Главная страницаАрхив2019 #11 / Меньше теории – больше практики. Не нужно «теоретизировать» ОБЖ

Меньше теории – больше практики. Не нужно «теоретизировать» ОБЖ

04 Ноября 2019

Меньше теории – больше практики. Не нужно «теоретизировать» ОБЖ

 

Привлечение специалистов разных областей – спасателей, медиков, туристов – способствует более углубленному изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и, как следствие, успеху на всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад № 36» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым знают это, исходя из собственной практики. Учитель ОБЖ и географии Светлана МОРДУХОВА поделилась важными аспектами подготовки к олимпиаде и в целом своим опытом преподавания «предмета жизни».

 

Процесс не одного года

– Светлана Алхасовна, когда в вашей педагогической практике появилась всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ?

Первой всероссийской олимпиадой школьников по основам безопасности жизнедеятельности для моих учеников стала олимпиада 2014/2015 года. И мы показали хорошие результаты – заняли четыре призовых места на региональном этапе. Успех был во многом определен тем, что до всероссийской олимпиады ребята активно участвовали в других интеллектуальных и спортивных соревнованиях. Поэтому мы уже были, можно сказать, предварительно подготовлены к такому серьезному испытанию, как всероссийская олимпиада школьников. А самое главное, конечно, то, что у наших школьников было огромное желание попробовать свои силы. Мотивация – это начало начал. Любая победа начинается с желания проявить себя.

– Расскажите подробнее о подготовке к олимпиаде в вашей школе.

Хорошего результата можно добиться только при условии систематической работы. Как известно, наш предмет включает в себя не только теоретическую, но и практическую часть, где необходимо бегать, преодолевать препятствия, выполнять задания по туризму. Дети должны быть обязательно физически развитыми.

Выявление способных учеников начинается с 5-го класса. К примеру, конкурсы, викторины, игры – все это развивает у школьников интерес к предмету, изучение ОБЖ становится для них более увлекательным. Следовательно, в будущем ребята охотно станут принимать участие в различных соревнованиях по нашему курсу, но, главное, они будут подготовлены к ним.

Постепенно определяется группа школьников, которые заинтересованы в более детальном и глубоком изучении предмета: это уже 7–8-е классы, где олимпиадное движение приобретает более серьезную направленность. То есть подготовка к олимпиаде – процесс не одного года, а как минимум нескольких лет.

Работа с теми, кто изъявил желание участвовать в олимпиаде и проявил себя, уже продолжается индивидуально. Мы занимаемся на постоянной основе, после уроков очень много внимания уделяем практике. Все это ребятам самим интересно: задания занимательные, сложные, требуют сообразительности, нестандартных решений, силы, выносливости, умения преодолевать препятствия и так далее. Конечно, олимпиадники знают и умеют в рамках ОБЖ гораздо больше, чем их сверстники. Поэтому всегда хочется, чтобы как можно больше учащихся были вовлечены в такую работу. Олимпиадное движение ценно не столько единичными победами лучших учеников, сколько охватом как можно большего числа школьников с углубленным изучением ОБЖ. Это ведь для жизни им всем нужно. Не все становятся победителями и призерами, зато все без исключения дети, участвующие в олимпиадном движении, получают углубленные знания по предмету и практические навыки, необходимые для спасения и выживания в разных условиях: в дикой природе, в условиях ЧС и так далее.

 

Нестандартные уроки

– Какие виды деятельности вы используете при подготовке к олимпиаде и каким из них отдаете особое предпочтение?

Задача педагога вовремя замечать, какой прием хорошо работает с конкретным учеником, и корректировать стратегию подготовки. Но все-таки общие характерные моменты можно выделить.

Во-первых, готовить ученика необходимо системно, а не периодически. Это позволит школьнику не забыть полученную информацию. Обучение подобно поливу растений – такое сравнение проводит автор книги How We Learn Бенедикт Кэри: «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее». Поэтому, чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как ученик в первый раз с ним ознакомился.

Во-вторых, необходимым условием хорошей подготовки является использование базовой качественной литературы по предмету, а также полезных интернет-ресурсов.

В-третьих, необходимо владеть информацией по всем олимпиадам текущего периода.

В-четвертых, я придерживаюсь правила: меньше теории – больше практических уроков. При том, что, понятное дело, теория обязательна, это аксиома. Здесь имеется в виду – не теоретизировать ОБЖ, как это нередко бывает, а учить детей действовать в опасных ситуациях, практически готовить их к этому.

При подготовке к олимпиаде мы с учениками организуем работу в группах, решаем ситуационные задания, проблемные задачи, проводим дидактические игры. Кроме того, наша школа подписана на журнал «ОБЖ», в котором можно найти полезную информацию.

Практикуем на уроках и во внеурочной деятельности тренинги, круглые столы, викторины, деловые игры (правовые, экологические, ролевые).

К примеру, недавно мы организовали круглый стол на тему «Жизнь – самое ценное, что дано человеку». Совместно обсуждали, какие факторы риска угрожают нормальной жизнедеятельности человека. В итоге ребята повторили ЧС природного характера и закрепили правила поведения при пожаре, землетрясении, наводнении и так далее. Вдобавок при такой организации урока у школьников вырабатываются аналитические навыки, ребята учатся формулировать свои мысли и решать проблемные задачи. В будущем ученикам это поможет принимать разумные решения с учетом имеющейся информации, и на олимпиаде им будет проще решать задания, требующие развернутого ответа.

Такие нестандартные уроки необычны по замыслу, организации, методике проведения и больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки советую всем коллегам.

Но все-таки огромную роль играет внеурочная деятельность. Мы проводим походы, наблюдения, соревнования, изготавливаем ватно-марлевые повязки, тренируемся в надевании ОЗК, учимся разводить костры, вяжем узлы, оказываем первую помощь, например «грудному ребенку» (на манекене), который подавился инородным телом, и так далее. Также я обязательно организую для учеников экскурсии в музей пожарно-спасательных сил Главного управления МЧС России по Республике Крым, Музей боевой славы № 1, экскурсии по местам боевой славы Крыма.

 

Найти нужные слова

– Вы уже упоминали о том, что обязательное условие для победы на олимпиаде – мотивация. Как вам удается увлечь учеников?

Для того чтобы ученик стал самым лучшим, его нужно не просто мотивировать, а мотивировать постоянно, чтобы у него не затухал интерес. Для начала необходимо рассказать ему о возможностях, которые предоставляет олимпиадное движение в целом. Далее нужно понять, чего хочет достичь школьник. На основе моих наблюдений были выявлены следующие мотивы учащихся: желание углубить свои знания, расширить кругозор; получить знания о будущей профессии; самоутвердиться. Когда ребенок ставит перед собой цель, тогда он охотнее включается в работу по ее достижению. Вместе с другими педагогами и специалистами, которые участвуют при подготовке, мы помогаем ученику самореализоваться.

Далее, нужно создать учащемуся при подготовке к олимпиаде благоприятные условия для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня. Для этого следует определить его уровень теоретической и практической подготовленности, оценить, как он умеет систематизировать знания по ОБЖ и применять их в повседневной жизни.

Стимулы работают. Например, моя ученица кадет Ирина Беляева дважды выходила на заключительный этап всероссийской олимпиады: в 10-м и 11-м классе. Второй раз – в городе Уфе, где проходил завершающий этап, Ирина была награждена грамотой за активную деятельность по формированию культуры безопасности среди детей и молодежи «Лучший участник Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

Одним из главных стимулов являются, конечно, перспективы в будущем. Так, согласно закону об образовании, победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. А победители и призеры регионального этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз.

– Какие проблемы возникают при подготовке к олимпиаде? Ведь, помимо пользы, это для ребенка большой стресс, нагрузка по учебе и без того немаленькая?

– Конечно, при всех несомненных плюсах это и стресс, тем более психологическая устойчивость у каждого ребенка индивидуальна. Я считаю, что одним из важных факторов успешного, а главное, безопасного участия в олимпиаде является психологический настрой ученика. Нужно уметь не только подготавливать его как теоретически и практически сильного школьника, но и находить правильные слова поддержки и участия. Поэтому, наверное, есть смысл привлекать и школьных психологов к работе с участниками олимпиады.

Но прежде всего психологический настрой зависит от самого учителя. Ведь это он работает с учеником, видит его успехи или неудачи. И по-настоящему мудрый педагог сделает все для того, чтобы соревнование принесло участнику только пользу, причем вне зависимости от того, какой у него результат.

 

Вместе с МЧС

– По отзывам многих педагогов, большая проблема в школах – нехватка учебной материально-технической базы по ОБЖ. Каковы действия педагога в этом случае?

Да, у нас тоже был период (не зависящий от школы), когда, например, не было специальных тренажеров для отработки первой помощи и другого оборудования. Но мы нашли решение: наладили взаимодействие с Главным управлением МЧС России по Республике Крым, сотрудники которого с пониманием и энтузиазмом отнеслись к имеющейся проблеме, оказали необходимую помощь.

Так, мы с учениками посещали разные подразделения, в которых спасатели рассказывали, к примеру, об организации пожаротушения или о проведении аварийно-спасательных работ. Но самое важное – это практика. С ребятами проводили обучающие тренинги, на которых учили надевать средства защиты, действовать в условиях химического и радиационного заражения, прокладывать рукавную линию на пожаре, преодолевать препятствия в боёвке и так далее.

В отработке навыков и знаний по первой помощи нам помогли студенты медицинского института. А для того чтобы обрести альпинистские навыки (например, вязание узлов, страховка и так далее), мы подружились с местным туристическим центром.

Внеурочная деятельность позволяет ребятам не только подготовиться к олимпиаде, но еще своими руками создать оборудование для практических занятий. Например, сами придумали, как сделать вполне подходящий для тренировок манекен (основой его стал спортивный костюм, набитый ветошью) и многое другое. К тому же ребята получают огромное удовольствие от самого процесса изготовления оборудования. Сделать что-то стоящее своими руками – это ведь не по клавишам компьютера стучать…

В настоящее время материально-техническая база школы постепенно пополняется. И в рамках конкурса на лучший кабинет ОБЖ мы планируем приобрести недостающее оборудование и обновить учебно-наглядные пособия и стенды. Все это позволит качественно улучшить как проведение уроков, так и подготовку к олимпиаде по ОБЖ.

А самое главное то, что ребята увлечены, значит, обязательно будут и новые победы.

 

Верьте в себя

«С самого детства мы с семьей часто ходили в горы, ездили на море, в лес, и папа рассказывал о правильных действиях в различных ситуациях. В школе любовь к ОБЖ мне год за годом прививала моя учительница Светлана Алхасовна Мордухова. В 7-м классе она предложила мне поучаствовать в школьном этапе олимпиады. С первого раза все получилось: я прошла на муниципальный этап, стала призером. К сожалению, на тот период времени выступать на следующих уровнях я не могла. Зато точно решила, что начну более глубоко изучать предмет и готовиться к следующей олимпиаде.

С тех пор стала много заниматься теорией: читала книги, учебники, статьи по темам, писала конспекты, чтобы лучше все запомнить, решала письменные задания и так далее. Практикой начала усиленно заниматься в 9–10-м классе: стрельбой, ориентированием на местности, сборкой и разработкой автомата Калашникова, прохождением полосы препятствий, пожарно-прикладным спортом...

В первую очередь ставила перед собой задачи не просто победить и занять какое-либо место, а набрать максимальное количество полезной информации и за короткий срок многому научиться. Мне важно было то, с какими знаниями я останусь после всех олимпиад и смогу ли помогать людям в будущем. Сначала я мечтала поступить в Академию гражданской защиты МЧС России, но со временем решила пойти на факультет математики и информатики. Даже несмотря на это, знания и практическая подготовка по ОБЖ мне, безусловно, очень нужны. Все это пригодится в жизни.

Помню, как поначалу мне было трудно справляться с физическими нагрузками, но потом стала тренироваться регулярно, появились сила и выносливость. Сейчас даже смешно вспоминать, как первое время «путалась» в боевой одежде пожарного – я сама по себе маленькая, а боёвка довольно большая. Поэтому мне даже ходить в ней было тяжело, не то что бегать. Но благодаря систематическим тренировкам достигла успехов.

Вообще, я считаю самым главным то, что олимпиада дает не только знания, необходимые для жизни, но и огромный круг общения, в котором вы можете делиться своим опытом и находить друзей-единомышленников. А для победы – верьте в себя, тренируйтесь, узнавайте больше, и успех придет».

Ирина Беляева, активный участник олимпиады по ОБЖ.