Главная страницаАрхив2019 #8 / Волонтер – это звучит гордо! Они там, где нужна помощь

Волонтер – это звучит гордо! Они там, где нужна помощь

05 Августа 2019

Волонтер – это звучит гордо!

Они там, где нужна помощь

 

Роман Шипилов, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель студенческого отряда волонтеров-активистов «СОВА» Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

 

Волонтером считается тот, кто добровольно принимает участие в благотворительной деятельности. Безусловно, все эти молодые люди – альтруисты, но важное значение для них имеет и возможность приобретения специальных навыков и знаний, пробы сил. Часто волонтерская деятельность – это реальный шанс проявить себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

 

Все началось с проблемы

Характерная черта сегодняшнего волонтерского движения состоит в том, что оно приобретает всевозрастающее значение во всем мире и в нашей стране в частности. Это вполне объяснимо. Современное общество как никогда нуждается в добровольцах, сознательно и с полной отдачей выполняющих какие-либо общественно полезные обязанности, увлеченных общей идеей.

Развитие в России волонтерской деятельности является важным социальным явлением как для государства в целом, так и для каждого волонтера в отдельности. В их ряды входит в основном студенческая молодежь: нередко это будущие педагоги, врачи, спасатели, социальные работники, чья деятельность совпадает с основным направлением обучения. Участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, а что особенно ценно – почувствовать радость от совместного участия в добрых делах. Так формируются те замечательные качества личности, которые помогут в дальнейшем молодому человеку стать активным участником процесса демократизации страны, научиться принимать сознательные решения и нести за них ответственность.

Также волонтерами зачастую становятся и люди, чья деятельность не связана с их прямыми профессиональными обязанностями. Взять работу с детьми – многие, как говорится, по велению души становятся педагогами-добровольцами. Разумеется, если им есть что передать детям. Они активно проводят семинарские занятия и тренинги со школьниками, познавательные игры и конкурсы в детских садах, оказывают помощь детским домам и интернатам. То есть, как правило, такие люди не нуждаются в социальной самореализации, но, обладая достаточно серьезным багажом знаний, передают его подрастающему поколению.

Можно сказать, что именно на этой основе строятся добрые, скорее даже дружеские отношения Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с местными детскими домами и интернатами. Это сотрудничество зародилось достаточно давно, на тот момент академия помогала образовательным учреждениям интернатного типа в благоустройстве территорий, ремонте спортивных площадок. Но в ходе знакомства с педагогическим коллективом этих учреждений выяснилось, что они очень нуждаются еще и в помощи при проведении воспитательных мероприятий. Речь шла прежде всего о мероприятиях, совершенствующих морально-волевые качества детей, развивающих их познавательную сферу, спортивную активность, навыки ведения здорового образа жизни, содействующих социальной адаптации детей, повышению их социальной активности. Особое внимание директора образовательных учреждений акцентировали на профилактике правонарушений и противопожарной профилактике среди детей и подростков.

Вот тогда, в ходе обсуждения этой проблемы, и возникла идея создать на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России волонтерский студенческий отряд, который бы всячески содействовал образовательным учреждениям интернатного типа в деятельности по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Академия – детям

Начиная с 2011 года успешно функционирует студенческий отряд волонтеров-активистов «СОВА». Он был создан по инициативе студентов, преподавателей, при поддержке начальника академии генерал-лейтенанта внутренней службы Игоря Александровича Малого.

Актив отряда составляют свыше 30 постоянно участвующих в работе студентов 1–5-х курсов. Нами осуществляется деятельность по трем направлениям. Первое – культурно-массовое (проведение воспитательных мероприятий, совершенствующих морально-нравственные качества детей, развивающих их познавательную сферу).

Второе – безопасность жизнедеятельности (проведение мероприятий по формированию культуры безопасности ребенка в быту и на улице, а также воспитание навыков ведения здорового образа жизни).

Третье – социально-адаптационное (содействие социальной адаптации детей, повышению их социальной активности).

Изначально целью отряда является активное формирование социальной самореализации студентов путем ознакомления с различными видами социальной активности, содействие в деятельности по обеспечению культуры безопасности жизнедеятельности и социальной адаптации детей-сирот и детей, чьи родители отказались от их воспитания или лишены родительских прав. И восемь лет практической работы отряда убедили педагогов академии в том, что эта деятельность преображает студентов, воспитывает в них главное – человечность, умение сопереживать ближнему.

У учащихся академии в ходе добровольческой деятельности появляется большой интерес к ней. Они меняются внутренне, видя плоды собственных усилий по социальной адаптации детей из детдомов и интернатов. Студенты приобщают их к здоровому образу жизни, учат безопасному поведению, помогают им в становлении. Словом, шефствуют над ними и ощущают от этого радость.

Для детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа, студенты отряда «СОВА» организовали более 200 различных мероприятий. Они разнообразны по содержанию, общее в них одно – дети всегда очень ждут таких встреч со студентами, по-своему готовятся к ним, а уж радости нет конца и края.

Прежде всего, это экскурсии на территории академии, где ребятам рассказывают об истории пожарной охраны, показывают основные экспонаты пожарной техники и т.д. Это и познавательные семинары, где детей обучают в игровой форме правилам безопасного поведения в быту и на улице, и регулярные выставки рисунков и поделок на пожарную тематику, и экскурсии по городу, что, в свою очередь, содействует адаптации детей в социуме.

Всего и не перечислить. Это также всевозможные конкурсы и викторины, приуроченные к праздникам (например, к Дню защитника Отечества, Дню Конституции Российской Федерации, Дню пожарной охраны России и т.д.). Крайне важны для детей с особенностями развития спортивные мероприятия, способствующие восстановлению утраченного здоровья. Совместные со студентами тренировки способствуют активизации мышечных групп, которые обычно мало задействованы. Неменьшим успехом пользуются акции по благоустройству детских площадок, а зимой – строительству снежных городков.

Впрочем, им всегда, в любое время года и в любую погоду, вместе хорошо и весело – детям и нашим студентам, которые уже ждут встреч со своими маленькими друзьями, наверное, не меньше, чем они сами.

 

Не просто эстафета…

Особая роль отводится спортивным мероприятиям, где дети не только соревнуются в силе, быстроте, ловкости и выносливости, но и демонстрируют свои умения во владении пожарным оборудованием и инвентарем, а также знания основ пожарной безопасности. Одним из таких мероприятий является «Пожарная эстафета».

Например, очень насыщенно прошла одна из таких эстафет на базе ЧОУ школы-интерната при Николо-Шартомском мужском монастыре. Мероприятие было организовано силами студенческого отряда «СОВА», а также профессорско-преподавательского состава академии. «Пожарную эстафету»  было решено посвятить 370-й годовщине образования пожарной охраны России. В ней приняли участие 36 детей 5–11-х классов.

Подготовка проходила в течение двух недель. Преподаватели и студенты академии при сотрудничестве с администрацией школы-интерната (как дистанционно, так и во время выездов) объясняли детям основы пожарной безопасности, оказания первой помощи. Преподаватели школы-интерната осуществляли подготовку детей к преодолению полосы препятствий, боевому развертыванию. Все было направлено на то, чтобы обучаемые во время состязаний уже со знанием дела выполняли предложенные им упражнения. Также заранее подготовили спортивные точки. Дети были с ними ознакомлены. На основании этих точек составили маршрутные листы.

И вот настал день, когда отряд «СОВА» приехал в школу-интернат для проведения спортивного мероприятия «Пожарная эстафета». Дети уже с нетерпением ждали гостей и были готовы к участию в состязаниях. Участников разделили на шесть команд по шесть человек в каждой, представлявшей, в свою очередь, звено газодымозащитной службы.

После торжественного построения командиры звеньев по жеребьевке получили маршрутные листы. Подчеркнем, что у каждой команды маршрут был индивидуальный и не пересекался – это было сделано для того, чтобы на одном этапе не встретились сразу несколько звеньев.

На каждом этапе детей уже ждали судьи, которыми стали преподаватели и студенты академии. Несмотря на двухнедельную подготовку, буквально перед стартом с участниками еще раз был проведен краткий инструктаж по правилам прохождения соревнований. Безопасность – прежде всего! А потом был дан старт одновременно всем командам.

Надо сказать, в программу «Пожарной эстафеты» всего было включено семь этапов и каждый из них не просто был по-своему трудным, требовал не только сноровки, но и интеллектуальных способностей. Этапы располагались на расстоянии 150 метров друг от друга. Это позволяло растянуть время перехода от одного этапа к другому.

На первом этапе под названием «Боевое развертывание» детям необходимо было от установленной пожарной колонки раскатать рукав, установить трехходовое разветвление и соединить его с рукавом. От трехходового разветвления проложить две рабочие рукавные линии с присоединением двух пожарных стволов.

Сказались предварительные тренировки – ребята продемонстрировали хорошие навыки работы с пожарным инвентарем и оборудованием. Каждое звено практически без ошибок выполняло данное задание.

На втором этапе ребят ждал интеллектуальный конкурс на сопоставление знаков пожарной безопасности с их обозначением. Каждая команда выбирала один конверт из шести предложенных. В конверте лежали 14 знаков и отдельно от них варианты ответов. Все ребята без исключения продемонстрировали отличные знания и получили высокие оценки.

Третий этап спортивного мероприятия заключался в умении оказывать первую помощь пострадавшим. Ребятам нужно было правильно наложить шину при травме голени, повязку при травме кисти, а также повязку на голову «Чепец». Данная станция была достаточно сложной, так как они не знали, какое задание им попадется и кто из них будет в роли пострадавшего.

Но в целом все справились с полученными заданиями. Опять же, благодаря предварительной подготовке. Ведь «Пожарная эстафета» проводилась не ради сиюминутного эффекта, а для того, чтобы дать детям необходимые навыки выживания, тушения огня и оказания помощи друг другу.

На четвертом этапе ребята соревновались на время и в правильности надевания боевой одежды пожарного, и это задание было выполнено с легкостью. Зато самым интересным, трудным и зрелищным был этап «Полоса пожарного». Препятствия преодолевали на время, причем бежали не по одному, а всей командой, чтобы чувствовался командный дух! Вначале прошли лабиринт, затем перебрались через высокий забор, после чего бежали по ломаному бревну, далее – по ломаной лестнице и финишировали, преодолевая окно в стене. Судьи на этапе не только следили за выполнением, но и страховали ребят. И здесь тоже все прошло без задержек – все участники во время тренировок уже неоднократно преодолевали такие препятствия. Эмоции на этом этапе просто зашкаливали, все друг за друга болели.

На шестом этапе участникам предстояло ответить на вопросы на знание пожарной безопасности, и ребята показали не только знания, но и свой незаурядный интеллект. А на последнем этапе все увлеченно подтягивались на перекладине, и тут не всем с легкостью далось это упражнение, даже с учетом подготовки (мышцы за две недели не накачаешь, нужны постоянные тренировки). Так что успех сопутствовал тем, кто регулярно занимается спортом. Но зато старались все без исключения. И эстафета стала для всех стимулом для ведения спортивного и здорового образа жизни.

Кульминацией мероприятия стало показательное выступление добровольной пожарной дружины старшеклассников. Они продемонстрировали умение тушить возгорание с помощью огнетушителя, а затем выполнили боевое развертывание и потушили условный пожар. В это время судьи подсчитывали результаты команд и выявляли победителей. Потом, на торжественном построении, всех ребят наградили грамотами участников «Пожарной эстафеты», а победителей – медалями и дипломами соответствующего образца.

Но такого рода мероприятия, проводимые в учреждениях интернатного типа, имеют, как упоминалось выше, гораздо более глубокий смысл. Все делается ради формирования у ребенка культуры безопасности в социуме. Значит, уже меньше будет в дальнейшем вероятность попадания данной категории детей в опасные ситуации, связанные с осуществлением жизнедеятельности.

Так что такие встречи имеют, как говорится, «долгоиграющий» эффект. В результате создания благоприятной атмосферы для взаимодействия студентов с детьми у последних формируется определенный образец для подражания. В процессе разновозрастного взаимодействия происходит создание особой педагогической среды, в которой ребенок ощущает себя частью общества, вместе со взрослыми пытается найти в нем свое место.

В настоящий момент работа с образовательными учреждениями интернатного типа продолжается. При этом мы планируем охватить данной деятельностью и другие образовательные учреждения интернатного типа, расположенные на территории Ивановской области.

 

Адреса деятельности

Деятельность студенческого отряда «СОВА» осуществляется на базе специализированных учреждений, расположенных на территории города Иваново и Ивановской области, с которыми заключены соглашения о взаимном сотрудничестве. Это следующие учреждения:

ОГКОУ Ивановский специализированный (коррекционный) детский дом «Солнышко»;

ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ивановский детский дом «Звездный»;

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Радуга»;

ЧОУ школа-интернат при Николо-Шартомском мужском монастыре;

ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Шуйский детский дом»;

ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Чернцкая специализированная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».