Главная страницаАрхив2020 #1 / Работа с одаренными детьми – сложный, многогранный процесс

Работа с одаренными детьми – сложный, многогранный процесс

01 Января 2020

Работа с одаренными детьми –

сложный, многогранный процесс


Владислав Щербицкий, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты


Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде по ОБЖ – это сложный, многогранный процесс, требующий от учителя системного подхода, максимума загруженности за счет личного времени, можно сказать – самопожертвования.


В приоритете

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и государственной политике в сфере образования работа учителя-предметника с одаренными детьми является приоритетной. При организации своей урочной и внеурочной деятельности педагогу необходимо знать об особенностях проявления детской одаренности, а именно – своевременно увидеть в ребенке потребность в познавательной и творческой активности, высокий интеллект и креативный подход к решению задач.

Особенно это проявляется на начальных этапах Всероссийской олимпиады школьников, когда внимательно присматриваешься к каждому ученику, оцениваешь его потенциал. И те, кто в процессе участия в муниципальном этапе олимпиады становится победителем или призером, безусловно, выделяются среди своих сверстников. У них лучше развита память, они гораздо быстрее и качественнее усваивают материал и способны применять его в жизни.

Одаренные дети – это своего рода золотой фонд, те, на кого может рассчитывать страна в будущем. Олимпиада является важнейшим фактором поиска и выявления таких детей. Педагог помогает ученикам проявлять свои таланты и развивать их. Для этого учитель составляет индивидуальный план работы с учащимися, куда входят: работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, познавательные экскурсии, подготовка к олимпиаде по индивидуальной программе.

Работая преподавателем-организатором ОБЖ в общеобразовательной школе, я осуществляю комплексную и системную подготовку в олимпиадном движении. По своему педагогическому опыту могу сказать, что всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ – это действительно очень серьезная и эффективная проверка образовательных достижений учащихся и раскрытие их потенциала. Познавательное интеллектуально-поисковое соревнование школьников нацеливает их на достижение высших результатов и побуждает к проявлению всех своих способностей. При этом у школьников вырабатываются сообразительность, находчивость.

Роль учителя здесь велика, он выступает партнером, наставником для своих учеников в подготовке к олимпиаде. Их победу с полным на то правом можно назвать и профессиональным достижением педагога. Откровенно говоря, я испытываю огромную радость и чувство гордости за своих учеников, которые, ежегодно принимая участие во Всероссийской олимпиаде школьников, неизменно добиваются дипломов победителей и призеров на муниципальных и региональных этапах.

 

Личность учителя

Касательно любого дела: нельзя добиться результатов, если нет внутренней мотивации. Я считаю, что одним из самых важных факторов в успешной подготовке школьников к олимпиаде по ОБЖ является заинтересованность учителя в области, которую он преподает, в образовании своих учеников и даже в их будущем – это залог успеха в нашей сфере. Сам педагог должен быть образцом для ребенка. То есть постоянно расти в профессиональном плане, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем в пользу дела. Тогда ученик будет стремиться добиться высоких результатов, чтобы не подвести своего наставника.

Но прежде чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо выработать у учащихся позитивную мотивацию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в подобного рода соревнованиях. Для этого необходимо выстраивать задание по дидактическому принципу: от простого к сложному, чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.

К примеру, в ходе подготовки к теоретическому этапу вначале мы с учащимися разбираем задания из курса школьной программы по ОБЖ и только затем приступаем к расширенному изучению разделов.

Что характерно, ребенок обнаруживает межпредметные связи, когда мы организуем интегрированные уроки с учителями географии или физкультуры (педагоги других предметов всегда идут навстречу при подготовке к олимпиаде). На таких уроках ученик видит, что ответ в олимпиадных заданиях может находиться не только в одной области знания, а сразу в нескольких. Тогда школьник способен на решение нестандартных задач, где нужно найти новый способ решения. Это требует от него совершенно иного подхода, чем на обычном школьном уроке, но надо видеть, как он счастлив, когда все удается! Тем и ценна олимпиада, что не только дает детям углубленные знания, но и приучает мыслить нестандартно. Они становятся способными творчески применять полученные знания на практике, вот что главное. Так рождается целеустремленная личность.

Что еще крайне важно – необходимо работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к олимпиаде, чтобы дети осознавали себя частью сплоченного сообщества единомышленников. На базе нашей школы существует военно-патриотический клуб «Полярные совы». Ребята встречаются несколько раз в неделю после уроков, но продолжают общение и за пределами школы.

Мощным стимулом для детей является и то, что они представляют на разных этапах олимпиады свои школу, город, регион. Отсюда и ощущение ответственности, желание победить. Мотивы самоутверждения, самореализации заставляют ребенка максимально раскрывать свой потенциал.

Для качественной подготовки учеников к олимпиаде необходимо выстроить плодотворное взаимодействие учителей-предметников и администрации школы. Известно, что при подготовке к олимпиаде любого уровня учащемуся приходится много работать дополнительно. Поэтому задача учителей и администрации школы – не повышать планку по другим предметам на период подготовки. Так что контроль и поддержка требуются не только со стороны родителей, но и учителей по разным предметам, и администрации школы. Соответственно, встречая помощь и понимание со всех сторон, имеешь возможность создать детям оптимальные условия для подготовки, не перегружать их, что очень важно.

ОБЖ – очень специфический предмет, имеющий прикладное значение, где стоит задача воспитать в детях культуру безопасности, подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Поэтому олимпиадные задания по ОБЖ, состоящие из теоретических и практических частей, неотделимы друг от друга, как единое целое. С одной стороны, пробелы в теории обязательно скажутся на практике, с другой – можно отлично знать теорию, но это не поможет, если не отработаны практические навыки. Поэтому подготовка идет комплексно.

 

Технологии и партнерство

При подготовке к теоретическому туру олимпиады учителю необходимо прежде всего составить план занятия с ребенком, учитывая его психические особенности, определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам, выбрать форму отчета школьника по предмету.

Одним из важнейших методов, используемых мной при подготовке детей к теоретическому туру, является дистанционное обучение. Я использую платформу для проведения вебинаров – webinar.ru. Она русифицирована, является бесплатной, имеет простой и понятный интерфейс. Платформа позволяет проводить обучающие онлайн-занятия с использованием рабочего стола, на него можно выкладывать проблемные теоретические вопросы и там же их разбирать. Есть возможность обратной связи учеников с учителем благодаря открытому чату. Данная платформа позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно и выбирать для занятий удобное время. Записи всех проведенных занятий хранятся на сервере, и их можно в любой момент посмотреть, или направить учеников на конкретные темы для самостоятельного повторения пройденного материала.

Что касается практической подготовки, я пользуюсь соглашением о социальном партнерстве с воинской частью Воздушно-космических сил, которая дислоцируется в нашем городе, подразделениями Росгвардии, Воркутинским военизированным горноспасательным отрядом и другими подразделениями МЧС России. Военные, сотрудники Росгвардии и МЧС помогают детям в подготовке к выполнению практических нормативов по ОБЖ и во многом влияют на выбор детьми будущей профессии.

Таким образом, подготовка детей к олимпиаде по ОБЖ – это сложный, многогранный процесс, требующий от учителя системного подхода, максимума личного времени и самопожертвования. Комплексная и системная подготовка к олимпиаде с использованием передовых электронных систем, участием военных и спасателей дает положительные результаты и позволяет занимать призовые места на олимпиаде различных уровней.

Фото из архива автора

 

Олимпиада – шаг в будущее

«Я учусь в 11-м классе, во всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ участвую не в первый раз. Для меня олимпиада, подготовка и участие в ней – это не только интересное направление, но и подспорье для моей будущей профессии. Я собираюсь стать инженером-строителем и уверена, что эта олимпиада поможет мне в будущем.

Принимать участие в олимпиаде очень важно, потому что она помогает ученикам развивать ловкость, находчивость и т.д. Несколько раз в неделю я занимаюсь с учителем, мы вместе с такими же заинтересованными ребятами тренируемся, отрабатываем практические навыки, потому что нам очень нравится ОБЖ.

Дается мне подготовка легко, даже если возникают трудности, нам все объясняют наши педагоги. Теоретические знания делятся на несколько разделов, и по каждому мы вначале изучаем материалы, анализируем информацию по темам, а после решаем соответствующие задачи и тестовые задания. Ведь непосредственно на этапе успех будет зависеть не только от знаний, но и находчивости, смекалки, умения не растеряться и в ограниченное время решить тест.

В прошлом году теоретический и практический этапы олимпиады были сложными. Но благодаря знаниям, которые открыл для нас наш учитель Владислав Алексеевич Щербицкий, и многочисленным тренировкам мне удалось ответить на большинство вопросов верно и пройти все практические задания на высокие баллы!

Нынешняя олимпиада очень важна для меня, ведь на ней я не только показываю свои знания, но и вырабатываю в себе решительность, умение правильно и быстро действовать во всевозможных опасных ситуациях. И перед олимпиадой я всегда ставлю себе цель не подвести моего учителя.

Надеюсь, и в этом году мы покажем отличный результат!»

Мария Гузеева

 

Буду учителем ОБЖ

«Принимать участие во всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ, я считаю, стоит. В школе мне особенно нравились уроки ОБЖ, нравится и сейчас получать жизненно необходимые знания. Олимпиада способна раскрыть знания и умения, которые, возможно, до определенного момента были скрыты в человеке. А еще опыт участия в этом соревновании помогает стать увереннее в себе и получить еще больше новых знаний в интересующем направлении.

Изучение теории, многократные отработки практических заданий – так мы готовились к предстоящим этапам олимпиады. Все это необходимо чередовать между собой – вот мой совет. Чтобы показать хороший результат, необходимо готовиться как в урочное время с преподавателем, так и во внеурочное самостоятельно.

Тогда, уже перед испытаниями, моей целью являлась не столько победа в олимпиаде, сколько получение новых знаний, умений и навыков, которые пригодились бы мне в дальнейшем.

Каждое соревнование – что-то новое, непохожее на предыдущее. Каждый раз я испытывала новые эмоции, самая сильная из них – радость при успешном прохождении очередного этапа.

Достичь высоких результатов мне помогли три фактора: мой учитель, который смог предоставить всю необходимую информацию и научить всему тому, что умеет сам, поддержка семьи и самообладание.

Я учусь в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по профилю «физическая культура и безопасность жизнедеятельности». Стать учителем ОБЖ решила еще в школе. Я хочу посвятить жизнь детям – будущим ученикам, воспитывая в них все те положительные качества, которые во мне смог воспитать мой преподаватель».

Дарья Кравченко

 

Не забыть чувства победы…

«Участие во всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ и подготовка к ней дали мне ценный опыт, который пригодился при прохождении вступительных испытаний в вузе, где я и учусь в настоящее время.

Олимпиада была для меня возможностью попробовать свои силы, расширить знания в различных областях прикладных дисциплин, а также приобрести новые, ранее недоступные навыки и умения, полезные в повседневной жизни. Целей было несколько: открыть для себя новые направления для развития, проверить собственную подготовку, занять призовое место, а также приобрести полезный опыт.

Учителем был определен комплексный подход в подготовке участников олимпиады, что, по моему мнению, и повлияло на достижение нами высоких показателей и получение призовых мест.

Практическая подготовка подразумевала отработку нормативов по военному направлению, спасательному делу и т.д. Теория включала в себя решение тестов по определенным темам и направлениям, изучение и анализ литературы.

Особенно запомнились ярчайшие эмоции, испытанные мною при прохождении практического этапа олимпиады, волнение за своих товарищей. Было приятно видеть совместный результат проделанной работы. Мы были горды победой, и это чувство – самое сильное.

Высокий результат был достигнут во многом благодаря грамотному подходу преподавателя Владислава Алексеевича Щербицкого, упорству и заинтересованности самих школьников, а также достаточной оснащенности материальной базы нашей школы.

Могу только посоветовать всем участвовать в олимпиаде по ОБЖ, так как полученный опыт в любом случае пригодится в различных сферах независимо от рода деятельности, а также во время службы в рядах Вооруженных сил».

Максим Кириллов