Главная страницаАрхив2018 #4 / Что такое «Туратлон» с уклоном на ОБЖ

Что такое «Туратлон» с уклоном на ОБЖ

22 Мая 2018

 

 Игорь Архипов, педагог-организатор ОБЖ МОУ «СШ № 33 имени К. Маркса» г. Ярославля, судья 1-й категории по спортивному туризму, руководитель школьного туристического клуба «Эврика»

 

ОБЖ – особенный предмет, в котором необходимо как можно больше знаний и навыков давать через практику. Но при этом важно не замыкаться в узком кругу своих учеников, нужно периодически оценивать их уровень. Одним из лучших способов добиться этого являются матчевые встречи между школами, клубами, соревнования или фестивали, которые объединяют большое количество участников. Важно, чтобы основной целью этих мероприятий было обучение, обмен опытом, получение радости от движения и преодоления трудных преград.

 

Соревнуемся

с пользой

В 2008 году, будучи со своими учениками в городе Рыбинске, я познакомился с новым видом туристических соревнований под названием «Туратлон». Инициатором проведения этого вида состязаний был учитель физкультуры школы № 26 Рыбинска Игорь Аркадьевич Павлов (теперь он директор этой школы). Новый вид сразу заинтересовал тем, что замечательно подходил в качестве основы для внеклассных занятий по ОБЖ и туризму. В таком формате можно проводить различные соревнования, например по навыкам оказания первой помощи, ориентированию, начальной военной подготовке и т.д.

Спустя несколько лет, когда разрабатывалась программа будущего Кубка по туризму среди школ города, мы, учителя ОБЖ, вспомнили про эти соревнования и совместно со специалистами городской станции юных туристов «Абрис» адаптировали «Туратлон» в качестве одного из этапов.

Здесь нельзя не упомянуть о самом Кубке, который мы в инициативном порядке начали проводить восемь лет назад по согласованию с мэрией и департаментом образования города. Дело в том, что сама идея такого турнира среди школьников города как раз и возникла из желания дать детям необходимую практику в области ОБЖ, научить их туристическим навыкам. В ходе Кубка по туризму, который теперь проходит в пять этапов на протяжении всего года, дети, например, практически отрабатывают оказание первой помощи, транспортировку пострадавшего, навыки безопасного передвижения по льду, преодоление ледяных торосов, различные виды подъемов и спусков на лыжах и многое другое. На каждом этапе своя специфика, и в итоге школьник на протяжении года получает целый комплекс необходимых практических навыков в области ОБЖ и туризма, что неотделимо друг от друга.

«Туратлон», по общему признанию самих ребят, стал одним из самых интересных этапов. Соревнования проходят очень азартно, динамично. Формат этих состязаний позволяет выступать командам с различным уровнем подготовки – это важно именно в плане обучения школьников, а не ради спортивных успехов, как это нередко бывает на других соревнованиях. Главное ведь не призовое место, а чтобы у детей были выработаны навыки, которые необходимы в жизни.

 

Уровень растет

Теперь кратко опишу, как мы проводили нынешний этап «Туратлона» (восьмой по счету). В этом году в соревнованиях участвовало 26 команд из школ города (больше, чем прежде). На ограниченной площадке в спортзале было установлено большое количество препятствий. Что касается их выбора, то уровень сложности всегда зависит от тех задач, которые ставятся перед ребятами. В нашем случае этапы были ориентированы не на спортивный уровень участников, а на людей, имеющих базовую туристическую подготовку. Число препятствий было ограничено количеством станций электронной отметки SportIdent (приобретенной школой для проведения различных массовых мероприятий), которая сейчас используется для контроля взятия этапов и учета времени старта и финиша участников. На прошлых соревнованиях использовалась отметка в карточках компостерами, как в спортивном ориентировании.

В этом году на дистанции было установлено 18 этапов. За прохождение каждого начислялось различное количество баллов в зависимости от сложности. Не стану подробно описывать препятствия, так как любому педагогу, занимающемуся со школьниками туризмом, они хорошо знакомы. Ниже приведены этапы и количество баллов по уровню сложности, которое можно получить при правильном прохождении дистанции:

скалодром-1 – 7 баллов, скалодром-2 – 5 баллов (скалодромы отличаются количеством и размером зацепов, на более простом скалодроме-1 много больших и удобных зацепов, на более сложном скалодроме-2 расположены зацепы меньшего размера и требуется обдумывание линии движения), навесная переправа – 4 балла, гать – 3 балла, параллельные перила – 5 баллов, лабиринт – 4 балла, спуск спортивным способом – 3 балла, подъем спортивным способом – 3 балла, горизонтальный маятник – 3 балла, траверс-1 – 3 балла (расположенный на шведской стенке), траверс-2 – 5 баллов (движение ногами по брусу, прикрепленному к стене, а руками по веревке, закрепленной на карабинах),  наклонная переправа – 2 балла, тоннель – 4 балла, вертикальный маятник – 3 балла, спуск дюльфером – 6 баллов, узел прямой – 2 балла, узел встречный – 2 балла, узел булинь – 2 балла.

Если говорить о вышеперечисленных этапах, то появились новые: навесная переправа с углом 10 градусов (введено в этом году), спуск дюльфером и 2-й скалодром (введены в прошлом году).

При этом мы временно отказались от нескольких препятствий: сломанного моста, качающегося бревна, кочки и «пустышки» – все они на данный момент стали слишком простыми для участников. Возможно, в следующий раз эти этапы опять будут использованы во время соревнований.

Эти нововведения делаются, чтобы повысить уровень сложности препятствий, следовательно, и соревнований с учетом реальной подготовки команд.

На входе в зал мы вывесили схему с расположением этапов и их «стоимостью» (в баллах). Каждый этап был отмечен ярким конусом и табличкой с указанием номера, названия и границ начала и окончания.

Стартовый протокол выступления команд был сформирован с учетом заявок, это позволило в дальнейшем распределить сборные по времени выступления и не создавать давку в зале.

Состав команды – шесть человек (минимум две девочки). Все выступали в туристических обвязках, из необходимого снаряжения имелись – два «уса» (самостраховка), три карабина, ролик для передвижения по навесной переправе (при отсутствии ролика можно было перемещаться на карабине), схватывающий узел или спусковое устройство и жумар (механический зажим). Команды, которые не имели личного снаряжения, получили его на старте, но таких были единицы – за годы проведения соревнований большинство школ смогло приобрести для своих сборных необходимый комплект.

Перед стартом каждой команды судья-контролер тщательно проверял снаряжение участников, инструктировал всех о контрольном времени и правилах работы с электронной отметкой. Контрольное время на дистанции составляло семь минут. Старт давался представителем команды через стартовую станцию. Если не использовалась электронная отметка, то стартовали, как обычно, по секундомеру.

Если участник финишировал после окончания контрольного времени, то за каждые пять секунд его превышения снимался 1 балл (такое бывало реже, чем прежде, что говорило о возросшей подготовке сборных). Представитель команды контролировал время и имел право подсказывать, сколько осталось до окончания контрольного времени.

 

Командный дух

Важной особенностью «Туратлона» является командное взаимодействие участников. Ребята должны не вставать в очередь на один этап, а распределиться по залу и выбирать этапы с учетом наибольшей «стоимости» в баллах и минимального количества времени на их прохождение. Например, можно за одно и то же время взять один сложный этап за 5 баллов или, например, успеть завязать три узла и получить 6 баллов. Количество и сложность этапов устанавливаются таким образом, что даже очень подготовленные спортсмены не могут «взять» все этапы и им тоже приходится выбирать линию движения с учетом того, что они успеют «взять», а чем необходимо «пожертвовать». То есть каждый выбирает себе дистанцию по силам и возможностям. Но при этом в итоге в соревнованиях оказываются задействованы все этапы.

Результаты мы подводили по сумме баллов, набранных всеми участниками команды, за вычетом штрафных баллов за превышение контрольного времени. Кроме этого, были подведены личные результаты среди юношей и девушек.

Благодаря оптимальной организации соревнований мы смогли пропустить через небольшой зал 26 команд за три с небольшим часа (без учета времени на подготовку дистанции). Старались придерживаться такого графика: каждой команде давали одну-две минуты на подготовку и семь минут на выступление.

Судейство на этапах у нас осуществляли судьи от команд и старшие школьники, которые неоднократно выступали на соревнованиях.

Одной из основных задач для судей является помощь участнику на этапе – вовремя поддержать, подстраховать, подсказать в меру возможностей, дать еще попытку, напомнить о необходимости отметки после прохождения этапа.

Финансирование на проведение соревнований у нас не предусмотрено. Тем не менее оно желательно, ведь соревнования проводились в этом году в восьмой раз, стали постоянными, количество команд с каждым годом растет, уровень состязаний повышается. Кроме того, хотелось бы охватить как можно большее число детей обучением практическим навыкам безопасности жизнедеятельности и спортивного туризма.

Вот почему мы намерены подать заявку на один из грантов – нужно развивать начинание, чтобы состязания продолжали и дальше расширять круг обучения детей практическим навыкам в области ОБЖ, приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту.

Надеюсь, наш опыт пригодится педагогам ОБЖ и руководителям школьных туристических секций в проведении практических занятий и мероприятий среди учащихся.

 

Врез 1

Идея турнира «Туратлон» среди школьников города возникла из желания дать детям необходимую практику в области ОБЖ, научить их туристическим навыкам.

 

Врез 2

На дистанции было установлено 18 этапов. За прохождение каждого начислялось различное количество баллов в зависимости от сложности.