Главная страницаАрхив2019 #11 / Без паники и суеты. Учебная эвакуация в школе

Без паники и суеты. Учебная эвакуация в школе

04 Ноября 2019

Без паники и суеты. Учебная эвакуация в школе

 

Дарья Арнаутова, наш корр.

 

Все усвоенное в детстве влияет на будущую жизнь человека. Поэтому так важно в школах, начиная с первого класса, ученикам рассказывать о безопасном поведении, о правильных действиях в чрезвычайных ситуациях. Но не просто рассказывать, а отрабатывать действия на практике. А если говорить об обучении навыкам пожарной безопасности, то лучшая практика – это, конечно же, учебная эвакуация. На одной из таких тренировок побывал наш корреспондент.

 

Нужный диалог

Шумные коридоры, детский смех – обычная перемена в МБОУ «Школа № 3 имени Флерова» городского округа Балашиха. Прозвенел звонок, и почти сразу стало тихо. На первом этаже быстро построились четвероклассники – именно для них сегодня организована учебная эвакуация. Слышен детский шепот: «Интересно, а какие они – пожарные?»

Вместе с ребятами и их классными руководителями мы направились в актовый зал, где нас ждала сотрудник МЧС России Лариса Зверева.

Четвероклассники заранее знали, что им сегодня предстоит встреча с настоящими огнеборцами и «практическая учеба». Ведь накануне заместитель директора школы по безопасности Александр Бахарев предупредил о предстоящей тренировке и провел в каждом из классов параллели инструктажи по мерам пожарной безопасности. Это необходимо для того, чтобы напомнить детям алгоритм действий, а потом закрепить его на плановой эвакуации. И вот этот день настал – своего рода практический экзамен для всех: и учеников, и их учителей, которые должны правильно организовать действия школьников.

В актовом зале ученикам раздали марлевые повязки (они пригодятся позднее). Все заняли свои места и приготовились слушать. Сотрудник МЧС России обратилась к школьникам с вопросом: «Отчего происходят пожары?» Предмет обсуждения крайне важен, так как в первую очередь необходимо знать причины возникновения пожара, чтобы не допустить возгорания и самому не стать виновником чрезвычайной ситуации.

Ребята поднимали руки и предлагали свои варианты: оставленные без присмотра невыключенный утюг или газовая плита, игра со спичками. Лариса Зверева выслушивала ответы, комментировала их, организуя обсуждение. В результате дети узнали, что наиболее частыми причинами пожаров на практике являются неисправности электрооборудования, из-за чего происходит короткое замыкание. Или перегрузки электросети вследствие разных причин, например если одновременно включены в сеть и активно используются несколько мощных электроприборов, таких как утюг, чайник, стиральная машина, микроволновая печь и т.д. Или непотушенный окурок, небрежно брошенный кем-то с верхних этажей, может упасть как раз на твой балкон. Если в это время в квартире никого нет, беды не миновать. Вывод – закрывать окна, когда уходишь из дома.

– Учтите, что и оставленные в розетке зарядные устройства запросто могут спровоцировать пожар, – подчеркнула Лариса Зверева. – А их часто оставляют включенными не только дети, но и взрослые, не думая о последствиях. Поэтому после использования «зарядки» нужно ее сразу же вытащить из розетки.

«Еще и электричество сэкономишь», – сказал смышленый мальчик сидящему рядом товарищу.

«Ну, электричество особо не сэкономишь, «зарядка» без нагрузки почти ничего не потребляет, – услышав это, сказала сидящий рядом педагог мальчикам. – А вот пожара из-за нее точно не будет, если она вытащена из розетки. Вот вам и экономия – она квартиры стоит!»

После определения причин возгорания учащиеся четвертого класса повторили алгоритм действий при пожаре. Стоит отметить, что дети не были пассивными слушателями, они активно участвовали в разговоре, организованном не как монологичный урок, а как интересная, живая беседа.

Так школьники вспомнили следующие правила при пожаре. Во-первых, не паниковать, а спокойно оценить обстановку. Во-вторых, необходимо найти безопасное место, причем забираться под стол или прятаться в шкафу категорически запрещено. Также нельзя пользоваться лифтом. В-третьих, помнить, что самое дорогое – это жизнь: спасать телефоны и планшеты не только не разумно, но и рискованно. В-четвертых, оказавшись в безопасности, незамедлительно сообщить о месте пожара взрослым.

Прозвучало еще одно очень важное замечание: школьникам, покинувшим горящее здание, стоит находиться в поле зрения пожарных. Это нужно для того, чтобы избежать ситуации, когда родители или соседи дают ложную информацию спасателям о нахождении ребенка внутри опасной зоны. Ведь тогда пожарные будут рисковать жизнью в огне, разыскивая ребенка, а его там нет…

Марлевых повязок, которые при инструктаже раздали детям, при реальном возгорании может и не быть, как и мокрого полотенца или платка, их заменяющих. В этом случае органы дыхания можно (и нужно!) закрыть краем воротника или другим элементом одежды.

Лариса Зверева продемонстрировала, как правильно это сделать, следом повторили четвероклассники. Дети любят повторять за взрослыми, поэтому особенно полезно показывать те действия, которые помогут сохранить жизнь.

 

Не для галочки

После беседы включили обучающий ролик. Фильм был снят в одной из обычных школ. Сначала на экране были показаны ошибочные действия администрации, педагогов и, следовательно, самих учеников. Затем время, как кинопленку, «отмотали» назад, обозначая этим эффектом альтернативные действия: все ошибки эвакуации были устранены и взору предстала идеальная картина эвакуации школьников и педагогов – без паники и суеты.

К примеру, в одном кадре ученик забегает в кабинет с криком «Пожар! Горим!». Происходит «перемотка», и показываются правильные действия. Этот же мальчик сообщает диспетчеру о возникновении пожара, и тот нажимает сигнальную кнопку, оповещая здание об экстренной эвакуации. Детям, которые смотрят обучающий ролик, голос за кадром доступно объясняет, почему нужно действовать именно так, а не иначе.

Особенность начальной школы в том, что ребята очень активны, и сфокусировать внимание учеников – довольно непростая задача для педагога. Интересно рассказывающий сотрудник в специальной форме, классный руководитель, внимательно наблюдающий за происходящим, смена деятельности (беседа, просмотр обучающего ролика, сама эвакуация) – вот то, что отчасти помогло удержать внимание школьников.

Сигналом для эвакуации стали три длинных звонка – это значило, что нужно немедленно и при этом организованно покинуть помещение. Согласно вводной, система голосового оповещения не сработала, и заместитель директора школы по безопасности Александр Бахарев использовал запасной вариант – обращение к аудитории через мегафон. Это показательно: в школе учтены и отработаны разные сценарии развития событий при чрезвычайной ситуации.

Напоминать детям, как надевать средства защиты органов дыхания и с кем из одноклассников становиться в пару, учителям не пришлось. Ребята надели маски и быстро построились друг за другом по двое, затем вслед за классным руководителем уверенно, без суеты вышли из здания школы.

Вообще, было заметно, насколько серьезно относятся дети даже к учебной эвакуации. Никто не пытался сорвать тренировку или неуместно шутить, что не редкость в тех школах, где подобные мероприятия организованы для галочки.

На баскетбольной площадке классные руководители провели перекличку и отчитались перед заместителем директора школы по безопасности о том, сколько учеников присутствовало до эвакуации и сколько было выведено на улицу. Александр Бахарев в мегафон объявил, что тренировка прошла успешно, все было сделано грамотно.

Сотрудник МЧС России Лариса Зверева раздала детям буклеты по пройденной теме. «Теперь вы можете рассказывать родителям и друзьям о правилах пожарной безопасности», – подсказала она ребятам.

В это время на соседней улице раздались сирены пожарной машины, той самой, которая не приехала к школьникам. Оказалось, что пожарным поступил вызов и они срочно отправились на место – тушить пожар. Это уже не «практическая учеба» – это сама жизнь.

Дети, конечно, были огорчены тем, что так и не удалось в этот раз встретиться с настоящими пожарными и осмотреть, что там внутри, в этой загадочной машине. Но они все поняли правильно, и это тоже было для них уроком. «Пожарные по-настоящему поехали спасать людей, вот это работа», – шептались между собой ребята…

После увиденного могу уверенно сказать: действия обучающихся и персонала заслуживают высокой оценки по проведению постановочной эвакуации в условиях, максимально приближенных к реальным. Это пример того, что в этой школе такие тренировки проводятся не просто для отчетности и полученные знания воплощаются на практике.

Фото Сергея Чеснокова

 

О чем нельзя забывать при эвакуации в школе?

Как только вы обнаружили очаг возгорания, с которым невозможно справиться своими силами, нужно первым делом немедленно вызвать пожарных и спасателей по мобильному телефону 101 или 01 по стационарному телефону. При этом необходимо указать точный адрес и по возможности встретить пожарных.

В общественных помещениях, к которым в первую очередь относятся и школы, за счет длинных коридоров скорость развития пожара очень высока. При неблагоприятных условиях, наличии горючих материалов и отсутствии должного противопожарного инвентаря огонь может охватить здание в течение одной-двух минут. Поэтому так важно, чтобы действия по эвакуации были детально и тщательно отработаны.

Никогда не забывайте закрыть дверь в помещение, где находится очаг возгорания. Помните, что скорость распространения пожара очень высока и при открытых дверях пламя распространяется молниеносно.

Ученики, услышав пожарную тревогу, по указанию учителя должны покинуть класс и здание школы, собраться в установленном месте, и никуда не уходить!

При сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания от угарного газа: ватно-марлевые повязки, смоченные водой платки. Помните о том, что после всего лишь нескольких вдохов в задымленном помещении человек с незащищенными органами дыхания может потерять сознание – со всеми вытекающими последствиями.

Учитель следует за учащимися и, еще раз подчеркнем, по пути плотно прикрывает за собой все двери! На улице учитель проверяет детей по списку, о результатах докладывает руководству школы.