Главная страницаАрхив2019 #1 / Быть педагогом - это престижно!

Быть педагогом - это престижно!

28 Января 2019

Быть педагогом - это престижно!

 

Анжелика Баринова, Управление гражданской защиты ГУ МЧС России по Астраханской области

 

Эффективно организовать процесс обучения при соответствующих усилиях можно даже в сельской глубинке – было бы желание. Одним из подтверждений этому является Карагалинская средняя общеобразовательная школа Приволжского района Астраханской области, которая не первый год подряд входит в топ лучших школ России. Особым престижем в ней пользуется обучение в кадетских классах, куда дети стремятся особенно.

 

Особая честь

«Равняйсь! Смирно! Товарищ офицер-воспитатель, кадетский класс на торжественную линейку, посвященную вступлению в кадеты, построен!» – отчеканил командир мальчишек в погонах пятиклассник Саша Дмитриченко.

В зале собралось много людей. Помимо школьников, преподавателей и самих героев торжества – новоиспеченных кадетов, здесь присутствовали почетные гости, например начальник отдела управления гражданской защиты МЧС России по Астраханской области подполковник Александр Игнатович, представитель «ЭКОСПАС» спасатель 1-го класса Александр Болтов и другие заслуженные люди.

Но больше всего здесь, конечно же, родителей, которых сразу можно узнать по счастливым лицам. Они снимают все происходящее на камеры мобильных телефонов, на фотоаппараты и видео, стремясь запечатлеть волнующий момент взросления своих детей, надевших оранжевые береты спасателей.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Диана Мулляминова объявила о начале торжества:

– Уважаемые родители и гости, дорогие ребята! Мы приветствуем всех вас на торжественном мероприятии, к которому так долго готовились и которое по-своему знаменательно. Настал наконец день, когда мы принимаем в кадеты учеников 5-го кадетского класса МЧС. Теперь в нашей дружной и сплоченной кадетской когорте станет на 29 ребят больше! Они доказали свое право быть кадетами, заслужили эту честь на предшествовавших сегодняшнему дню испытаниях. И мы говорим им – в добрый путь!

После того как отзвучали последние аккорды гимна, у посвящаемых в кадеты приняли торжественную присягу. Школьники дали клятву свято соблюдать кадетские заветы, упорно овладевать знаниями, быть всегда дисциплинированными, честными и правдивыми, дорожить честью школы и класса, готовить себя к служению Отечеству. К ним обратились со словами напутствия почетные гости, родители и педагоги.

Посвящение завершилось торжественным номером. Мальчишки и девчонки в форменной одежде показали строевую подготовку, на них восхищенно глядели родители и гости. А ребята постарше представили вниманию показательное выступление с демонстрацией элементов пожарно-спасательной подготовки по профильным дисциплинам.

 

Как все начиналось…

Хочется отметить, что коллектив Карагалинской школы – это команда неравнодушных и действительно очень любящих свою работу педагогов, чем объясняются многочисленные успехи этого учебного заведения. После торжественной церемонии посвящения в кадеты мы задали несколько вопросов заместителю директора школы Диане Мулляминовой, ведь именно она занималась разработкой программы «Кадетское образование», которая была составлена на основании нормативных документов.

– Диана Ринатовна, что способствовало созданию кадетского класса в Карагалинской школе в далеком 2007 году?

– Программа кадетского образования была создана на основе программы здоровьесберегающих технологий Владимира Филипповича Базарного – доктора медицинских наук, методика которого предполагает гендерное обучение. После его визита в нашу школу в 2007 году у нас образовался гендерный класс, который мы назвали кадетским, в то время он был только один. Затем кадетское движение в нашей школе стало расширяться, появилось несколько других классов. В 2013 году в областном министерстве образования мы защитили уже целую программу, которая называется  «Кадетское образование». Эта программа функционирует у нас в школе с 2008 года, с 5-го по 11-й класс.

– Какова основная цель программы?

– Основной целью программы является социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к достойному служению Отечеству.

Согласно учебному плану, программа делится на две части. Первая часть реализуется в первой половине дня – это обычные школьные часы, согласно Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации». И она предполагает такое же количество часов, как и в обычных классах. Но вторая часть уже особенная – она реализуется во второй половине дня и посвящена специальной подготовке. Кадеты в это время занимаются греко-римской борьбой и карате, постигают основы военной и спасательной подготовки. Также сюда входят такие занятия, как занимательные русский язык и математика, вокал, туризм, краеведение. А с 2018 учебного года был дополнительно введен китайский язык.

– Сотрудничает ли ваша школа с аналогичными учебными заведениями из других регионов?

– Конечно, и это наш большой плюс! С 2015 года мы сотрудничаем с общеобразовательными учебными заведениями, расположенными в Волгограде, Калмыкии, Казахстане и городе Биробиджане. Речь идет о школах и гимназиях, вовлеченных в кадетское движение. Все это значительно расширяет спектр наших образовательных возможностей, позволяет совершать экскурсии с детьми, обмениваться педагогическим опытом и т.д.

– Значит, вы выезжаете в другие города?

– Да, и достаточно регулярно. Но выезжают те дети, которые не просто надели кадетскую форму, а показывают лучшие результаты по всем показателям – в успеваемости, поведении, спорте, общественной жизни. Тем самым мы максимально мотивируем детей. Именно с этой целью была создана команда «Белый медведь», которая формируется из числа лучших кадетов с 5-го по 11-й класс.

Во время таких поездок, приезжая в гости, наши дети живут у таких же кадетов дома – это своего рода социализация в обществе. Они общаются, участвуют в образовательных квестах, играх патриотической направленности, экскурсиях. Тем самым учатся дружить, помогать друг другу.

– Есть ли минусы в программе «Кадетское образование»?

– Минусов нет, программа действительно очень востребована и отработана на практике за минувшие годы. Но у нас есть практика, когда мы лишаем на две недели права носить кадетскую форму ребенка за недопустимое поведение и плохую успеваемость. Это, как показывает практика, является отличной воспитательной мерой, ведь мы даем время на исправление. Все шансы – в руках самого кадета. Однако, надо сказать, прибегаем к такой практике редко, потому что случаи, когда наши кадеты плохо себя ведут или получают двойки – явление в своем роде исключительное. Авторитет кадетского движения настолько высок, что снять китель для любого из наших кадетов – это ниже собственного достоинства, и они, как правило, не допускают этого.

– Диана Ринатовна, оглядываясь на свой путь. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: все же, почему вы в свое время выбрали именно профессию учителя?

– Я педагог в четвертом поколении. В честь моего дедушки, который был очень авторитетным педагогом, даже названа улица в селе Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области. И вообще, кроме образования, я себя нигде не мыслю. Правильно говорят, что педагог – это не столько работа, сколько призвание. Но специализация «учитель» оказалась для меня тесноватой. Переходя в Карагалинскую школу, я хотела доказать, что сельская школа работает наравне, а возможно, и лучше, чем городские гимназии, – все зависит от желания самого педагога добиться максимальных результатов. И мы уже два года подряд входим в топ лучших школ России и в дальнейшем намерены не терять этих позиций…