда, которая совершила меньше всего ошибок. Результаты оцениваются комиссией, в том числе инспекторами, за ошибки выставляются штрафные баллы.

При прохождении этапа в помещении, на планшетах, проезд по маршруту обозначается на мини-велосипедах, члены команд объясняют все свои действия устно.

Может показаться, что так гораздо легче, но это лишь на первый взгляд. Каждый участник должен подробно объяснить все свои действия и их смысл, что требует более глубокого знания всех вопросов. Например, как называется тот или иной дорожный знак, к какой группе дорожных знаков он относится. Или как нужно действовать по сигналам регулировщика, как проехать на сигнал светофора, какую сторону полосы движения занимать при поворотах и т.д. И так по каждому заданию.

Вот почему в ходе проведения соревнований было немало и ошибок, и неправильных ответов, и неточностей. Но все-таки гораздо больше было позитива, ведь большинство ребят основательно подготовились к соревнованиям.

Теперь разберем действия каждого участника на всех четырех этапах станции «Автогородок». Напомним, команде необходимо уложиться в шесть минут, отметившись на четырех контрольных точках. Итак, слово участникам – каждый подробно рассказывает о своих действиях. Здесь приведены образцы правильных ответов. На заранее изготовленных планшетах создается соответствующая дорожная обстановка.

1-й участник: Надели защиту велосипедиста: наколенники, нарукавники, налокотники, шлемы. Согласно основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации, велосипед должен иметь исправные тормоз, руль, звуковой сигнал, спереди – светоотражатель белого цвета, сзади – светоотражатель красного цвета, с каждой боковой стороны – светоотражатели оранжевого цвета. В практических условиях для движения в условиях недостаточной видимости велосипед обязательно должен быть оборудован фонарем или фарой и задним светящимся сигналом.

Сиденье выставлено под каждого индивидуально. Проверили техническое состояние велосипеда. Трогаться нужно друг за другом, колонной. Снимаем велосипед с подножки, садимся на седло, смотрим назад, убеждаемся в безопасности нашего движения. Перед тем как тронуться с места, вытягиваем левую руку в сторону, сообщаем другим участникам дорожного движения о начале своего движения. Начинаем движение прямо по дороге по правой стороне, что предусмотрено ПДД. Мы едем все вместе, одной группой, по одному маршруту, друг за другом. Движемся колонной, расстояние между нами – приблизительно длина одного велосипеда: оно достаточно для того, чтобы в случае экстренного торможения каждый из нас смог быстро среагировать и не врезаться в едущего впереди товарища.

По правой стороне дороги от нас знак приоритета «Главная дорога», мы имеем преимущество. Подъезжая к Т-образному регулируемому перекрестку, видим регулировщика, который стоит к нам левым боком с вытянутой вперед правой рукой с жезлом. Согласно ПДД, мы имеем право проехать прямо, налево и на разворот.

Мы поворачиваем налево, чтобы отметиться на 1-м КП. Заблаговременно перед началом поворота показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону левая рука или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Совершив поворот, на правой стороне дороги видим дорожный знак «Автобусная остановка»: он относится к группе дорожных знаков «Знаки особых предписаний». Мы можем остановиться за 15 метров от нее, так как остановка на ней запрещена желтой дорожной разметкой, которая нанесена возле автобусной остановки. Подъезжая к остановке, заранее поднимаем вверх правую или левую руку, показывая, что мы будем останавливаться. Остановившись, слезаем с велосипеда, ставим его на подножку и подходим к сотруднику ДПС для отметки на 1-м КП. Велосипед ставим у края проезжей части, так как обочины и тротуара нет. После отметки возвращаемся к велосипеду.

2-й участник: Смотрим назад, убеждаемся в безопасности нашего движения. Перед началом движения вытягиваем левую руку в сторону, сообщаем другим участникам дорожного движения о начале своего движения. Едем прямо, впереди дорожный знак «Круговое движение», он относится к группе дорожных знаков «Предписывающие знаки». Под ним расположен знак «Уступи дорогу», который относится к знакам приоритета.

Заблаговременно показываем поворот правой рукой вытянутой в сторону или левой рукой, согнутой в локте под прямым углом вверх. Если на перекрестке с круговым движением нет машин, мы проезжаем, если машины есть, пропускаем их, затем выезжаем на перекресток. Проезжаем по перекрестку с круговым движением по крайней правой полосе, так как для съезда нужно занять крайнюю правую полосу движения.

Заблаговременно перед началом поворота мы показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону правая рука или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Выезжая с перекрестка с круговым движением, на правой стороне дороги видим дорожный знак особых предписаний «Пешеходный переход». Под ним расположен знак приоритета «Уступи дорогу», перед нами Т-образный перекресток. Если с обеих сторон дороги есть транспорт, мы должны его пропустить. Если его нет, проезжаем Т-образный перекресток без остановки. Перекресток нерегулируемый, так как нет светофора и регулировщика. Заблаговременно перед началом поворота мы показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону левая или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Выезжая с перекрестка, с правой стороны видим дорожный знак «Пешеходный переход», относящийся к группе знаков особых предписаний. Далее расположен дорожный знак «Ограничение максимальной скорости до 20 км/ч», относящийся к группе запрещающих знаков. За ним дорожный знак «Искусственная неровность», относящийся к группе предупреждающих знаков. Заблаговременно поднимаем правую руку вверх, показывая другим участникам дорожного движения, что мы снижаем скорость.

Справа расположен дорожный знак «Искусственная неровность», относящийся к группе знаков особых предписаний. Переехав искусственную неровность, справа видим дорожный знак «Дети», относящийся к группе предупреждающих знаков. Снижая скорость, проезжаем прямо. Справа видим дорожный знак «Искусственная неровность», относящийся к группе знаков особых предписаний. Поднимаем правую руку вверх, переезжаем искусственную неровность.

Проезжая прямо, справа видим дорожный знак «Пешеходный переход», относящийся к группе знаков особых предписаний. Далее видим дорожный знак «Главная дорога», относящийся к группе знаков приоритета. Подъезжаем к Т-образному регулируемому перекрестку, видим регулировщика, стоящего к нам боком с вытянутыми в стороны руками. При этом положении регулировщика мы можем проехать прямо.

Проехав перекресток, видим впереди 2-е КП. Мы можем остановиться через пять метров от пешеходного перекрестка. Заблаговременно поднимаем правую руку вверх, показывая другим участникам дорожного движения, что мы начинаем останавливаться. Останавливаемся, ставим велосипед на подножку на тротуаре и подходим к сотруднику ДПС, отдаем маршрутный лист для отметки. После отметки садимся на велосипед и снимаем его с подножки.

3-й участник: Смотрим назад, убеждаемся в безопасности нашего движения. Вытягиваем левую руку в сторону, предупреждая тем самым о начале своего движения, едем по маршруту. С правой стороны дороги видим дорожный знак «Опасный поворот», при котором можем, не дублируя дорожный знак, не показывать знак поворота рукой.

Завершив поворот, подъезжаем к Т-образному регулируемому перекрестку. С правой стороны дороги видим дорожный знак «Главная дорога», относящийся к знакам приоритета, но так как на перекрестке есть транспортный светофор с дополнительной секцией, знак приоритета не действует.

Чтобы нам повернуть на перекрестке налево, перестраиваемся в крайнее левое положение на проезжей части. Если на дополнительной секции горит зеленый свет и видна черная контурная стрелка, заблаговременно перед началом поворота мы показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону левая рука или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Если на дополнительной секции транспортного светофора горит красный цвет, заблаговременно поднимаем правую руку вверх для остановки.

Завершив поворот, едем прямо, подъезжаем к четырехстороннему регулируемому перекрестку. С правой стороны видим дорожный знак «Уступи дорогу», относящийся к группе знаков приоритета. Рядом транспортный и пешеходный светофор, но так как на перекрестке стоит регулировщик с опущенными руками к нам левым боком, мы можем продолжить движение. Велосипедист должен соблюдать сигналы регулировщика, даже если они противоречат сигналам транспортного светофора и дорожным знакам.

Проехав четырехсторонний перекресток, после пешеходного перехода можем остановиться через пять метров. Заблаговременно поднимаем правую руку вверх и останавливаемся. С правой стороны видим дорожный знак «Автобусная остановка», относящийся к знакам особых предписаний. На автобусной остановке видим 3-е КП. Останавливаемся за 15 метров от остановки, так как на ней останавливаться запрещено, ставим велосипед на подножку на тротуаре и подходим к сотруднику ДПС для отметки маршрутного листа. Отметив маршрутный лист, садимся на велосипед.

4-й участник: Смотрим назад, убеждаемся в безопасности нашего движения. Перед началом движения вытягиваем левую руку в сторону, трогаемся и едем организованной колонной.

Подъезжаем к перекрестку с круговым движением, справа видим дорожный знак «Круговое движение», который относится к группе предписывающих знаков. Под ним расположен дорожный знак «Уступи дорогу», который относится к группе знаков приоритета. Заблаговременно перед началом поворота мы показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону правая или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Проезжаем по перекрестку с круговым движением по крайней правой стороне, так как для съезда нужно занять крайнюю правую полосу движения. Заблаговременно перед началом поворота мы показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону правая или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Выехав с перекрестка, с правой стороны видим дорожный знак «Пешеходный переход», относящийся к группе знаков особых предписаний. На пешеходном переходе видим переходящего дорогу человека, заблаговременно поднимаем правую руку вверх, показывая остановку, останавливаемся и пропускаем его. Смотрим назад, убеждаемся в безопасности, вытягиваем левую руку в сторону, сообщая о начале своего движения.

Подъезжаем к Т-образному нерегулируемому перекрестку, с правой стороны видим дорожный знак «Главная дорога», относящийся к группе знаков приоритета, под ним знак дополнительной информации (таблички) «Поворот главной дороги». Заблаговременно перестраиваемся на полосе в крайнее левое положение, перед началом поворота показываем соответствующий сигнал рукой. Заблаговременно перед началом поворота мы показываем сигнал рукой: вытянутая в сторону левая или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Завершив поворот, едем прямо, с правой стороны расположен дорожный знак «Парковка», относящийся к группе информационных знаков. За ним находится 4-й КП. Заблаговременно поднимаем правую руку вверх, показывая остановку. Ставим велосипед на тротуар на подножку, подходим к сотруднику ДПС, отдаем маршрутную карточку для отметки. Получив маршрутную карточку, садимся на велосипед, смотрим назад, убеждаемся в безопасности нашего движения. Вытягиваем левую руку в сторону, сообщая о начале движения. Подъезжаем к месту парковки, заблаговременно поднимаем правую руку вверх, останавливаемся и ставим велосипед на парковочное место.

 

Станция ОБЖ

Здесь участники проходят тестирование по вопросам дорожной безопасности на планшетах.

На планшете «Знатоки правил дорожного движения» команде необходимо из предложенных дорожных знаков выставить в ответ те, которые требуются по заданию. Чтобы правильно ответить, ребятам необходимо знать форму группы дорожных знаков, какого они цвета и что изображено на конкретном дорожном знаке.

На втором планшете «Дорожное движение в городе» необходимо правильно определить нарушителей дорожного движения из представленных с помощью комплектов магнитов ситуационных задач. Дети решают их, обозначая красными кружками на магнитах свои ответы.

На третьем планшете слева изображен велосипед, а справа – названия десяти его деталей под номерами, и необходимо правильно поставить стрелочки к соответствующим частям. Этот конкурс, с виду элементарный, тем не менее тоже был подсказан реалиями жизни: многие дети понятия не имеют об устройстве велосипедов, на которых ежедневно ездят, что тоже сказывается на безопасности.

В среднем на каждый планшет приходится по две минуты. Команда, разбившись на группы по одному или два человека, может одновременно отвечать сразу на всех трех планшетах и тем самым сократить время своего ответа, заработав дополнительные баллы.

Исходя из опыта, на этапе «ОБЖ» также на планшете целесообразно включить задание «Безопасный путь домой», где участнику нужно проложить маршрут для велосипедиста от семи до 14 лет или пешехода. Как известно, в этом возрасте детям нельзя ездить на велосипеде по проезжей части, можно только по велодорожке или тротуару, в пешеходной зоне. Исходя из этого, дети должны проложить безопасный маршрут в предлагаемых заданием дорожных условиях.

 

Знатоки ПДД

На этой станции команда садится за четыре ноутбука и отвечает на 15 вопросов, каждый из которых касается велосипедистов и пешеходов. В предложенных вопросах отражены наиболее типичные моменты нарушений, приводящих к происшествиям с детьми на дороге.

Например, по краю дороги на велосипедах едут подростки, впереди – знак «Опасный поворот», за которым нет обзора. Вопрос: можно ли велосипедистам обгонять друг друга? Правильный ответ, разумеется, – обгон запрещен. Казалось бы, очевидный факт. Тем не менее любой сотрудник дорожной полиции вспомнит не одну историю, когда такие ситуации на практике приводили к происшествиям из-за того, что дети очень часто не соблюдают правил, не зная их. В то же время нередко подростки считают, что правила касаются только автомобилистов, а велосипедистам не указ. Чем заканчиваются подобные заблуждения, хорошо известно по печальной статистике происшествий.

В другой типичной ситуации, отраженной в предложенном вопросе, велосипедист пересекает пешеходный переход, не слезая с велосипеда, что категорически запрещено. Тем не менее на улицах городов такое встречается сплошь и рядом. Результат – случаи наездов на велосипедистов, внезапно «выруливших» на пешеходный переход, где нет светофора: водитель может не успеть вовремя среагировать и затормозить.

 

Вождение

велосипеда

Этап «Фигурное вождение велосипеда» мы проводили в закрытом помещении. Перед началом выступления команды надели защитную экипировку велосипедиста: шлем, наколенники, налокотники, нарукавники. Перед проездом вся команда прошла по маршруту, слушая объяснения педагога.

В этом году произошли некоторые изменения: нет препятствий «Проезд через пешеходный переход» и «Проезд под перекладиной», так как по опыту решили уделить основное внимание другим, более нужным заданиям.

Опишем упражнения, которые выполнялись в этом году, и оборудование к ним.

Упражнение «Слалом». Участник проезжает между стойками, поочередно огибая каждую с правой или левой стороны и стараясь не задеть их.

Используются стойки на основании в виде утяжеленного цилиндра диаметром 15 см и высотой 10 см. К центру основания крепится полая металлическая или пластиковая трубка. Общая высота стойки – от 1,3 до 1,7 м. Всего в препятствии используется не более семи стоек. Расстояние между первой и второй стойками – 1,3 м. Расстояние между последующими стойками уменьшается с каждой стойкой на 5 см. Ограничительная линия проходит по всей длине препятствия на расстоянии 1 м слева и справа от стоек.

Смещение и касание стойки – 1 штрафной балл, падение и пропуск стойки – 2 и 3 балла соответственно, выезд за ограничительную линию – 3 балла.

Упражнение «Прицельное торможение». Участник, заезжая в коридор из четырех конусов, должен затормозить велосипед, максимально приблизив переднее колесо к планке и не сбив ее при этом.

Необходимо заблаговременно подать сигнал поднятой рукой (все равно – левой или правой) вверх о намерении остановиться. Затормозить нужно между двумя парами стоек.

Как только переднее колесо велосипеда поравняется с первой парой стоек, необходимо начинать торможение. Заблаговременно поднятая рука опускается на руль, и велосипедист должен остановиться в нескольких сантиметрах от планки, расположенной на второй паре стоек.

Несмотря на простоту, это тоже важное упражнение, поэтому мы и решили включить его в программу соревнований. К сожалению, как показывает практика, дети нередко попадают в дорожные происшествия именно из-за элементарного неумения правильно останавливаться или тормозить перед препятствием. Это упражнение вырабатывает у ребенка устойчивый навык правильной остановки перед препятствием – на дороге он уже не будет тормозить внезапно и без предупреждения, рискуя оказаться под колесами сзади идущей машины.

Длина прямоугольного коридора на 5 см превышает длину велосипеда, ширина – 80 см, контур очерчивается ограничительными линиями. По углам препятствия устанавливаются конусы. Высота конуса – до 40 см, радиус основания – до 25 см. На верхнюю часть выездных конусов кладется планка (полая металлическая или пластиковая трубка) длиной 1 м.

Штрафные баллы: если нога участника вышла за пределы ограждения – 1 балл; велосипед находится за пределами ограждения – 2 балла; падение планки – 3 балла.

Упражнение «Перенос предмета». Участник подъезжает к стойке, в чаше которой находится предмет, на ходу берет его и, держа в руке, доезжает до следующей стойки и кладет в расположенную на ней чашу.

Используются две стойки, которые состоят из тяжелых оснований и полых пластиковых труб с прикрепленными к их верхней части чашами. Высота стоек – 1,2 м. Переносимый предмет – теннисный мяч или шар. Расстояние между стойками – не менее 3 м.

Штрафные баллы: проезд мимо стойки с предметом – 3 балла, падение предмета из чаши или во время движения – 3 и 2 балла соответственно, падение стойки – 2 балла, касание велосипеда рукой, держащей предмет, – 2 балла.

Обращаем внимание, что с целью подготовки к этому упражнению детям заблаговременно необходимо тренироваться в езде на велосипеде с одной рукой (правой и левой) в быстром и медленном темпе.

Упражнение «Желоб». Участник проезжает желоб, стараясь не съехать с него.

Используется желоб длиной 3 м, толщиной основания 5 см, скошенный со стороны въезда и выезда для плавности начала и конца преодоления препятствия. Высота стенок желоба – 3,5 см над основанием, а ширина углубления желоба – 10 см.

Штрафные баллы: съезд препятствия одним колесом – 2 балла, двумя колесами – 3 балла.

Как и в предыдущем случае, для успешного проезда этого препятствия необходима длительная тренировка по его преодолению как в медленном темпе, так и в быстром.

Упражнение «S-образная дорога». Участник должен проехать по габаритной дорожке между фишками, не задевая их.

Используются фишки высотой до 25 см и шириной основания 7 см. Из этих фишек строится S-образная дорожка шириной 50 см и расстоянием между ними по каждой стороне до 50 см. Угол поворотов должен составлять не менее 30 градусов. Дорожка может быть с заездом направо или налево.

Штрафные баллы: сдвиг или опрокидывание фишки – 4 балла за каждую, каждая пропущенная фишка – 1 балл.

 

Первая помощь

На станции «Первая помощь пострадавшим» команды отвечали на теоретические вопросы и выполняли практические задания на тренажере сердечно-легочной реанимации. Каждый член команды вытягивал билет, состоящий из пяти теоретических вопросов.

Основные темы вопросов: виды кровотечений и способы их остановки; оказание первой помощи при обморожении, переломах верхних и нижних конечностей; правила и время наложения жгута; извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей; способы транспортировки пострадавшего при различных видах переломов; где и как определять пульс у пострадавшего; первая помощь при ожогах; что делать, если нет сознания, но есть пульс; в каких случаях можно давать лекарственные препараты пострадавшему, а в каких – категорически запрещено и т.д.

К каждому из вопросов прикреплена соответствующая иллюстрация, по которой нужно отвечать, подробно объясняя свои действия.

Например, на вопрос о том, можно ли вытаскивать инородный предмет из раны пострадавшего, школьники не только должны ответить, что это категорически запрещено, но и объяснить, почему именно (такие действия выполняет только медработник, так как некомпетентный человек может лишь усугубить тяжесть ситуации), а также сказать, что делать в этом случае (обложить предмет бинтами, закрепив повязкой сверху, не вынимая предмета из раны).

После теоретических вопросов все команды проводили искусственную вентиляцию легких и непрямой массах сердца на роботе-тренажере, рядом лежал мобильный телефон для условного вызова бригады скорой помощи.

По опыту проведения соревнований стоит заметить, что членам команд целесообразно распределять обязанности: один вызывает бригаду скорой помощи, второй поднимает ноги пострадавшего для улучшения притока крови к сердцу, восстанавливает силы и готовится сменить четвертого участника. Третий делает вдох искусственного дыхания, контролирует реакцию зрачков и пульс на сонной артерии и информирует партнеров о состоянии потерпевшего. Четвертый проводит непрямой массаж сердца и отдает команду «Вдох!». Он же контролирует результативность процесса искусственного дыхания по подъему грудной клетки и констатирует: «Вдох прошел!» или «Нет вдоха!»

Мы рекомендуем учителям ОБЖ готовить ребят по учебно-практическому пособию «Как оказать помощь при автодорожном происшествии» или учебному пособию «Атлас добровольного спасателя. Первая помощь на месте происшествия».

 

Творческий

конкурс

В творческом конкурсе «Вместе – за безопасность дорожного движения», название которого говорит само за себя, команды состязались друг с другом в яркости и оригинальности агитации средствами художественной самодеятельности. Если в прошлом году творческий конкурс был на тему «Безопасная дорога – детям», то в этом он был посвящен 45-летнему юбилею образования движения юных инспекторов и назывался «С юбилеем, ЮИД!». Согласно условиям, допускались любые творческие формы – песни, стихи, КВН – словом, у кого на что выдумки и изобретательности хватит, лишь бы по теме. Как правило, все выступали в парадной форме ЮИД. Допускалось использование дополнительной наглядной агитации, атрибутики, музыкального сопровождения и технического оснащения.

Выступления команд оценивались по десятибалльной системе. Критерии следующие: соответствие теме, творческая инициатива команды, качество сценария, оригинальность подачи материала, композиционная завершенность, мастерство исполнения, полнота раскрытия темы, четкость и доходчивость изложения темы, эффект восприятия, связь с аудиторией, внешний вид.

Конкурс прошел зрелищно, но одни «агитбригады» смотрелись ярко, другие – не очень. Так, в этом году каждой команде нужно было изготовить открытку, посвященную юбилею ЮИД. Некоторые команды при изготовлении использовали технические средства, в чем, конечно, заранее проиграли. Такие «искусственные» открытки смотрелись очень блекло по сравнению с теми, что были изготовлены своими руками, с душой, – всегда важна оригинальность, самобытность.

Как лучше представить свою «агитбригаду» на сцене? По опыту можно посоветовать командам использовать минимум технических средств и максимум реквизита, который можно взять в руки и унести со сцены. Особенно ценится работа в движении – песни, танцы с флажками и т.д. Не имея громоздкого реквизита, не нужно искать транспорт для его перевозки: взяли с собой самое необходимое, приехали и выступили в любом месте. Причем без ущерба качеству выступления, ведь в первую очередь все зависит от творчества участников.  Само выступление должно быть динамичным, лаконичным и состоять из трех частей: пролога, кульминации и финала. Необходимо укладываться в отведенный лимит времени, и дело не просто в регламенте, а в умении проявить себя за одинаковый для всех временной промежуток – это удается далеко не всем.

Но все же в любом случае у детей всегда есть чему поучиться – в их творчестве много искренности.

 

Соревнования по описанной программе продолжались четыре дня, в них приняли участие 46 команд. Это значит, что свыше 180 детей получили знания о безопасности на дороге. Но при этом нужно учесть, что в команды отбираются лучшие участники, в то время как движение юных инспекторов охватывает гораздо большее количество ребят в школах, где они учатся. Разговаривая с руководителями команд, впервые участвующих в соревнованиях, с удовольствием можно отметить, что интерес к соревнованиям «Безопасное колесо» ежегодно растет, а значит, движение ширится. Все это очень важно, ведь речь идет не о статистике, а о жизнях и здоровье наших детей. Казалось бы, несложные правила, но незнание хотя бы одного из них может обернуться происшествием на дороге. Так что излишне говорить о значении подобных конкурсов: пусть ребенок не выиграет призового места, но за время подготовки он изучит правила, осмыслит их. А значит, будет осторожен.