Главная страницаАрхив2019 #12 / Личный успех ученика – это командная работа

Личный успех ученика – это командная работа

02 Декабря 2019

Личный успех ученика – это командная работа


Сергей Набатов, преподаватель ОБЖ ГБОУ города Москвы «Школа № 2036», главный тренер сборной Москвы

 

На протяжении последних пяти лет сборная Москвы по ОБЖ занимает лидирующую позицию по числу победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. В прошлом учебном году москвичи показали самый высокий результат за всю их историю участия в олимпиаде по данному предмету. Это стало возможным благодаря усердию, целеустремленности детей, ежедневной работе и профессионализму учителей школ, а также тренерского коллектива сборной Москвы.

 

Эффективность

Начинать растить будущих победителей олимпиады по ОБЖ необходимо с подготовки почвы, то есть с создания и развития материальной базы для проведения практических занятий. Этому в нашей сборной еще с момента ее образования уделяется особое и постоянное, можно сказать – огромное, внимание. В распоряжении детей всегда есть необходимое оборудование, благодаря которому можно отрабатывать как самые популярные, так и самые редкие практические задания олимпиадных туров разных лет. Кроме того, школа № 2036 успешно участвует в проектах «Медицинский класс в московской школе» и «Кадетский класс в московской школе», что также позволяет учащимся получать дополнительные знания.

Одна из главных особенностей работы педагогов в олимпиадном движении в том, что она направлена не столько на закрепление изученного в ходе уроков ОБЖ, сколько на получение новых знаний и навыков, выходящих за рамки учебной программы. Главная задача педагогов-тренеров, ведущих подготовку к олимпиаде, – это создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей одаренных детей. Поэтому все занятия по подготовке к олимпиаде по ОБЖ направлены на развитие инновационного и критического мышления у учащихся.

Инновационное мышление представляет собой разумный компромисс логического и творческого подходов: творческие процессы используются в нем для генерации оригинальных идей, затем с применением логических умозаключений они (идеи) классифицируются, проходят отбор, организуются и приводят к результату. Одаренные дети, обладающие инновационным мышлением, способны на соревнованиях находить новые оригинальные и нестандартные решения. Важно, что такому навыку можно научить школьников и совершенствовать его на практике. Исходя из этого, тренеры сборной подбирают различные проблемные задания и задачи, способствующие развитию творческого начала в ученике и его умения отвечать на один и тот же проблемный вопрос разными способами. Такой подход развивает аналитическое мышление, подталкивает ученика к поиску оптимального выхода из ситуации.

Эффективность и результативность работы тренеров обусловлена их умением применять современные образовательные технологии на занятиях, а именно: дифференцированное и интегрированное обучение, игровые и здоровьесберегающие технологии, проектную и поисково-исследовательскую деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Особо выделим технологии развития критического мышления (ТРКМ), являющиеся в современной школе общепедагогическими и надпредметными. Основная цель применения ТРКМ – научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Эта технология особо популярна среди тренеров, так как использование базовой модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет работать в режиме свободного творчества.

Стоит отметить, что важное, а порой и главное условие успешного участия в олимпиаде – это система изучения предмета, которую выстроил учитель в школе. Одним из ключевых моментов является отбор учеников, которые смогут защитить честь школы, соревнуясь с лучшими участниками олимпиады со всей страны.

Также ключевым фактором является желание самих учащихся участвовать во всероссийской олимпиаде по ОБЖ. Только при условии наличия желания процесс подготовки будет успешным.

 

Системность

Для создания наиболее полной картины подготовки мы выделили три этапа: занятия в школе, обучение во время внеурочной деятельности и самоорганизации, а также тренировки на сборах.

Прежде всего, разумеется, нужно найти одаренного ученика. Задача учителя – заметить ребенка, у которого есть задатки и познавательный интерес к предмету, мотивация, желание побеждать и трудолюбие. При наличии этих качеств ребенок может стать потенциальным победителем или призером олимпиады. Педагог должен в процессе подготовки к олимпиаде укрепить познавательную активность ребенка, всячески поддерживать его мотивацию к победе. А чтобы снизить риск «перегорания» у детей и одновременно помочь им быть самоорганизованными, необходимо научить ребят элементам тайм-менеджмента. Это позволит правильно распределять время между учебной нагрузкой и дополнительными занятиями.

Далее разберем специфику внеурочной деятельности. Как известно, всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ включает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый из которых состоит из теоретической и практической части. Так как проведение этапов осуществляется на протяжении всего учебного года, подготовка учащихся проходит, по сути, непрерывно и включает в себя несколько направлений.

Так, в сентябре, перед школьным этапом, проводится входное тестирование детей и определяется уровень начальных теоретических знаний по предмету, а также уровень физических способностей.

По итогам школьного этапа, согласно набранным баллам, определяются участники муниципального этапа, которые включаются в состав сборной школы: начинается углубленная подготовка. Как минимум два-три раза в неделю во время внеурочных занятий учащиеся разбирают материалы олимпиады прошлых лет, изучают разделы предмета, включая и нормативную базу. Помимо большого объема теоретической информации, ребятам приходится осваивать практические навыки и умения по предмету.

Для успешной подготовки к олимпиаде важен правильный подбор литературы. Готовясь лишь по школьным учебникам, на пьедестал победителя встать невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебника. Полезными для ученика являются научные статьи различных авторов, поскольку они подкрепляют теорию практикой на конкретных примерах. Это не только помогает ученику лучше усвоить теоретический материал, но и выводит его на новый уровень подготовки, когда он сам может выступить в роли эксперта по анализу той или иной ситуации. Кроме того, мне как учителю-тренеру необходимо постоянно в системе накапливать теоретический и практический материал для учеников.

Дистанционные занятия по подготовке в последнее время стали легко осуществимы благодаря активному внедрению «Московской электронной школы» (МЭШ). Ребенок может самостоятельно выбрать и изучить разработанный сценарий урока в МЭШ по заданной тематике и тем самым сократить время на поиск информации.

 

Преемственность

Важным направлением подготовки к олимпиаде является участие детей в учебно-тренировочных сборах, организованных Центром педагогического мастерства Департамента образования и науки города Москвы, где под руководством тренеров московской сборной по ОБЖ учащиеся дополнительно получают необходимые навыки и умения.

К основным задачам учебно-тренировочных сборов можно отнести подготовку к одному из этапов олимпиады и поиск одаренных детей. Как правило, ребенок, побывавший на этих сборах, без особых сложностей проходит либо муниципальный, либо региональный этап: в зависимости от того, к какому уровню его готовили.

На сборах учащиеся впервые встречаются с нами, тренерами сборной, и на протяжении недели узнают для себя много новой необходимой информации по каждому из разделов учебного предмета.

Тренеры не просто учителя школ – это люди, которые «болеют» предметом. Каждый отвечает за тот или иной раздел курса ОБЖ или за то или иное направление. Например, Мария Сергеевна Махотина (учитель ОБЖ ГБОУ «Школа № 236»), отвечает за раздел «Первая помощь», Александр Викторович Колесов (учитель ОБЖ ГБОУ «Школа № 1449») – за туризм, автономное выживание, Игорь Михайлович Кирьянов (преподаватель-организатор ГБОУ «Школа № 354») – за «Основы военной службы», и это только малая часть представленных учителей.

Отвечая за тот или иной раздел, тренер всегда держит руку на пульсе и отслеживает те или иные изменения в нормативно-правовой базе, подбирает новый проверенный материал. Как я уже упоминал, тренеры сборной – это еще и учителя школ, поддерживающие взаимодействие друг с другом, и если мы видим, что ребенок подает надежды, то начинаем следить за его успехами до попадания в сборную. А уже на сборах мы узнаем ребят практически со всех сторон.

Еще немаловажный аспект в подготовке членов сборной – участие в качестве инструкторов тех детей, которые уже стали победителями и призерами всероссийской олимпиады по ОБЖ и продолжают обучение в школе. Это дает ребенку дополнительную возможность в качестве старшего наставника повторить все свои навыки и умения и научить остальных детей этим умениям.

Эффективная отработка практических навыков, осуществляемая в командных соревнованиях, дает возможность не только усовершенствовать практические навыки и умения, но и почувствовать себя единой командой. Плюсом также является то, что дети, занимаясь в группе с таким инструктором из состава сборной, понимают, что нет ничего невозможного и вход на заключительный этап олимпиады открыт для всех. Это резко повышает мотивацию и здоровую конкуренцию.

Подготовка сборной осуществляется в течение года. Начиная с октября, три раза в неделю на базе разных школ Москвы проводятся занятия с привлечением сотрудников МЧС России, врачей и других специалистов. Также надо отметить, что с ребятами постоянно работает психолог Татьяна Владимировна Зубкова: она закреплена за нашей сборной уже много лет, знает детей и помогает им решать возникающие психологические проблемы как при подготовке к заключительному этапу, так и во время него.

Финальным аккордом в подготовке к всероссийскому этапу олимпиады по ОБЖ являются основные сборы в апреле, перед заключительным этапом, когда уже полностью известен состав сборной и идет кропотливая и усиленная подготовка на протяжении десяти дней. За этот короткий период сборная становится единым целым, как семья, и вместе движется к успеху.

В целом такой насыщенный подготовительный путь дает возможность учащимся получить высокий уровень теоретических и практических знаний и серьезно подойти к заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.

Успех ребят – это в первую очередь их успех, который зависит напрямую от их усердия, упорства, целеустремленности и, конечно же, способностей. Но за этой победой стоят ежедневная работа и профессионализм учителей школ, а также тренерского коллектива сборной.

Фото из архива автора