Главная страницаАрхив2019 #11 / Роль школы в сохранении и укреплении здоровья учащихся

Роль школы в сохранении и укреплении здоровья учащихся

04 Ноября 2019

Роль школы в сохранении и укреплении здоровья учащихся

 

Григорий Гун, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург

 

Как приобщить детей к здоровому образу жизни? Как сделать, чтобы подростки с нетерпением ждали учебно-тренировочное занятие, стремились заниматься самостоятельно, осознанно относились к проблеме сохранения и поддержания своего здоровья? Как выстроить процесс обучения, чтобы занятия стали ежедневной потребностью ребенка, чтобы не было «освобожденных»? Давайте попробуем найти ответы на эти и другие животрепещущие вопросы, примерив их к сегодняшним реалиям жизни.

 

На детей давят стрессы

Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия как главной ценности жизни. Задача государства и общества – растить здоровых детей и продлевать жизнь всех своих граждан, поскольку здоровая нация является признаком сильного государства.

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития детей, рост числа детей с проблемами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у школьников во все периоды их обучения. В настоящее время актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей, десоциализация, виктимность (склонность стать жертвой преступления), явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты; снижение толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп и другие.

Сегодня мы имеем дело с поистине невероятной жестокостью в детской среде. Наблюдая это социальное явление, достаточно устойчивое и различное по своим проявлениям, профессионалы не имеют права на пристрастное, субъективное отношение к определению детской жестокости в межличностных отношениях. Важно знать, что все проявления межличностной жестокости в детстве – это возможный этап в развитии мальчиков и девочек. Он всегда физиологически естественен и психологически объясним.

Жестокость у детей бывает фрагментарной и устойчивой. Фрагментарная жестокость проявляется в неожиданном поступке ребенка, для которого не свойственно такое поведение. Детская жестокость такого типа направлена на узнавание реакции взрослых. В данном случае необходимо сказать, что так поступать плохо, и сразу переключить внимание ребенка на какое-нибудь увлекательное занятие (лепка, раскраска). Сигналом беды является устойчивая жестокость. Она проявляется к детям, животным, взрослым и связана с особенностями ребенка. Эта форма воздействия помогает детям реализовать страх и стресс. Детская жестокость может возникать по разным причинам, и бороться с ней нужно разными способами.

Подобные тенденции с детской жестокостью связаны с перестройкой семьи как социального института, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов. Заметим – при низком уровне безопасности информационной среды для обучающихся.

В то же время состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России, усиление жестокости в детской среде – все это стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. И одним из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности, что не может не влиять и на уровень жестокости в школьной среде.

Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока.

 

Изменить образ жизни

Здоровье обучающихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередовании нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Степень успешности этой деятельности, то есть устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма), определяется направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными организациями, и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка, – это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». 

В.А. Сухомлинский.

Приведем ряд общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью обучающихся, на которые указывают многие исследователи и практики.

Это низкий уровень мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья, «забалтывание» самой проблемы здоровья, сужение этого понятия, воздействие неблагоприятных экологических, антропогенных и техногенных факторов.

Это и отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести: отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения по сохранению здоровья; отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем; низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы; отсутствие «моды» на здоровье; недостаточное внимание вопросам формирования культуры отдыха.

Это также несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков школьного возраста. Как и несформированность культуры здоровья у самих преподавателей, их неблагополучное состояние здоровья.

Каждый человек имеет свою готовность к изменению образа жизни: кто-то еще не задумывался о роли сохранения здоровья, кто-то уже осознал эту роль, а кто-то готов действовать и что-то менять в своей жизни.

 

Что нам мешает?

Можно выделить следующие препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья:

Удовольствие, получаемое от некоторых нездоровых привычек. Например, многим курильщикам нравится курить, а жареная и сладкая пища имеет приятный вкус.

Необоснованный оптимизм людей по отношению к собственному здоровью. Сообщения средств массовой информации, пропагандирующие здоровые привычки, должны одержать победу не только над специфическими пристрастиями и предпочтениями, но и над более значимыми установками и представлениями.

Одну из таких установок можно назвать «я здоровее тебя». Многочисленные обзоры показывают, что средний человек считает, что его общее здоровье «выше среднего», а риск заболеть, получить травму или преждевременно умереть – «ниже среднего». Оптимистическое отношение к собственному здоровью и иллюзия личной неуязвимости хорошо защищают от тревоги и волнения. Но если излишний оптимизм становится правилом, то многие из нас могут не воспринять важные советы, касающиеся здоровья, как актуальные лично для нас и поэтому не подвергнут их систематическому анализу. Это ложное чувство собственной неуязвимости необходимо преодолеть; сообщения на тему здоровья не должны запугивать целевую аудиторию, их цель – заставлять людей осознать, что «это может случиться со мной, если я не начну действовать прямо сейчас».

Защита эго не единственная причина необоснованного оптимизма. Мышление по формуле «я здоровее тебя» формируется также вследствие неполного осознания того факта, что жертвами болезней и травм могут стать люди, чьи привычки и образ жизни очень похожи на наши. Для преодоления этой недоработки желательно, чтобы с сообщениями на тему о здоровье выступали выздоровевшие или изменившие свои привычки индивиды, образ жизни которых люди воспринимают как очень близкий к своему. Организаторам кампаний по пропаганде знаний о здоровье следует также по мере возможности персонализировать сообщения: «Мы обращаемся к вам! Вам 16-й год, вы отлично себя чувствуете… как и сотни других молодых людей, у которых повышено артериальное давление. Окажите самому себе услугу, проверьте свое давление».

Скептическое отношение к сообщениям о здоровом образе жизни. Почти ежедневно мы сталкиваемся с сообщениями о том, что появились новые факторы, угрожающие здоровью. Бесконечный поток плохих новостей заставляет некоторых людей сдаться, решив, что сознательно придерживаться здоровых привычек – это вести «безнадежную борьбу». Следовательно, они перестают прислушиваться к сообщениям на тему здоровья. Поэтому рекомендации по ведению здорового образа жизни должны привлекать и удерживать на себе внимание за счет включения в них интересных видео- и аудиоматериалов и броских лозунгов, на которые люди обычно реагируют позитивно. Реализуется вопросно-ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовые знания, а умело поставленными, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа вопросами заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, находить ответ.

 

Гигиеническое воспитание

Сегодня значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью, что объясняется низким уровнем санитарной культуры и недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне. Поэтому важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин сегодня употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Гигиеническое воспитание – это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человека быть здоровым и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной модой.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования:

информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания);

репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков);

проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Каждый метод может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания. Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медицинского работника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация – очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

 

ФГОС – за здоровье

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и остальные, им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье обучающихся оказывает другая группа факторов – «внутренних», имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий.

С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям обучающихся и т.п., специалисты связывают до 40% подростковой патологии.

Следует учесть, что утомительность урока является не следствием какой-либо одной причины (сложности материла или психологической напряженности), а определенным сочетанием различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.).

Второй вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.

Частое следствие интенсификации – возникновение у детей усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний. Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором, оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном для развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

В условиях внедрения в массовое образование нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Федеральный государственный образовательный стандарт формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих. Здоровье человека – это актуальная тема во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

 

Приоритетная задача ФГОС

В период обучения школьник должен быть обеспечен возможностью сохранения здоровья. Важно сформировать у него необходимые знания, навыки, умения, научить пользоваться ими в повседневной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) данную задачу определяет как одну из приоритетных.

Основные направления сохранения здоровья традиционно включают в себя следующие направления:

использование в учебной деятельности здоровьесберегающих технологий и рациональная организация образовательного пространства;

динамическое наблюдение за состоянием здоровья и медицинская профилактика;

организация физкультурно-оздоровительной работы;

обеспечение безопасности жизнедеятельности;

проведение просветительско-воспитательной работы, направленной на формирование понятий здорового образа жизни, с обучающимися, педагогами, родителями.

В соответствии с требованиями ФГОС в образовательных организациях в части охраны здоровья обучающихся должна быть сформирована целостная система мероприятий, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Реализация данной программы производится в рамках существующих материально-технических ресурсов. Основная образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Таким образом, сохранение и укрепление детского здоровья является одной из современных задач образования. При этом школа должна обеспечивать для учащихся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формирования необходимых знаний, навыков и умений здорового образа жизни, способности пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.