Главная страницаАрхив2020 #2 / Как мотивировать ребенка на укрепление его здоровья?

Как мотивировать ребенка на укрепление его здоровья?

07 Февраля 2020

Как мотивировать ребенка

на укрепление его здоровья?

 

Владимир Лободин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. Более того, в любом обществе и при любых реалиях оно является не просто актуальной проблемой, но и чутким барометром социально-экономического развития. Тем не менее нынешний уровень здоровья школьников в нашей стране продолжает тревожить специалистов.

 

Особая актуальность

Опираясь на Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», можно выделить основные факторы, влияющие на здоровье обучающихся: социальный, медицинский, информационный.

Социальный фактор – воздействие окружающей среды на здоровье школьников. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), его влияние составляет 50%. Добавим к этому большую суммарную нагрузку на учащихся.

Фактор внутри школьной среды определяет 13% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 21%, то есть возрастает почти в два раза! В то же время социально-гигиенический фактор определяет 28% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения – 14%, есть о чем задуматься…

Медицинский фактор – мероприятия, направленные на сохранение здоровья обучающихся. По информации ВОЗ, его влияние на сохранение здоровья составляет 10%. Ведущим направлением являются профилактические меры, прежде всего профилактика психосоматических заболеваний и суицидов.

Информационный фактор проявляется в каждодневном воздействии на обучающихся. К источникам информационного воздействия относятся телевидение, газеты, журналы, интернет, различные культурные мероприятия.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность, так как 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке здоровья, до 60–70% к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% – хронические заболевания, 60% – нарушенную осанку. И может ли быть проблема актуальнее, когда речь идет о будущем нашего подрастающего поколения?

 

Каким видит мир ребенок?

Посмотрим на окружающее глазами первоклассника. У него сохраняется характерное для дошкольника свойство – бурно реагировать на важные события. Дети чувствительны к условиям окружающей жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Но поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, и свобода дошкольного возраста сменяется подчинением новым правилам. Школьная жизнь вводит ребенка в нормированный мир отношений, требуя организованности и ответственности. Новая социальная ситуация повышает психическую напряженность, растет зависимость от мнения не только взрослых, но и сверстников. Возникают особого рода страхи, что посчитают смешным, трусом, обманщиком. Как правило, если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи (угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми).

Психиатры утверждают, что к середине текущего века психические расстройства займут ведущее место в структуре заболеваемости людей во всем мире. Установлено, что указанные нарушения закладываются в детском и подростковом возрасте. Успешность формирования приспособительной реакции в условиях воздействия разнородных факторов школьной среды служит важным критерием здоровья. Неблагоприятные факторы, в число которых входят ментальные, когнитивные и смысловые, способны провоцировать развитие патологических процессов в организме, ухудшая его адаптивность.

Наиболее понятной для нас является модель понимания ментальности как «призмы», сквозь которую ребенок смотрит на окружающий мир. Разумеется, он участвует в создании этой «призмы», которая тождественна восприятию. В свою очередь, смысловой основой восприятия становится для школьника информационное содержание. И именно жизнь, имеющая смысл, обретает новое качество и воспринимается ребенком как более-менее целостная картина от прошлого до будущего.

 

Связь мыслей и здоровья

Как сформировать у человека здоровые убеждения, тягу к здоровью? И что этому мешает? Давайте вдумаемся в саму структуру убеждений.

Первым уровнем этой структуры является экзистенциальный, означающий жизненную позицию, в которой проявляются два самых важных, принятых в глубоком детстве решения. Первое связано с отношением к себе – «кто я такой, какова ценность моей личности», а второе выражает отношение к другому человеку, к миру. Совокупность этих решений составляет базовую позицию человека. Делаем вывод: главный путь к здоровью – формирование высокой базовой позиции личности, то есть мировоззрения.

Выработка мировоззрения не только показатель зрелости личности или социальной группы, но и путь к здоровью. Когда школьник слышит очерняющие его культуру слова, противоречащие тому, чему учили дома и в школе, в его внутреннем мире начинают появляться психосоматозы, зарождается психосоматическое заболевание (ПЗ). При этом неизбежна внутренняя борьба, являющаяся фактором, провоцирующим невроз как временное функциональное нарушение нервной системы, вызванное психотравмой. Подобные травмы подросток получает, когда уже сам по вышеобозначенным схемам касается тем, связанных с разрушением нравственных барьеров. Таков один из путей развития гипертонической болезни, язвенной, ишемической. ПЗ показывает, что существует глубокая взаимосвязь между заболеваниями и нашими мыслями, между эмоциями и представлениями, между верованиями и подсознательными убеждениями, всем тем, что противоречит базовой позиции.

Проблема здоровья тесно связана с экзистенциальностью существования. Показательна в этом смысле проблема детского суицида. Случайно выжившие жертвы признаются: «Не знаем, зачем жить?» Выясняется и вторая причина: «Зачем жить, если человек – ничтожество?» Наконец, третья причина: нет веры в себя, в людей, в добро.

Делаем вывод: самому главному подростка не научили. Он не видит смысла жить, дерзать, творить, поскольку у него не сформированы мотивационные механизмы – «ради чего все это?». Следовательно, в программах здорового образа жизни (ЗОЖ) должны быть патриотические, гуманитарные, мировоззренческие и духовно-нравственные составляющие. В противном случае ЗОЖ как система полноценно не функционирует.

 

О смысле и цели

Подводим итог составляющих здоровья. Соматическое здоровье – способность функционировать в реальности как полноценный биологический объект. Психическое здоровье – способность к адекватному восприятию и взаимодействию с реальностью как полноценный субъект. Психологическое здоровье – способность к эффективной самоорганизации, обеспечивающей устойчивость и адекватную адаптацию в социальной среде. Здоровое мировоззрение – адекватное различение добра и зла, обретение индивидуального смысла осознанной деятельности.

Важность смыслового компонента прослеживаем на исследованиях великого австрийского ученого Виктора Франкла. Находясь в немецком концлагере, он открыл, что самая глубокая потребность человека не в наслаждении (по Фрейду), не в стремлении к власти (по Адлеру), а в смысле жизни и ее цели.

Владимир Соловьев (преподаватель, мыслитель, публицист, почетный академик Императорской академии наук, одна из центральных фигур в российской философии XIX века) писал, что вся духовная жизнь человека основана на том, что в мире есть смысл, без этого убеждения человек становится циником, нигилистом, внутренне разрушается и перестает быть человеком в собственном значении этого слова.

У любого из нас существуют ментальные образования, контролирующие и регулирующие способы восприятия и интерпретации событий. Назывались эти ментальные структуры по-разному: конструкты, концепты, когнитивные схемы, но от того, как они устроены, зависят конкретные проявления интеллектуальной и творческой активности. И, как следствие, паттерны (с английского – «шаблон, модель») социального поведения школьников. Ведь люди примерно одинаково реагируют на события, определенным образом выполняют какие-то бытовые операции. Сюда можно отнести привычки и стереотипы, например «Быть здоровым – это модно» или «Курить уже не модно».

Но сформированность только ментального и когнитивного компонентов проблему не решит. Необходимы как система медицинских осмотров и комплексно-целевое обследование учащихся, так и разработка рекомендаций врачей по сохранению и укреплению здоровья. Для усиления общего иммунитета требуются не только здоровые мысли и идеи, но и обязательная двигательная активность, которая сегодня в дефиците.

Делаем вывод: образ жизни зависит от возраста, энергетического обеспечения, отдыха, отказа от вредных привычек, полноценного сна, полноценной физической активности, психического комфорта, позитивного мировоззрения (когнитивной и ментальной составляющих).

 

Где причины, а где – следствия?

Каковы же основные причины, ухудшающие здоровье современных школьников? Пожалуй, самая болезненная из них (о чем сегодня в один голос говорят и родители, и педагоги) – это сверхнормативное информационное воздействие на внутренний мир школьников. То есть избыточное использование компьютера и других электронных систем.

Если школьник много времени проводит за компьютером, он в первую очередь жертвует зрением и осанкой. Не поможет и специальная мебель. Ведь если ребенок первую половину дня просиживает в школе, после обеда сидит за уроками, а потом еще и за компьютером, остаться здоровым практически невозможно. Надо привлекать функцию «родительский контроль», позволяющую определить время использования школьником компьютера.

Но еще более серьезно возникновение интернет-зависимости. Зададим себе простой, казалось бы, вопрос: в чем ее причины? В ответ многие хором ответят: «Компьютер, интернет, это у нынешних школьников повально, у всех!»

Не торопитесь с выводами. Погружаясь во Всемирную паутину, дети пытаются компенсировать какой-то недостаток в обычной жизни. Как правило, 77% времени, проведенного в интернете, школьники тратят на интернет-общение. Живое общение намного содержательнее, но при условии, что с ним нет трудностей – тогда контролируемые сетевые коммуникации не приведут к серьезным проблемам. Если же школьник испытывает трудности в живом общении, то это повод обратиться к специалисту.

Возможно, интернет-зависимость является не причиной, а следствием проблемы незнания, а подчас и нежелания родителей вести ЗОЖ и научить этому детей. Так же, как и следствием недостаточного присутствия в школьном мире духовно-нравственного, ориентированного знания, когнитивного и ментального мировоззренческих компонентов.

Видимо, в области этих проблем и лежит поиск путей борьбы с интернет-зависимостью у детей – нужно бороться с причинами, а не со следствиями.

 

В основе – пример

ЗОЖ предусматривает борьбу с вредными привычками. Для разных возрастных групп характерны свои, но чем старше школьник, тем опаснее привычки. Поэтому борьбу с ними необходимо начинать на самых ранних этапах появления.

Привычка грызть ногти, ручки или карандаши опасна и тем, что кроме массы микробов ребенок может проглотить колпачок ручки или кусок карандаша. Все это нужно объяснять детям. При этом учтем, что подобная привычка часто появляется на фоне стрессов.

Перекусы на переменах естественны: детский организм требует пополнения энергетических запасов. Но нужно, чтобы энергия восполнялась из здоровых продуктов, а не из фастфуда. Так что перекус должен состоять из фруктов, орехов и негазированной воды.

Кстати, насчет жевательной резинки: в процессе жевания на уроках снижается уровень внимания, в результате чего падает успеваемость.

Курение – отдельная тема, но выделим основные причины: подражание взрослым или влияние компании. Если не принять меры, курение может дополниться употреблением алкоголя, а то и наркотиков...

Методы борьбы с вредными привычками лучше применять в комплексе. Прежде всего, это введение в воспитательный процесс духовно-нравственного, когнитивного и ментального мировоззренческих компонентов; контроль и помощь в распределении свободного времени; ненавязчивая пропаганда ЗОЖ; постоянное участие в серьезных социальных мероприятиях (патриотическое движение, волонтерская деятельность, конкурсы) и многое другое.

Но есть метод, без которого обойтись невозможно, – это положительный пример самих родителей и педагогов!

 

Резюме

К сожалению, нынешний уровень культуры поведения населения в отношении заботы о здоровье своих детей оставляет желать лучшего. Поэтому значительная часть процесса формирования ЗОЖ ложится на педагогов – в этом особенность сегодняшнего дня.

И здесь мы сталкиваемся с необходимостью решения такой давно назревшей проблемы, как недостаточная осведомленность самих участников образовательной среды в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Еще большую тревогу вызывает низкий уровень здоровья участников образовательной среды на фоне недостаточного развития системы социально-гигиенического мониторинга.

Дисбалансом в этой работе отзывается и слабая согласованность между вариативностью действий педагогического коллектива и существующими образовательными программами.

Аксиома: чтобы лечить болезнь, нужно точно поставить диагноз. Система диагностики состояния здоровья учащихся осуществляется на основе применения следующих методов: определение функционального состояния организма, компьютерно-оптическая диагностика осанки, скрининговая диагностика зрения, оценка психологического состояния школьника. Все это нужно осваивать на практике, но мы еще – в начале пути…

Таким образом, путь к здоровому образу жизни школьника – прежде всего формирование высокой базовой позиции личности, позитивного мировоззрения. Этот путь в любом случае лежит через овладение собственными внутренними ресурсами, стимулирующими адекватно-осознанную двигательную активность.