Главная страницаАрхив2019 #9 / Финал – для сильнейших, «Школа безопасности» – для всех

Финал – для сильнейших, «Школа безопасности» – для всех

02 Сентября 2019

Финал – для сильнейших,

«Школа безопасности» – для всех 


Дарья Арнаутова, Михаил Миронов, наши корреспонденты

 

На XV Всероссийские соревнования «Школа безопасности» собрались лучшие команды из всех федеральных округов России. Популярность состязаний по-прежнему растет, с каждым годом охват участников все шире. Но самое важное то, что это не просто соревнования ради спортивных побед, как в спорте, а способ приобщения нашей молодежи к культуре безопасности жизнедеятельности, причем в масштабах всей страны.

 

Такие не растеряются

На финал Всероссийских соревнований «Школа безопасности» приехали 18 команд-участниц, прошедших отборочные этапы и ставших победителями в своих федеральных округах. Руководство подготовкой и проведение соревнований осуществляли Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство просвещения Российской Федерации.

В этом году на протяжении восьми дней участникам XV Всероссийских соревнований «Школа безопасности» предстояло пройти комбинированную пожарную эстафету, полосу препятствий, проявить себя в умении вести поисково-спасательные работы, в том числе на воде, совершить технически сложный и изнурительный марш по маршруту выживания, пройти другие этапы соревнований. Словом, показать свои практические умения, полученные на тренировках и уроках ОБЖ.

Учитывая, что сегодня спасению и выживанию учат далеко не во всех школах, а лишь там, где серьезно относятся к движению «Школа безопасности», народ собрался хоть и юный, но неплохо обученный. Иначе бы не победили на отборочных этапах у себя дома. По сути это было соревнование среди сильнейших, где победить можно было лишь одним способом – выполнить практические действия быстрее других, и что самое важное – правильнее. Ибо даже одна-единственная техническая ошибка, которую «простит» соревнование, «наградив» лишь штрафными баллами, в реальных условиях может стоить жизни, случись вдруг аналогичная экстремальная ситуация. Отсюда и вполне оправданная строгость судейской коллегии к ошибкам участников.

Вообще же, что касается постижения основ безопасности жизнедеятельности (именно предмет ОБЖ стоит в центре движения «Школа безопасности»), то, по единодушному мнению организаторов соревнований, как раз практика является приоритетом в обучении детей. И не зря «Школу безопасности» называют не иначе как «практической площадкой» изучения предмета ОБЖ.

И это понятно без лишних слов. Вряд ли кому-то нужно объяснять, что при попадании в ситуацию, угрожающую жизни, у человека «включаются» подсознательные рефлексы, работает моторика. То есть сначала действие, а уж потом – размышления. Но для этого человек должен быть подготовлен. Практическая подготовка – как раз то, чего сегодня так остро не хватает в наших школах. И именно здесь, на дистанциях «Школы безопасности», есть возможность увидеть своими глазами, насколько хорошо при желании можно подготовить школьников к действиям в экстремальных ситуациях.

Также необходимо отметить, что сама программа соревнований «Школы безопасности» усложняется из года в год. Ведь после каждого турнира специалисты тщательно анализируют результаты, думают над тем, как еще больше актуализировать задания. Так, на прошлых (международных) состязаниях «Школы безопасности» был в экспериментальном плане введен совершенно новый этап – водная спасательная эстафета, где детям нужно было показать умение плавать, нырять и спасать пострадавших – и все это не условно, а непосредственно в воде (этап проводился в бассейне). Нововведение настолько пришлось по душе всем представителям команд из разных стран, что было решено в дальнейшем ввести этот элемент в программу очередных международных соревнований. Обусловлено это актуальностью такого обучения, так как именно на воде в летнее время случается наибольшее число происшествий. В то время как даже плавать сегодня умеют далеко не все дети. Причем это является достаточно болезненной проблемой и для ряда других стран, о чем говорили участники тех, прошлых, соревнований из разных государств.

Таким образом, «Школа безопасности» – это движение, которое исходит из практической целесообразности подготовки детей к разным угрозам. При этом, что не менее важно, школьников приучают к ведению здорового образа жизни и приобщают к спорту.

Словом, ребята часами напролет не просиживают за компьютером, набирая лишний вес и теряя упругость мышц. Они, как говорится, действительно «что-то могут». Видят мир не в компьютерном изображении, а в реальном. Такие не растеряются, оказавшись даже наедине с дикой природой – о подобном испытании на этих соревнованиях будет упомянуто дальше.

 

На старт!

Первой в программе соревнований была «Комбинированная пожарная эстафета». В соответствии с правилами роль эстафетной палочки традиционно была отведена пожарному стволу.

При тушении огня главное – быстрота, правильность и слаженность действий: именно это и демонстрировали участники. Они преодолевали туннель, забор, пробегали по буму, затем раскатывали рукав и соединяли его с разветвлением и стволом. В конце им предстояло водой поразить мишень, символизирующую условный пожар. Причем не просто попасть в цель, а удерживать струю воды так, чтобы заполнить емкость, прикрепленную к мишени.

В ходе пожарной эстафеты отдельно оценивался порядок выполнения норматива по надеванию боевой одежды и снаряжения пожарного. Конечно, тоже на время: необходимо было успеть облачиться в боевую одежду менее чем за минуту – как настоящие пожарные.

Лучшими в «Комбинированной пожарной эстафете» стали ребята из старшей группы из Удмуртской Республики, в младшей – из Республики Дагестан.

А ведь дагестанцам пришлось готовиться в считаные дни. Ахмед Тагилов, руководитель дагестанской команды младшей группы, рассказал: «Мы узнали о том, что едем на соревнования, лишь накануне, так получилось. Нам оставалось всего несколько дней для полноценных тренировок. Огромное спасибо нашему дагестанскому поисково-спасательному отряду. Ребята очень сильно помогли: предоставили свою базу с хорошими условиями для подготовки, лично обучали всему необходимому».

На соревнованиях не раз доводилось слышать от участников, что при подготовке они пользовались помощью профессионалов. Причем, как правило, это говорили те, кто показывал лучшие результаты. И действительно, что может быть эффективнее той подготовки, которую могут дать детям спасатели?

Есть и еще один немаловажный аспект. Помощь школьникам, оказанная профессионалами своего дела, – это ведь не только способ решить проблему практической подготовки, когда нет ни спасательного оборудования, ни опытных инструкторов. Это еще и общение с интересными и заслуженными людьми, которые могут стать хорошим примером для школьников.

Вот, например, что сказал нам Сахратула Умардибиров, участник дагестанской команды старшей группы: «Лично для меня соревнования – это еще и возможность отточить навыки, укрепить знания, ведь я уверен, что в будущем они мне пригодятся. Потому что хочу стать спасателем и работать в МЧС России».

Для тех, кто хочет в будущем стать спасателем или пожарным, «Школа безопасности» – это первый шаг к мечте. Когда мы общались с московскими спасателями, которые работали судьями на этапах, выяснилось, что многие из них знают друг друга еще по совместному увлечению «Школой безопасности» в детском возрасте…

 

Скорость и выносливость

Новый день – новые испытания! Для участников была организована полоса препятствий – технически сложная и очень динамичная. Всего за считаные минуты нужно было преодолеть препятствия – на скорость и технически правильно. Интенсивность выполнения упражнений была такой, что тренированные дети порой валились на финише, насквозь мокрые от пота.

Набор препятствий, преодолеваемых в страховочной системе, по меркам спортивного туризма был вполне стандартным, позволяющим при желании и соответствующей материальной базе организовать подготовку даже во дворе обычной школы.

Это, например, наклонное и качающееся бревна, тирольский мост, веревочная лестница, переправа по параллельным перилам и «бабочка», вертикальная и горизонтальная сетки, маятник, труба и «мышеловка».

Несмотря на кажущуюся легкость, это технически достаточно сложные препятствия. Неподготовленный человек некоторые из них или не пройдет, или будет «ползти» с черепашьей скоростью, например на параллельных перилах или веревочном мосту над рекой. Участники соревнований проходили это все, повторим, просто с удивительной скоростью.

Москвичи в этом испытании показали лучшие результаты.

«Конечно, мы дома, на своей территории, но это единственное наше преимущество, весьма условное, – поделился с нами впечатлениями Сергей Кашлев, руководитель московской команды, выступавшей в старшей группе. – Шансы победить у всех равные. У нас в команде слаженный коллектив, поскольку все ребята из одной школы и из одного туристского клуба. Так, начиная со школьного уровня, мы прошли все отборочные этапы и вышли в финал всероссийских соревнований. Вообще же выступаем в финале далеко не в первый раз, московская команда всегда была одной из сильнейших, но по опыту могу сказать: меняются участники, меняется турнирная таблица. Некоторые регионы удивляют тем, что показывают результаты намного выше, чем в предыдущие годы, так они становятся нашими прямыми конкурентами, и атмосфера накаляется».

После полосы препятствий, на которой все выкладывались по максимуму, ребята бежали кросс и выполняли комплексное силовое упражнение. Так что нужна была еще и выносливость.

«Это для меня и было самым сложным, – поделилась Ксения Козурина, участница команды Кемеровской области. – После полосы препятствий пробежать километр на скорость, а потом выполнить силовые упражнения было не просто нелегко, а уже на пределе сил. Что ж, сделала вывод на будущее, буду тренироваться».

Также многие ребята сошлись во мнении, что именно в финале есть возможность поучиться у соперников и увидеть слабые места своей или чужой подготовки. Всегда интересно узнать, как тренируются сверстники в другом регионе страны.

 

На земле и на воде

Вид соревнований «Поисково-спасательные работы», которые проходили в течение двух дней, состоял из пяти дисциплин. Прежде чем приступить к практической части, школьникам предстояло пройти компьютерный тест. Тематика вопросов была довольно широка: это знания по топографии, пожарной, альпинистской подготовке и многое другое.

Далее ребята приступили к оказанию первой помощи в специально подготовленной закрытой зоне, именуемой «зоной чрезвычайной ситуации». По легенде, в результате пожара, произошедшего в пятиэтажном здании, люди, отрезанные огнем и дымом, вынуждены были прыгать и самостоятельно спускаться с верхних этажей, что привело к большому числу пострадавших, получивших различные травмы. Участники команд самостоятельно проводили медицинскую сортировку, оказывали первую помощь, транспортировали пострадавших. За нарушения, естественно, получали штрафные баллы.

При аварии техногенного характера ребята демонстрировали весь спектр навыков работы в боевой одежде пожарного и костюмах химзащиты. Среди задач, решаемых слаженной командной работой, были такие, как обесточивание электрического щитка, преодоление вентиляционного лаза и вскрытие двери, боевое развертывание и тушение возгорания, устранение течи опасного химического вещества, извлечение из-под завала и спуск условно пострадавшего с балкона. Затем юные спасатели применяли способ самоспасения, прыгая с пожарной люльки на куб жизни.

При преодолении завала командам нужно было продемонстрировать умение соорудить полиспаст, работать пневмоподушками и расширителем, а также орудовать пилой, болторезом, гаечными ключами, чтобы в итоге спасти пострадавшего или даже достать из «мусоропровода» домашнее животное.

Особо сложным, по общему мнению, стал этап аварийной разведки и спасения пострадавших из-под завала в условиях пожара. Чтобы имитировать работу при сильном задымлении, участникам заклеили стекла противогазов. Вслепую им предстояло пролезть по лабиринту, обнаружить пострадавшего и эвакуировать его с помощью универсальной петли пожарного. И все это на жаре, почти ползком и в прямом смысле слова на ощупь, ведь стекла заклеены.

Это имитация реальной ситуации, так как на настоящем пожаре, в условиях сплошного задымления, не видно ничего. Все остальные элементы задания также соответствуют реальным условиям. Кто лучше, кто хуже, но команды справлялись со своей задачей – ужами протискивались в узких коридорах, расчищали себе путь, вытаскивали «пострадавшего» наружу. И радость у ребят после этого тоже была настоящей…

Победа не главное, если думать о будущем. Пусть ты не станешь лидером, но зато научишься во время соревнований правильно спасать людей в такого рода экстремальной ситуации. Для этого есть все необходимое – реальные условия, опытные наставники-профессионалы рядом, спасательный инструмент, которым далеко не все до этого имели возможность пользоваться. Так что это не просто соревнования, но еще и урок на всю жизнь. Тот самый урок, который может пригодиться любому.

Не менее зрелищными были поисково-спасательные работы на воде. Сплавляясь около километра на шестиместном рафте по реке Пахре, каждая команда отрабатывала различные элементы спасения. Ребята, одетые в спасательные жилеты и каски, демонстрировали умение бросать спасательный круг и конец Александрова, спасали условного рыбака из-под перевернутой лодки, снимали с помощью альпинистского снаряжения с высоты запутавшегося парашютиста (манекен) и зависшего на мосту условного монтера, при этом постоянно маневрируя с учетом течения реки и проходя специальные «ворота». Перед финишем нужно было всей командой с условно пострадавшим преодолеть «льдины», роль которых играли шаткие пластиковые бочки и деревянные поддоны.

Неудивительно, что данный этап собрал большое количество зрителей, которые были восхищены отработанными, четкими действиями юных спасателей.

В эти же дни состоялся конкурс «Визитная карточка», в ходе которого команды представляли свои регионы. Это было очень красочно и, надо сказать, душевно. В лучах заката на оборудованной сцене в амфитеатре парка ребята исполняли свои, пусть чисто любительские, порой неумелые, но зато искренние и по-своему неповторимые творческие номера. И в каждом была своя изюминка, колорит родных мест, из которых приехали участники соревнований. Невольно вспоминаются слова из знаменитой песни известного барда Олега Митяева: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

 

На маршруте выживания

Завершающим и самым насыщенным событиями видом соревнований был «Маршрут выживания». Участники отправились в трехдневный поход. По суше и по воде школьникам предстояло преодолеть более двадцати километров, в ходе которых их ждали различные испытания.

В первый день, после предстартовой проверки и конкурса узлов, согласно жеребьевке, команды вышли со старта, ориентируясь по карте в заданном направлении. Из технически сложных этапов участники преодолели навесную переправу, переправу по бревну и вертикальным маятникам. Далее было маневрирование на весельной лодке и плоту. На некоторых этапах приходилось транспортировать условно пострадавшего участника – как на себе, так и в спальнике, закрепленном на носилках.

Важной составляющей на маршруте было тактическое решение: использовать судейское оборудование или самонаведение – это когда на этапе обозначены лишь его границы и точки опоры, а оборудовать перила и страховку нужно самим. Первый вариант упрощал задачу и экономил время и силы, но давал меньше премиальных баллов.

«Мы прошли все этапы с самонаведением, – комментирует Евгений Головинский, руководитель команды из Тюмени. – Многие выбирают такой способ, потому что хотят попробовать, как все будет выглядеть в настоящей ситуации, – это более приближено к реалиям, чем проход по готовому».

Как говорят, «война войной, а обед – по расписанию». На него отводилось сорок минут. Предварительно судьи проверили в воде на герметичность спички команд. Нужно было вскипятить принесенную с собой воду, используя не больше трех спичек, а затем приготовить горячее блюдо из сухпайка. С этим тоже проблем не было – есть-то хочется…

Ближе к вечеру усталые, но довольные школьники пришли к месту ночлега, где судьи поставили перед ними очередные задачи: оборудовать лагерь, построить шалаш, вмещающий всю команду, защищающий от ветра и дождя, развести костер.

Тут же прошел этап «Одиночки», в котором принимали участие по два человека от команды. Сначала разводили огонь и поджигали факел, который бережно несли около трехсот метров до пруда. Затем поступила новая вводная – поймать рыбу. У некоторых предусмотрительных участников оказались при себе складные удочки, остальным пришлось исхитряться различными способами. Затем ребята организовывали ночлег на дереве: большинство натягивали из веревки плотную паутину между деревьями, на которую стелили коврики и спальники, а сверху подвешивали тент.

Поражало то, как дети уверенно «выживали» в диких условиях.

 

Непогода их не остановит

После ночи, проведенной в лесу, школьников ожидал новый комплекс задач. Но, в отличие от первого дня «выживания», теперь команды могли выбирать очередность прохождения предстоящих этапов, рассчитывая силы и время.

Среди этапов был, например, «Поиск капсулы», где двум выбранным участникам предстояло подняться по разным деревьям на десять метров с нижней командной страховкой, организуя промежуточные точки через каждый метр, а затем спуститься. Усложнял ситуацию «ценный груз» – трехлитровая стеклянная банка без крышки, наполненная водой, которую надо не расплескать, работая на этапе. И большинство команд не расплескали, аккуратно поставив емкость в рюкзак.

На другом этапе с красноречивым названием «Упавшее дерево» в задачу входило поднять реальный древесный ствол (это делали с помощью собранного командой полиспаста), придавивший «пострадавшего», оказать ему первую помощь при синдроме длительного сдавливания, эвакуировать.

Отдельную проверку на прочность участникам устроила ветреная и дождливая погода.

«Сложного ничего не было, мы ко всему подготовились и знали, что делать от А до Я, – рассказал Евгений Ворончихин, участник команды из Удмуртской Республики, выступавший в старшей группе. – Но, правда, пришлось сегодня бежать все пять часов, что были на дистанции».

Представьте себе – «пришлось бежать все пять часов». Ну да, ничего сложного – для этих детей…

Рассказывая об организации быта на «Маршруте выживания», Владимир Рыжков, старший методист Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, являющийся судьей, отметил, что все было организовано командами на высоком уровне.

«Нам приходится привлекать всю свою квалификацию, чтобы найти ошибки у команд. В основном они сводятся к тому, что не на все оттяжки растянута палатка или есть мелкие ошибки в хранении продуктов или топоров с ножами. На «Школе безопасности» дети и их руководители – очень квалифицированны, – подчеркнул Владимир Рыжков. – Также внимательно мы следим за утилизацией отходов: все консервные банки команды обжигают и закапывают перед уходом, хотя у нас здесь есть контейнер для мусора. И проще, и быстрее было отнести их туда…»

В заключительный день соревнований возвращаться в лагерь пришлось, сплавляясь по реке Пахре, причем как на рафте, так и на байдарке, с прохождением «ворот».

После долгожданного финиша участников ждало еще одно испытание. Выбранный по жребию рюкзак опускался в реку, а потом, спустя 15 секунд нахождения там, разбирался. За каждую намокшую вещь начислялись штрафные баллы.

Представитель команды Еврейской автономной области Алина Мурина сразу после финиша не могла не поделиться радостью: «Наконец-то мы пришли домой! Все ребята молодцы, они выдержали этот трехдневный маршрут, я ими горжусь! Мы это смогли, мы это сделали! Весь маршрут нам запомнится надолго, он на самом деле был тяжелым: мы шли, бежали, тащили, выплывали, мы пробирались через бурелом в лесу… Хоть и не займем призового места, мы молодцы!»

Со своим руководителем солидарен капитан команды Артем Ким: «Сложно было физически выдержать трехдневный маршрут с таким набором испытаний. Очень интересный полигон, сама местность, которую выбрали, и задания. Неподготовленным сюда не приедешь».

Победителями на «Маршруте выживания» стали: в младшей группе – команда Москвы, в старшей – команда Краснодарского края.

Алексей Кузнецов, воспитанник Детско-юношеского центра «Росток» из Геленджика, капитан команды-победителя из  Краснодарского края, сказал: «Рецепт победы очень прост: это хорошая подготовка участников, желание победить, опытный руководитель. При этом одинаково важны и психологический настрой, и спортивная подготовка. Перед поездкой сюда мы провели несколько тренировочных сборов, в том числе на базе краевой аварийно-спасательной службы «Кубань-СПАС» и пожарной части гарнизона. Организация соревнований понравилась: этапы интересные, дистанции отличные, судьи – молодцы, очень объективно судили!»

 

Итоги и выводы

По итогам соревнований в младшей группе на высшую ступень пьедестала поднялась команда города Москвы, вторыми стали представители Челябинской области, на третьем месте – команда Краснодарского края.

«Быть победителем – это замечательное чувство, – выразил общее настроение Яков Чеботарев, участник из Москвы. – И конечно, в основе нашего успеха – подготовка!»

Об этой подготовке можно судить по лаконичным словам руководителя московской команды Сергея Карпушина, являющегося тренером-инструктором по спортивному туризму школы № 2009: «Занятия в секции спортивного туризма в школе проводятся в течение года по строгому графику: три, иногда четыре раза в неделю. А перед данными соревнованиями мы занимались в течение полутора месяцев ежедневно».

В старшей группе победителем стала также команда Москвы, второе место заняла команда Удмуртской Республики, третье в упорной борьбе досталось ребятам из Тюменской области.

Обращаясь к участникам соревнований, руководитель Департамента ГОЧСиПБ города Москвы Юрий Акимов отметил: «Время пролетело незаметно, но для каждого из вас это важный этап в жизни, и вы его прошли достойно! И победили вы все, потому что дальше по жизни вы будете шагать уверенно, смело и прямо, передавая опыт своим друзьям».

«Дважды» мастер спорта России – по спортивному туризму и по многоборью спасателей, судья республиканской категории по спортивному туризму Алексей Дегтярев, подводя итоги, отметил: «Я уже много лет в статусе главного судьи, в том числе и международных соревнований, и очень рад, что в этом году в финале соревновались действительно сильные команды, особенно в старшей группе. Все справились с заданиями, дисквалифицированных команд нет, хотя дистанции установлены непростые. Кто-то лучше в одном виде, кто-то в другом».

Также Алексей Владимирович порекомендовал будущим участникам «Школы безопасности» больше тренироваться, используя возможности спасательных подразделений, пожарных частей, специализированных полигонов.

Но это далеко не единственный вывод, сделанный на будущее. Из года в год, по признанию как главного судьи, так и ряда других компетентных специалистов, повторяется одна картина: в финале всероссийских соревнований немалая часть участников из разных команд представлена юными спортсменами, тренирующимися в секциях спортивного туризма, а руководители команд – это преимущественно учителя физкультуры, дополнительного образования и тренеры секций спортивного туризма. Учителя ОБЖ – в редких случаях. В то время как сама идея Всероссийского молодежного движения «Школа безопасности» состоит в том, чтобы в идеале охватить стопроцентно все школы страны участием в практических занятиях по основам безопасности жизнедеятельности.

То есть ради здоровья всего поколения, а не спортивных побед. Сам принцип движения «Школа безопасности», по образному сравнению Алексея Дегтярева, можно представить на понятном всем примере пирамиды, основание которой составляет масса школьников по всей стране, постигающих практические основы безопасности жизнедеятельности, а вершину – сильнейшие команды, вышедшие наверх.

Однако, как известно, и о чем в педагогическом сообществе говорится на протяжении ряда лет, учителей ОБЖ в школах по-прежнему не хватает, предмет нередко ведут другие педагоги. Причем из тех, кто преподает его, далеко не все владеют практическими навыками. (О нехватке и проблемах подготовки учителей ОБЖ на страницах нашего журнала неоднократно высказывались авторитетные специалисты. – Прим. ред.)

Таким образом, на данный момент вся практическая подготовка школьников находится в руках энтузиастов, которых, к счастью, немало, – многих из них мы видели на этих соревнованиях. Причем лучших, сумевших со своими подопечными победить у себя дома и выйти в финал. Надо сказать, именно соревнования «Школы безопасности», а также кружки и секции «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник» (которые развивает МЧС России во всех регионах страны) существенно повышают популярность и значимость предмета ОБЖ.

Можно лишь выразить всем им, педагогам и тренерам, кто постоянно и кропотливо обучает детей практическим навыкам безопасности и выживания, огромную благодарность за их работу. Ведь те навыки, которые они дают детям, не просто пригодятся в дальнейшем, а могут спасти здоровье и даже жизнь. Не говоря о приобщении к здоровому образу жизни.

И именно в «Школе безопасности» можно увидеть один из реально действующих факторов развития здорового поколения. Только нужно развивать его дальше. Необходимо, как говорят специалисты, со временем прийти к тому, чтобы главным действующим лицом стал учитель ОБЖ, а само движение было развито повсеместно, во всех школах. Потому что именно окружающая среда формирует сознание юношей и девушек, а здоровую, спортивную среду создает учитель.

И может быть, там, где еще не развито движение «Школа безопасности», начать можно с малого. Например, создать в школе кружок дополнительной подготовки «Юный спасатель», составив для него учебную программу. Со временем начинание разовьется, о чем говорит жизненный опыт. Как показывает практика, детям это интересно, для страны – полезно.

Фото Михаила Миронова,

Владимира Смолякова