Главная страницаАрхив2019 #7 / Служить России суждено тебе и мне

Служить России суждено тебе и мне

01 Июля 2019

 Служить России суждено тебе и мне

 

Валерий Ульянов, воспитатель кадетского класса ГБОУ г. Москвы «Школа № 2100», заслуженный военный специалист РФ, полковник в отставке

 

В этом году исполняется пять лет проекту «Кадетский класс в московской школе». По сути, это единственный в стране проект, который стал симбиозом качественного профильного образования и воспитания гражданина и патриота своего Отечества, систематизировал организационные, учебные, воспитательные компоненты и основы начальной военной подготовки.

 

Основа – кадры

Проект «Кадетский класс в московской школе» сопровождают многочисленные городские конкурсы, фестивали, олимпиады, спартакиады по различным направлениям: история, искусство, художественное творчество, современные информационные технологии и робототехника, безопасность жизнедеятельности, военно-прикладной спорт и ГТО, основы начальной военной подготовки. Разработана система мониторинга активности и качества участия кадетских классов в проекте по всем параллелям.

Наша школа участвует в проекте с первых дней. Созданы 7, 8 и 9-е кадетские классы, в перспективе на следующий учебный год планируем открыть 10-й кадетский класс. Накоплен определенный опыт. К реализации проекта в школе относятся ответственно. Жизнь и деятельность кадетских классов всегда находится в поле зрения администрации школы. Благодаря усилиям целого коллектива в школе создана необходимая материально-техническая база: кадетские классы размещены в едином крыле одного из подразделений школы, здесь обновлен спортивный зал, создан новый борцовский зал по всем канонам помещений для тренировок, с соблюдением всех мер безопасности оборудовано помещение тира, закуплен новый механизированный тир на три направления, предназначенный для стрельбы как из положения сидя, так и из положения стоя, кардинально обновлен парк пневматического оружия: винтовки и пистолеты, электронный тир для стрельбы из автомата АКМ и пистолета ПМ, в достаточном количестве средства индивидуальной защиты. Запланировано обновление, а точнее создание, современного кабинета ОБЖ, приобретение тренажеров для тренировок по оказанию первой доврачебной помощи, оборудования и снаряжения для обеспечения успешной работы «Школы безопасности».

Но главное – в школе ведется большая организационная работа. Ни для кого не секрет, что в кадетском образовании существует целый ряд очень серьезных проблем. В их числе – острая нехватка квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. В основном с детьми работают офицеры запаса. С этой проблемой столкнулась и администрация нашей школы. В настоящее время должности воспитателей кадетских классов в школе укомплектованы офицерами запаса из разных видов и родов Вооруженных сил РФ и МВД, имеющими педагогическое образование, опыт работы с личным составом и стаж работы с кадетами не менее пяти лет. Например, мне, человеку, имеющему за плечами исторический факультет университета, Гуманитарную академию Вооруженных сил, 45 лет календарной службы в Военно-воздушных силах России на технических, воспитательных и командных должностях, из них 29 лет преподавания в вузах Министерства обороны РФ, пришлось фактически пройти профессиональный отбор. Тем не менее офицерам не всегда хватает опыта и знаний для работы с детьми. Для решения этой проблемы Департаментом образования и науки города Москвы на базе Центра патриотического воспитания и школьного спорта организованы курсы повышения квалификации офицеров-воспитателей кадетских классов. Все воспитатели кадетских классов нашей школы в конце прошлого года прошли обучение на курсах по программе «Воспитание и развитие обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации во внеурочное время в условиях реализации ФГОС ООО». Качественный подбор преподавательского состава курсов, выверенная программа получили высокую оценку слушателей. А главное – образована площадка для обмена опытом, обсуждения насущных проблем в ходе круглых столов, семинаров, решения ситуационных задач, защиты курсовых проектов. И это абсолютно грамотный, прагматичный и ответственный подход.

 

Работа с родителями

Из ряда существующих проблем насущной необходимостью является кропотливая, планомерная и систематическая работа с родителями. И родители, и дети должны понимать, что дает кадетское образование, ради чего кадеты проводят в школе по 10–11 часов, участвуют во множестве мероприятий обучающей и военно-патриотической направленности. Такой подход и позволяет осуществлять качественный набор в кадетские классы мотивированных детей. В нашей школе все офицеры-воспитатели кадетских классов одновременно являются классными руководителями. Это позволяет воспитателям глубже изучать индивидуальные особенности ребенка, своевременно осуществлять коррекцию его поведения, дисциплины, успеваемости, взаимоотношений внутри коллектива, активности в общественно полезных делах. Открытость в общении с родителями дает свой результат. На сегодняшний день от родителей на организацию образовательного процесса в кадетских классах не поступило ни одной жалобы.

В целях пропаганды преимуществ кадетского образования используется и форма наставничества. Например, кадеты старших классов оказывают помощь учителям 3-х и 4-х классов в подготовке детей к школьному смотру строя и песни, посвященному Дню защитника Отечества, проводят уроки мужества в 5-х и 6-х классах, совместные экскурсии в музеи Победы, обороны Москвы, Вооруженных сил, где в роли капитанов команд участвуют в квестах, в качестве инструкторов показывают приемы с оружием, проводят неполную разборку и сборку учебных макетов автомата АК-74. С большим интересом ученики 4–6-х классов смотрят мастер-классы строевой выучки кадетов. Эти мероприятия привлекают внимание младших мальчишек и девчонок, побуждают учиться в кадетском классе.

Отбору кандидатов в кадетские классы большое внимание уделяет заместитель директора по содержанию образования. В конце учебного года на родительских собраниях в 6-х классах выступает и знакомится с родителями офицер-воспитатель, набирающий очередной кадетский класс, демонстрируются видеоролики о мероприятиях с участием кадетов нашей школы, выступают старшие кадеты. Кадетский класс – лицо школы, в нем должно быть крепкое здоровое ядро успешных учеников и активных участников общественной жизни.

 

Осознание ответственности

В кадетских классах нашей школы взаимоотношения строятся на взаимоуважении между старшими и младшими, открытости, правдивости, умении признавать и исправлять допущенные ошибки. Дисциплина в кадетских классах школы основывается на осознании каждым кадетом своего долга и личной ответственности за успехи школы и своего класса. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства учащихся. Основным методом воспитания у кадетов дисциплинированности является убеждение. Такой подход поддерживает весь уклад кадетской жизни в школе. Учебный день кадетской роты начинается в 8:00 с построения и докладов командиров классов дежурному офицеру-воспитателю о наличии кадетов, затем проводится утренний осмотр, где проверяются внешний вид и готовность к учебным занятиям, проводится утренняя физическая зарядка. Остальное время регламентировано жестким расписанием учебных занятий первой половины дня, занятий дополнительного образования и внеурочной деятельности во второй половине дня. В рамках дополнительного образования проводятся кружки «Занимательная математика», «Русская словесность», «История Москвы», «История побед русского оружия», «Основы туризма и выживания в условиях природной среды», «Школа безопасности», «Доврачебная помощь», хореография, секция самбо. Во внеурочной деятельности занятия кружков «Юнармеец» – строевая выучка, «Ворошиловский стрелок» – огневая подготовка, где изучаются правила безопасности при обращении с оружием, устройство и назначение пневматического, электронного оружия и автомата АК-74, правила стрельбы из пневматического и электронного оружия, стрельба в тире из пневматического и электронного оружия, неполная разборка и сборка автомата АК-74, снаряжение магазина к автомату АК-74 учебными боеприпасами. В рамках учебной программы по начальной военной подготовке по возрастающей степени сложности изучаются основы военного законодательства Российской Федерации, уставы Вооруженных сил РФ, военная техника и вооружение всех видов и родов ВС РФ периода Великой Отечественной войны и сегодняшнего дня, основы защиты от радиационного, химического и биологического оружия и общевойсковые средства индивидуальной защиты.

Следует отметить, что учебное расписание дня предусматривает выполнение двуединой задачи: качественное профильное образование и кадетская составляющая. Но приоритет имеет именно качественное профильное образование. Ежедневно расписанием отводится два часа самоподготовки для выполнения домашнего задания текущего дня. Выполнение домашних заданий проводится при личном контроле и помощи офицера-воспитателя. Для выпускного 9-го кадетского класса на весь текущий учебный год включены в расписание второй половины дня дополнительные занятия и консультации по всем без исключения предметам, которые выбрали кадеты для сдачи экзаменов на ГИА-2019.

И конечно, школьная программа дополняется различными мероприятиями правительства города Москвы, Департамента образования и науки, Центра патриотического воспитания и школьного спорта, политических и общественных организаций России и города Москвы. С душевным трепетом кадеты относятся к торжественному маршу на Красной площади, посвященному годовщине военного парада 1941 года, Дню кадета в Музее Победы, к несению почетного караула на Посту № 1 у Вечного огня на Поклонной горе, параду Победы на Поклонной горе. За качественное выполнение поставленных задач на этих мероприятиях кадеты школы всегда отмечались благодарностями кураторов кадетского образования Департамента образования и науки и Центра патриотического воспитания и школьного спорта.

Ежегодно с большим желанием постоять за честь своей школы кадеты всех классов готовятся и участвуют в спартакиаде ГТО, фестивале «Кадетская звездочка», городских этапах «Школы безопасности», кадеты 8-го класса – в демонстрационном экзамене. Школьники принимают участие в знаковых мероприятиях, например возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата, памятнику Г.К. Жукову, к другим памятным местам. Практически во всех школах, участвующих в проекте, помимо мониторинговых мероприятий, проводятся встречи с Героями Советского Cоюза и Героями России, ветеранами и участниками боевых действий Вооруженных сил, ФСБ, МВД, МЧС, летчиками-космонавтами СССР и РФ, мини-парады в Александровском саду, уроки в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, уроки в музеях, предусмотрено посещение ведущих научных и производственных организаций (таких как ГНИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина, НИУ «Высшая школа экономики»), театров.

 

Слово «кадет» – французское по происхождению. Означает «маленький капитан», «маленький возглавитель». Опыт объединения таких будущих «возглавителей» в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, – рожденный во Франции, был востребован и получил большое развитие в России.