Главная страницаАрхив2019 #7 / Победить в олимпиаде

Победить в олимпиаде

01 Июля 2019

Победить в олимпиаде

 

Станислав Афонин, учитель ОБЖ ГБОУ г. Москвы «Школа № 2083»

 

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ москвичи показали высокий уровень подготовки, но останавливаться на достигнутом мы просто не можем. Конкуренция на этом этапе Всероса становится все более и более серьезной, уровень подготовки детей из всех регионов с каждым годом неуклонно растет, а значит, если мы будем оставаться на месте, обязательно окажемся позади.

 

Подход нужен системный

Олимпиада по ОБЖ, как известно, состоит из двух этапов – теоретического и практического. Всего лишь пару лет назад основной упор мы, тренеры сборной Москвы и педагоги-организаторы ОБЖ, делали на практическую составляющую, так как в плане оборудования столица была самой оснащенной. В своих школах отрабатывали все необходимые элементы, которые входят в практический этап. Во многом благодаря этому в практике Москва была на голову выше остальных регионов. Сейчас ситуация резко меняется.

Регионы практически все обеспечили себя оборудованием: роботы-тренажеры, пожарное оборудование, страховочные системы. Уровень подготовки, показанный  на практическом этапе, существенно вырос. Судя по опыту последних лет, количество баллов, которые набирают дети на практике, различается крайне незначительно и располагается примерно на уровне 80–90%. Что, в свою очередь, выводит на первый план теоретическую подготовку детей. Именно на ней сейчас разворачивается основная драма, и именно от теории будет многое зависеть на заключительном этапе.

А теперь давайте перейдем к рассмотрению основных реперных точек в подготовке как к теории, так и к практике.

С подготовкой к теоретической части связано довольно много проблем. Например, на уровне основного общего образования – в использовании имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5–9-е классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение пятилетнего содержания в течение всего двух лет (в 8–9-х классах). Подобное рассогласование базовой учебно-методической литературы и структурно-логической модели учебного предмета ОБЖ в образовательных организациях не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.

Или же, еще хуже, когда предмет преподается в 5-м классе, затем в 8-м, далее в 10–11-х. В итоге мы получаем неподготовленных детей. Отсутствие каких-либо системных знаний о предмете вынуждает каждый раз проходить одни и те же темы. Знания без практики мертвы, а значит, все то, чему дети могли научиться в 5-м или 8-м классах, к 10–11-м будет забыто.

Вот почему проблемы методического характера должны решаться преподавателем ОБЖ на уровне учебно-методического комплекса, то есть согласовывать УМК и учебное расписание в школе. Ведь без полноценной программы довольно сложно оценивать и выявлять детей, способных показывать серьезные результаты на олимпиаде. Это важный момент, и мы вернемся к нему чуть позже.

Если вы сможете добиться от учебной части вашей школы включения предмета ОБЖ во всех параллелях с 5-го по 11-й класс, то получите прекрасный инструмент отсева и выбора школьников для подготовки к олимпиадам. Вы сможете выявлять и развивать интерес школьников к нашему предмету на протяжении всего периода роста и формирования ребенка, что, в свою очередь, дает прекрасный заряд мотивации ученика для самостоятельного и более детального изучения ОБЖ.

Тут мы плавно подходим к еще одному важному направлению в подготовке детей – это мотивация к занятиям.

 

Часы, годы – и результат

Всероссийская олимпиада школьников – это своего рода спорт высших достижений. Обычного базового курса учебников всегда будет недостаточно, плюс у ребенка должна быть мотивация к самостоятельному изучению материала. В противном случае даже при наличии кружка, секции или дополнительных занятий мы с вами получим участника олимпиады, который знает курс чуть лучше своих сверстников, но совершенно недостаточно даже для того, чтобы стать призером на региональном этапе ВсОШ.

В идеале ребенок должен посвящать подготовке к олимпиаде ежедневно (!) несколько часов. Это может быть изучение документов (санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, ГОСТов, федеральных законов и т.д.), а также дополнительно литературы, которую преподаватель-организатор должен ему предлагать на постоянной основе. Все это, разумеется, – в дополнение к занятиям в школе, как на уроках, так и в кружках, секциях.

Таким образом, как в спорте высших достижений, будущие победители «выращиваются» годами. Если на протяжении первых лет, с 5-го по 8-й класс, мы будем закладывать в ученика достаточно большой объем знаний по предмету, в котором школьник сможет легко ориентироваться, то он покажет себя уже в 9-м классе, выйдя на заключительный этап ВсОШ.

Особое внимание стоит уделять проверке теоретических знаний у вашего подопечного. Отличный способ – еженедельные срезовые проверки по теоретическому материалу на основе заданий прошлых лет. В случае если ученик показывает пробелы в темах, вы их увидите и сможете спокойно закрывать.

Главные источники в подготовке – это прежде всего учебники, рекомендованные для использования на уроках ОБЖ, а также официальные сайты основных структур, нормативные акты и документы, которые регламентируют порядок тех или иных действий. Все эти ресурсы помогут и вам в подготовке занятий, и обучающимся в самоподготовке.

Следующий важный аспект – это умение ученика работать с нормативными документами и вычленять из них всю необходимую информацию. На первых порах без сопровождения учителя-наставника – никуда, но потом педагогу будет достаточно просто направить школьника на нужный документ (ГОСТ, СанПиН, ФЗ и т.д.), и ребенок сам будет формировать нужные ему данные. А задача учителя в этом случае уже состоит только в проверке правильности и при необходимости в направлении ученика в нужное русло.

 

В основе – анализ

Практический этап включает в себя проверку основных навыков и компетенций в рамках подготовки ребенка по предмету ОБЖ. Он разделяется на несколько уровней: 9-й, 10–11-е классы.

Задания и модули, которые должны выполнять участники, каждый год незначительно видоизменяются, иногда изменения довольно значимые. Например, в этом году на заключительном этапе в 10–11-х классах включили навыки автономного выживания, чего не было уже очень давно.

Тем, кто проводил муниципальный этап у себя в школе, известно, что все полосы (череда выполнения практических заданий) формируются по принципу модульных конструкций. Так, чтобы основная часть общих элементов была у всех одинаковая, а специфические элементы мы могли легко добавить или убрать в зависимости от класса, который в данный момент проходит полосу. Например, этап «Ориентирование» в 9-м классе заменится в 10–11-х этапом действий в зоне заражения АХОВ, с учетом направления ветра, при помощи компаса и так далее.

Вот основные практические этапы, по которым нам необходимо готовить ребят: первая помощь; автономное выживание (ориентирование, разведение костров, вязание страховки и т.д.); элементы спортивного туризма; действия в зоне техногенных ЧС; пожарная безопасность; ПДД; спасательные работы на воде.

Для 10–11-х классов – основы военной службы (снаряжение магазина, сборка/разборка ММГ (массогабаритного макета), устранение неисправности ММГ, стрельба по мишеням, метание гранат и т.д.).

Все эти элементы в том или ином виде присутствуют каждый год. Проанализировав задания практического тура за несколько лет, вы можете набрать достаточное количество элементов и связок, чтобы подготовить ученика к большей части заданий. Ведь их модификация может быть незначительной – варьируются как сами задания, так и условия их выполнения.

Например, в ориентировании для 9-х классов суть задания – в вычислении расстояния до недоступного объекта, а с 9–10-го по 11-й класс – это уже вычисление азимута до недоступного объекта. Или первая помощь: 9-е классы – пострадавший с ожогом и комой, 10–11-е – в состоянии клинической смерти.

 

Единство теории и практики

Основные методы подготовки детей, которые использую я – это прежде всего дополнительные занятия, кружки, секции, причем не обязательно по ОБЖ. Это могут быть секции по спортивному туризму, «Школа безопасности» и т.п. Так же стоит отметить, что в крупных регионах нашей страны есть возможность привлечения сторонних специалистов.

Например, организация, которая проводит данное мероприятие, заключает договор с вашей школой, и к вам приезжает специалист. Он может готовить детей как параллельно с вами, так и совместно, так же это могут быть специалисты из профильных структур – МЧС России, врачи и т.п. Все зависит от вашего подхода и специфики учебно-материальной базы школы. Это позволяет вам серьезно расширить свои возможности в плане подготовки детей, выделить больше времени на те или иные компоненты, теоретические или практические.

Также отличным способом подготовки будет разбор олимпиад прошлых лет. Ученики выполняют эти задания, а после проверяют согласно ключам. Дальше ваша задача – объяснить, где именно была ошибка, а главное – понять, почему ребенок ее сделал. То есть ключевым фактором является не столько сам факт наличия ошибки, сколько понимание механизма мышления ребенка при ответе на этот вопрос. Согласитесь, выучить можно далеко не все, на некоторые вопросы ребенок будет отвечать, основываясь на своей внутренней логике. Наша задача – выявить эту логику и исправить противоречия, которые привели к неправильному выводу.

В этом случае, постоянно рефлексируя, ученик будет осваивать новый метод в решении теоретических задач, получая в руки дополнительный механизм самопроверки или решения вопроса. Но это требует долгой и скрупулезной работы от преподавателя, за один год так ребенка не раскрыть.

Именно поэтому я в начале нашего разговора и сказал о важности методического согласования УМК и учебного расписания в школе. Теперь, как и обещал, вернемся к нему.

Еще раз повторим – знания без практики мертвы! Так говорили мудрые. Где это возможно, вы должны соединять теоретическую подготовку и практическую. Если, например, ученик сначала изучает теорию оказания первой помощи, а потом сразу же начинает отрабатывать изученное на статисте, то и с теоретической, и с практической точки зрения его навыки будут только укрепляться. Он будет визуализировать эти знания и во время написания теории, сможет более подробно и точно описать, зачем ему тот или иной тип повязки.

Так же можно подойти и к подготовке по основам военной службы. Одно дело – чисто теоретическое заучивание ТТХ автомата Калашникова, совсем другое – заучивание этих характеристик одновременно со стрельбой. Согласитесь, второй вариант более продуктивен, и это проверено на практике.

Отличным и давно хорошо зарекомендовавшим себя методом является организация сборов по ОБЖ. Во время каникул вы можете сформировать из ребят, которые занимаются в кружке, рабочую группу с полным погружением в предмет. Форма может быть любая, задача одна – максимально погрузить детей в среду ОБЖ. Чтобы каждый день ребята «варились в каше» из теории и практики. Это довольно сложно организовать, но результат того стоит.

Также подобные сборы проводятся на коммерческой основе различными организациями. Вы как учитель ОБЖ можете порекомендовать вашим заведующим по учебной работе или по олимпиадам прослеживать этот момент и в случае чего отправить на такие курсы несколько перспективных ребят.

Отрыв от повседневных забот и погружение в предмет являются серьезным подспорьем в подготовке ученика к олимпиаде. Количество знаний и навыков, которые за это время приобретет ученик, несоизмеримо выше, чем если бы он просто посещал дополнительные занятия и уроки.

 

Создайте мечту сами

Еще один серьезнейший аспект в подготовке детей – это использование современных технологий.

Один из многих инструментов, что нам доступен, – программный комплекс ISpring. Данная программа позволяет не только и не столько составлять простейшие тесты, сколько продумывать и прописывать свои собственные курсы обучения. По сути, этот программный комплекс дает вам возможность создать свой собственный «учебный предмет мечты».

Но вернемся к более приземленным задачам.

Итак, я использую ISpring для формирования тестовых заданий, чтобы проверить знания по тем или иным темам. Самое удобное в этой программе заключается в том, что отчет о выполненном тесте (или невыполненном) мне приходит на почту в отдельный каталог. В итоге я могу провести анализ по каждому ученику либо просто сделать срез на знание темы (сдал / не сдал, в кратком виде).

Если выбирать именно развернутый вариант отчета, где будут указаны все вопросы и все ответы ребенка, то мы можем вместе с учеником провести рефлексию, направленную на выявление тех или иных огрехов в знаниях, или же найти ошибку в логике ответа на вопрос.

Данный программный комплекс позволяет создавать довольно большой спектр интерактивности. Последнее обновление в 9-й версии вообще дает возможность создавать такой формат, как «Диалог», где учитель, по сути, может составить для детей самый настоящий текстовый квест, игру, которая позволит в зависимости ответа на вопрос прийти к разным исходам и решениям. Учитывая популярность компьютерных игр в молодежной среде, можно с уверенностью сказать, что такой формат детьми 5–6-х классов будет востребован.

Единственный минус данного действия – это невероятные силы и время, которые должен затратить педагог для достижения цели. Прописать все диалоги, разветвления, адаптировать их под восприятие ребенка, при этом еще умудриться сделать этот квест-диалог интересным и увлекательным – все это воистину нетривиальная задача. Но при желании – достижимая. Более простые в освоении и производстве – это модули тестов, интерактивных заданий, эссе и т.д.

В качестве резюме могу отметить, что в результате подобной олимпиадной подготовки, которая может измеряться годами (обычный вариант), вы получаете широко эрудированного, отлично подготовленного, в том числе к нестандартным ситуациям, ученика, способного стать победителем в олимпиаде. Но победа не главное. По-настоящему важно то, что в жизни все это ему очень пригодится, кем бы ни стал ваш ученик в дальнейшем.

 

Победа – это серьезный приз и новые горизонты

В концертном зале «Зарядье» мэр Москвы Сергей Собянин поздравил столичных школьников с окончанием главного интеллектуального соревнования нашей страны – Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 года.

По словам представителей пресс-службы мэра и правительства, во Всероссийской олимпиаде школьников 42% от общего количества призовых мест находятся в руках москвичей, и это рекордное число дипломов победителей и призеров. Из 191 участника заключительного этапа олимпиады по ОБЖ 49 московских школьников взяли призовые места.

Столичным школьникам-лауреатам Всероссийской олимпиады вручили денежные поощрения от правительства. Победителям в этом году выплачивают 500 тысяч рублей, призерам – 300 тысяч, участникам заключительного этапа, не занявшим призовых мест, – 100 тысяч.

Сергей Собянин поблагодарил всех участников этого грандиозного интеллектуального соревнования: «Вы – чемпионы! Вы – победители! Вы открываете для себя новые горизонты, новые возможности. Не факт, что из вас вырастут ученые и руководители. Но вы точно сделали шаг вперед к своей мечте, возможностям, которые дает наш город и наша страна. И мы, конечно, благодарны. Я лично благодарен вам за тот труд и тот успех, который мы видим сегодня».