Главная страницаАрхив2019 #9 / Ищите выход, он всегда есть! Моделирование ситуаций при обучении

Ищите выход, он всегда есть! Моделирование ситуаций при обучении

03 Сентября 2019

Ищите выход, он всегда есть!

Моделирование ситуаций при обучении

 

Евгений Войтихович, специалист по безопасности ГБОУ города Москвы «Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево».

Елена Битюцких, старший преподаватель ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

Практика возникновения ЧС в образовательных учреждениях, как и результаты проведения плановых учений в школах, показывает, что даже сотрудники, взрослые люди, нередко дают повод усомниться в том, что они способны корректировать хотя бы свои действия в рамках элементарных требований безопасности. Это представляет угрозу: дети, по естественным причинам не обладающие необходимыми знаниями, находятся под руководством сотрудников образовательной организации, которые не обладают четким представлением о действиях при ЧС. Поэтому потребность в научных, педагогических и психологических разработках в области методики обучения сотрудников мерам безопасности представляется в настоящее время особо значимой, что обуславливает актуальность проведенного нами исследования.

 

Почему это так актуально

Действующим законодательством четко определены способы обучения сотрудников организаций вопросам безопасности. Возможно, изначальная формулировка методик обучения выглядит довольно сухо, а их реализация на практике, что не редкость, и вовсе как формальное выполнение требований. В связи с этим необходимо подумать именно над формой реализации требований законодательства в области обучения сотрудников образовательной организации вопросам безопасности.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в рамках образовательной организации актуальным будет внедрение моделирования как одного из наиболее доступных и действенных способов донесения информации. В частности, мы ставили перед собой задачу разработать и апробировать конкретные сценарии проведения занятий по обучению персонала школы безопасности, применяя методику моделирования. Объектом исследования стала система обеспечения комплексной безопасности образовательной организации на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево» (далее – ГБОУ ШМК Бибирево, учреждение, комплекс). Комплекс был образован в 2015 году путем слияния четырех школ и шести детских садов.

Сразу отметим, что в своем исследовании мы рассмотрели образовательную организацию как объект обеспечения безопасности и сделали это с разных позиций, а именно: психологическая безопасность, пожарная безопасность, антитеррористическая защищенность, готовность действовать при чрезвычайных ситуациях (в том числе природного и техногенного характера). Однако в силу ограничения журнального объема публикации рассмотрим применение методики моделирования лишь на одном, но очень важном примере – проведении практических занятий по обучению сотрудников школы мерам пожарной безопасности.

 

Анализ ошибок

В прошлом году при проведении тренировок по эвакуации с сотрудниками учреждения сразу проявились общие ошибки. Прежде всего, это неумение пользоваться техническими средствами, такими как ручной пожарный извещатель и кнопка аварийного размыкания дверей запасных выходов.

Например, перед началом эвакуации одному из педагогов в каждом отделении было дано указание привести в действие систему оповещения здания в связи с тем, что он (по легенде) увидел начавшееся возгорание. Так вот, ни один (!) из сотрудников не смог выполнить требования! Либо они не знали о местах расположения «пожарных кнопок», либо не были знакомы с такими техническими средствами.

Дальше – больше: неразбериха при выводе детей из школы. Учителя, которые возглавляли колонну учащихся, меняли маршрут эвакуации, двигались в сторону центрального выхода в связи с тем, что не смогли разобраться, как открыть электромагнитный замок запасного выхода, в результате время эвакуации увеличивалось. Представим себе, чем бы это могло закончиться в случае настоящего пожара.

На пункте сбора руководитель тренировки собирал информацию о количестве эвакуированных, а также заслушивались доклады учителей о полной или неполной эвакуации учащихся их классов. Необходимую информацию педагоги оперативно предоставить не могли, а учащихся они начали пересчитывать лишь после того, как их спросили...

Далее, в ходе еженедельных обходов специалистом по безопасности учреждения фиксировались такие нарушения правил пожарной безопасности, как эксплуатация несертифицированных электронагревательных приборов, блокирование путей эвакуации мебелью, в том числе мелкой, фиксирование в открытом положении самозакрывающихся дверей и т.д.

В связи с полученными неудовлетворительными результатами тренировок и случаями грубых нарушений требований пожарной безопасности нами были разработаны и внедрены практические занятия с персоналом учреждения на основе методики моделирования различных ситуаций.

 

Программа занятий

Автором настоящего исследования руководству образовательного учреждения было предложено проведение внепланового инструктажа и тренировки по эвакуации для того, чтобы педагогические работники могли на практике увидеть применение технических средств безопасности, попробовать использовать их самостоятельно, а также отработать действия при возникновении различных вводных при эвакуации. Данная инициатива была поддержана, проведена, и мы расскажем здесь об особенностях ее реализации.

Директором учреждения был издан приказ о проведении уроков-тренингов с руководителями школьных отделений. С сотрудниками дошкольных отделений такие уроки проводились аналогично, но в рамках обучения их пожарно-техническому минимуму. Далее этот приказ доводился до руководителей подразделений, которые сообщали о проведении занятий всем сотрудникам, а также составляли график в соответствии с внутренними особенностями каждого подразделения.

Полученный график был передан специалисту по безопасности. К этому моменту уже должна быть готова четкая программа занятий. В эту программу были включены следующие вопросы:

1. Архитектурные особенности каждого здания; строительные и отделочные материалы, применяемые в здании (необходимо для понимания, какие пути эвакуации будут заблокированы в первую очередь и почему); доведение кратчайших путей эвакуации, в том числе из таких помещений, как обеденный, актовый и спортивный залы, которые имеют два и более рассредоточенных запасных выхода.

2. Наиболее частые причины пожаров (на примере возникших за последнее время пожаров, в том числе в школах), выявление имеющихся потенциальных источников воспламенения в каждом здании, их размещение, доведение правил предосторожности при обращении с ними.

3. Первичные средства пожаротушения, имеющиеся в учреждении; их количество, размещение, предназначение и порядок использования (с практическим применением на условном очаге пожара).

4. Технические средства безопасности (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией) в учреждении, их предназначение; устройства, порядок их приведения в действие. (На последнее обращаем особое внимание, так как выше отмечалось, что сотрудники не знали, как включить систему оповещения, открыть электромагнитный замок запасного выхода и т.д. Все это нужно подробно разъяснить и показать.)

5. Порядок действий при обнаружении признаков возгорания, при получении сигналов об эвакуации.

6. Порядок движения по путям эвакуации при различных нестандартных ситуациях (задымленный коридор, блокирование путей эвакуации различными предметами).

7. Нормативное время эвакуации из здания (на основании расчетов пожарного риска), время блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара.

 

Как научить учителей

Выяснилось, что, несмотря на большой стаж работы ряда учителей в учреждении, многие не знают архитектурных особенностей здания и при учебной эвакуации стремятся использовать традиционные пути передвижения по зданию. Это может увеличить продолжительность эвакуации до одной минуты, что в условиях реальной чрезвычайной ситуации недопустимо. В связи с этим группа сотрудников под руководством специалиста по безопасности проходила по кратчайшим путям эвакуации из таких помещений, как спортивный, актовый и обеденный залы.

Здесь надо напомнить, что в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации места массового скопления людей (50 человек и более) должны иметь два рассредоточенных запасных выхода. Один из них, как правило, используется ежедневно (именно их по привычке выбирают сотрудники школы при эвакуации).

Так вот, в целях моделирования реальной ситуации нами имитировалось блокирование одного из двух путей эвакуации и демонстрировалось увеличение ее продолжительности по одному выходу из места массового скопления людей. Как раз после того как сотрудники своими глазами увидели, что из этого может получиться, они сами осознали недопустимость пренебрежительного отношения к содержанию коридоров, помещений, лестничных клеток, через которые осуществляется эвакуация.

Проводя занятия, мы стремились к разрушению устоявшегося у большинства сотрудников стереотипа мышления – мол, школа и детский сад не являются слишком уж пожароопасным объектом, разного рода запреты, особенно использование электрочайников, – это перестраховка и т.д. (так думали многие).

Педагоги – люди серьезные, чтобы убедить их, нужны веские аргументы. И нам это удалось. Руководителем занятия была приведена подробная статистика пожаров в учебных заведениях. При этом обращалось внимание на то, что одной из самых частых причин пожара в образовательных организациях является именно применение несертифицированных нагревательных приборов, как правило из числа самых дешевых. Мы анализировали технические особенности дешевых нагревательных приборов, разъясняли, в чем их опасность. Наконец, демонстрация видео- и фотоматериалов, результатов расследований причин пожаров произвела сильное впечатление на педагогов.

Приведение статистики пожаров призвано убедить сотрудников в том, что пожар – это актуальная угроза, в том числе для школ и детских садов. В связи с этим школа обеспечена первичными средствами пожаротушения, которые предназначены не для пожарных, не для ответственных сотрудников учреждения, а для каждого сотрудника, и уметь пользоваться им должен каждый.

Поэтому на улице в учебных целях было проведено практическое применение углекислотного огнетушителя. Надо отметить, они сложнее в использовании, так как требуют знаний особенностей работы с ними (раструб охлаждается, держаться за него нельзя), зато не оставляют никаких следов, что выгодно отличает их от порошковых.

Нужно учитывать и психологический фактор. Тренировки по эвакуации показали, что нередко даже элементарное нажатие на кнопку оповещения вызывает у человека затруднения. Вероятно, это связано со стрессом, который он испытывает, когда ведет большую группу детей, а по всему зданию раздается вой сирены. Вот почему на занятиях мы настояли на том, чтобы группа обучаемых сотрудников вместе с руководителем занятия обошла все здание и каждый обратил внимание на все имеющиеся кнопки и указатели, лично снял защитную крышку с ручного извещателя и нажал на кнопку, увидел, что происходит после ее нажатия.

Сотрудникам на простых моделируемых ситуациях приводились примеры возникновения пожара именно в их здании. При этом обращалось внимание на то, что первым обнаружить пожар может именно сотрудник, а не пожарная сигнализация и в этом случае он должен немедленно привести ее в действие. В случае если автоматика сама обнаружила признаки пожара и подала сигнал или кто-то самостоятельно привел в действие систему оповещения, дальнейшие действия по эвакуации значительно упрощаются.

 

Что показали тренировки

Моделирование – эффективнейший метод обучения. Почему? Потому что он не просто требует от человека специфических знаний, а ставит его в жесткие условия, приближенные к реальным, заставляет думать, искать правильный выход и действовать. И сымитировать можно практически любую вероятную ситуацию.

Вот, например, мы создавали на занятиях один из наиболее «популярных» при пожаре сценариев – задымление в электрощитках, расположенных на каждом этаже, на лестничных клетках (они не оснащены пожарной сигнализацией). То есть когда необходимо, чтобы систему оповещения кто-то активировал, но пути эвакуации, вероятнее всего, уже заблокированы дымом, вдобавок к этому они далеко не всегда свободны. Поэтому при эвакуации необходимо либо менять маршрут, либо способ передвижения, например нужно пригнуться. Все эти ситуации мы отрабатывали с сотрудниками школы практически. Эффект – лучше не придумаешь. Запомнили, как говорится, раз и навсегда.

Вообще, что нужно учесть прежде всего при организации практических занятий? То, что в России отсутствуют единые требования и нормативы по времени эвакуации школы или детского сада. Этот норматив рассчитывается специализированной организацией для каждого конкретного учреждения и здания, исходя из количества человек в здании, сколько из них детей и взрослых, имеются ли инвалиды. Кроме того, учитывается площадь здания, ширина путей дверных проемов, длина и угол наклона лестничных маршей, ширина и высота ступенек, материал отделки в коридорах и на лестничных клетках. В результате дается заключение, где указывается время блокирования путей эвакуации и успеет ли указанное количество людей до наступления этого момента выйти из здания, а также сколько объективно времени потребуется конкретной группе людей, находящейся в здании, чтобы покинуть его. Эти данные и доводятся до сотрудников во время занятий, чтобы они могли осуществлять самоконтроль во время следующих тренировок.

В течение недели после проведенных занятий во всех отделениях нами были проведены тренировочные эвакуации. Отметим, что к организации такой тренировки мы привлекали активистов ученического совета. В частности, моделировали неожиданную ситуацию: к учителю (выбирали произвольно) подходит ребенок и говорит, что в коридоре пахнет дымом. Педагог принимает это за чистую монету, так как заранее о конкретном времени начала учений никому не сообщалось. И тут кто-то поступал правильно, а кто-то – нет (лучшего способа «тестирования» и не придумаешь). Такой «хитрый» метод был более чем оправдан, потому что именно от реакции на задымление зависит вся дальнейшая картина, когда мы говорим о настоящем пожаре. Если сотрудник среагирует немедленно и четко, возможно, и тушить пожар не придется, так как источник задымления будет ликвидирован в зародыше. Если же нет, то все с точностью до наоборот.

Так вот, в данной ситуации педагог действовал правильно, если следовал с учеником к месту, где, по его словам, были признаки возгорания. На заранее оговоренном месте была размещена табличка с надписью «Задымление» (использование табличек для изображения признаков пожара и обозначения вводных обусловлено недопустимостью применения реального дыма и тем более огня в стенах школы). Учитель должен правильно среагировать, а именно: привести в действие систему оповещения, построить тот класс, с которым у него на этот момент проводится занятие, и эвакуировать его. В это же время соответственно эвакуируется вся школа.

На других этажах также заранее размещена аналогичная информация. Например, на двери, разделяющей общий коридор и лестничную клетку, у нас была закреплена табличка «Сильное задымление». Соответственно учитель, ведущий класс, должен был сориентироваться и поменять маршрут движения.

Вводные также допускается обозначать с помощью громкой связи. Такая необходимость может возникнуть, если лестничная клетка задымлена на первом этаже. Те, кто эвакуируется с верхних этажей, не смогут увидеть задымленную лестницу внизу; при этом если они на нее уже вышли, то вернуться обратно на свой этаж и дойти до другой лестничной клетки не удастся, так как следом будет двигаться большая масса людей. Поэтому при эвакуации сотрудником охраны через громкую связь несколько раз объявляется: «Внимание! Лестничная клетка левого крыла здания задымлена! Эвакуируемся через правое крыло!»

Безусловно, при организации тренировок необходимо учитывать, что в них участвуют в первую очередь дети и большое количество вводных хоть и заставляет думать учителей, но может привести к давке и травматизму. Поэтому при необходимости отработать разные нестандартные случаи не допускается включать их все в одну тренировку, следует равномерно распределить их по нескольким.

Вышеупомянутый алгоритм действий, заключающийся в проведении практических занятий с учителями и последующих тренировках по эвакуации, был реализован в ГБОУ ШМК Бибирево и показал безусловную пользу, о чем объективно говорили зафиксированные результаты.

 

Выводы

Главной целью проводимых занятий было не уменьшение времени на эвакуацию, а сокращение ошибок, которые могут привести к негативным последствиям в виде пострадавших или погибших. Благодаря обучению по методике моделирования нам удалось резко сократить количество нарушений требований пожарной безопасности, допускаемых сотрудниками учреждения. Полностью исключено использование на рабочих местах несертифицированных электронагревательных приборов, практически не фиксируются случаи оставления их во включенном в сеть состоянии. Сотрудники дошкольных отделений и вовсе не используют электрочайники на рабочем месте. В каждом здании организовано отдельное место для отдыха, где установлены сертифицированные нагревательные приборы, устройства защиты электроцепи. Блокирование проходов, дверных проемов и подходов к огнетушителям больше не допускается.

На основе полученных результатов нами были разработаны и внедрены в практику учреждения мероприятия по обучению сотрудников безопасности. Более того, мы планируем транслировать наш положительный опыт в ходе совместных мероприятий с другими образовательными учреждениями.

Что касается главного – внедрения системы моделирования при обучении сотрудников образовательных организаций, то эта методика стала актуальной давно, но на практике до сих пор должным образом не исследована и не нашла своего практического развития. Надеемся, что данное исследование послужит своего рода импульсом для внедрения системы моделирования в других образовательных учреждениях.

 

Отзыв о проведенном исследовании

«В современных условиях, когда каждого человека окружает множество сложных электроприборов, различных систем обеспечения безопасности, возрастает необходимость совершенствования мер, принимаемых для обучения сотрудников по вопросам безопасности. Проводимые в ГБОУ ШМК Бибирево мероприятия не только являются примером ответственного отношения к вопросу организации и проведения занятий с работниками, но также они отвечают современным требованиям и потребностям общества в обеспечении безопасности каждого отдельного человека». 

Александр Рываев,

инспектор ГПН МЧС России