Главная страницаАрхив2020 #2 / Транспортные средства: их многообразие и специфика

Транспортные средства: их многообразие и специфика

07 Февраля 2020

Транспортные средства:

их многообразие и специфика


Валентина Мапельман, доктор философских наук, профессор.

Ирина Костромичёва, наш корр.

 

Вопросы безопасности на транспорте в учебном предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» относятся к одним из самых проработанных как в содержательном, так и в практическом и методическом планах. Однако такого рода сосредоточенность ограничивается в основном транспортом автомобильным. Являясь одним из самых распространенных видов транспорта, он действительно требует к себе много внимания, но не компенсирует всего разнообразия современных транспортных средств. Такая однобокость может привести к пробелам в знаниях и навыках учащихся, что скажется на их безопасности. Педагогу, обучая детей, нужно учитывать весь спектр транспортной и дорожной тематики. Разумеется, это не исключает акцента на самые актуальные опасности, местную специфику, которые должны рассматриваться приоритетно. Но в идеале человек должен быть подготовлен ко всему – он же не сидит на месте!

 

Какие нужны навыки?

Обучение детей правилам безопасности на дороге и на транспорте в общеобразовательных организациях – это в первую очередь стремление научить их быть внимательными. Что, естественно, предполагает выработку ряда навыков, прежде всего – переключения внимания на дорогу и транспортные средства. Или, что не менее важно, – навыка спокойного и уверенного поведения во всех ситуациях, связанных с транспортом и дорогой.

В свою очередь, навык наблюдения позволит ребенку оценивать скорость и направление движения транспорта, а навык предвидения опасности – быть готовым к любым неожиданностям (например, внезапному появлению транспортного средства).

Причем нужно вырабатывать у детей навыки не только поведения, но и самоконтроля, чтобы оценивать собственные действия.

Понятно, что все это довольно сложно (если вообще возможно) освоить в рамках отдельной темы учебного предмета ОБЖ, но знать обо всем этом учитель дисциплины должен.

Все вышеперечисленные и другие поведенческие навыки необходимо соотносить с самым широким спектром ситуаций, связанных с дорогой и транспортом. Ведь каждый человек в процессе передвижения может находиться в трех состояниях: пассажир, пешеход или водитель. Во всех трех случаях он вынужден иметь дело непосредственно или опосредованно с транспортными средствами.

Существует множество вариантов классификации видов транспорта. Однако опасности в этой сфере чаще всего рассматривают в рамках следующей его градации: наземный, подземный, водный, воздушный и гужевой.

Они могут быть связаны с самим транспортным средством, с его водителем, с пассажирами, с другими транспортными средствами, с дорогой и с пешеходами. Наиболее вероятные (часто встречаемые) обстоятельства и рекомендуемые в этих случаях варианты поведения прописаны в соответствующих правилах, нормативных и законодательных актах. В связи с развитием и популяризацией разных видов транспорта (в частности, транспорта «без водителя») данные правила, несомненно, должны будут быть дополнены, в том числе и с учетом обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

 

Спектр охвата обучения

Наиболее распространенным и востребованным в нашей стране является общественный транспорт. К нему относится пассажирский транспорт, курсирующий в черте городов, населенных пунктов и пригородов по регулярным маршрутам, с заранее установленным тарифом оплаты за проезд и в соответствии с расписанием движения.

Общественный транспорт чрезвычайно разнообразен. Его можно подразделить на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный, тоннельный, электрички); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколесный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речные трамваи, моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолеты, самолеты).

Железнодорожный транспорт подразделяется на пассажирский, грузовой, багажный и почтовый.

Воздушный транспорт может быть пассажирским, грузовым, комбинированным (грузо-пассажирским), специального назначения (сельскохозяйственный, санитарный, пожарный и др.), а также учебно-тренировочным.

Водный транспорт бывает морской и речной; пассажирский и грузовой; общественный и личный (лодки, яхты, катера, катамараны и даже водные мотоциклы); специальный, промышленный, технический, спортивный. Особый вид водного транспорта – буер.

В настоящее время активно развивается такой вид транспорта, как космический (в том числе и туристического назначения).

Продолжает существовать и гужевой транспорт, когда в качестве тягловой силы используются животные: лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, верблюды, ламы, собаки, олени и другие. Он существует и как пассажирский, и как грузовой (в том числе и вьючный), и как частный, и как «дом на колесах». Распространен в районах с неблагоприятными географическими или климатическими условиями (например, районы Крайнего Севера, высокогорье и т.п.). Широко используется в развлекательных, туристических и воспитательных целях в крупных городах, в местах отдыха и досуга.

 

Всюду – свои правила

При таком разнообразии видов транспорта, сложностях его инфраструктуры и множественности целей назначения (а они не ограничиваются лишь перевозками) вопросы безопасности становятся чрезвычайно важными. На транспорте действуют общие правила безопасного поведения. Например, поведение в местах скопления людей, при угрозах криминогенного характера или террористических актов, при задымлении и пожаре. Однако различные виды транспорта требуют и своих специфических вариантов поступков. Кроме того, характерные особенности присущи безопасному поведению на вокзалах, платформах, в залах ожидания. А еще на транспорте у пассажира, как правило, бывает багаж (большой или маленький, компактный или громоздкий, тяжелый или легкий, удобный для окружающих или нет). Специального внимания требует ребенок-пассажир.

У каждого вида транспорта своя специфика.

В метро важно знать алгоритм поведения на выходах и входах, на эскалаторе, переходах, платформе (в частности, при угрозе падения с нее), в вагоне, а также при пожаре.

В автобусе, троллейбусе и трамвае свои правила. При этом не надо забывать и о том, что два из них – это электротранспорт, а один – может перемещаться на газовом топливе. Особенностями обладают требования к входу и выходу в этих транспортных средствах, сохранению устойчивости во время движения, поведению при угрозе пожара.

Поездка на такси имеет свои рекомендации безопасности. Среди них - внимание к внешнему виду машины и водителя, наличию или отсутствию попутчиков, выбору маршрута. Существуют они и при передвижении на маршрутном такси.

Особенно хорошо проработаны правила безопасности при использовании личного автомобильного транспорта. Они прописывают варианты наиболее адекватного поведения в самом автомобиле во время движения, при авариях, при пожаре.

Свои особенности обеспечения безопасности характерны и для железнодорожного транспорта. При этом необходимо помнить, что передвижение с его помощью может длиться несколько суток, в течение которых пассажир его не покидает, а значит, проблемы безопасности распространяются и на обыденное поведение людей.

Обеспечение безопасности на водном транспорте непосредственным образом связано с размерностью судна. Свои отличительные правила избегания угроз существуют для маломерных судов (гидроциклы, моторные лодки, катера, гребные лодки, байдарки, надувные лодки, катамараны, парусные суда), для прогулочных судов, пассажирских паромов, теплоходов, морских и океанских лайнеров. Кроме элементарных правил поведения (в том числе при посадке и высадке) они предусматривают рекомендации поведения при бурях и штормах, пожаре, качке, крушении, эвакуации в воду и на плавсредства, а также дальнейшие действия в обоих этих случаях.

Воздушный транспорт диктует пассажирам свои обязательные условия поведения во время полета, при пожаре, разгерметизации, жесткой посадке, посадке на воду, в зонах турбулентности, при аварийных ситуациях и эвакуации.

Особый интерес для детей, подростков и молодых людей представляет двухколесный транспорт: мотоцикл, скутер, мопед, велосипед, сегвей, самокат (при этом самокат правилами дорожного движения отнесен к категории пешеходов). Для каждого из способов передвижения с помощью вышеперечисленных средств существуют свои правила, свои нарушения и санкции за них, свои условия обеспечения безопасности.

Специальная тема – это безопасность при транспортировке детей (организованной и неорганизованной). Сложность заключается в довольно частых изменениях и дополнениях ее правил как на федеральном, так и на местном уровнях. Педагог в идеале вынужден постоянно держать руку на пульсе и учитывать эти изменения.

 

Это актуально

В ГИБДД отмечают, что зимой резко возрастает количество сбитых пешеходов и очень часто это дети. Они «вылетают» на проезжую часть зачастую нечаянно – на санках, съезжая с горки у дороги, на коньках, а порой и просто поскользнувшись на тротуаре и «выехав» под колеса (такое нередко бывает и с взрослыми).

Так что зимой нужно быть особенно осторожными не только переходя проезжую часть, но и вблизи нее, на тротуарах, а играть рядом с дорогой ни в коем случае нельзя – это первое, о чем нужно постоянно напоминать детям. Они должны также знать, что зимой тормозной путь значительно увеличивается и водитель не успеет остановить машину в случае внезапного появления человека на дороге.

Опасность возрастает в несколько раз во время резкой смены погоды, когда после оттепели ударяет мороз, дороги и тротуары не успевают чистить и кругом – «каток». Даже взрослые в такое время выкатываются на проезжую часть, будучи не в силах зафиксироваться на льду, а что говорить о детях? Тем более что они и на гололеде играют, носятся. И в такое опасное время страховка у родителей, у которых дети учатся в младших классах, одна – лично сопровождать ребенка в школу и обратно.

Другая главная опасность – раннее наступление сумерек. Обязательно купите ребенку (и себе не помешает) светоотражающие брелоки или фликеры, наклейте или нашейте светоотражающие полоски. Учтите, что в темноте даже в светлой одежде пешехода видно плохо, а в темной не видно вовсе. Фара ближнего света светит примерно на 30 метров, а при разрешенной скорости 60 км/ч тормозной путь по льду будет длиннее. Фликер делает пешехода заметным за 100 и более метров. Светоотражатели должны быть наклеены на ребенка с разных сторон. Сделайте это обязательно. Не надейтесь на то, что «другие дети ходят без фликеров – и ничего». Не «ничего», а постоянный риск попасть под машину в сумерках или темноте. А то, что действительно сегодня многие родители, к сожалению, отпускают детей на улицу без фликеров, – это целая проблема. Такие папы и мамы должны серьезно подумать над тем, что они подвергают смертельному риску жизнь собственного ребенка.

Особого внимания заслуживает тема перевозки детей на санках через дорогу – дети оттуда попросту вываливаются, а родители замечают это не сразу. Везти санки сбоку от себя невозможно, поэтому единственное правильное решение – взять ребенка на руки, неважно, переходите вы дорогу по пешеходному переходу или нет.

Санки с ребенком находятся ниже уровня бампера легкового автомобиля. Это знание особенно актуально во дворах жилых домов. Вы можете везти за собой санки на веревке и считать, что находитесь в полной безопасности (машин вокруг нет!), а в это время водитель припаркованной машины, увидев, что взрослый человек прошел (санки он не видит!), может начать движение. Далеко не все машины оборудованы парктрониками, сообщающими о препятствиях, да и зимой залепленные снегом парктроники – ненадежный прибор. Всегда обращайте внимание, если вы проходите мимо машины, у которой работает двигатель и которая, возможно, в любой момент тронется с места. Не стесняйтесь привлечь внимание водителя и жестами показать, что вы везете за собой санки.

Будьте внимательны, мелочей в вопросах безопасности не бывает. Главное правило поведения на дороге зимой – удвоенное внимание и повышенная осторожность. Соблюдайте правила дорожного движения сами и приучайте к этому детей. Поведение ребенка формируется не столько на основе знаний, сколько на основе приобретенного опыта.

 

Ребенок в салоне

Безопасность при передвижении начинается в том числе и с салона вашего автомобиля, на котором вы возите своего ребенка. Есть выработанные и стократно проверенные самой жизнью правила, которыми не нужно пренебрегать.

Ремни безопасности. Ребенок, впрочем, как и взрослый, в автомобиле всегда должен быть пристегнут. Это простое, но самое важное правило, которое не должно иметь исключений. Поверьте статистике МВД России, согласно которой непристегнутый ремень – самая частая причина травм и летальных исходов при дорожно-транспортном происшествии.

Детское автокресло. Ребенок до семи лет должен находиться в салоне автомобиля в специальном кресле. Это обязательное условие! Кресло должно быть подобрано по размеру и весу ребенка. До года малыша следует перевозить в специальной автолюльке, с семи до 12 лет – в бустере на заднем сиденье.

Степень защиты ребенка в бустере для многих родителей находится под вопросом. Отсутствие спинки, боковин и подголовника не может не сказаться на уровне безопасности. Об этом стоит помнить при выборе удерживающего устройства.

На переднем сиденье допускается перевозка детей только с использованием удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, с отключенной подушкой безопасности.

В кресле. Ни в коем случае не сажайте ребенка в кресло с ранцем (портфелем, сумкой) на спине! Спина и шея должны быть максимально близки к спинке кресла. Любое дополнительное расстояние увеличивает риск хлыстовых травм шеи и травм при боковых ударах.

Напомним, что с 2018 года штраф за нарушение правил перевозки детей составляет три тысячи рублей. Если автомобиль эксплуатируется по доверенности, эта сумма может быть больше. Нарушением считается не только отсутствие специального кресла для детей до 12 лет, но и его неправильная установка.

Игрушки в салоне. Не должно быть жестких игрушек с заостренными краями – только мягкие.

Блокировка дверей и стекол. Используйте во время поездки блокировку стекол и открывания дверей. Тогда ребенок сможет нажимать и дергать ручки и кнопочки, до которых дотянется. А вам не придется нервничать каждый раз, когда он тянет куда-то свои шаловливые ручки. Если чадо неплохо разбирается в нажимании кнопочек, можно заблокировать дверь механически.

Один в машине. Ребенка нельзя оставлять в машине одного. В теплое время года разница температур на улице и в салоне может достигать 15 градусов. То есть, если на улице +20, салон может нагреваться до +35 при закрытых окнах. Ребенок может получить тепловой удар и потерять сознание. Зимой также нельзя оставлять ребенка в машине одного, так как воздух в салоне быстро остывает. Если оставить зажигание включенным, возникнет риск возгорания проводки. Кроме того, существуют и другие опасности:  ребенок может запутаться в ремнях, травмироваться, снять машину с ручного тормоза, открыть окно и вывалиться из него. Учтем еще и то, что неправильно припаркованное транспортное средство могут эвакуировать или даже автомобиль могут угнать, в него может врезаться потерявшая управление машина, в салоне может произойти возгорание.

Так что рекомендуется взять за правило: в любом случае никогда не оставляйте ребенка в машине одного! Даже если отлучиться вам нужно «буквально на пять минут», ведь беда может случиться и за секунды.

 

Безопасность в метро

Как действовать, если вы оказались свидетелем падения человека на рельсы в метро или упали сами?

– Главное – не пытаться самостоятельно оказать помощь упавшему. Это задача полицейских и сотрудников метро. Первое, что необходимо сделать, – сообщить дежурному по станции о том, что пассажир упал на пути. Также можно воспользоваться колонной экстренного вызова, которые есть на каждой платформе. Прыгать на рельсы, чтобы спасти упавшего человека, не стоит, поскольку последствия могут быть весьма плачевными для обоих.

Для человека, который оказался в непростой ситуации, есть несколько советов. Ни в коем случае не пытаться вылезти на платформу, используя в качестве ступеньки контактный рельс. Это смертельно опасно, ведь сила тока на нем достигает 825 вольт!

Если свет фар поезда еще не показался в тоннеле, то нужно как можно быстрее двигаться в сторону движения состава и выбежать за знак полной остановки – это полосатая черно-белая отметка, которая прикреплена к путевой стене ближе к концу каждой платформы. Поезд, дойдя до нее, неизбежно остановится, и сотрудники метро помогут выйти из тоннеля. Если свет фар в тоннеле уже хорошо виден и времени на бег по рельсам просто нет или он невозможен из-за травмы, необходимо лечь в лоток между рельсами головой к поезду, чтобы избежать зацепления подвагонного оборудования за одежду.

Иван Федоров