Главная страницаАрхив2020 #2 / Простые заботы педагога, который учит ценить жизнь

Простые заботы педагога, который учит ценить жизнь

07 Февраля 2020

Простые заботы педагога,

который учит ценить жизнь

 

О сегодняшних реалиях преподавания в школе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», о том, что больше всего в рамках курса интересует учащихся, с какими угрозами они сталкиваются и как им противостоять, рассказывает преподаватель ОБЖ, ответственный за безопасность ГБОУ города Москвы «Школа № 480 имени В.В. Талалихина» Дмитрий БОНДАРЕВ.

 

Блеск в глазах

– Дмитрий Александрович, иной раз складывается впечатление, что, несмотря на тревожные времена, к предмету ОБЖ ученики относятся не так серьезно, как к другим дисциплинам…

– ОБЖ – это такой же важный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться, – школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде. А вот из-за ошибки учителя ОБЖ жизнь ребенка может оказаться в опасности

Мне думается, что назрела необходимость скорректировать формат преподавания предмета с учетом нынешних реалий – нужно обучать детей поведению в кризисных ситуациях, навыкам информационной безопасности. А еще необходимо проводить больше практических занятий, на которых дети должны отрабатывать поведение во время экстремальных ситуаций. Ведь навыки, усвоенные в детстве, могут когда-нибудь спасти жизнь.

– Что больше всего интересует в курсе ОБЖ ваших учеников?

– Им как раз очень интересна практическая часть занятий. У мальчишек, да и у девчонок, есть тяга к так называемым мужским игрушкам – автоматам. И я их прекрасно понимаю. Сам с четвертого класса любил ходить на дополнительные занятия, которые проводил наш военрук. Помню, научился за семь секунд разбирать автомат и за 13 секунд собирать! Вот и сегодня дети заметно оживляются, прямо глаза загораются у них, когда достаю из сейфа автомат. Всегда оставляю упражнение с автоматом на конец урока, после прохождения обязательной теоретической части занятия.

Также ребятам интересна практика оказания первой помощи. Всегда спрашивают, когда будем с манекенами работать.

Еще всем нравится выезжать на учебные сборы. Ученикам хочется самим все попробовать, пропустить через себя – то, с чем предстоит столкнуться во время прохождения службы в рядах Вооруженных сил. У детей появляется блеск в глазах, когда начинаем готовиться к учебным сборам. Только, к сожалению, сегодня у многих учеников есть противопоказания к участию в учебных сборах по состоянию здоровья.

Поначалу родители настороженно относятся к учебным сборам. Я организую встречу, все им подробно рассказываю, показываю презентацию, где все детально изложено. А когда уже выкладываю фотографии в родительский чат, как у нас проходят учебные сборы в воинской части, все успокаиваются, даже благодарят за такую практику.

Пока мальчики на учебных сборах, наши девушки, а с ними и юноши, у которых освобождение от учебных сборов по состоянию здоровья, изучают правила оказания первой помощи и дополнительно биологию на базе близлежащего к школе института – ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств».

 

Без прикрас

– Многие школьники, как это ни печально, страдают вредными привычками – курением, употреблением спиртных напитков, наркоманией. Эти темы вы разбираете на уроках? Прислушиваются к вам ребята?

– Я не сторонник того, чтобы учить детей по «мультикам». Люблю все натуральное, живое и правдивое. Так, у меня в кабинете есть учебный макет человека – он выполнен весьма натурально, прямо настоящий человек. Меня, кстати, даже одна родительница за него пожурила: «Зачем вы травмируете психику наших детей?!» Да какие же они дети в 10-м классе?! Им уже по 17 лет! Стараюсь доносить до них все предельно жизненно, без прикрас, с чем им реально придется столкнуться в той или иной ситуации. В том числе по темам, которые вы обозначили.

В рамках предмета ОБЖ мы, разумеется, обсуждаем вредные привычки. Говорим про пагубное воздействие на организм алкоголя, наркотиков, токсикомании, «новомодных» и пока не запрещенных вейпов, кальянов и электронных сигарет.

Я, как ответственный за безопасность в школе, недавно даже доработал инструкцию о внутриобъектовом режиме, добавил пункты о запрете проносить в школу вейпы.

Когда началась вся эта мода среди подростков на парение, некоторые наши одиннадцатиклассники рассказывали, что собираются открыть свои интернет-магазины для вейперов. Тогда я им показал довольно жесткие видео и фото, которые специально подобрал. Прочитал подборку новостей о взрывах электронных сигарет. Пусть ребятам будет хороший наглядный урок. Призадумаются в следующий раз, когда захотят подымить.

По темам наркомании и правилам поведения на дорогах мы вместе с социальным педагогом нашей школы регулярно проводим профилактические занятия. При поддержке специалиста из полиции Ольги Ким привлекаем также и других экспертов по работе с молодежью по данным направлениям. Сотрудник МЧС России Максим Карельский проводит встречи со школьниками по привитию навыков поведения при чрезвычайных ситуациях. Эксперты приходят на уроки в форме, с фотографиями, рассказывают реальные случаи – это все хорошо действует на учеников.

Все актуальные проблемные темы, горячие новости всегда в центре внимания наших педагогов.

 

"Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения".

 

Закон обратной связи

– Есть ли обратная связь от родителей? Они вас просят чему-то конкретному научить ребят?

– В основном от жителей района идут запросы. Звонят: «У нас тут у дома вроде бы ребята ваши дымят». Я скорее бегу туда. Проверяю, вычисляю нарушителей – с ними потом индивидуально работаем. И с их друзьями. Данная работа приносит результаты – сейчас уже меньше стало звонков от жителей близлежащих домов. Так что закон обратной связи работает, но хотелось бы, чтобы и родители больше участвовали. Если, допустим, твой сын-подросток где-то «дымит», то всегда можно узнать об этом вовремя. Если, конечно, быть внимательным. А то потом случается так, что бывает и поздно. Учитель один на всех, за всеми не уследит, даже если и очень захочет. А папы и мамы должны четко понимать: подростковый возраст – самый непредсказуемый и ответственный. Говорю это и как педагог, и как родитель одновременно.

Еще благодаря неравнодушным гражданам работаем и по профилактике криминогенной обстановки в округе. Когда недалеко от нашей школы были заброшенные строения, мы всегда предупреждали детей, чтобы рядом с ними не ходили и внутрь нос не совали.

А так на родителей в основном выхожу сам, сообщаю им о программе обучения по предмету ОБЖ в том или ином классе, о возможных опасностях, на которые стоит обратить внимание детей и о которых следует поговорить с ними дома. Постоянно выкладываю на нашем школьном сайте подробную информацию о мерах безопасности. И прошу классных руководителей разместить ссылки на эти публикации в чате родителей учеников их классов.

– По вашему опыту, еще с какими угрозами сталкиваются сегодня дети и подростки? Правильно ли себя ведут?

– Знаете, иной раз в ущерб плану урока стараюсь больше внимания уделить злободневным проблемам. Таким, например, как безопасное пребывание детей на улице. Рассказываю ученикам, как спасти свою жизнь и жизнь ближнего в той или иной ситуации. Мы подробно разбираем безопасность в городе, в подъезде и в лифте, на массовых мероприятиях, в торговых центрах.

После летних несанкционированных митингов, прошедших в Москве в прошлом году, обсуждали, как вести себя, если вдруг случайно дети там оказались со знакомыми, как не попасть в беду.

Или, например, как вечером идти по улице. Объясняю, что не стоит ходить через темные дворы и стройки.

А если стоят три подозрительных человека возле вашего подъезда? Что делать? Взяли телефон, позвонили маме, громко сказали: «Я уже подхожу, жди». Разыгрываем такие сценки, прошу детей самим предлагать сценарий развития событий.

Или, вот, пришли в торговый центр, сразу осмотритесь – где и какие есть запасные выходы, лифты, лестницы, эскалаторы.

Про массовые мероприятия показывал ребятам недавно «трешевый ролик», когда давка случилась. Обсудили все, убедились, что надо беречь здоровье свое и нервы родителей. И вообще стоит ли попадать в такие ситуации?

Темы в общении с детьми возникают порой самые неожиданные, скажем как правильно одеться в том или ином случае. У нас был интересный разговор с девочками. Они говорят: «Все мужчины одинаковые, предсказуемые». А я им: «Зачем вы думаете своим умом за мужчину? Вы решайте за себя в данный момент – и про форму одежды, и про короткие юбки...»

 

Вернуться из Сети…

– Дети сегодня поголовно сидят в телефонах с выходом в интернет. Страшно за них.

– Да, это отдельная и, может быть, самая актуальная тема – социальные сети. Ведь в них действительно сидят сегодня практически все, а сколько там опасностей – даже порой не представляют. Опыта еще нет. Наивность, доверчивость – как у всех в таком возрасте. Не зря всякого рода мошенники стараются чаще всего именно детей «развести», прикидываются в Сети кем угодно, лишь бы на их удочку клюнули.

Хочется своих учеников от таких «доброжелателей» оградить. Вот мы и проговариваем с ними, что нужно сразу отсекать, на что обращать пристальное внимание в интернете. Дети сейчас эмоционально реагируют: «Ах, нам хотят запретить интернет, перекрыть кислород». Обсуждаем инициативу о внутреннем интернете. Разбираем все тонкости. После этого они начинают понимать, что к чему и что стоит остерегаться реальных, а не каких-то мнимых опасностей. А то ведь усваивают информацию поверхностно, по заголовкам новостей. Не понимают, что кислород-то могут перекрыть как раз те, кто с виду больше всего за свободу ратует. Таким только попадись. Им как раз и нужно, чтобы подросток в интернете всякую осторожность потерял, был «свободным», раскрепощенным, а главное – побольше рассказывал о себе.

Вот мы и разбираем обязательно тему кибербезопасности. Учу защищать персональные данные, рассказываю про возможные опасности онлайн.

– Часто вы общаетесь с учениками на эту тему?

– Постоянно. Вообще, в течение года у нас обязательно эта тема в рамках курса ОБЖ изучается, но мы к ней все время возвращаемся. Ведь с интернетом каждый связан ежедневно, возникают все новые вопросы. В том числе в разрезе национальной безопасности. Говорим, например, про то, как важно разумно размещать данные о себе. А то про вас все могут узнать, а потом завербовать, «развести», обмануть…

Всякие запреты бесполезны. Сегодня вся жизнь переплетена с интернетом, он вошел буквально во все сферы нашего существования. Но как отличить хорошее от плохого? Ведь дети, сидя у монитора или с гаджетом в руках, чувствуют себя в полной безопасности, не ощущают угрозы, считают, что она где-то далеко и их не коснется. Я подбираю в разных источниках реальные примеры из жизни – завербованных, обманутых, – чтобы дети поняли, как все непросто на самом деле. Вчера кого-то другого в Сети «развели», а сегодня могут и тебя – сам  не заметишь, если чувство осторожности потеряешь. И информационная угроза может вдруг, совершенно неожиданно для тебя самого, превратиться в физическую или моральную. Достаточно вспомнить, сколько детей пострадало от разных запрещенных сетевых групп, которые ищут себе все новые жертвы. Или те же террористы, их вербовщики – ведь они реально мониторят Сеть, это их работа, ищут пополнение для своих рядов. Так что, образно говоря, может быть в наше время и так – ушел в Сеть и не вернулся.

В школе регулярно проводится День интернета. Департамент образования города Москвы готовит официальный ролик о том, как обезопасить ребенка в Сети. Показываю его детям. С каждым годом ролики снимают все более практически ориентированные. Я и сам часто подбираю разные тематические видео по теме опасностей в интернете.

Еще призываю ребят доносить полученную информацию до своих родных, родителей, бабушек, которые неискушенные и также могут попасться на уловки мошенников

 

И удивят, и научат

– Дмитрий Александрович, а ваши ученики вас чему-нибудь учили, удивляли?

– Просветили меня совсем недавно относительно одежды, драк тинейджеров из-за футболок и кроссовок. Есть среди молодежи группировки по одежде. Общение их друг с другом называется «пояснить за шмот» – ответить, какое право ты имеешь носить конкретный бренд одежды, который сейчас на тебе надет. Не сможешь объяснить – тебя и побить могут.

А удивляться мне приходится каждый день. Удивляют, даже восхищают ребята, продвинутые в компьютерных технологиях, – они помогают мне проводить уроки. Делают презентации, рассказывают одноклассникам, как не попасться на удочку мошенников и преступников онлайн.

Также достойны уважения те ученики, которые самоотверженно участвуют в патриотических походах школы, несмотря на холодную погоду и тяжелый рюкзак за плечами.

Есть у нас и несколько классных спецов в деле вязания узлов. Отлично вяжут туристические узлы и могут весь класс научить. А некоторые на удивление очень квалифицированно первую помощь могут оказать, наравне со мной проводят занятия. Рассказывают, что и как в тех или иных обстоятельствах нужно делать. Всегда от себя что-то полезное добавляют к моему рассказу, проводят презентации. А что, все правильно – ученик должен превзойти своего учителя!

В общем, наши ребята и удивить, и научить могут меня и других. Но они все удивительные, вот в чем дело! В каждом какая-то изюминка есть. А возраст – бесшабашный, переменчивый, как ветер. Потому и переживаешь за них, и хочешь научить, чтобы были всегда осторожны. Потом поймут, добрым словом вспомнят…

Интервью взяла Ирина Костромичёва 

Фото из архива Дмитрия Бондарева

 

"Скулшутинг, буллинг, шок-контент в интернете, деструктивное поведение подростков – все эти явления последнего времени сделали актуальной проблему безопасности детей. Педагоги и родители уверены, что обучать подрастающее поколение ОБЖ нужно с раннего возраста. Причем нужно не только научиться правильно вести себя в опасных ситуациях, но и понимать, что делать, чтобы в них не оказаться".