Главная страницаАрхив2019 #9 / Простые истины Юлии Белошицкой

Простые истины Юлии Белошицкой

02 Сентября 2019

Простые истины Юлии Белошицкой

 

Юлия БЕЛОШИЦКАЯ – преподаватель-организатор ОБЖ в Кадетской школе города Южно-Сахалинска. Она из тех, про кого говорят – «учитель по призванию». Два года назад на конкурсе педагогов ОБЖ Сахалинской области Юлия Александровна была признана лучшим учителем по предмету. Но даже это не главное. А что? Давайте узнаем об этом у нее самой. Наш корреспондент побывал в Южно-Сахалинске, где, конечно же, нашел время и для встречи с таким неординарным учителем.

 

Истина первая – призвание

– Юлия Александровна, как вы выбрали стезю учителя, а именно преподавателя по предмету ОБЖ?

– Сколько себя помню, всегда хотела спасать людей. Но в спасатели берут в основном мужчин. Пробовала поступать в медицинский вуз, но не поступила. Поскольку не получилось стать ни спасателем, ни медиком, решила стать учителем ОБЖ и обучать детей безопасности и первой помощи…

– Наверное, вполне логично? Ведь научить ребенка навыкам безопасности и спасению – это в какой-то мере спасти его, уберечь от опасностей?

– Ну да, теперь по опыту могу сказать, что это именно так и есть. Но тогда я еще сомневалась в выборе, ведь на самом деле мне, помимо всего сказанного, все-таки больше всего хотелось стать актрисой! Но папа, выслушав меня, резонно заметил, что актрисой вполне можно стать и у школьной доски, причем – главной актрисой! (Юлия смеется.) Ведь это же ОБЖ! На одном уроке ты медсестру «играешь», на другом – пожарного, на третьем – спасателя и так далее.

– На самом деле вы почувствовали желание совместить свою тягу к спасению и работу с детьми?

– Совершенно верно. Если серьезно, что-то внутри подсказывало – иди в педагоги, это твое, не ошибешься! Я успешно поступила в педагогический вуз, стала учиться на учителя ОБЖ. И вот, наверное, волею судьбы получилось, что, будучи студенткой, попала на практику как раз в кадетскую школу. И на практике почувствовала, как это на самом деле здорово – вести уроки ОБЖ. Это и спасение людей, и военная тематика, которую я тоже с детства почему-то люблю, и оказание первой помощи, и всякие походы, соревнования. Скучать некогда! В кадетской подготовке все эти вещи – на первом плане. Помню, еще удивилась, что родилась и живу в Южно-Сахалинске, а даже и не знала, что есть в городе такая удивительная школа. На практике мне работалось с огромным удовольствием, так что решила после выпуска преподавать только здесь и нигде больше. Тем более что все были за. Я набралась опыта, мне помогали замечательные учителя. То есть коллектив, как сейчас понимаю, тоже играет первостепенную роль в становлении. Когда ты только пробуешь силы и тебя поддержали, то это действительно окрыляет. И сегодня, когда я уже несколько лет работаю в школе учителем ОБЖ, продолжаю учиться у опытных коллег. Думаю, этот процесс бесконечен – учиться надо всегда, иначе человек остановится в своем развитии. А учитель прежде всего должен быть интересен для детей, чтобы увлечь их.

– Вы сказали, что именно здесь, в кадетской школе, почувствовали себя на своем месте. Как бы вы сформулировали суть кадетского образования?

– Я бы сказала так – именно кадетская среда по духу подходит детям, она помогает проявить себя в среде сверстников. Ведь кадет, в отличие от обычного школьника, преодолевает много трудностей, связанных с физической подготовкой, полевыми выходами, – все это, кстати, входит и в курс ОБЖ. Но в основе всего, по моему убеждению, лежит патриотизм. Мне кажется, именно в воспитании патриотизма и состоит суть кадетского образования. Если человек любит свою страну, хочет сделать благо для нее, то он проявит себя на любом месте.

Мы всегда принимаем участие в важных городских и областных мероприятиях – конкурсах, соревнованиях и т.д., ежегодно участвуем в вахте памяти. Вот мы сейчас находимся здесь, на мемориальном комплексе на площади Славы (именно там мы и встретились с Юлией Белошицкой и ее кадетами, которых она сюда привела на мероприятие. – Прим. авт.). Ребята здесь несут вахту у Вечного огня, возле монумента героям-освободителям Южного Сахалина, Курильских островов. Это имеет большое воспитательное воздействие на детей. Само участие в вахте памяти является для кадета честью. Также мы ежегодно 9 мая принимаем участие в параде Великой Победы. Все мероприятия перечислить просто невозможно. Все это оставляет свой след. Наши кадеты поступают в Дальневосточную пожарно-спасательную академию – филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, в военные училища, в другие престижные вузы. Главное, что они воспитаны в духе любви к Отечеству, получили хорошее образование – такие всюду будут успешны.

– Я слышал, что кадеты вашей школы выиграли престижные всероссийские соревнования в столице, это правда?

– Да, уже второй год мы занимаем первое место на Всероссийском слете кадетских корпусов и школ, который традиционно проводится в Москве. Туда съезжается со всех концов России огромное количество кадетов со своими преподавателями, победить на таком фоне неимоверно сложно.

А еще у нас есть свой духовой школьный оркестр! Причем играют в нем ребята без музыкального образования. У нас есть замечательный педагог Владимир Федорович Леонидов, который учит детей. Настолько хорошо, что они недавно принимали участие в международном фестивале духовых оркестров в Японии и имели там успех. Достойно прошлись торжественным маршем в форме, играя на инструментах, по улицам японского города…

 

Истина вторая – методика

– Юлия Александровна, интересно узнать ваше мнение о том, с какого времени целесообразно начинать обучение навыкам безопасного поведения? И каким, на ваш взгляд, должен быть предмет ОБЖ?

– Безопасность должна, образно говоря, впитываться с молоком матери, потому что это очень важно. С самых ранних лет родители должны учить ребенка, что опасно, а что – нет, как вести себя, чтобы не попасть в беду. Мы, в школе, должны уже перенимать эстафету, заложенную сначала родителями, потом – в детском саду. Поймите, это и есть самое важное – чтобы ребенок постигал азы безопасности с самого детства, последовательно и без перерыва. Если вразнобой, то ничего не получится. Именно так: семья, детский сад, школа – и всегда, на всех этапах, теснейшая связь педагогов и родителей. Тогда будет успех.

У нас сложилась следующая методика, на наш взгляд, эффективная. Мы начинаем учить детей ОБЖ буквально с первого класса. Организуем для них занятия и практические массовые мероприятия на жизненно важные темы – безопасность на улице, как вести себя, если остался один дома и случился пожар, если к тебе кто-то пристал и так далее.

Уроки ОБЖ начинаются у нас в школе с 5-го класса. Таким образом, подчеркну, они начинаются уже не на пустом месте, а на основе полученных ранее базовых навыков безопасности.

Результат заметен, когда мы со школьниками участвуем в городских или областных соревнованиях. Наши пятиклассники показывают значительно более высокие результаты, чем их сверстники из других школ, где навыки безопасности не изучаются в начальных классах. Я бы сказала, наши кадеты на голову выше остальных. Это не мое субъективное мнение, а объективные результаты, отраженные в материалах результатов конкурсов и соревнований.

Таким образом, наш опыт свидетельствует в пользу того, что уроки ОБЖ должны проводиться начиная с 1-го класса во всех школах. Причем в обязательном порядке.

Более того, я убеждена, что предмет ОБЖ должен преподаваться непрерывно на протяжении всего времени обучения в общеобразовательной школе. Только так удастся дать не просто необходимые знания, но и практические навыки, отработанные до автоматизма. Ведь в опасной для жизни ситуации работают рефлексы, думать некогда. Нужно именно так готовить детей. Все это жизненно важно. Причем это не только мое мнение, но и многих других преподавателей ОБЖ, кого я знаю, – обучать предмету с начальной школы и непрерывно, до самого выпуска.

Понимаю, что пока это невозможно. Но хотелось бы, чтобы мы к этому когда-нибудь пришли. Душа болит за детей, хочется по максимуму обезопасить их будущее. Почему же мы не можем сделать так, чтобы учить их спасению и выживанию на серьезном уровне, с соответствующей материально-технической базой, тренажерами и прочим? В кадетской школе все эти вопросы решаются проще, мы дружим со спасателями, с военными, имеем возможность пригласить нужных специалистов. Но ведь наш пример скорее исключение, чем правило…

 

Истина третья – профессионализм

– А какова должна быть подготовка учителя ОБЖ? У вас она базовая, но таких, как вы, учителей по профилю, как известно, остро не хватает, их выпускают вузы крайне мало. Предмет зачастую ведут другие педагоги, не имеющие нужной квалификации. Хочу спросить вас: может ли добиться успеха в преподавании ОБЖ педагог, не имеющий должной подготовки?

– Знаете, многое постигается на личном опыте, у каждого он свой. Мне сейчас в связи с вашим вопросом вспомнились годы, когда я сама училась в школе, и как раз предмет ОБЖ, представьте себе, не любила. Преподавал у нас учитель биологии, как говорится, в «нагрузку», и видно было, что человек просто отрабатывает дополнительные для себя часы. Атмосфера на уроке была соответствующей, как бы это неприятно для учителя ни прозвучало. Я имела в школе четверку по ОБЖ и была равнодушна к этому предмету, потому что нам его так и не раскрыли.

Зато уже в институте, учась по профилю ОБЖ, я влюбилась в этот предмет. Окончила вуз с красным дипломом.

Что я хочу этим сказать? То, что интерес к предмету возникает лишь там, где он преподается на серьезном уровне. То есть профессионалами высокого класса, как это было в институте.

Вот и весь ответ на ваш вопрос. Да, я твердо убеждена в том, что ОБЖ может эффективно вести только профессионал, прошедший всю соответствующую подготовку. А это в любом случае специалист широкого профиля. Ведь тематика ОБЖ обширна. Более того, это специалист, умеющий делать все на практике. То есть оказывать первую помощь, показать, как спасаться из огня, на воде…

Но как раз о практике разговор особый. Ее-то остро не хватает при обучении и в вузе, по профилю ОБЖ. Это существенный недостаток, который не восполнен. Я считаю, будущим педагогам ОБЖ нужно обязательно давать практический курс. Некоторые коллеги, как мне известно, по собственной инициативе проходят подготовку на курсах спасателей, но это редкость, не хватает времени.

Я, например, практику постигала уже будучи педагогом, находя для этого любые возможности. Но у нас, в кадетской школе, таких возможностей много, потому что с кадетами занимаются в том числе бывшие и действующие спасатели, пожарные, военные и т.д. А где найти такую возможность для практического обучения педагогу обычной школы? Это вопрос, который, на мой взгляд, надо решать.

 

Истина четвертая – это счастье…

– Из нашего разговора я понял основные принципы, которыми вы руководствуетесь в обучении. Но что для вас самое важное?

– В любом случае – заинтересовать детей. Это и есть самое главное. Без заинтересованности не может быть усвоения темы. А этого нужно хотеть. Знаете, я лишь повторю то, что много раз сказано другими: учитель – это призвание. Если ты не любишь свой предмет или не ощущаешь любви к детям, то тебе нечего делать в школе.

Также важно умение «вкусно» подать информацию. Обратите внимание на само название моей должности: «педагог-организатор». Подчеркиваю – организатор! В течение 45 минут, что идет урок, нужно дать материал ярко, убедительно, интересно. То есть нацелить учащихся на активную работу. Чтобы ребенок сидел, открыв рот, и слушал только тебя. И когда это удается, значит, все идет как надо.

– А что такое счастье для педагога?

– Счастье – это твои выпускники, которые тебе говорят «спасибо». А еще – добрые и доверчивые глаза учеников, ждущих от тебя чуда. А потом видеть, как они тянутся к тебе, что им интересно. Другого счастья я и не желаю.

Интервью взял

Дмитрий Рассказов

 

Ценный опыт

Ныне уже традиционный и престижный в преподавательской среде конкурс на лучшего учителя ОБЖ Сахалинской области стал проводиться начиная с 2015 года.

Как правило, он проходит в течение четырех дней, в нем участвуют учителя начальных классов и преподаватели ОБЖ, которые имеют собственные методические наработки и стремятся поделиться знаниями с коллегами. В результате углубления знаний преподавателей в столь важной дисциплине повышается культура безопасности подрастающего поколения, что с учетом специфики региона имеет огромное значение.

Сначала педагоги состязаются в методике и практике обучения: кто лучше проведет открытый урок и «информационную сессию» для населения. Потом учителя демонстрируют знание нормативных правовых документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, выполняют практические нормативы – это, например, эвакуация подопечных по сигналу пожарной тревоги, выполнение приемов сердечно-легочной реанимации на тренажере и помощи «утопающему» и т.д.

Что примечательно, результаты фиксируются четырьмя составами жюри – профессиональным, альтернативным, детским и студенческим. Юлия Александровна Белошицкая стала победителем в 2016 году, при этом детское жюри присудило ей первое место.