Главная страницаАрхив2019 #12 / Как к работе отнесетесь, так вам в жизни повезет! Конкурс «Учитель года по ОБЖ»

Как к работе отнесетесь, так вам в жизни повезет! Конкурс «Учитель года по ОБЖ»

02 Декабря 2019

Как к работе отнесетесь,

так вам в жизни повезет!

Конкурс «Учитель года по ОБЖ»


Татьяна Болтова, подполковник внутренней службы, Ольга Зыкова; Главное управление МЧС России по Иркутской области

 

На сегодняшний день трендом среди молодежи Иркутской области стало участие в региональных мероприятиях по пожарно-спасательному профилю, соревнованиях в рамках движений «Школа безопасности» и «Азбука безопасности», детском кроссфите, смотрах-конкурсах, фестивалях, слетах кадетов, профильных сменах детской оздоровительной кампании и т.п. Наши ребята занимают призовые места на региональных и межрегиональных школьных олимпиадах по ОБЖ, соревнованиях «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», а в состязаниях пожарно-спасательного профиля входят в десятку лучших по стране. В немалой степени все это следствие инициированных Главным управлением МЧС России по Иркутской области и поддержанных областным правительством проектов комплексного образовательного маршрута по формированию культуры безопасности жизнедеятельности среди учащихся образовательных организаций региона.

 

Один из таких проектов – смотр-конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности», который зародился в нашем регионе в 2010 году. Цель конкурса – выявление полезного педагогического опыта учителей ОБЖ и дальнейшее транслирование передовых методик и технологий преподавания данного предмета на территории области и за ее пределами. За десять лет конкурс убедительно доказал свою необходимость и жизнестойкость. Через его испытания прошли 242 педагога, подарив друг другу свои знания, укрепив авторитет предмета ОБЖ и вернувшись в школы с желанием поднять его значимость, привлекательность и полезность на новый высокий уровень.

К настоящему времени формат конкурса изменился: если раньше он включал только один, очный тур, то теперь к нему добавился и второй – заочный. На заочный тур педагоги представляют электронные портфолио, по которым в автоматизированной системе «Проведение конкурсов» определяется, кто может участвовать в следующем туре. В нынешнем конкурсе заочно состязались 33 педагога ОБЖ и только 20 получили право продолжить борьбу в очном туре (семь женщин и 13 мужчин, представлявших семь городов и семь сельских поселений Иркутской области). Очный тур включал в себя прохождение конкурсантами практического этапа, проведение ими мастер-классов и участие в круглом столе «образовательных политиков».

Работой на практическом этапе, где проверялись умения и навыки учителей в сфере безопасности жизнедеятельности, традиционно руководили спасатели-педагоги Центра подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России с привлечением волонтеров студенческого спасотряда «Барс» Иркутского госуниверситета. Главный судья этапа Виктор Витальевич Ильичев выдавал каждому конкурсанту маршрутную карту, согласно которой требовалось выполнить разные задания. Они должны были выявить умения участников действовать в условиях вынужденной автономии в природной среде и при пожаре (возгорании), пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь пострадавшим, вязать туристские узлы, применять знания основ военной службы и др. Время работы на этапе было ограничено, за его превышение начислялись штрафные баллы. Поэтому действовать необходимо было не только безошибочно, но и без промедления.

Конкурс показал возросшее мастерство учителей ОБЖ. Сложные этапы они проходили с относительной легкостью. В предложенных ситуациях природного и техногенного характера все выполнялось в соответствии с принятыми алгоритмами. Проблемы, разумеется, возникали, однако скорее не от неподготовленности, а по причинам казусного характера, например как поместиться в легкий защитный костюм Л-1 одного размера участникам разного «калибра»? Учителя не сдавались, пыхтели, старались… В конце концов судьям пришлось засчитать нестандартным товарищам теоретическую подготовленность к облачению в костюм химзащиты.

На этапе «Постановка туристской палатки» кому-то не хватало предусмотренных на это пяти минут. Однако можно было ясно понять, что с организацией полевого лагеря конкурсанты знакомы. Они уверенно ориентировались в частях света, ловко вязали замысловатые узлы, могли разбить комфортный бивак и при необходимости приготовить в походных условиях даже кулинарные изыски, сражая аппетитными запахами проголодавшихся судей на этапах. Короче говоря, все происходило как в одной походной песне: «Эстафеты, турпоходы, марш-броски – вперед, вперед!.. Как к работе отнесетесь, так вам в жизни повезет». На практическом этапе «повезло» учителю ОБЖ, психологу по образованию Наталье Вячеславовне Ананиной из школы № 37 города Ангарска, первое место заняла она.

Задание «Мастер-класс» конкурсанты выполняли на базе образовательного центра «Галактика» Ангарского городского округа. Цель задания, как она излагалась сухим языком казенных бумаг, – демонстрация участником педагогического мастерства, осознание своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания. От судей требовалось выявить лучший учительский опыт.

Четыре педагога-конкурсанта выбрали темой своего мастер-класса технологию развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОБЖ. Эта технология развивает у учащихся академическую мобильность (помогает самостоятельно заниматься своим обучением), позволяет им эффективно приобретать опыт работы с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком, обеспечивает прирост знаний и умений. Она способствует развитию мыслительных навыков, учит уверенно и ясно выражать свои мысли, выстраивать конструктивные и корректные отношения с людьми, работать в больших и малых группах, решать проблемы и др. Специфика ТРКМ предполагает равные партнерские отношения – как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Обучение проходит в интересном совместном поиске.

Лучшим жюри признало мастер-класс преподавателя-организатора ОБЖ школы села Голуметь Черемховского района Юрия Алексеевича Логинова. Свой урок он начал словами: «Дай человеку рыбу, и ты насытишь его на один день. Дай человеку удочку, и он сможет кормить себя всю жизнь». Юрий Алексеевич продемонстрировал технологию «Зигзаг» при изучении темы «Гидрологические природные явления».

Конкурсанты разделились на четыре группы по пять человек и получили номера 1, 2, 3, 4, 5. Каждому была выдана карточка с определенным гидрологическим явлением (наводнение, половодье, паводок, затор-зажор, наводнения, связанные с ветровым нагоном воды). Затем участники объединились в группы по одинаковым номерам и там сообща находили определение, соответствующее данному явлению. Они рассматривали репродукции картин и отбирали из них те, которые изображали нужное явление. Далее участники возвращались в свои первоначальные группы, и каждый объяснял остальным причины, особенности и характеристики наводнений, паводков и т.д. Таким образом, все члены группы были включены в учебный процесс, не только сами искали и давали формулировки природным явлениям, но и делились полученными знаниями с товарищами. В конце урока все репродукции были размещены на доске с разбивкой по видам явлений для наглядного закрепления изученного материала. Мастер-класс прошел на одном дыхании, доступно, интересно и ярко.

Уже упомянутая выше Наталья Вячеславовна Ананина дала мастер-класс по теме «Вредные привычки». В ходе показательного урока она применяла РАФТ-технологию, позволяющую создавать письменные тексты нужной направленности. Вместе с тем использовалась и технология развития критического мышления, помогавшая школьникам рассматривать проблему с различных точек зрения. Буквенное сочетание РАФТ раскрывается следующим образом: Р – роль, А – аудитория, Ф – форма, Т – тема.

Разбирается вредная привычка курение. Итак, ТЕМА названа. АУДИТОРИЯ – та, к которой обращаемся. РОЛЬ – лица, к помощи которых прибегнем: врач, соседи, родители, учителя. ФОРМА – получаемый в итоге результат: письмо, памятка, листовка, брошюра и т.д.

На стадии осмысления обучаемые работают с информацией из учебника, дополнительными материалами, интернет-ресурсами, собственными знаниями обучаемых. Далее стадия размышления. В конце концов пишется письмо, например, курящим родителям или другу: «Давайте вместе бросим курить…» (принимать алкоголь, наркотики, сквернословить). Приводятся доводы против негативной привычки: вред здоровью, красоте, быстрое старение, трата денег… В общем, мастер-класс получился интересным и полезным.

Учитель ОБЖ Шелеховского лицея Иван Владимирович Аксаментов провел мастер-класс в виде лабораторной работы в группах по теме «Аварии на химических объектах. Действия населения». Тема мастер-класса Андрея Николаевича Бускинова, учителя ОБЖ Тарасинской школы Боханского района, – «Правила из предмета ОБЖ, которые мы постоянно нарушаем». Это была, по сути, подвижная игра, в которой Андрей Николаевич постарался максимально использовать знакомые детям жизненные ситуации.

Вопросы здорового образа жизни и оказания первой помощи рассматривались в ходе мастер-классов трех участников. Один из них, учитель ОБЖ лицея № 2 Иркутска Владимир Борисович Хасьянов, демонстрировал, как можно использовать средства педагогической валеологии при изучении темы «Здоровый образ жизни и его составляющие». Под его руководством конкурсанты на основе проведенного тестирования и самооценки факторов риска составили индивидуальную программу здоровья. А песню, которую сочинил Владимир Борисович, участники предложили сделать гимном смотра-конкурса «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности».

Учитель Александровской школы Братского района Дмитрий Юрьевич Терен, он же капитан Врунгель, вместе со своими помощниками Ломом и Фуксом работал с тремя группами: «Умные», «Красивые», «Здоровые». Тема мастер-класса: «Влияние двигательной активности на состояние человека». С использованием кейс-технологий, направленных на решение проблемных ситуаций, входящие в группы участники пришли к замечательному выводу: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть умным – бегай, хочешь быть красивым – бегай!» Как известно, так же считали мудрые греки в Древней Элладе и даже высекли похожие слова на высокой скале.

Многим известны ситуации, когда оказание первой помощи является экстренно необходимым, скажем если у пострадавшего обильное кровотечение. Очень важно, чтобы в такой ситуации рядом оказался человек, способный остановить кровопотери. Учитель ОБЖ иркутской гимназии № 44 Алексей Александрович Волк провел мастер-класс по накладыванию кровоостанавливающих жгутов разных видов, в том числе из приспособленных в этих целях подручных средств (ремень, носовой платок и т.д.).

Как подготовиться к походу, что необходимо взять с собой, а что станет лишним грузом, решали участники мастер-класса по теме «Добровольная автономия» учителя ОБЖ иркутской школы № 21 Степана Геннадьевича Мальчикова. Сформированные им из коллег команды «Берендеи» и «Лесовички» отправляются на природу: одни идут в горы, другие на сплав по реке, а перед этим весело и задорно разгадывают загадки про туристическое снаряжение. Предложенные карточки, обозначающие разные вещи, участники складывали в условные рюкзаки, выбирая все, что пригодится, и откладывая в сторону то, что не обязательно и только утяжеляет ношу. Затем команды оценивали друг друга. Участники, проявившие активность, получили оригинальный приз – ложку из бересты, которую педагог смастерил за минуту. Мастер-класс сопровождался комментариями и одобрительными репликами коллег, каждый присутствовавший в классе чувствовал себя вовлеченным в увлекательный учебный процесс.

Лариса Игоревна Гаврилова, учитель ОБЖ школы № 6 города Братска, провела мастер-класс по теме «Формирование ценностных ориентиров школьников через внеурочную деятельность». В ходе интеллектуальной игры (по типу «Своя игра»), применяя мозговой штурм, логическое мышление, педагог добивается глубокого усвоения нового материала учащимися. Так как каждый ребенок находится на своей ступени развития, предлагался выбор заданий с разным уровнем сложности. Такой подход формирует ситуацию успеха, позволяет ребенку достигать намеченной цели и воспитывает у него полезные морально-волевые качества. В игре участвовали учителя-мужчины, учителя-женщины и члены жюри конкурса – мастера. Всем им пришлось поработать не только мозгами, но и руками (из пластилина лепили костры разных видов). Разумеется, победили мастера, что говорит об их высоком профессионализме.

На творческом вечере конкурсантов Лариса Игоревна при помощи химических опытов показала, как при умелом соединении элементов различные вещества превращаются в одно целое – так и дети в классе, будучи отличными друг от друга, превращаются в коллектив. «Каждый ребенок приходит к нам со своим внутренним багажом, и, если нам не очень нравится его содержимое, можно попробовать убрать или скорректировать негодное. Мы должны наполнить ребенка новым багажом знаний и умений. Конечно, не все дети готовы к сотрудничеству, внутренним преобразованиям, кто-то реагирует на них сразу и положительно, а кому-то надо время, чтобы понять и принять то, что предлагается. В профессии учителя без свежего воздуха можно перегореть и потухнуть. Если ты не горишь сам, то не зажжешь окружающих. Мы должны стараться и уметь зажечь в каждом ребенке искру познания и все время искать способы вдохновлять их на поиск нового, доброго и полезного».

Несколько уроков были посвящены основам военной службы. Мастер-класс Александра Николаевича Канаховича, преподавателя-организатора ОБЖ профессионального училища № 60 села Оёк, проходил по теме «Автомат Калашникова: прошлое, настоящее, будущее». Конкурсанты разделились на группы экспертов в области физики, истории, географии, журналистики. Предполагалась самостоятельная работа с источниками информации и, как результат, представление добытых знаний классу. Географы на политической карте обозначали значками государства, где принят на вооружение автомат Калашникова (106 стран мира). Историки собирали сведения о том, когда и как создавалось популярное оружие, физики определяли, какие силы воздействуют на пулю при полете в воздухе, журналисты отыскивали малоизвестные факты об автомате Калашникова. В заключение «урока» каждый «ребенок» мог получить звание «генералиссимуса» – за каждый положительный ответ обучаемому вручалась новая звездочка на погоны.

Третий этап конкурса – «Круглый стол образовательных политиков». Он проводился непосредственно председателем жюри Анастасией Анатольевной Афанасьевой, заместителем директора ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» по учебно-методической и информационной деятельности. Данный этап был направлен на раскрытие потенциала лидерских качеств участников, демонстрацию понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности видения конструктивных решений существующих проблем.

Обсуждались вопросы о межпредметных связях, реализации практико-ориентированного подхода и слабой учебно-материальной базе для его внедрения, статусе учителя ОБЖ сегодняшнего времени. Участники поднимали проблемы юридической и социальной защиты учителей, недостаточности положительных примеров в отечественных фильмах и новостных сюжетах средств массовой информации.

Вместе с тем участниками конкурса отмечалось развитие в Иркутской области мероприятий пожарно-прикладного спорта и спасательного многоборья среди детей и молодежи, где именно учителя ОБЖ становятся кураторами команд обучающихся, готовят их к соревнованиям, интегрируя знания и умения в опыт деятельности. Последнее не удивительно – многие учителя предмета ОБЖ сами умеют хорошо делать то, чему учат школьников. В очередной раз они показали это на смотре-конкурсе профессионального мастерства «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности».

По итогам конкурсных испытаний пьедестал победителей заняли педагоги:

1-е место – Ананина Наталья Вячеславовна (г. Ангарск, Ангарский городской округ, СОШ № 37);

2-е место – Гаврилова Лариса Игоревна (г. Братск, СОШ № 6);

3-е место – Новикова Татьяна Ивановна (д. Владимировка, Тулунский район, Владимирская СОШ).

В беседе с нами победительница ангарчанка Наталья Ананина подчеркнула, что состав участников конкурса был довольно представительный, из 20 прибывших на состязание учителей десять уже были победителями этого конкурса в прежние годы. От себя добавим: практически все они – мужчины, в том числе с опытом военной службы, армейской выучкой и закалкой, с большим опытом работы преподавателями ОБЖ в школе и высоким уровнем профессионализма. И при всем при этом до последнего участники соревновались на равных.

Наталья Вячеславовна признала, что конкурс дал ей очень многое: «Где бы я еще смогла в реальных условиях так отработать практические умения, навыки и умения в своей области? Кроме того, увидела, как на деле работают новые технологии, методы и приемы работы. Безусловно, конкурс расширил мои знания в области педагогики, современного образования…»

За то, что конкурс вот уже десять лет живет и приносит огромную пользу учителям ОБЖ и нашим школьникам, от всех них хочется сказать большое спасибо тем людям, кто задумывал и постоянно развивает его. В их числе Ольга Владимировна Коновалова, представитель Главного управления МЧС России по Иркутской области, Ирина Германовна Шавейко, педагог-организатор, можно сказать, первопроходец предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на территории нашего региона, Валерий Валентинович Медведев, представитель регионального министерства образования, Маргарита Викторовна Погодаева, профессор кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Виктор Витальевич Ильичев, спасатель международного класса Центра подготовки спасателей ФГКУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России».

…Но вот юбилейный конкурс завершен. По словам его участников, им казалось, что они пробыли вместе не три дня, а дольше, намного дольше. Так бывает, когда происходит много событий за короткий период времени. Возникало ощущение, что все давно знакомы. К сожалению, настало время расставаться. Все участники разъехались по домам и школам – учить детей, прививать им основы безопасности жизнедеятельности. Мы от всей души желаем своим новым друзьям интересной и плодотворной работы на благо нашего Отечества!

Фото Альгердаса Блажевичуса