Главная страницаАрхив2020 #1 / Здоровье детей – критерий качества образования

Здоровье детей – критерий качества образования

01 Января 2020

Здоровье детей –

критерий качества образования

 

Григорий Гун, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург


Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Тем не менее всеобщего осознания этой простой истины нет до сих пор. Приобщение людей к здоровому образу жизни (ЗОЖ) непременно должно начинаться с детского сада, со школы. Однако реалии таковы, что по поводу здоровья нашего подрастающего поколения медицина не первый год подряд бьет тревогу. Здоровье детей как социально-педагогическая проблема настоятельно требует своего решения.


В чем причины?

По данным ведущего федерального педиатрического центра России – Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава РФ, – только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больны, имеют морфофизиологические отклонения, многие страдают различными нервно-психическими расстройствами.

Вообще, сегодня многие молодые люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от учебы и забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Наконец, люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Главный резерв здоровья человека – это образ жизни, который формируется в процессе воспитания. Отсюда следует, что охрана здоровья – категория социально-педагогическая. Почему же в наших школах здоровый образ жизни все никак не займет достойное, подобающее ему место? Ведь без здоровья, по определению, не может быть ни полноценной учебы, ни активной общественной жизни, ни вообще нормального развития ребенка. Это корень всего, но отношение к этой основе основ до сих пор, прямо скажем, безответственное.

И ведь еще в XVIII веке русская педагогическая мысль интенсивно начала осваивать достижения западной педагогики, где важнейшим условием для раскрытия внутренних сил человека уже в то время являлся природосообразный характер воспитания. Согласно ему, воспитание должно строиться в соответствии с детской природой, в которой движение, физическая активность стоит на первом месте. В самом принципе природосообразности издавна живет прогрессивное начало – учиться так, чтобы это было на пользу растущему молодому организму, чтобы он мог полноценно физически развиваться. А значит, здоровье молодого человека будет нормальным, болезни не будут к нему липнуть так, как к хилому, неразвитому, малоподвижному организму с ослабленным иммунитетом.

В то же время сложившаяся традиционная российская система образования – это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук, осваивать которые молодым людям издавна приходится путем «корпения» за столами (а ныне – компьютерами). Разумеется, такая система, несмотря на эффективность в плане обучения, входит в противоречие с принципом природосообразности. Получается, что для педагога главное не то, чтобы ученик рос здоровым, а чтобы он успевал в учебе – с учителя спрашивают именно за это! Следовательно, загруженного до предела «школяра» нужно нагружать и нагружать дальше…

И подобное мировоззрение живет на протяжении веков! Еще 130 лет назад К.Д. Ушинский писал о том, что нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе…

Сегодня приходится с большим сожалением констатировать тот факт, что за последующие десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня, методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стали больше соответствовать функциональным возможностям ребенка.

Школа и государство еще в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества. Но потом стало очевидно, что это социальная проблема и она не может ограничиваться школьными стенами. Школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку (хотя может сделать многое). Ведь родители и общество сами загружают детей сверх меры! Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Да, факт остается фактом: осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. На успешное обучение в школе влияют многие факторы, но здоровье, физическое и психическое, прежде всего сказывается на качестве образования. Исследования последних лет показали, что значительную часть своего здоровья ребенок теряет именно в школе. Здоровье школьника находится в обратной зависимости от его успеваемости. Мы, педагоги, усугубляем этот процесс, пытаясь максимально загрузить ребенка по своему предмету.

 

О чем говорит статистика

Опросы школьников и учителей показывают, что они по-разному представляют себе недостатки школьной жизни, отрицательно влияющие на здоровье учащихся. Вышеупомянутый НИИ педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева, детально и на протяжении многих лет изучающий данный спектр проблем, недавно обнародовал очередные результаты исследований, заставляющие серьезно задуматься. Так, 70% учащихся считают, что необходимо снизить учебную нагрузку, но с ними соглашаются лишь 30% педагогов – заметим, имеющих собственных детей школьного возраста.

Более 80% детей хотели бы заниматься пять дней в неделю, но почти 90% педагогов высказываются за эффективность шестидневной рабочей недели!

Согласитесь, картина прямо как в «Песне первоклассника» на слова Игоря Шаферана в исполнении Аллы Пугачевой: «Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института, я ложусь в 12 спать, силы нет раздеться, вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства!» Песня, напомним, была популярна в 1970-х годах, но если что-то с тех пор и изменилось, то только в том, что нагружать школьников стали еще больше…

Но сами же дети хотят активности – организм требует движения! Более 50% опрошенных школьников высказываются за увеличение часов на физическую культуру. Однако учителя согласны с ними всего лишь на 20%.

35% детей в ходе опроса отмечают, что на их психическое состояние существенное влияние оказывает отношение учителя к ученику, но только 10% педагогов согласны с этим…

Можно приводить и другие, не менее убедительные статистические данные серьезных исследований, но общий вывод очевиден. Сегодня перед школой стоит до сих пор не решенная, но жизненно важная задача – создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. А это значит, что необходимо разработать меры по здоровьесозиданию, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность.

 

Все зависит от педагога

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помочь им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, то есть не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная: сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, то есть профилактическая.

Поэтому педагог – главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательной организации.

Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

В то же время главное и самое важное – это атмосфера урока. Увлеченность детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «Я не умею» – это удивляет и привлекает, когда урок основан на принципах сохранения здоровья учащихся. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять индивидуальность – именно так должно быть в школе, где реально и системно заботятся о здоровье детей.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителя, который испытывает на себе их положительное влияние.

 

Внедрение ЗОЖ

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо, во-первых, изменить мировоззрение учителя, его отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций здоровьесозидания.

Во-вторых, учитель должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе увидеть его истинные способности. При этом условии учебные нагрузки будут посильными для ребенка, без перегруженности и нервозности, в которых кроется корень многих детских болезней, нездоровья.

В-третьих, необходима серьезная мотивация учителя к задачам учебного процесса, к педагогике оздоровления, предполагающая не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Здоровьесозидание в школе строится на следующих принципах.

Первый – это приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др., – оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

Второй – триединое представление о здоровье как единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Третий – непрерывность и преемственность (здоровьесозидающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе).

Четвертый – соответствие организации обучения возрастным особенностям учащихся, объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся.

Стоит особо подчеркнуть, что успех в здоровьесозидании приходит неизменно в том случае, когда между педагогами, психологами, медицинскими работниками осуществляется согласованное взаимодействие. То есть соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Это видно на примере ряда школ, где реально осуществляется данный подход. Причем, заметим, в таких школах приоритет позитивных воздействий (подкреплений) довлеет над негативными (запретами).

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности с расписания уроков. Необходимо уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам, за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа».

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

 

Сменить приоритеты

Какие же из проблем, связанных со здоровьем учащихся, школе нужно решать незамедлительно? Выделим основные.

В первую очередь, необходимо снять со школьников учебную перегрузку, приводящую к состоянию переутомления. И параллельно с этим организовать физическую активность учащихся, что реально окажет свое благотворное воздействие на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Все это, разумеется, – при условии правильно организованного питания школьников.

Далее, нужны меры предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней).

В школах необходимо создать действенную систему охраны и укрепления психического здоровья учащихся. Это позволит предупреждать школьные стрессы, психические срывы, но не только – крайне важно предотвратить распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.

Наконец, нужно серьезно заняться формированием как культуры здоровья учащихся, так и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий. При этом и без личного примера не обойтись. Если, допустим, о вреде курения будет рассказывать курящий учитель, то все его аргументы будут бесполезны. (Разве что на личном примере поведает детям, как на самом деле это страшно – курить, ожидая возможной «развязки» в виде неизлечимого заболевания и при этом не находя в себе силы бросить сигарету…)

Также необходимо организовать самое тесное сотрудничество с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Почему все это так важно? Здоровье россиян – интеллектуальное, духовное, физическое, социальное – проблема национальной безопасности. Прогрессивное образование не может находиться в стороне от этих проблем. Поэтому забота образовательной организации о здоровье – острая потребность времени.

Основной путь к здоровью – воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования – добиться, чтобы ЗОЖ стал основой нового мировоззрения нового времени.

Очень важно сменить приоритеты, так как с физического и духовного оздоровления начинается возрождение нации.

 

Основные принципы ЗОЖ

1. Здоровое питание. Питание ребенка должно быть сбалансированным по содержанию белков, жиров и углеводов (соотношение 1–1–4) и соответствовать энергетическим затратам, зависящим от возраста ребенка. Любая деятельность ребенка зависит от количества витаминов и микроэлементов, поступающих в его организм вместе с пищей. Поэтому следует отказаться от фастфуда и другой вредной еды, переключив свое внимание на злаки, фрукты, овощи, молочные продукты.

2. Занятия физкультурой. Обязательна физическая активность, которая незаменима при ЗОЖ. Физические упражнения повышают выносливость и закаляют организм ребенка, стимулируют иммунную систему.

3. Хороший сон. Ежедневно ребенок должен спать около восьми часов, дошкольник – девять-десять часов. Ложиться нужно до 22 часов – это наиболее благоприятное время для сна. Нельзя наедаться на ночь, необходимо помнить, что последний прием пищи должен быть не позднее чем за два-три часа до сна.

4. Режим дня. Хорошо организованный режим дня ребенка – правильное чередование учебного процесса и отдыха.

5. Закаливание организма. Закаливание – важная особенность ЗОЖ, это профилактика простудных заболеваний и развитие устойчивости организма к негативным условиям среды. Известно, что закаленный ребенок в восемь раз реже простужается, чем незакаленный.

6. Личная гигиена. Чистота – залог здоровья, поэтому учите ребенка ежедневно приводить свое тело и одежду в порядок. Несоблюдение личной гигиены может быть поводом развития многих опасных болезней.

7. Отказ от вредных привычек. Необходимо внушить ребенку, что алкоголь, наркотики, курение наносят непоправимый вред организму. Эти вредные привычки влекут за собой болезни, мешают развиваться как физически, так и творчески.

8. Устойчивость к стрессу. Учите ребенка спокойнее относиться к возникшим проблемам и неудачам. Рассмотрите возможные варианты решения проблем. Запомните, что негативные эмоции приводят к болезням. Справиться со стрессами помогут различные увлечения, спорт или хобби. Настраивайте ребенка на позитивное восприятие событий.

9. Интеллектуальное развитие. Заинтересуйте ребенка интеллектуальными играми, чтением познавательной литературы. Узнавая что-то новое, он тренирует память, умственные способности, которые в дальнейшем сможет применить в различных жизненных ситуациях. Но при этом не забывайте о контроле за использованием ребенком интернета.

10. Духовное самочувствие. Оптимистичное настроение зачастую является главным компонентом успешности в любых начинаниях ребенка. Важно уметь правильно определять настрой и склонность к каким-либо увлечениям ребенка и грамотно расставлять приоритеты.

Главное, чтобы в сохранении здоровья детей был комплексный подход всех участников процесса: родителей, педагогов, медицинских работников и других лиц, заинтересованных в воспитании здорового поколения.

Ольга Тюлькина, к.м.н.