Главная страницаАрхив2018 #9 / Территория повышенной опасности. Классный час на актуальную тему

Территория повышенной опасности. Классный час на актуальную тему

22 Октября 2018

Алексей Митраков, методист ГБОУ ДО (повышения квалификации) специалистов городского методического центра Департамента образования города Москвы

 

Железная дорога и ее инфраструктура представляют собой опасную зону для людей. Мы знаем, что к печальным последствиям на железной дороге могут приводить случаи перехода через железнодорожные пути в неустановленных местах и перед близко идущим поездом, а также экстремальные увлечения некоторой части молодежи – тот же зацепинг. Оградить детей от опасности – актуальнейшая родительская и педагогическая задача. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа на тему «Безопасность на железнодорожном транспорте» для обучающихся 5–7-х классов.

 

Выход один – убедить

Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки более двух миллионов человек, и поток пассажиров с годами лишь увеличивается. Что уж говорить в целом по стране! Соответственно, растет число и несчастных случаев на железной дороге, которая всегда считалась и считается зоной повышенной опасности.

В ходе выяснения причин происшествий нередко выясняется, что многие из них похожи как две капли воды, потому что в основе почти всегда лежит игнорирование пострадавшими правил безопасности. Главный «ограничитель» у человека должен быть в его сознании! Он сам должен понимать, что цену его собственной жизни невозможно выразить ни в каком эквиваленте.

Почему же именно дети страдают в первую очередь в том числе и на железной дороге? Потому, что они самая незащищенная часть общества. У них нет опыта, жизнь еще не научила их быть рассудительными и предусмотрительными, а уровень адреналина нередко превышает все разумные пределы.

Тем не менее и это не полный и не точный ответ. Зададимся вопросом: почему из всех детей на общем фоне жертвами печальной статистики становятся лишь единицы из общего числа? Ведь это действительно так, судите сами: часто ли каждый из нас сталкивался с такими несчастьями в своей практике? Скорее всего, лишь однажды, в единичных случаях. Но статистика по стране – вещь неумолимая, и таких случаев набираются сотни. Всем детям хочется выделиться в своем кругу, но не все ради этого цепляются к электричке или лезут на ее крышу, где на расстоянии вытянутой руки – провода высокого напряжения, достигающего 27 тысяч вольт.

Детские психологи утверждают, что попустительское отношение к жизни у зацеперов обусловлено, во-первых, неосознанностью возможных последствий (подростки еще не понимают истинную цену жизни).

Во-вторых, зацепингом, согласно многолетним наблюдениям, занимаются зачастую те подростки, у которых есть проблемы в общении со сверстниками и которые желают таким образом самоутвердиться. Ребенок самодостаточный, увлеченный, целеустремленный такого рода экстремальные увлечения будет игнорировать, ему не нужно таким странным и глупым способом «утверждать» себя, он и так уверен в себе и своих силах – обо всем этом тоже говорят специалисты-психологи.

Но зацепинг на общем фоне встречается не так часто в отличие от более распространенных случаев. Основными причинами травмирования детей железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, хулиганство и игры как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Запретительные меры в отношении подростков дают лишь частичный эффект – все время контролировать их невозможно. Молодой человек должен самостоятельно понять всю степень опасности нарушения установленных правил. Как и то, что все эти правила безопасности «написаны кровью» – есть такое жесткое, но абсолютно правильное выражение, обобщающее итоги трагического опыта человечества – травматизма и гибели на железных дорогах. Люди всегда искали компромисс: ездить на поездах и перевозить грузы необходимо, но надо обезопасить себя. Для этого и нужны правила безопасности – вот что должны в первую очередь понимать дети.

Никакие запреты не помогут, потому что подростков невозможно постоянно контролировать. Чтобы оградить детей от опасности, нужно  найти способы убедить их в опасности – только так, а не иначе. И это актуальнейшая педагогическая задача. Почему? Просто потому, что на путях гибнут дети.

 

Поезд сразу не остановить

Оглянемся вокруг себя, посмотрим на повседневную жизнь. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работе в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках электропоездов и просто ищут развлечения на железной дороге. Нередко железная дорога становится «пешеходной», несмотря на то что хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни, хотя, казалось бы, позади и впереди просматриваемая территория.

Особенно часты случаи травматизма среди людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В ожидании маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. А  поезд, идущий со скоростью 100–120 км/ч, за одну секунду преодолевает 30 метров. В то время как пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушники. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

Примеры. Электропоезд в Подмосковье сбил насмерть 14-летнюю девочку, переходившую железнодорожные пути в неположенном месте. Как выяснилось, она слушала музыку в наушниках и не услышала, когда подъезжал поезд. Несмотря на применение машинистом экстренного торможения, наезда избежать не удалось...

В Ленинградской области 17-летний юноша, выйдя из электрички, спрыгнул с платформы, надел наушники с заранее закачанной на флешку музыкой, двинулся в сторону дома прямо через железнодорожные пути, не обращая внимания на остановившихся перед рельсами людей и не слыша их крики. В следующее мгновение он был сбит несущимся на большой скорости составом. Сила удара была такова, что ребенку оторвало конечности и откинуло на несколько метров от путей…

А вот как видится подобная ситуация глазами машиниста поезда. Из интервью в одной из центральных газет с машинистом поезда Владимиром Донцовым: «Был случай, я двух пацанов сбил, – вспоминает он. – Они вышли из-за стоящего поезда с магнитофоном, только он мне в лобовое стекло и влетел. А от них ничего не осталось. Сколько лет работаю – люди так же беспечны, даже хуже стало: надевают наушники и не слышат гудка. Что может сделать машинист? За долю секунды он применяет экстренное торможение, подает песок на колеса, а успеет поезд или нет, от машиниста не зависит. Ты только сидишь и ждешь…»

Этот разговор с машинистом происходит во время его работы на тренажере, на котором железнодорожники проходят подготовку к очередным рейсам. Ради эксперимента на тренажере была создана ситуация: человек условно переходит дорогу непосредственно перед поездом, который несется со скоростью 120 км/ч. Машинист тут же дернул вниз до упора рычаг экстренного торможения. И потянулись секунды. Прошло 45 (!) секунд, прежде чем на экране перестали мелькать рельсы, то есть поезд остановился. Тормозной путь составил полтора километра! Как говорится, комментарии излишни.

С появлением скоростных поездов типа «Сапсан» или «Невский экспресс» неоднократно отмечались случаи гибели людей, в том числе детей, по неосторожности: ситуация еще более усугубилась огромной скоростью, которую развивают такие составы. Сотрудники железной дороги напоминают: скоростные поезда на перегонах в черте города разгоняются до 180 км/ч. Чтобы не попасть под поезд и не пострадать от воздушного потока, надо находиться от скоростных поездов на расстоянии не менее пяти метров.

Нельзя пересекать пути, даже когда нет никакого движения и приближающегося поезда тоже не видно.

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны, стоящие на железнодорожной станции. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под них нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду! И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. Точно так же, как и проносящимся мимо поездом, если идешь вплотную к рельсам.

Одним словом, на подобных примерах нужно объяснить детям, что ни в коем случае нельзя пересекать железнодорожные пути там, где вздумается. Если же, несмотря на все здравые доводы, ребенок не послушался и пошел через пути в неположенном месте, то следует обязательно снять наушники и оглянуться по сторонам.

Если вопреки здравому смыслу все-таки идешь вдоль рельсов, то опять же необходимо идти без наушников, оглядываться и помнить, что проходящие вплотную с человеком составы нередко сбивают их выступающими частями и воздушным потоком, что приводит к смертельным исходам. Таких случаев с детьми, к сожалению, тоже немало. Вот один из них.

Это случилось в Приморье, где локомотив сбил сразу четверых подростков. Как потом выяснилось, они хотели сделать селфи на фоне приближающегося поезда. Два мальчика и две девочки по 12–13 лет встали в междупутье, однако не рассчитали верное расстояние до приближающегося состава и были им задеты. Трое из них, два мальчика и девочка, погибли на месте, еще одна девочка была госпитализирована с тяжелыми травмами. Конечно же, машинист применял экстренное торможение, но тормозной путь на такой скорости составил несколько сотен метров.

Таким образом, нужно запомнить на всю жизнь: переходите через железнодорожный переезд только в специально отведенных для этого местах – через специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, путепроводы, железнодорожные переезды.

 

Решение ситуационных задач

Ситуация 1. Вы приехали на дачу. Мама попросила сходить в магазин и купить хлеб. Магазин находится по другую сторону от железнодорожных путей, а до железнодорожного надземного перехода идти далеко. В ограждении железнодорожных путей есть разобранная секция, позволяющая перейти железную дорогу по кратчайшему расстоянию.

Вопрос: Как вы поступите в этом случае?

Ответ: Перейду пути только по переходу, как положено. Хоть это и неблизко, зато безопасно. Кроме того, переходя по разборной секции, можно легко травмироваться, а также придется идти через другие пути в неположенном месте.

Ситуация 2. Вы собрались переходить через железнодорожные пути, однако услышали гудок приближающегося поезда, но он пока еще не виден, поскольку рельсы делают изгиб и скрываются за деревьями. Вам кажется, что вы явно успеваете перейти через железнодорожные пути.

Вопрос: Можно ли переходить железнодорожные пути?

Ответ: Ни в коем случае! Скорость у поезда большая, его не видно из-за поворота, в любой момент он может вылететь прямо на вас, тормозной путь не даст ему сразу остановиться.

 

Вопреки здравому смыслу

Еще раз отдельно скажем о зацеперах – тех, кто цепляется за электрички, лезет на их крыши. Слишком уж опасное это занятие. От него нужно всеми силами ограждать детей. Беда в том, что такое сомнительное так называемое развлечение существует давно, а жертв не становится меньше. Каждый год приносит новые случаи гибели и тяжелых увечий подростков – легких последствий не бывает, когда падаешь на рельсы с крыши электрички или прикасаешься к проводу с напряжением в десятки тысяч вольт. Чтобы не быть голословными, давайте посмотрим, к чему это приводит.

Примеры. Из сообщений прессы: «Трагедия на железной дороге в Подмосковье: экстремальный заезд на крыше электрички закончился гибелью подростка. Он получил смертельный удар током. Его товарищ – в реанимации…»

«Одна из девочек решила залезть на цистерну стоящего грузового поезда, но когда выпрямилась во весь рост, задела контактный провод. Школьница скончалась от мощного удара током».

«На крыше электрички обнаружили тело подростка. Как выяснилось, ребенок погиб от разряда тока…»

Для понимания: разряд, который можно получить от токоприемника на крыше электрички, – несколько киловатт, а свалиться на рельсы на скорости даже 60 км/ч, не говоря о большей, – все равно что прыгнуть с двадцатого этажа.

Есть зацеперы, которые сознательно используют провод высоковольтного напряжения во время остановок, думая, что их спасут резиновые перчатки…

Из репортажей в прессе о зацеперах: «Они надевают резиновые перчатки, во время остановок подпрыгивают на крыше вагона, цепляются за провод и подгибают ноги. В теории получить разряд им не грозит, потому что человек висит, не касаясь крыши. У него нет заземления. В Сети есть видео: подростки раскачивают провод, держась за него одной рукой. У них есть секунд двадцать-тридцать, пока состав не тронется. Поглядите на них, какие они смелые! Адреналин щекочет... Стоит допустить неловкое движение – и разряд в тысячи вольт прошьет тело в микродоли секунды. И потом в соцсетях будет уже другое видео – про то, как безжизненное обугленное тело очередного зацепера снимают с крыши, а таких много…»

Большинство из этих мальчиков и девочек, которые не ценят собственную жизнь, даже не догадываются, что для смертельного удара током можно и не дотрагиваться до провода – достаточно приблизиться к нему на небольшое расстояние. О постоянной опасности упасть с крыши под колеса поезда и говорить нечего – подобные случаи являются не менее распространенными, чем поражение электротоком. Причем в подавляющем большинстве таких случаев дети неизбежно гибнут. Счастливые случайности – большая редкость. Как, например, эта (из сообщений прессы): «В Ленинградской области 13-летний подросток-зацепер схватился за высоковольтный провод, но, к счастью, остался жив: с ожогами руки, бедра и закрытой черепно-мозговой травмой мальчик был доставлен в больницу…»

Хотя само выражение «счастливый исход» при такого рода травмах звучит неубедительно.

Наверное, это все, что можно сказать о зацеперах, – настолько очевидно, что данное увлечение в принципе не может закончиться благополучно. Рано или поздно все равно сорвешься, оступишься, поскользнешься, схватишься рукой за высоковольтный провод…

Педагогу рекомендуется в ходе классного часа продемонстрировать подборку фотографий и роликов из Сети на эту тему: их там более чем достаточно. Конечно, это тяжелое зрелище. Но пусть лучше дети увидят страшные фотографии последствий зацепинга своими глазами, с комментариями и подробными разъяснениями своего учителя, чем хоть раз попробуют последовать пагубному примеру сами. Ведь даже один раз может оказаться роковым – двух смертей не бывает.

 

Переходя, осмотрись!

Итак, вы убедились на ряде вышеприведенных примеров, что с железной дорогой шутки плохи? И вы готовы никогда не пробовать себя в роли зацеперов, бессмысленно рискуя своей драгоценной жизнью, и переходить пути только в отведенных для этого местах? Но и переходя в положенном месте, через железнодорожные переезды, нужно неукоснительно соблюдать установленные раз и навсегда правила. Запомните следующее.

Железнодорожные переезды считаются наиболее опасными местами на дороге. Как уже говорилось, машинисту поезда нужно намного больше времени, чем водителю других транспортных средств, чтобы остановить состав, тормозной путь которого исчисляется сотнями метров. Поэтому и на переезде вы по-прежнему находитесь в зоне опасности, всегда об этом помните и будьте осторожны.

Переезды подразделяются на охраняемые и неохраняемые. Неохраняемые могут быть с автоматическим шлагбаумом и без него. Кроме обычных светофоров, в последнее время на неохраняемых переездах стали устанавливать дополнительные, с бело-лунными сигналами. Они издали предупреждают участников движения об обстановке на переезде.

Если горит только красный сигнал, выезжать на железнодорожное полотно запрещено, так как приближается поезд.

Красные огни погашены и горит мигающий бело-лунный сигнал – через переезд можно проезжать.

Если огни не горят, значит, отказала автоматика и проезжать переезд надо осторожно, убедившись, что нет приближающегося состава.

В любом случае, пересекая неохраняемый переезд, зрительно убедитесь, что нет приближающегося поезда, – всегда нужно надеяться в первую очередь на самого себя, свои уши и глаза. Если же переезд регулируемый, то это не отменяет данного правила: категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при красном сигнале светофора независимо от положения шлагбаума!

Особенно запомните: никогда, ни при каких обстоятельствах, как бы вы ни спешили, не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом!

Аварии на железнодорожных переездах всегда отличаются тяжелыми последствиями, так как масса поезда во много раз больше массы другого транспорта. Происшествия в этих местах очень часто случаются по вине подростков-велосипедистов, которые либо нарушают самые простые правила, либо бывают невнимательны и беспечны. Желание сэкономить минуту, посоревноваться с локомотивом в скорости, кто быстрее, оборачивается непоправимой трагедией.

Какие ошибки чаще всего совершают велосипедисты на железнодорожных переездах?

Прежде всего, это беспечность, выезд на пути без достаточной уверенности, что не приближается поезд.

Вторая ошибка – недооценка скоростных качеств современных поездов и переоценка своих возможностей, с учетом состояния дорожного покрытия полотна переезда.

Наконец, часто встречается простое игнорирование правил проезда переездов: объезд закрытых шлагбаумов, проезд на запрещающий сигнал светофора.

Можно дать велосипедистам ряд советов: приближаясь к переезду, обращайте внимание на положение шлагбаума, сигналы светофора, звуковой сигнал. Подъехав к переезду, убедитесь (независимо от сигналов), что не приближается поезд. При проезде железнодорожных путей не нужно задерживаться или останавливаться. Если вы въехали в зону переезда, когда начала работать сигнализация и опустился шлагбаум, продолжайте движение и освободите переезд. При пересечении железнодорожного переезда надо стараться пересекать каждый рельс под прямым углом, однако этот совет не всегда бывает безопасно выполнять, если рядом следует другое транспортное средство, и любое отклонение от прямолинейного направления может привести к другой опасности – столкновению с ним.

Нет и не может быть ничего важнее человеческой жизни, и детские жизни – это самое ценное.

В целях обеспечения безопасности учащихся подобные классные часы и беседы необходимо проводить регулярно. А с детьми, живущими в районе расположения железнодорожных путей, об этом необходимо говорить каждую неделю, чтобы в их сознании сформировались стереотипы безопасного поведения на железной дороге.

В своей практической деятельности специалисты могут использовать материалы, размещенные на портале Городского методического центра Департамента образования города Москвы (mosmetod.ru) в разделе «Профилактика детского травматизма»:

1. А.В. Митраков. Классный час «Безопасность на железнодорожном транспорте». http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/det-travmatizm/metodicheskie-materialy/18-12-2017-metodicheskie-rekomendatsii-k-klassnomu-chasu-bezopasnost-na-zheleznodorozhnom-transporte.html.

2. А.В. Митраков. В.Г. Зубков. Методические рекомендации «Профилактика травматизма среди несовершеннолетних». http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/det-travmatizm/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-profilaktika-travmatizma-sredi-nesovershennoletnikh.html.

 

Самые опасные нарушения

Переход железнодорожных путей в неустановленных местах – самая распространенная причина гибели и травматизма детей на путях. Его «цена» – жизнь или инвалидность.

Трейнсерфинг (он же зацеперство), руфинг (лазанье по сооружениям возле железных дорог). Детские психологи отмечают, что это результат так называемой подростковой адреналиновой зависимости, а логика поведения зацеперов и руферов имеет те же корни, что и логика наркоманов. Это не массовое явление. Нередко это те подростки, которые не получают должного признания в семье, на учебе, в коллективе и в результате тяжелой реальности уходят на сторону саморазрушения.

Повреждение сооружений и устройств сигнализации или связи. Среди них наиболее опасно наложение посторонних предметов на железнодорожные пути – оно расценивается как правонарушение, которое может привести к массовой гибели и травматизму людей. Предусмотрена как административная (ч. 1 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф от трех до пяти тысяч рублей), так и уголовная ответственность по ст. 267 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» (до десяти лет лишения свободы).

Разукрашивание красками электропоездов и придорожных сооружений. Несмотря на кажущуюся безобидность, это один из самых опасных (при этом – распространенных в подростковой среде) видов экстремальных развлечений на объектах транспорта. В первую очередь потому, что он сопряжен с риском травмирования и последующей гибели правонарушителя, так как для того, чтобы разукрасить электропоезд, приходится нарушать большинство правил безопасного нахождения на объектах железнодорожного транспорта.

В правовом поле ответственность регулируется ст. 214 УК РФ «Вандализм» (то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на транспорте или в иных общественных местах) и наступает с 14 лет. Наказание – от штрафа размером от 40 тысяч рублей вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.