Главная страницаАрхив2019 #10 / Настрой – на победу, а наука – на всю жизнь

Настрой – на победу, а наука – на всю жизнь

07 Октября 2019

Настрой – на победу, а наука – на всю жизнь

 

 

Для всесторонней подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ необходимо сочетание хорошей материальной базы, профессионализма педагога и стремления школьников побеждать. Об этом и многом другом рассказал нашему корреспонденту заместитель директора по безопасности МБОУ «Школа № 3» городского округа Балашиха, учитель высшей категории Александр БАХАРЕВ.

 

Лучше – раньше

– Александр Валерьевич, расскажите, пожалуйста, когда в вашей школе начинается подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ?

– Уже идет полным ходом. Еще на первом уроке ОБЖ в начале учебного года я объявил ребятам о возможности принять участие в школьном этапе, а победителям – и в последующих этапах всероссийской олимпиады.

Серьезная подготовка детей, нацеленная только на победу, порождает необходимость заниматься как на уроках, так и дополнительно. С этой целью я веду кружок «Снайпер». Составляю план из тем, которые необходимо изучить или повторить, и начинаем готовиться. Наряду с теорией проводим и практические занятия. Например, разборка и сборка автомата Калашникова, вязание туристических узлов, надевание средств защиты – выполнение действий необходимо довести до автоматизма.

По своему опыту скажу, что приступать к подготовке к олимпиаде надо как можно раньше, задолго до отборочного тура.

– Как вы считаете, почему у школьников возникает желание участвовать в олимпиаде по ОБЖ?

– Во-первых, им это просто нравится. Во-вторых, добившись определенного результата, хочется добиваться большего. В-третьих, при подготовке к олимпиаде и во время они постигают то, чего невозможно познать на уроках.

Сам факт победы имеет большое значение для психологического состояния ученика. Плюс награждение после подведения итогов. Когда ученик выходит на сцену и одноклассники ему аплодируют, он ощущает свою значимость. А общие фотографии с директором школы, учителями – все это в совокупности как стимул к дальнейшим победам и успехам.

Дети понимают, что участие в олимпиаде – это определенная их «проходная карточка». Статус в коллективе. Подобная активность приветствуется, помимо классных руководителей и педагогов, еще и среди учеников, вызывает уважение в своей среде.

Жизнь так устроена, что каждый человек желает обладать авторитетом профессионала, расти в своем деле. И школьники хотят участвовать, побеждать и проходить на следующий этап. Ведь там уже другой статус, если говорить о муниципальном этапе. Это другой уровень познания. Для педагога последовательный успех ученика на олимпиаде тоже важен, ведь это совместная победа.

 

Знать и уметь

– Что вы делаете для того, чтобы ребята достигали успеха?

– При подготовке к школьному этапу мы с учениками уже тренируемся так, как для муниципального, зная, что вопросы на нем будут гораздо сложнее школьного и они будут выходить за рамки учебника. При этом прогнозировать, какими будут вопросы и из какой области, – это одна из задач преподавателя. И чем больше учитель таких вопросов предусмотрит, тем больше шансов у обучающегося показать лучшие результаты как в теоретическом, так и в практическом турах. Исходя из Методических рекомендаций по разработке олимпиадных заданий практического тура (которые находятся в открытом доступе), мы можем выделить определенные направления. К тому же опыт участия прошлых лет дает представление о том, что может быть на олимпиаде в этом году.

При подготовке к теоретическому туру я объясняю ребятам, что необходимо понимать и знать как материалы учебника, так и те вопросы, которые я им предлагаю исходя из своего прогноза. Кроме того, учу их отвечать лаконично, «четко и по делу».

А при подготовке к практике никак не обойдешься без необходимой материально-технической базы. И эта база у нас в школе есть благодаря нашему директору Татьяне Владимировне Коломийчук. Она всегда идет нам навстречу по приобретению того или иного оборудования. Как в целом для уроков, так и для подготовки к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям по разным предметам, в том числе и ОБЖ. Татьяна Владимировна понимает, что все это необходимо в первую очередь для развития детей.

– И как у вас проходит подготовка к практическому этапу?

– У нас есть макет автомата Калашникова, на котором мы с детьми тренируемся пошагово при разборке и сборке. Учимся стрельбе в электронном тире из автомата Калашникова и пистолета Макарова, где определяются все параметры стрельбы, вплоть до того, как ты нажимаешь на спусковой крючок: плавно или нет. Все реалистично, вплоть до того, что масштаб мишени приближен к учебным стрельбам, которые проводят военные, плюс шумовые эффекты выстрела. Детям это очень интересно.

Вязание туристических узлов отрабатываем с помощью видео на большом экране, где представлена техника вязания. Каждый школьник смотрит и пробует сам. Важно, чтобы десять туристических узлов ребенок знал и мог легко воспроизвести.

Один из главных блоков при подготовке к олимпиаде – оказание первой помощи. Школьная медицинская сестра обязательно проводит практические занятия по перевязке, оказанию помощи при переломах конечностей, при ожогах и т.д. Но нужно не просто знать порядок действий, а все уметь делать самому, и для этого у нас имеется замечательный современный тренажер третьего поколения «Гоша». При отработке навыков он незаменим и вызывает огромный интерес у детей. Например, при проведении реанимационных мероприятий необходимо производить нажатие на грудную клетку в определенное место и с определенной силой. Манекен реагирует, если ребенок нажимает не на ту область или делает это неправильно. Так, «Гоша» сообщает о «переломе ребер», когда произведено слишком сильное нажатие. Для проведения легочной реанимации необходимо определенное количество воздуха дать пострадавшему (вдохнуть в него, выдохнуть – по-разному называют). «Гоша» позволяет определить объем поступающего воздуха. А когда манекен «приходит в себя», у него появляется сердцебиение, возвращается реакция на свет (расширяются зрачки). Это детям, конечно, нравится.

Также отрабатываем надевание средств защиты. Для этого у нас есть и общевойсковые защитные комплекты, и костюмы Л-1, противогазы. Такое оснащение является подспорьем для того, чтобы можно было провести занятие даже целым классом.

Практические навыки мы отрабатываем с детьми не только во время дополнительных занятий, но и в ходе урока.

 

Чтобы выжить

– Актуальнейшая задача – обучить детей действиям в экстремальных ситуациях. Ведь и сам предмет ОБЖ, и олимпиады по нему – все это в конечном счете не ради побед, а ради того, чтобы уметь спастись и спасать других.

Совершенно верно, и начинать нужно с элементарного. Скажем, на объектовых тренировках, во время инструктажей по технике безопасности, на самый, казалось бы, простой вопрос «Чем опасен пожар?» дети часто отвечают: «Сгореть можно». В тот момент они еще не знают о других опасных факторах пожара. Концентрация двуокиси углерода (CO2) более 3% в условиях закрытого помещения при 13,6% содержании кислорода может привести к удушению, а более высокие дозы считаются смертельными и грозят летальным исходом. Человек не погибает от огня, а задыхается дымом. После такого убедительного для всех экскурса в химию мы уже подробно разбираем алгоритм действий при пожаре, интерес обеспечен.

На инструктажах по эвакуации при угрозе и распространении аварийно химически опасных веществ я рассказываю ребятам о свойствах этих веществ, их влиянии на организм человека. Опять же, это не должна быть скучная лекция. Например, я задаю детям исследовательскую задачу: «Вот мы находимся на уроке, и нам говорят, что произошла авария с выбросом аммиака, школьный двор попал в район заражения. Как будем действовать?» «Вверх побежим», – говорит один ученик, а другой считает, что нужно уходить из школы, и объясняет это тем, что аммиак легче воздуха, поэтому скапливается на верхних этажах зданий. Конечно, второй ученик прав. Тут же задаешь другой вопрос – а как в ситуации с хлором? Вновь дискуссия. Затем все узнают, что здесь уже, наоборот, необходимо подняться как можно выше, так как хлор тяжелее воздуха, поэтому скапливается в низинных участках местности, даже проникает в подвальные помещения и нижние этажи зданий.

«А как защититься в этих двух ситуациях?» – спрашиваю у детей. Начинаем подробно разбираться. В итоге после занятия все четко знают, что в случае с аммиаком нужно смочить ватно-марлевую повязку 5%-м раствором лимонной кислоты, а от хлора можно защитить органы дыхания ватно-марлевой повязкой, смоченной 2%-м раствором питьевой соды. А почему пересекать зону, отравленную веществом, необходимо перпендикулярно? Потому что это наиболее короткий путь.

А теперь зададим самим себе элементарный вопрос – чего могут стоить подобные знания, о которых школьники до такого рода занятия даже не имели представления? Ответ простой – ценой может быть спасенная жизнь.

На инструктажах мы подробно разбираем алгоритм действий при чрезвычайных ситуациях. Здесь, повторю, важно не давать знания в готовом виде, а при помощи проблемных вопросов позволять учащимся самим формулировать порядок действий. Потом дать им памятку, чтобы сравнили. Когда ребенок сам приходит к умозаключению и видит, почему нужно поступать так, а не иначе, вот тогда он действительно будет готов совершать правильные действия при чрезвычайной ситуации. И это, кстати, тоже подготовка к олимпиаде, где ребенок будет применять не заученные слова из учебника, а свои умозаключения.

 

«Надеюсь, обо мне вспомнят…»

– А по какому «алгоритму» вы выстраиваете взаимодействие с учениками?

Считаю, что должен быть конструктивный диалог между учителем и учеником. При грамотном подходе учителя можно раскрыть потенциал любого ребенка. Сделать это не всегда легко. К примеру, выстроить урок на основе только активных методов обучения нереально, так как 45 минут будет недостаточно, а нужно, чтобы ученики и материал усвоили, и получили оценку.

При проверке домашнего задания я даю школьникам возможность подготовиться: пять минут повторить то, что они читали дома. Ведь если поставить двойку за незнание, ни ученику, ни мне лучше не будет. Правильнее дать возможность школьнику сконцентрировать внимание, чтобы он вспомнил тему и подготовился к проверке знаний. После этого я уверен, что материал «отложился в головах».

Для меня важно владеть свободно темой, потому всегда готовлюсь к урокам расширенно. Применяю ИКТ. Более современным языком излагаю, на актуальных примерах, провожу метапредметные связи. На уроке вижу, что детям интересно, на олимпиаде и других соревнованиях они побеждают, а это значит, что я двигаюсь в правильном направлении.

Стараюсь использовать все, что играет на результат. Даже то, что я в свое время окончил Саратовское высшее военно-инженерное училище химической защиты и являюсь полковником запаса. Так, на 23 Февраля прихожу в школу в военной форме, с медалями, вижу удивление и уважение в глазах своих учеников. Это ведь еще и воспитание патриотическое…

– Как поддерживать интерес к предмету?

Чем лучше материальная база, используемая для проведения ОБЖ, тем выше интерес к предмету. Профессионализм учителя играет важную роль. Потому что именно педагог-профессионал способен организовать качественный учебный процесс.

На уроке все должно быть задействовано: зрение, слух, моторно-двигательный аппарат. Это не только вызывает интерес, но также работает на запоминание, а значит, на результат.

Презентация урока без должного комментария педагога малоэффективна. Чем интереснее пояснения учителя, тем более качественно будет усваиваться материал.

Важна работа в группах, распределение обязанностей в них. Эти навыки тоже нужно развивать. Вот, например, о реанимации говорим на уроке. Сначала каждая группа должна решить кроссворд. Первыми решили, значит, первыми идете оказывать помощь пострадавшему на манекене. Здоровое соревнование тоже полезно.

– Какие задачи вы ставите перед собой и ребятами на предстоящие этапы всероссийской олимпиады этого года?

Победить. Однозначно. Я готовлю ребят на школьном этапе занять первое место. На муниципальном этапе показать лучшие результаты и идти дальше. Я даю знания, умения, навыки.

– Каким должен быть, на ваш взгляд, учитель в современной школе?

Само собой, профессионалом, но не только. Учитель, помимо знаний по предмету, еще передает свое внутреннее состояние, взгляд на жизнь. Знаете, я сейчас невольно вспоминаю своих наставников, командиров и испытываю огромное к ним уважение. Надеюсь, и мои ученики после окончания школы обо мне вспомнят, а главное – будут знать и уметь то, чему я их научил на уроках ОБЖ. Ведь эта наука жизненно важна для каждого.

Интервью взяла

Дарья Арнаутова

Фото Сергея Чеснокова

 

Никогда не сдаваться

Одна из учениц Александра Бахарева – Софья Сухачева из 10-го «А» – участвует во Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ на муниципальном этапе не в первый раз. В прошлом году, став призером, девушка решила не успокаиваться на этом и в нынешнем году планирует «вернуться за первым местом» и пройти дальше, на региональный этап. В стремлении постоянно развиваться, достигать новых высот она похожа на своего учителя.

«У нас много дополнительных занятий, – рассказывает Софья. – После уроков мы можем остаться и, например, пострелять в электронном тире или отработать первую помощь на манекенах, потренироваться в сборке-разборке автомата на время. Мне еще  нравится вязать туристические узлы. Это даже успокаивает. На перемене, например, разговариваю с одноклассниками и вяжу узел – потому что интересно, а к тому же тренировка. Основной момент при подготовке к олимпиаде, я думаю, – это довести все практические навыки до автоматизма, ведь тогда ты выигрываешь во времени. И даже если волнуешься, руки сами делают все правильно. Все это для нас не просто развлечение, мы ведь весь учебный год готовимся к разным соревнованиям, конкурсам городским, поэтому, так сказать, держим себя в форме. Для меня ОБЖ совместило в себе многое: хобби, навыки для интересной и безопасной жизни плюс физическая нагрузка – это тоже полезно».