Главная страницаАрхив2018 #10 / Что показало исследование: результаты, оценки, выводы

Что показало исследование: результаты, оценки, выводы

26 Октября 2018

Ирина Смогунова, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 7» г. Гулькевичи Краснодарского края


Общество всерьез озабочено давно назревшей проблемой защиты детей от вредного влияния интернета. В этом году уже в пятый раз за пять лет во всех школах России с сентября по ноябрь проходят Единые уроки безопасности в интернете. О том, как защитить наших детей от угроз в безбрежном пространстве глобальной сети, сегодня говорится на всех уровнях – от Государственной Думы РФ до родителей и педагогов во всех регионах страны. Редакция нашего журнала также относит данную тему к числу приоритетных. Мы стараемся показывать ее с разных сторон, ведь в каждом педагогическом сообществе – свой опыт, который может быть ценен для других. Сегодня мы представляем очередное исследование данной темы, подготовленное в одной из школ Краснодарского края.

 

Медлить нельзя

Информационное общество XXI века срочно нуждается в разработке действенных мер безопасности, так как наряду с быстрым развитием интернета так же быстро растет количество различных угроз, содержащихся в нем. В то время как глобальная сеть постоянно «молодеет» вместе с непрерывно увеличивающейся огромной частью своих пользователей – подростковой аудиторией.

Если пару лет назад большой шум произвела «охота за покемонами», из-за чего дети и молодежь попадали в ДТП или падали с высоких сооружений, то вслед за ними общество было шокировано появлением интернет-сообществ, целью которых является доведение детей до самоубийства, – так называемых групп смерти. С их появлением в социальной сети «ВКонтакте», основными пользователями которой являются в подавляющем большинстве дети и подростки, опасность стала реальной, зримой, счет жертв шел на десятки.

Как мы помним, наибольшую тревогу эта угроза вызвала в прошлом году, когда в сложившуюся тревожную ситуацию вынужден был вмешаться лично Президент России Владимир Путин, призвав незамедлительно ужесточить законодательные меры ответственности для тех, кто подталкивает детей к суициду. И эти меры были приняты, в результате чего деятельность «групп смерти» значительно ослабла. Но тем не менее не исчезла, о чем говорят факты. Такие сообщества изменили тактику – они видоизменились, ушли в «подполье». Сегодня то и дело мы встречаем сообщения в СМИ о том, что тот или иной ребенок стал жертвой расставленных в соцсетях хитроумных ловушек. Такие группы по-прежнему представляют опасность, и детей нужно учить тому, чтобы не попасть под их роковое влияние. Как, впрочем, и под влияние других многочисленных угроз глобальной сети. Но это сложнейшая задача, и о путях ее решения в обществе высказываются самые разные точки зрения. Между тем ограждать школьников от вредного воздействия интернета нужно уже сегодня, сейчас, время не ждет, ведь жертвами расставленных ловушек становятся дети.

Как же решать данную проблему детской безопасности в интернете непосредственно сейчас, на местах? И с чего начать?

В педагогическом коллективе нашей школы, посоветовавшись, пришли к единому мнению – нужно для начала изучить ситуацию. Мы исходим из того, что для решения той или иной сложной проблемы необходимо прежде всего ее исследовать, выяснить реальное положение дел. После этого решение может прийти само. В любом случае, лишь составив объективную картину, можно принять действенные меры.

С этой целью мы и решили провести в нашей школе всестороннее исследование на тему, связанную с безопасностью школьников в глобальной сети. Думается, полученные нами результаты будут интересны коллегам из других школ, ведь все мы живем в едином информационном поле, если говорить об интернете.

 

Вопросы и ответы

Исследование проводилось среди трех групп учащихся: 8–9 лет («малая»), 11–12 лет («средняя») и 16–17 лет («старшая»). Всего в исследовании приняли участие 78 человек.

Считают ли дети интернет опасным? И какие угрозы они в нем видят? Для того чтобы выяснить, мы использовали метод опроса в форме анкетирования. Чтобы в большей мере учитывать мнение опрашиваемых детей по рассматриваемой проблеме, многие вопросы анкеты были открытыми.

На вопрос респондентам, какие они знают интернет-опасности, ответы «малой» группы разделились следующим образом: опасные игры («Синий кит», «Огненная фея», «Беги или умри» и т.п.) – 88%, вирусы – 30%, демонстрация насилия – 8%, бранные выражения и нецензурная лексика – 4%, вред здоровью от долгого использования компьютера – 4%.

Для респондентов «средней» группы интернет-угрозами являются: опасные игры – 76%, вирусы – 35%, хакеры – 20%, мошенники – 17%, кибертерроризм – 6%, зависимость от компьютерных игр (игромания) – 3%. Примечательно, что 6% учащихся не видят в интернете никаких опасностей и никогда не задумывались над этой темой.

По мнению респондентов «старшей» группы, интернет-угрозами являются: вирусы – 50%, скрытая вербовка в террористические организации – 33%, психические расстройства, отстранение от реальности – 33%, опасные игры – 5%, зависимость от компьютерных игр (игромания) – 5%.

Таким образом, старшеклассники оценивают угрозы иначе, чем младшие школьники, что, конечно же, объясняется взрослением. Опасные игры типа «Синего кита» для 16–17-летних подростков уже отступают на второй план по той причине, что в отличие от младшеклассников они прекрасно понимают, чем может закончиться вступление в такое сообщество. Зато вполне серьезно, например, оценивают опасность, которую представляют собой вербовщики террористических организаций, действующие самыми изощренными методами. Такая рассудительность не может не радовать.

Но в то же время для нас, педагогов, стало неожиданностью то, что 22% (!) старшеклассников ответили, что никаких опасностей в интернете нет! Согласитесь, а здесь уже есть над чем серьезно задуматься. Ведь это почти четверть опрошенных…

Проанализировав общие итоги этих и других вопросов, мы пришли к выводу, что к опасностям глобальной сети, которые мы изначально ввели в наш опрос (их насчитывалось 18), сами же дети добавили еще несколько, обратим на это особое внимание:

вред здоровью от долгого использования компьютера;

зависимость от компьютерных игр (игромания);

скрытая вербовка в террористические организации;

психические расстройства, отстранение от реальности.

Итого, при общем подсчете, у нас получилось 22 интернет-угрозы.

Вызывают особый интерес и ответы респондентов на другой общий для всех вопрос «Чем вы занимаетесь в интернете?».

«Малая» группа: смотрят мультфильмы – 36%, играют – 38%, готовятся к урокам – 15%, смотрят видеоуроки танцев, спортивные упражнения – 8%, смотрят лайфхаки – 4%, слушают музыку – 4%.

«Средняя» группа: общаются в социальных сетях – 65%, играют – 41%, смотрят интересное видео – 26%, слушают музыку – 20%, ищут необходимую информацию – 9%.

«Старшая» группа: общаются в социальных сетях – 72%, ищут необходимую информацию – 66%, играют – 11%, смотрят кино, сериалы – 5%, читают электронные книги – 5%.

В итоге мы пришли к выводу, что дети 8–9 лет в основном используют интернет для просмотра мультфильмов, а общение в социальных сетях выходит на первый план уже у учеников среднего и старшего звена. Учащиеся старших классов чаще используют интернет для подготовки к занятиям, чем ученики начальной школы.

Также вопрос, заслуживающий особого внимания: сколько времени проводят дети в интернете?

Ребята из «малой» группы обозначили временные рамки своего пребывания в Сети от 10 минут до 2 часов в течение дня, «средняя» группа сидит в интернете от 25 минут до 6 часов в течение дня, а «старшая» группа – от 2 до 14 часов в течение дня!

Вдумаемся в эти факты и поймем, что многочасовое сидение в интернете большого количества из числа респондентов – это уже само по себе проблема!

Ее также можно отнести к угрозам – собственному здоровью, которое портит ребенок, часами просиживая за монитором компьютера.

Еще один интересный факт для размышления: подавляющее большинство опрошенных, а именно свыше 80%, пользуются интернетом с помощью телефона. То есть родительский контроль практически невозможен, они предоставлены сами себе. Впрочем, сегодня это в порядке вещей, и на эту тему мы еще скажем дальше.

Ребятам также было предложено ответить на вопрос «Если вдруг по какой-либо причине вы не сможете пользоваться интернетом, то какой будет ваша реакция?».

Вот ответы, которые опять же наталкивают на серьезные размышления.

«Малая» группа: радость – 46%, равнодушие – 38%, расстройство – 15%. Причем дети объяснили свою радость от отсутствия интернета следующим образом: «у меня появится время играть на свежем воздухе», «смогу побегать», «можно будет поиграть в футбол». Значит, понимают сами, как многого их лишает сидение за монитором! Но в то же время расстройство у этой группы опрашиваемых возникнет из-за невозможности смотреть любимые мультфильмы. Те же, кто выбрал ответ «равнодушие», считают, что могут прекрасно жить без интернета, потому что есть телевизор…

«Средняя» группа: равнодушие – 65%, расстройство – 23%, радость – 9%. Ребята объяснили, что отнесутся равнодушно к отсутствию интернета, так как у них в телефоне игры, которые никак не связаны с Сетью, а еще есть телевизор. Те, которые обрадуются, если вдруг не станет доступа к интернету, ответили, что потратят это свободное время на чтение и прогулки на свежем воздухе. Но таких, к сожалению, меньше всего…

«Старшая» группа: равнодушие – 61%, расстройство – 39%, радость – 0%. То есть старшеклассники огорчатся от исчезновения интернета, так как потеряют связь с друзьями из других городов, не смогут узнавать задания. Однако они признают, что при отсутствии интернета у них появится больше времени для подготовки к экзаменам и для любимых занятий.

Скажем еще об одном любопытном моменте из опроса. Всем был задан вопрос «Контролируют ли родители, что вы делаете в интернете, и как они это делают?».

Вот ответы, которые сами по себе красноречиво говорят педагогам о многом…

«Малая» группа: «не контролируют, потому что доверяют» – 35%, «подходят и смотрят, что я делаю» – 35%, «сам рассказываю, что делал в интернете» – 31%.

«Средняя» группа: «смотрят страницу в социальных сетях» – 82%, «спрашивают, чем я занимался» – 12%, «не контролируют» – 6%.

«Старшая» группа: «не контролируют» – 66%, «доверяют» – 22%, «иногда спрашивают» – 11%.

Все закономерно – чем старше, тем меньше контроля. Но, напомним, даже «старшая» группа – это несовершеннолетние, которые еще не могут в полной мере отвечать за свои действия и нуждаются в родительской опеке.

Тем не менее контроль не панацея, о чем еще будет сказано. Дело и в самом ребенке, степени его самостоятельности, умении реагировать на угрозы. Только вот как к этому прийти, какими способами научить ребенка? Тема для размышления для всех – родителей и педагогов…

 

Не запрещать, а учить

По результатам проведенного исследования были приняты конкретные меры. Мы провели занятия с разными возрастными группами учащихся, где подробно рассказали о том, как обезопасить себя в интернете. Пришли к выводу, что занятия по безопасности в глобальной сети нужно проводить регулярно. И в целом сегодня, имея реальное представление о положении дел, проводим работу в данном направлении уже целенаправленно, предвидя планируемый результат. Также нами была подготовлена памятка школьникам «Пять правил безопасности в интернете». Любое из этих простейших правил, когда они под рукой, может уберечь ребенка от ошибки, которая может закончиться трагедией.

Но, конечно же, памятка – это не более чем небольшое приложение к работе, которую нужно проводить с учащимися. И эта деятельность в данном направлении, на наш взгляд, должна выражаться не только в занятиях по безопасности, но и в других формах различных внеклассных мероприятий. Каких именно – предмет обсуждения для всего педагогического сообщества, слишком уж это важная тема. Сегодня без всякого преувеличения можно сказать, что безопасность детей в глобальной сети – это прежде всего забота родителей и педагогов как людей, самых близких к детям.

Но самое главное, как уже упоминалось выше, видится в другом – в воспитании умения обеспечить собственную безопасность у самих детей. Детские психологи считают, что доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Гаджеты наводнили нашу жизнь. Дети с ними не расстаются, проследить их деятельность в Сети практически невозможно. Поэтому на первый план выходит именно воспитание безопасного поведения в мировой Паутине. Если ребенок будет осознавать величину угрозы, то он сможет себя правильно повести в случае столкновения с ней. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, сразу же, как только у ребенка появилась возможность выхода в Сеть.

Ведь даже и проведенное нами исследование наглядно показало, что дети в обращении с интернетом предоставлены сами себе, их невозможно контролировать (напомню, свыше 80% учащихся из исследованных нами групп пользуются интернетом через мобильные телефоны, а в крупных городах эта цифра, как говорят коллеги, вообще близка к 100%). Поэтому родители и педагоги должны прежде всего учить ребенка самостоятельному безопасному обращению с глобальной сетью, и именно на это должно быть направлено основное внимание.

Как очень точно подметила одна из коллег, учитель истории и обществознания столичной школы № 1508 Наталия Пряникова: «Сегодня проблема не в том, чтобы найти ответы, а в том, чтобы из всех полученных ответов выделить истинные и адекватные. В эпоху поисковых систем ответы всегда под рукой, повсеместно. Вот почему давать ответы становится чем-то не таким важным, важно уметь формулировать вопросы. Когда люди обмениваются информацией, они делятся своим взглядом на мир, своими надеждами, идеалами».

Абсолютно точно – нужно учить детей «просеивать» информацию, отличать ложное от истинного, правильно формулировать запросы в Сети. В интернет-ловушки чаще всего попадают дети, не приученные анализировать свои действия и думать о возможных результатах. И самостоятельность ребенка в интернете должна выражаться не в его стремлении скрыться подальше от родительского или учительского контроля, а в его умении работать с глобальной сетью осторожно и разумно. Так, чтобы за него можно было быть спокойным. Думаю, именно этим и нужно в первую очередь озаботиться педагогам.

 

Как защитить детей в интернете: советы психолога

В подмосковном Ступине осенью 2017 года был задержан педофил. От действий этого преступника пострадал не один десяток детей, до сих пор устанавливаются новые эпизоды. По меньшей мере, у него в друзьях в соцсети было 148 несовершеннолетних. Жертв, скорее всего, больше, так как уже установлено, что преступник для знакомства и общения использовал множество различных аккаунтов.

Как действовал преступник? Под маской ребенка знакомился в социальных сетях с девочками 10–15 лет. Например, он представлялся девочкой Мариной 12 лет или мальчиком Сережей 15 лет. Затем втирался к своим новым «френдам» в доверие. Сначала просил девочек выслать свои довольно невинные фотографии эротического толка. Потом, шантажируя уже этими фотографиями, требовал прислать фотографии все более и более откровенные, предлагал заниматься проституцией.

В последний раз преступник вышел в Сеть 18 октября, в тот день, когда он был арестован по статье за совращение малолетних. Ранее мужчина уже дважды отбывал срок за изнасилование детей.

Как защитить ребенка от таких знакомств? Запретить пользоваться интернетом, не покупать смартфоны?

У 12-летней Оли пока нет своего компьютера и подключенного к интернету сотового телефона. Мама Ира иногда дает дочке свой смартфон, чтобы та могла посмотреть мультфильмы.

«В тот день я пришла с работы, и дочь попросила мой телефон – «посмотреть мультики». Через два часа вернула его, потому что он разрядился. Только позже я поняла, что севшая батарейка спасла мою дочь от того, от чего другие девочки не убереглись. Когда я снова включила телефон, он открылся на Олиной странице «ВКонтакте». Аккаунт дочка завела без ведома родителей. И хотя я уважаю личное пространство дочери, все же невольно прочитала текст, высветившийся на экране, – вспоминает Ира. – В последнем сообщении от Марины М. было требование выслать фото Оли… в обнаженном виде».

Практика показывает, что запретный плод особенно сладок для детей в этом возрасте. Запреты ни к чему не приведут, только научат ребенка лучше скрывать факт нахождения в интернете. Они все равно будут выходить в Сеть, потому что так делают все вокруг, потому что друзья и родители друзей не считают это опасным, «мама все придумывает, начиталась глупых статей» и «я же не дурак, чтобы знакомиться с педофилами».

Советы, как защитить ребенка в Сети

1. Дети должны узнать, что их тело – большая ценность. Говорите с ними прямо. Если ребенок уже настолько большой, что может самостоятельно пользоваться интернетом (некоторые начинают это делать еще до того, как учатся читать), то самое время поговорить с ребенком о вопросах секса и том, какие угрозы могут встретиться ребенку на его жизненном пути, в том числе в интернете.

2. Объясните детям, что под видом незнакомых девочек и мальчиков в Сети часто скрываются люди, которые собирают фотографии детей для перепродажи. Такое предложение может поступить даже от одноклассников. Этому может быть два объяснения: либо аккаунт одноклассника взломан, либо одноклассник решил заняться бизнесом.

3. Бывает и так, что «все по любви», когда есть реальная история любви и дети сами делятся друг с другом фотографиями. Обсудите с ребенком, что будет, если его «избранник» вдруг обидится на что-то и решит выложить эти снимки в интернет, показать в школе или обсудить их с друзьями. А еще его компьютер может, например, сломаться или в нем могут появиться вирусы, и его придется нести в ремонт. Спросите ребенка, действительно ли он хочет, чтобы дяденьки в ремонте рассматривали его интимные фотографии?

4. Пообещайте ребенку, что, если он расскажет вам о том, что что-то такое с ним уже происходило или произойдет, вы не будете его ругать. Помните – он в этом случае жертва, а не преступник.

5. Расскажите ребенку, что мошенников также могут интересовать данные документов, банковских карт, номера телефонов и адрес проживания. Поэтому, если кто-то просит ребенка выслать фотографии, адрес дома, пароль от компьютера, данные банковской карты, пароли, ПИН-коды из СМС или что-то подобное, надо остановиться, ничего не говорить и не писать, а срочно рассказать взрослым.

6. Добавьтесь в друзья к своему ребенку на его страничке в соцсети – так вы будете в курсе того, с кем он общается.

7. Если ваш ребенок столкнулся с попыткой шантажа, срочно сообщите в Следственный комитет Российской Федерации, даже если, на ваш взгляд, «ничего страшного не случилось».

8. Жаловаться на подозрительный аккаунт администрации социальной сети нет смысла – сомнительную страницу закроют, а педофил заведет новую, и вы упустите шанс помочь поймать преступника.

9. Если вы сомневаетесь в том, как действовать, или вы стали свидетелем киберпреступления против половой неприкосновенности ребенка, позвоните на горячую линию Следственного комитета России или обратитесь в ближайшее отделение полиции.

10. Проведите шуточный тест для детей, который поможет им усвоить серьезные азы безопасности в интернете.

Шуточный тест для детей, чтобы уберечься от нешуточных действий преступников в Сети:

1. Чтобы защитить компьютер от вирусов, надо…

– просто пользоваться им, ничего не нужно

– повесить на него маску

– установить антивирус

– регулярно мыть и чистить компьютер

– не заходить на незнакомые сайты

2. Что нужно сделать при получении сообщения от неизвестного человека или фирмы по электронной почте?

– удалить его, не открывая

– открыть его и выяснить, содержится ли в нем какая-нибудь важная информация

– сжечь на костре вместе с компьютером

– посоветоваться с учителем, родителем

3. Что надо делать в интернете, чтобы стать жертвой преступника?

– выкладывать свой номер телефона в общий доступ

– делиться личной информацией, по которой вас легко найти (например, адрес, номер школы)

– отправить лучшему другу номер банковской карты мамы

– я не дурак, по фотографии видно, преступник мне пишет или нет

4. Вы познакомились и влюбились. Через месяц после знакомства от вашего возлюбленного (вашей возлюбленной) поступает просьба прислать пару интимных фотографий…

– отправлю парочку, это же так прикольно и не опасно

– не буду отправлять, ведь может оказаться, что эти фотографии случайно кто-то увидит

– не буду отправлять, потому что мы можем потом когда-нибудь поссориться и эти фотографии могут попасть в Сеть

– сначала попрошу его (ее) прислать свои снимки

– его (ее) компьютер могли взломать, и это пишет не он (она)

– до свадьбы вообще такими вещами не следует заниматься

5. Чем опасны социальные сети?

– личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

– при просмотре ссылок компьютер может быть взломан

– можно поймать вирус

– часто преступники и маньяки добавляются в друзья под видом детей, красивых девушек или парней

– есть люди, которые сначала знакомятся, потом узнают какие-то секреты и начинают шантажировать других людей

6. Что является основным каналом распространения компьютерных вирусов?

– веб-страницы

– электронная почта

– флеш-накопители (флешки)

7. Для предотвращения заражения компьютера вирусами следует:

– не пользоваться интернетом

– устанавливать и обновлять антивирусные средства

– не чихать и не кашлять рядом с компьютером

8. На компьютере должна стоять программа – антивирус. У тебя стоит такая программа?

– да

– нет

– мне по фигу все вирусы

9. Если антивирус нашел вирус на компе, следует:

– удалить его и предотвратить дальнейшее заражение

– выяснить, как он попал в компьютер

– переслать его другу

10. Хакер не сможет проникнуть в мой компьютер и украсть фотографии, файлы и документы, если есть:

– злая собака

– охранная система

– решетки на окнах

– антивирусная программа

11. Можно угодить в тюрьму, если будешь:

– уничтожать компьютерные вирусы

– создавать и распространять компьютерные вирусы и вредоносные программы

– устанавливать программное обеспечение для защиты компьютера

12. Что нельзя рассказывать о себе в соцсетях?

– свои увлечения

– свой псевдоним

– домашний адрес

– номер банковской карты мамы

– ПИН-код из СМС

13. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

– посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

– пойти на встречу одному

– пригласить с собой друга

– пойду, только если на фотографии симпатичная девушка или парень моего возраста

14. Действуют ли правила этикета в интернете?

– интернет – это пространство, свободное от всяких правил

– в особых случаях

– да, как и в реальной жизни

Обсудите результаты теста с детьми, спросите ребенка, где у него возникли затруднения и почему. Объясните еще раз, что хотя тест и шуточный, но пренебрежение мерами безопасности в Сети может стоить ребенку и его близким людям очень дорого.