Главная страницаАрхив2019 #8 / «Главный мотив для участников – не бонусы и льготы, а желание бороться и проявить себя»

«Главный мотив для участников – не бонусы и льготы, а желание бороться и проявить себя»

05 Августа 2019

Председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ Алексей Черкунов:

«Главный мотив для участников – не бонусы и льготы, а желание бороться и проявить себя»

 

С 1 сентября начинается очередная Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ 2019/2020 учебного года.

 

Предмет молодой, но нужный

– Алексей Викторович, расскажите, пожалуйста, когда и почему было принято решение ввести ОБЖ в состав предметов Всероссийской олимпиады школьников?

– Решение о внесении предмета ОБЖ в список олимпийских было принято в 2008 году Министерством образования и науки РФ, тогда же был подписан приказ об утверждении состава Центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК) Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Согласно данному приказу я вошел в состав ЦПМК, что у нас получится, мы представить не могли, планировали – да. На протяжении всех лет, что проходит олимпиада, мы работаем над качеством заданий, вариативностью, стараемся сделать ее интереснее для участников и вносить новые элементы. Конечно, были проблемы. Несколько лет назад существовало несколько методик оказания первой помощи, единообразия не было. Данный факт мешал объективному оцениванию результатов выполнения практических заданий участниками. Новому составу предметно-методической комиссии предстояло эти оплошности устранить. Помогло то, что в 2012 году Минздравом был утверждён перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Естественно, резких движений мы не делали, потому что у участников выработались привычки оказывать первую помощь по другим алгоритмам. Постепенно мы эти недочёты устранили с помощью главного внештатного специалиста Минздрава РФ по первой помощи доктора медицинских наук Леонида Дежурного.

Естественно, в целом изменилось многое, особенно в теоретической части. Ведь наш предмет, пожалуй, больше других связан с государственными стандартами и нормативной правовой базой. Мы стараемся уследить за всеми изменениями и консультируемся со специалистами из других министерств и ведомств, которые всегда идут нам навстречу.

– Какие цели вы ставите на олимпиаду 2019/2020 года?

Строго говоря, цели прописаны в порядке проведения олимпиады и в требованиях. Что касается планов, здесь скорее речь должна идти о желаниях. Во-первых, хочется, чтобы в олимпиаде принимали участие представители всех субъектов Российской Федерации. В олимпиаде прошлого года не все регионы были представлены. Это, конечно, огорчает.

Но есть определенные правила, согласно которым определяется состав и количество участников. Так, участник, набравший менее 50 процентов от максимально возможной суммы баллов на региональном этапе, не может попасть на заключительный этап. Именно поэтому на заключительном этапе представлены не все субъекты РФ, в некоторых регионах этот порог преодолеть участники не могут. Но следует заметить, что уровень подготовки неуклонно растёт и я надеюсь, что в следующем году представительство регионов на заключительном этапе будет более широким.

 

Дело добровольное

– С какого класса школьники могут принимать участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ?

– С 5-го по 11-й класс – на школьном этапе, на муниципальном – с 7-го класса по 11-й и соответственно на региональном и заключительном – с 9-го по 11-й класс. Но теоретически и пятиклассник может записаться в старшую возрастную группу (10–11-е классы) при условии, что он с самого начала заявил о своем участии на школьном этапе в данной группе. Тогда ученик может и до заключительного этапа дойти с более старшими соперниками.

В других предметах были подобные ситуации, а в олимпиаде по ОБЖ восьмиклассники ежегодно принимают участие в заключительном этапе олимпиады, даже занимают призовые места.

А как выступать на олимпиаде не в своей возрастной группе?

– Участник должен на школьном этапе во время регистрации указать, например, что учится в 8-м классе, а выступает за возрастную группу 9-го или 10–11-го класса. Тогда он имеет право. В общем, в какой возрастной группе зарегистрировался, в той и участвуешь в течение учебного года, но, естественно, не младше того класса, в котором учишься.

С какого класса и почему лучше начинать углубленное изучение предмета ОБЖ, чтобы впоследствии принимать участие во всероссийской олимпиаде?

– Изучать предмет углубленно следуют тогда, когда появилось желание. То есть этот вопрос сугубо индивидуален. Я не исключаю, что и в первом классе у кого-то желание может появиться. А может и не появиться вообще. Те дети, с которыми мы сталкиваемся на олимпиаде, достаточно рано начали осваивать основы безопасного поведения, не дожидаясь, так скажем, момента, когда жизнь вынудит. То есть они мотивированы сами по себе. И думаю, что здесь речь идет о самомотивации в первую очередь. Потому что насильно сюда никто никого не загоняет. Олимпиада – дело добровольное.

– Почему школьники выбирают олимпиаду по ОБЖ?

– Существует достаточно большое количество соревнований. Это всероссийские детско-юношеские движения «Школа безопасности», «Юный спасатель» и «Юный пожарный», соревнования военно-патриотических клубов и т.д. И каждое из них затрагивает какой-то кусочек, родственный нашей олимпиаде. Некоторые дети участвуют в большом количестве таких соревнований и в принципе уже в какой-то мере готовы к участию во всероссийской олимпиаде за счет этого. Естественно, что и учителя, и тренеры с ними занимаются на том этапе, когда готовят к соревнованиям. Есть отправная точка.

Что касается изучения теоретической составляющей, то учебника здесь явно будет мало, какой бы он хороший ни был. Идеальных-то учебников в принципе не бывает. Нельзя объять необъятное. И в конце концов, если мы бы ограничились учебником, то все участники могли бы стать победителями. Потому что на заключительный этап дети выходят с достаточно сильной подготовкой.

Попадались, кстати, даже такие, которые учебник наизусть знали. Например, знаем, что списать никак не мог ребенок, а текст – слово в слово. Потом уже после олимпиады с этим участником встречаемся и говорим «как?». А он – «назовите страницу». И ребенок воспроизводит близко к тексту или слово в слово.

С такой хорошей памятью дети не редкость. Но у нас же вопрос не в том, чтобы вызубрить, заучить. Главное, что человек должен еще принимать решения в различных ситуациях, он должен быть готов к опасностям. Поэтому у участника должно быть творческое мышление, которое он будет использовать не только в теории, но и при выполнении практических заданий. Какое именно попадется – никто заранее, разумеется, не знает.

Например?

– Предположим, на практическом туре десять заданий. Школьник знает, что есть контрольное время, при превышении которого будут начисляться штрафные баллы. И участник заранее вырабатывает тактику выполнения заданий. То есть, например, за какое-то задание он получает пять баллов, за другое – десять. Но задание в пять баллов ученик может пропустить, побоявшись потратить время и рассчитав, что выгоднее его даже не начинать. И участник выбирает перейти сразу к следующему. Либо он знает, что время истекло, а предстоит выполнить еще одно задание. Здесь ему следует очень быстро просчитать: сумеет ли он при выполнении этого задания заработать (если правильно выполнит, конечно) больше баллов, чем потеряет за счет превышения времени. Вопрос тактики, одним словом.

 

Перейти порог

Кто формирует задания школьного этапа, муниципального, регионального, заключительного?

– Задания школьного этапа должны готовить муниципальные предметно-методические комиссии. Муниципальный этап – региональные предметно-методические комиссии. Региональный и заключительный этапы – это мы, Центральная предметно-методическая комиссия. Но могут быть и исключения. Региональная комиссия может готовить и школьный, и муниципальный этапы. Наверное, даже в этом случае качество немножко повыше будет.

Кто отвечает за их корректность?

– Все задания должны проходить экспертизу. Я скажу так, что у нас проводится внутренняя экспертиза. После чего задания уходят эксперту внешнему. Этот эксперт не входит в состав ЦПМК. Он лицо независимое, имеющее ученую степень. Человек знающий. Если эксперт обнаруживает какие-то ошибки и дает рекомендации, мы их рассматриваем. Как правило, больших нареканий от экспертов нет, случаются в основном лишь технические ошибки. Такой экспертизы более чем достаточно. Далее, по отдельным разделам мы все равно консультируемся со специалистами, которые в данном направлении являются ведущими.

По какому принципу отбирают участников, выходящих на заключительный этап?

– Все просто – устанавливается проходной балл. Есть база, из которой известно, сколько набрали баллов участники. Из этих данных составляется список. И если установлено, что на заключительном этапе должно быть, например, 195 человек, значит, подведена черта. У кого ниже – те не прошли порог.

Но также мы учитываем, что прошлогодние призеры имеют право участвовать в действующей олимпиаде, сразу выходя на заключительный этап, минуя остальные. Соответственно, с учетом их количества черта становится выше. Плюс к тому, по действующему на сегодняшний день порядку проведения, регионы, чьи представители не набрали необходимое количество баллов, имеют право прислать одного участника. Но при условии, что он набрал не менее 50 процентов от максимально возможной суммы баллов.

Школьник имеет право приехать, но это не означает, что он приедет. А может оказаться так, что он, наряду с нашей, и в других олимпиадах стал победителем. Тогда ему самому нужно сделать выбор, на чем сосредоточиться. То есть нельзя здесь размывать свои силы.

 

Прежде всего – возможности

Как проходит выбор города, в котором будет проводиться заключительный этап?

– Во-первых, регион должен выразить желание, которое изъявляется в форме заявки в Министерство просвещения РФ. Дальше стоит вопрос, сколько регионов заявку подали, если несколько – тогда все решает оргкомитет, но при этом мнение ЦПМК учитывается.

Что касается нас, мы должны каким-то образом ознакомиться с возможностями данного региона, данного субъекта РФ принять олимпиаду. Желания здесь мало, нужны возможности – с учетом того, что у нас, помимо теоретического, есть и практический тур. Значит, соответственная материальная база должна быть. Конечно, что-то мы с собой привезем, но все привезти нереально.

Поэтому несколько лет назад были составлены специфические требования по всем предметам для регионов, то есть перечень того оборудования и тех условий, которые должны выполняться для проведения заключительного этапа. Регион сначала должен ознакомиться с ними, а потом решить, может ли он данные требования выполнить.

Следующий вопрос – это кадры. Вы понимаете, что мы не можем взять всю Центральную предметно-методическую комиссию, чтобы она занималась судейством и выполняла функции жюри. Ведь в ЦПМК всего 11 человек на сегодняшний день, их достаточно для того, чтобы проверить теорию. А чтобы организовать нормальную работу на практическом туре, нужно порядка 20–25 человек, в зависимости от возрастной группы участников.

То есть 35–36 – такое ориентировочное количество членов жюри должно быть, и принимающая сторона должна обеспечить его основную часть. Есть ли у них достаточное количество нужных нам специалистов? Причем человек должен в этом разбираться. Можно обучить члена жюри быстро, но не всему. В заданиях по основам военной службы мы отдаем приоритет, как правило, офицерам запаса. Еще и потому, что надо требования безопасности обеспечивать. Ведь ребенок от волнения и выстрелить может куда-то не туда. То есть член жюри должен, если понадобится, вовремя остановить участника. Если возникли неисправности с оружием, хотя мы используем только пневматическое, что относительно безопасно, человек должен исправить. Промах – это может быть и не вина участника, а сбился прицел. Член жюри в этом случае должен определить вовремя и устранить неполадку. То есть важна компетентность.

Вопросы пожаротушения опять-таки требуют от члена жюри профессионализма. В конце концов, еще нужны технические специалисты, которые будут технику обслуживать. И так по всем направлениям. Туризм – специалисты с соответствующим опытом. Не каждый человек разберется в тонкостях, например насколько правильно связаны определенные узлы.

Что касается проверки теоретических заданий, то член жюри должен не только разбираться во всем, что проверяет, но и быть способным правильно понять участника. Ведь там, где вопросы связаны с рассуждением, нельзя руководствоваться лишь ключом для проверки, так как ребенок может написать по-своему, не слово в слово с ответом. Дело в том, что нельзя в некоторых вопросах предусмотреть все варианты ответа, потому мы допускаем, что ребенок по-своему ответил, при этом не исказив смысла. А специалист здесь должен определить грамотность ответа участника. Для этого надо не просто быть компетентным человеком, но и мыслить творчески. Именно таким членам жюри мы отдаем предпочтение.

 

Победить желает каждый

А бывало ли, что участники открывали новые взгляды на решение задач, может быть, чем-то удивляли вас или в чем-то даже превосходили своих учителей?

– Бывает. Например, помню случай, когда участник написал инструкцию по действию в чрезвычайной ситуации, наверное, чуть ли не лучше общепринятой. Вообще, нередко дети на олимпиадах даже более рационально, чем в ключах заложено, решают ту или иную задачу. Я думаю, это нормально. И в других предметах, допустим математике или физике, такие талантливые дети себя проявляют. В олимпиадах участвуют в основном личности неординарные.

А как учителю выявить эти таланты?

– Мы встречаем детей уже на заключительном этапе. То есть когда они достойно прошли три отборочных этапа. Наверное, талант ребенка первым определяет его учитель в ходе предварительной работы. Именно он выбирает каких-то более одаренных, мотивированных учащихся и работает с ними во внеурочное время. Система дополнительного образования на то и существует. Потому что, если на уроках одинаково работать со всеми, тогда весь класс будет приблизительно одинаково подготовлен.

Что ученику дает участие во Всероссийской олимпиаде именно по предмету ОБЖ?

– Участие в любых состязаниях, соревнованиях дает ребенку, скажем, моральное удовлетворение, если он победил, даже просто показал себя. У нас есть масса соревнований, где заметных бонусов нет, но дети же в них участвуют. Значит, что-то ими движет, помимо каких-то материальных интересов!

Естественно, что играют свою роль и льготы при поступлении в вузы, которые даются победителям и призерам. Российский университет дружбы народов, например, победителей и призеров олимпиады берет без экзаменов. В прошлом году Уфимский государственный нефтяной технический университет всем победителям и призерам выдал сертификат на поступление. То есть сами вузы вправе решать. Поэтому, я думаю, это хороший стимул.

Также существует грантовая поддержка уже в процессе обучения в вузе. Плюс вузы такому студенту выплачивают повышенную стипендию при успешном обучении. Некоторые регионы, помимо этого, каким-то образом награждают участников: где-то это ценные подарки, где-то – денежное вознаграждение. Все по-разному. Это решают сами региональные власти.

Я же считаю, что для многих детей главный стимул, ради чего они борются, – это победить, показать, что «я сильнее». По ним это видно. Есть те, например, кто профиль выбирает тот, который им нужен для поступления. Но при этом есть и такие, кто после олимпиады идет учиться по другому профилю и даже льготы не использует! То есть ему надо победить, показать свое «я», а в дальнейшем свою стезю он выберет по желанию.

Вообще, бывает по-разному. Помню, еще во время моего преподавания в школе, на первой олимпиаде у меня была такая девочка, которая хотела порадовать своего отца. Сама готовилась, на регионе победила, но на заключительный этап не поехала, потому что стала победителем по двум предметам…

Уже более десяти лет проводится олимпиада по ОБЖ. Ее первые участники стали взрослыми людьми. Как вы считаете, меняются ли дети с каждым новым поколением?

– Уровень подготовки за эти годы, если брать общий показатель, сильно вырос. Повторюсь, когда мы проводили первую олимпиаду, то дети-то не особо были готовы, они же не готовились, как теперь, по два, три года, а то и больше. Но, уже начиная с третьей-четвертой олимпиады, уровень вырос несоизмеримо. На сегодняшний день зачастую тяжело победителей, призеров выбирать.

Судите сами, теперь, как правило, меньше 50 процентов от максимально возможного на заключительном этапе показывают лишь один-два участника из примерно двухсот. И то не из-за плохой подготовки, а, как правило, из-за того, что ребенок оказался не в силах справиться с волнением. Потом, может быть, он сам за голову хватается, дескать, «как я мог такое написать», а уже поздно, работа сдана. Либо выполняет практическое задание, которое до этого сто раз делал, готовился, все получалось, а тут все из рук валится – волнение сказывается.

Кстати, вот как раз этот фактор, когда детей готовят, надо учитывать. Я знаю об опыте некоторых регионов, где в процессе подготовки участвуют еще и психологи. То есть психологическое сопровождение ведется. Такие дети оказываются более стрессоустойчивыми.

– Что вы пожелаете будущим участникам олимпиады?

– Я бы пожелал будущим участникам того, что я им всегда желаю, – победы.

Интервью взяла

Дарья Арнаутова

 

Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ имеет свои особенные традиции и не похожа ни на одну олимпиаду по другим предметам. Ее отличает как формат проведения, так и атмосфера на теоретическом и практическом турах.