Главная страницаАрхив2018 #12 / Учить надо непрерывно – от этого зависят жизни детей

Учить надо непрерывно – от этого зависят жизни детей

19 Декабря 2018

 Василий Гончаров, учитель ОБЖ МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа», Ракитянский район, Белгородская область

 

Перед нами, взрослыми, очень часто встает вопрос: почему наши дети попадают в дорожно-транспортные происшествия, получают различной степени тяжести травмы и, что страшнее всего, гибнут? И, самое главное, что нужно делать для того, чтобы таких случаев было как можно меньше? Казалось бы, банальные вопросы, в обществе говорят об этом из года в год на разных уровнях. Это так, но происшествий с детьми не становится меньше.

 

Не научили, не убедили…

Существует весьма распространенное, к сожалению, мнение: дети попадают под машины по собственной шалости, потому что не слушают взрослых, играют на дороге и рядом с ней, и это их вина.

Но такого понятия, как «вина ребенка», ни в педагогике, ни тем более в законодательных актах не существует. Как и вообще в общечеловеческом смысле. И если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием ребенка, то это означает только одно: именно мы, взрослые, недоучили, не убедили его. Или, хуже того, сами показали непозволительный пример, что «любые правила можно нарушать», если тебе куда-то «срочно надо», – о каких запретах после этого говорить ребенку?

Нередко приходится видеть, как взрослые перебегают дорогу в неположенном месте, таща за собой за руку детей. Завтра этот ребенок пойдет в школу и точно так же станет перебегать через проезжую часть там, где ему удобнее, где поближе, – вот и предпосылка к очередному дорожно-транспортному происшествию.

Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. И в тех горьких случаях, когда дети попадают под машины, не одни водители являются ответственными за происшествие. Эту ответственность должны делить с ними родители и учителя – конечно же, речь идет об ответственности моральной. Но она не легче, чем какая-либо другая, наоборот, стократ тяжелее. Если ты знаешь, что мог обучить, убедить ребенка, но не сделал этого вовремя, а жалеть уже поздно, то это уже горький осадок в душе на всю жизнь…

Например, взять такую расхожую ситуацию, когда ребенок, играя с ребятами возле проезжей части, сам вдруг выскочил на нее, а водитель не успел затормозить. Кто виноват в этом случае? Понятно, что зависит от обстоятельств, но виноватым остается, как правило, водитель – нужно было снизить скорость до минимума, видя играющих у дороги детей.

Но кто будет делать это на оживленной трассе, двигаясь с разрешенной скоростью? А ведь дети нередко играют именно рядом с оживленными трассами, выкатываются на них на велосипедах, особенно на нерегулируемых пешеходных переходах.

И выходит, что, как ни крути, ответственность за то, что дети так делают, лежит прежде всего на их родителях, воспитателях и учителях. И это следует ясно понимать.

Безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые, и общими усилиями: родители, учителя, воспитатели, прохожие и водители транспортных средств.

Очевидно, что одной из ключевых в комплексе мер по предотвращению детского травматизма является система непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении. Суть такой подготовки заключается в формировании у них специальных знаний, умений и навыков безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Но в то же время сегодня редко в какой школе (не столичной, а провинциальной) можно увидеть учебный городок для ознакомления детей с правилами дорожного движения (ПДД) или организованные занятия по ПДД не от случая к случая, а на постоянной основе.

Нынешние проблемы известны, но мы не будем сейчас о них говорить. Попробуем ответить на другой, более актуальный вопрос: можно ли наладить эффективное обучение ПДД своими силами, исходя из имеющихся возможностей?

Мы в нашем общеобразовательном учебном учреждении отвечаем на этот вопрос утвердительно, потому что по своему опыту знаем – все зависит прежде всего от желания!

 

Наша методика

В нашей школе уделяется особое внимание навыкам безопасного поведения детей на дороге. Практика обучения в этом плане, сложившаяся на протяжении ряда лет, показывает, что формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим от воспитателей большого терпения, знания и умения.

Зададим себе вопрос: и все же, с чего именно начинается безопасность детей на дорогах? Мы в нашей школе отвечаем на него так: с как можно более раннего обучения детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. И самое главное – эти занятия проходят на постоянной основе. Идет стабильный рост навыков, не приходится «догонять», «восполнять пробелы» и т.д.

Обучение начинается еще в дошкольной группе, где малыши на макетах изучают правила дорожной безопасности. Ежегодно в начале учебного года и в начале летних каникул проводятся встречи с инспекторами дорожного движения, которые в доходчивой форме рассказывают ребятам о безопасном поведении на дороге. В старших классах регулярно проводятся классные часы на тему дорожной безопасности.

Но особенно важно то, что в школе организовано обучение детей правилам безопасности на дороге во внеурочное время. Причем, подчеркну, на постоянной основе.

Для 5-го класса разработана программа «Азбука дорожной безопасности», для 6–7-х классов – «Школа дорожной безопасности». На внеурочных занятиях в доступной форме изучаются правила дорожного движения. Мы используем в практике различного вида викторины, конкурсы, соревнования. Дети сами создают компьютерные презентации по правилам движения, тесты и с помощью этих тестов проверяют знание правил дорожного движения.

Особой популярностью пользуется компьютерная программа «Не игра», где дети учатся передвигаться по городу, выполняя правила дорожного движения.

Особое внимание уделяем подготовке ребят к безопасной езде на велосипеде. В последние годы, когда увлечение ребят ездой на велосипеде стало поистине массовым, соответственно увеличилось число происшествий с детьми на байках. Причины возникновения такого рода дорожно-транспортных происшествий различны. Это как незнание правил поведения велосипедистов на дороге, так и пренебрежительное отношение к их выполнению.

Но, как уже говорилось, «вины ребенка» не бывает, виноваты только мы, взрослые. И хуже всего то, что дети, не зная толком правил дорожного движения (часто думают, что велосипедистов это не касается), сплошь и рядом нарушают их, а в результате получают серьезные травмы или даже гибнут.

В связи с этим при изучении правил дорожной безопасности мы тщательно учим ребят правилам вождения велосипеда, стараемся привить им устойчивые навыки безопасности. Лучше всего, как показывает наша практика, это удается на школьной площадке, создав соответствующую «дорожную обстановку» (это совсем несложно сделать, используя подручные средства).

Мы отрабатываем навыки вождения велосипеда, правила перехода перекрестков велосипедистом, навыки вождения по дорогам общего пользования. Чтобы детям было интересно, создается игровая обстановка, атмосфера состязательности. Как показывает практика, детям все это очень нравится, поэтому и усваивают они все правила очень хорошо. Само по себе занятие на велосипедах – это интересно для ребенка.

Чтобы было еще увлекательнее, можно создавать ситуации с наиболее характерными для велосипедистов нарушениями правил, на которых учить детей ошибкам и показывать, как в таких случаях поступать правильно.

 

О личном примере

Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Выше уже упоминалось о том, что плохой пример родителей может привести к тому, что нарушения станут привычным алгоритмом действий ребенка на дороге, и это может закончиться весьма плачевно. Поэтому мы, учителя, должны убедить прежде всего самих родителей в том, чтобы они сами показывали хороший пример. Легко сказать, но в жизни с этим возникают проблемы, все родители разные, кто-то понимает свою ответственность, а кто-то – нет. Но наше дело – постараться убедить всех. Во всяком случае к этому обязательно нужно стремиться. Ведь большую часть времени дети проводят с родителями, и, что ни говори, а именно их пример во многом является определяющим.

Поэтому мы придаем особенно большое значение работе с папами и мамами. Собираем их периодически, обговариваем вместе проблемы, в форме обсуждения ищем наиболее оптимальные способы обучить детей правилам безопасности на дороге.

Кстати, что касается обучения, то специалистами доказано, что обычное прочтение буклетов, различного рода плакатов не дает положительного результата. Школьники, прочитав информацию, не вникают в нее и редко следуют указанным советам. И чтобы работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий имела положительный результат, мероприятия должны проводиться с практической направленностью. Нужно проводить их в игровой форме, оценивать результат действий школьника на дороге. После этого целесообразно провести тестирование для анализа полученных знаний.

Вот почему мы периодически практикуем совместные выходы на улицу, где непосредственно в дорожной обстановке наблюдаем за участниками движения. Потом, в конце такого практического занятия, дети делятся своими наблюдениями: какие они увидели нарушения, как нужно было поступать правильно и т.д. Все это, как показывает практика, очень эффективный способ обучения – практику ничем не заменишь.

Нужно помнить, что ребенок учится «законам дороги», беря пример с родителей и других взрослых. Пусть пример взрослых учит дисциплинированному поведению на улице не только своего ребенка, но и других детей.

Фото и рисунки из архива автора


Книги для детей

1. Г. Косова «Безопасная дорога». Книга из серии «Школа безопасности для малышей». В стихотворной форме изложены уроки безопасности на дорогах. Такие как: переходи улицу только в положенном месте, не играй на проезжей части дороги, как правильно обходить транспорт, как вести себя в общественном транспорте и др.

2. М. Дружинина «Наш друг – светофор». Эта яркая иллюстрированная веселая книга на самом деле поможет избежать большой беды! Забавные герои в стихотворной форме расскажут детям о том, что может с ними приключиться на улицах шумного города и что надо делать, чтобы не попасть в беду: как переходить дорогу, почему трамвай надо обходить спереди, а автобус сзади и многое другое. Очень важно, что вся информация представлена в виде ситуативных картинок, а стихотворная форма изложения материала легка для понимания и запоминания. Рекомендована для чтения родителей с детьми.

3. А. Усачев «Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей». В книге вы можете найти информацию о правилах перехода дороги, о правилах пешеходов, пассажиров, водителей, велосипедистов, информацию о дорожных знаках. Книга поможет вам увереннее чувствовать себя на дороге и желает счастливого пути! Рекомендована для семейного чтения.

4. Н. Дедяева «Не играйте на дороге». В книге в стихотворной форме рассказывается о том, что нельзя играть на проезжей части дороги и что надо делать, чтобы не попасть в беду. Веселые зверята помогут детям усвоить, как правильно обходить транспорт, где можно играть, как правильно себя вести в общественном транспорте.

5. С. Волков «Про Правила дорожного движения». На страницах книги в веселых стихах, которые просто заучиваются, вместе с интересными картинками ребятам рассказывается о правилах дорожного движения. Рекомендована для детей старшего дошкольного возраста.

6. И. Ищук «Мы помчимся с ветерком». В интересной, занимательной и доступной для детей форме рассказывается о видах транспорта: автобусе, троллейбусе, трамвае, электричке, маршрутке. Яркие картинки привлекут внимание детей младшего и среднего дошкольного возраста.

 

Советы родителям

1. Вместе с ребенком в выходные дни обязательно разработайте и пройдите вместе с ним маршрут «школа – дом – школа». Укажите на наиболее «опасные» участки дороги, а главное, разъясните, как себя вести.

2. При выходе из подъезда дома обращайте внимание ребенка на следующие моменты: по двору есть движение транспорта; припаркованная у подъезда автомашина, расположенный гараж-пенал или растущее дерево закрывают обзор.

3. Не разрешайте ребенку переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытки вырваться.

4. Не спешите – переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.

5. Не нарушайте правила дорожного движения в присутствии детей. Даже если нет ни одной машины, вам не следует отходить от принципа «никогда не переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора».

6. Особое внимание необходимо уделить зеленому сигналу светофора и научить ребенка одной простой истине: зеленый разрешает переход дороги лишь тогда, когда он загорелся в присутствии ребенка и он может убедиться, что переход дороги безопасен, а главное, у него достаточно времени.

7. Научите ребенка переходить дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход» и дорожной разметкой.

8. Если ребенок самостоятельно пользуется транспортом, необходимо акцентировать его внимание на следующих моментах:

ожидать транспортное средство следует только в местах, обозначенных знаком «Остановка автобуса (троллейбуса, трамвая)»;

выйдя из общественного транспорта, следует посмотреть по сторонам, если поблизости находится пешеходный переход, то дойти до него и по нему пересечь проезжую часть дороги. А если пешеходного перехода нет, то следует подождать, когда транспорт отъедет от остановки и обзор дороги откроется в обе стороны, убедившись в своей безопасности, переходить ее.

9. Для того чтобы ребенок стал видимым на дороге в темное время суток, желательно приобретать верхнюю одежду со светоотражающими вставками или прикреплять к одежде ребенка светоотражающие изделия.