Главная страницаАрхив2018 #11 / Перелом: ваши действия? Комбинированный урок-тренинг

Перелом: ваши действия? Комбинированный урок-тренинг

29 Ноября 2018

Анастасия Квитченко, преподаватель БЖД, ГБПОУ Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва»


При обучении учащихся навыкам оказания первой помощи важно правильно совместить теорию с практикой. Методической ошибкой является как описание действий без практической их отработки, так и одно лишь механическое заучивание навыков без подробного доведения смысла и теоретических основ оказания первой помощи. Вот почему одним из оптимальных выходов является комбинированный урок-тренинг, позволяющий дать учащимся теорию и научить практическим действиям.


Цели и задачи

Педагогический опыт доказал эффективность данной методики. Сильные ее стороны в том, что учащийся, во-первых, получает базовые знания об оказании первой помощи; во-вторых, ему условно создают наиболее типичные проблемные ситуации, в которых он ищет правильное решение; в-третьих, урок включает элементы практической отработки изучаемых действий.

Цель данного урока-тренинга – обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах, в частности правилам иммобилизации конечностей; сформировать у обучаемых потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен между уроками, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.

Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе, а также правилам профилактики травматизма в повседневной жизни.

Оборудование: бинты, импровизированные шины;

таблица классификации переломов и первой медицинской помощи (ПМП);

рисунки закрытого перелома, иммобилизации предплечья;

видеомонтаж мультфильма «Ну, погоди!»;

презентация «ПМП при закрытых травмах»;

видеофильм «Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья».

 

Актуализация знаний

Урок открывает выступление учащегося с докладом «Актуальность обучения школьников и студентов навыкам первой медицинской помощи». Затем слово берет учитель.

Преподаватель. На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал. Внимание на экран.

Назовите виды ран, изображенных на слайде.

На экране – задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом… нечаянно разбила окно… серьезно порезалась осколком… кровь алая, бьет фонтаном. Ваши действия».

Ребята, на столах у вас предметы, которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием. Итак, отвечаем. Кто готов?

Ответы на задания.

К сожалению, в жизни могут произойти не только кровотечения, но и самые различные ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран.

На экране – человек лежит без сознания. Педагог задает вопрос всем, как ему оказать помощь, и выслушивает ответы. Один из наиболее частых ответов – проверить пульс.

А как вы будете проверять пульс? (Следуют ответы.) В таких случаях, когда человек без сознания, пульс проверяется на шейной артерии, где он ощущается сильнее всего. Давайте попробуем найти пульс у себя (все выполняют). Теперь найдем пульс у соседа (следует выполнение). Все нормально?

 

Работа с источниками

Обычно учащиеся не расположены к работе с источниками, изучая их лишь по необходимости и в силу своего малого жизненного опыта еще не представляя себе, как это может пригодиться в жизни. Но такие ситуации можно показать на простых и даже смешных примерах, вызвав интерес, а потом, задав проблемные вопросы, перейти к поиску ответов на них. Где их искать? Конечно же, в источниках!

На экране – фрагменты из мультфильма «Ну, погоди!», где показаны разные моменты, когда вечно «бедовый» персонаж Волк в погоне за находчивым и неунывающим Зайцем бьется то при прыжке с трамплина на сушу, то падает с дерева, то с верхнего этажа, то на стадионе и т.д. Показ создает непринужденную атмосферу урока, в то же время заинтересовывая учащихся предстоящим разговором на новую тему.

Преподаватель. Какие виды травм вы можете определить у Волка? (Ответы.) Видимо, вы уже сами угадали тему сегодняшнего урока – это первая помощь при переломах. Сначала ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы, как у нашего вечно несчастного Волка? (Ответы.)

Правильно: при падении с дерева, с верхних этажей многоэтажного дома, в результате нарушений координации движения, удара о твердый предмет, при занятиях спортом, прыжках, движении на неровном, скользком месте и т.д. Это в мультфильме Волк только встряхивается в таких случаях и дальше гонится за Зайцем, а в жизни после таких падений встанешь уже не скоро, может, и вообще не встанешь, если, например, получишь перелом позвоночника или основания черепа.

Смешной, но поучительный мультфильм наглядно показывает всем нам пример «бесшабашного» поведения – необдуманного, неосторожного. И в реальной жизни ничего смешного в таких случаях нет, так как в опасных ситуациях расплатой даже за маленькую неосторожность, растерянность или ошибку может быть здоровье или даже жизнь, ваша или другого человека. Надо всегда и везде быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу и т.д.

Но в жизни не бывает все гладко, и никто из нас не застрахован от несчастных случаев, которые могут произойти где угодно и с кем угодно. Случается так, что перед вами пострадавший и ему немедленно нужно оказать первую помощь.

Так вот, на практике, когда речь заходит о первой помощи, многие наши соотечественники сталкиваются с рядом вопросов. Давайте рассмотрим, какие из них возникают чаще всего.

Педагог задает ребятам вопросы: «Имею ли я право оказывать первую помощь, если я не медик?», «Ждет ли меня ответственность, если я наврежу пострадавшему?» Выслушивает высказывания учащихся, а потом объясняет, что ответы желательно знать как дважды два, так как в подобной ситуации может оказаться каждый. Наставник предлагает рассмотреть ответы на эти вопросы в соответствии с действующим законодательством.


Что такое иммобилизация

Преподаватель. Перелом – это полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый переломы; в первом случае кожа повреждена, во втором – нет. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Согласно медицинской статистике, чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.

Симптомы при переломах: сильная боль, деформация конечности, кровоизлияние, нарушение опороспособности.

Запомните, что любой перелом опасен осложнениями! Но если оказать первую помощь правильно, то последствий будет меньше или не будет вообще.

Рассмотрим первую помощь при переломах.

Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности: благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.

И мы с вами сегодня познакомимся с новым для вас медицинским понятием «иммобилизация». Оно означает метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата.

Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.

Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.

Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.

Вопрос: какие предметы могут заменить шины?

Ответы учащихся.

Разработаем наш алгоритм действий. Но прежде чем оказывать первую помощь, мы должны спросить: «Согласны ли вы, чтобы я вам оказал первую помощь?» И после ответа можно приступать к оказанию первой помощи.

При закрытом переломе действия следующие:

обеспечить неподвижность конечности;

обезболить.

При открытом переломе:

остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны;

обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку;

обезболить;

обездвижить.

В обоих случаях обязательно вызывается скорая помощь. Вышеуказанные действия вы должны произвести до ее приезда, чтобы облегчить состояние пострадавшего и минимизировать последствия травмы. Но для этого нужно четко знать все действия и не совершить ошибок, в противном случае состояние пострадавшего только усугубится. Ваши действия – только вышеназванные, все остальное сделают медицинские работники. Никакого самолечения! В жизни, например, бывает так, что некомпетентный человек, перепутав закрытый перелом с вывихом, сильно дергает конечность, желая вправить ее – что-то слышал об этом, не более того. В результате, например, обычный закрытый перелом может стать переломом со смещением, при котором нередко уже требуется операция. Хотя и при вывихе правильные действия – иммобилизация конечности, никаких рывков! Тем более диагноз поставят только специалисты, а ваше дело – передать им пострадавшего без дальнейших осложнений состояния.

Помните, что, правильно оказывая первую помощь при переломе, вы не просто облегчаете самочувствие пострадавшего, а, самое главное, спасаете его здоровье! Если же вы правильно окажете помощь пострадавшему, находящемуся без сознания, вы можете спасти ему жизнь.

Чтобы закрепить новую тему, преподаватель представляет для просмотра видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».


Тренинг

Преподаватель. Главная цель нашего урока – не просто ознакомиться с видами переломов и правилами первой помощи, а приобрести соответствующие практические навыки. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени.  Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.

Следует просмотр снятого в школе видеоролика с участием медицинского работника и учащегося в роли пострадавшего. Преподаватель задает вопрос о том, какие правила нужно знать при оказании первой помощи при переломах, и выслушивает ответы.

А теперь откроем памятки, лежащие на ваших столах: в них изложены все эти правила. Сейчас они будут нужны вам для использования во время практической работы.

Как вы все знаете, еще до занятия вы были разделены на группы и каждая группа получила свое домашнее задание изучить правила оказания помощи при тех или иных переломах, в разных жизненных ситуациях.

Сейчас вы в каждой группе выберите одного пострадавшего. Согласно заданию, окажите ему первую помощь, используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку.

Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).

Следует практическая работа в группах. Задания группам следующие:

1-я группа – перелом голени в лесу;

2-я группа – перелом предплечья на тренировке;

3-я группа – перелом кисти во время урока физкультуры;

4-я группа – перелом бедра на горнолыжной базе.

Преподаватель. Условия выполнения нормативов следующие. Статист при иммобилизации верхней конечности сидит, при иммобилизации нижней конечности лежит. Табельные средства иммобилизации верхней конечности: шины Крамера двух типов (одна длиной 60 см, шириной 10 см и другая длиной 110 см, шириной 12 см).

Подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки длиной 30–50 см, 70–150 см, а также бинты, косынки и вата – в нужном количестве лежат на столе.

Подбирают, моделируют шины и подручные средства иммобилизации сами учащиеся в соответствии с заданием (время на подготовку не учитывается).

Иммобилизация при закрытых переломах проводится без наложения повязки и поверх одежды.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

плохо подогнаны подручные средства иммобилизации;

неправильное положение, приданное конечности;

имеется подвижность в двух близлежащих к перелому суставах (при переломах бедра неподвижными должны быть тазобедренный, коленный и голеностопный суставы);

при иммобилизации плеча и предплечья рука не подвешена на косынке.

Время выполнения нормативов:

иммобилизация при переломе плеча: отлично – 4 мин., хорошо – 4 мин. 30 с., удовлетворительно – 5 мин.;

иммобилизация при переломе предплечья: отлично – 2 мин. 40 с., хорошо – 3 мин. 10 с., удовлетворительно – 3 мин. 40 с.;

иммобилизация при переломе бедра: отлично – 4 мин. 45 с., хорошо – 5 мин. 30 с., удовлетворительно – 6 мин.;

иммобилизация при переломе голени: отлично – 4 мин., хорошо – 5 мин., удовлетворительно – 6 мин.

Правильность действий и временной результат группы оценивается всем классом. Допущенные ошибки обсуждаются, преподаватель учит действовать правильно.

 

Обобщение

Преподаватель. Итак, мы сегодня ознакомились с переломами. Ответьте на вопросы: «Что такое перелом?»; «Какие виды переломов существуют?»; «Какие предметы могут служить шинами при переломах?» и другие по изученной теме. (Следуют ответы.)

В конце урока подведение итогов и рефлексия. На экране недописанные предложения: «Я сегодня узнал…»; «Мне было… (интересно или неинтересно)» и т.д. Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его. Преподаватель выставляет оценки и благодарит всех за работу.


Документы по первой помощи

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ:

Статья 31. Первая помощь

1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

К другим лицам, которые вправе оказывать первую помощь, относятся: сотрудники органов внутренних дел; спасатели; сотрудники Государственной противопожарной службы, муниципальной, ведомственной и частной пожарной охраны; военнослужащие Вооруженных сил РФ; внештатные сотрудники полиции и народные дружинники; судебные приставы; должностные лица таможенных органов; частные охранники.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации:

Статья 39. Крайняя необходимость

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.