Главная страницаАрхив2020 #3 / Учитель и ученик: совместная деятельность в ОБЖ

Учитель и ученик: совместная деятельность в ОБЖ

28 Февраля 2020

Учитель и ученик: совместная деятельность в ОБЖ

 

В основе действующих федеральных государственных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход. В рамках его реализации изменились требования к разработке сценария урока. В материале рассматривается теоретический аспект системно-деятельностного подхода при подготовке урока по учебному предмету ОБЖ.

 

Суть понятий

Прежде всего важно ясно представлять себе, в чем различие понятий «компетенция» и «компетентность». Для этого сделаем небольшой вводный экскурс в теоретические основы педагогики и психологии.

Напомним, одна из важнейших целей современного образования может быть сформулирована как воспитание компетентных людей, способных осваивать новые компетенции, самостоятельно организовывать процесс их получения и применения в быстро изменяющихся условиях современной жизни.

Директор Института образования человека доктор педагогических наук Андрей Хуторской разделил понятия: «Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.Компетентность же – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Иначе говоря, компетенция является тем, чем необходимо овладеть с целью выполнения определенной деятельности. А компетентность представляет собой умение использовать полученные знания на практике с целью решения теоретических или же практических проблем.

Как раз для того, чтобы помочь формированию как компетенций, так и компетентностей у обучающихся, и призван системно-деятельностный подход.

Что особенно важно, данный подход предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделять следующие планы анализа:

мотивационный, связанный с ответами на вопрос «Ради чего, ради каких мотивов происходит развитие того или иного феномена?»;

интенционально-целевой, связанный с ответом на вопрос «На что, на какие цели направлены действия?»;

операционально-технологический, связанный с ответом на вопрос «Каким способом, посредством каких операций, технологий достигаются мотивы и цели системы в тех или иных условиях ее существования?»;

ресурсно-энергетический, связанный с ответом на вопрос «За счет чего, каких источников, например тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные действия, операции или технологии, обеспечивающие достижение мотивов и целей системы?»;

субъектный, связанный с ответом на вопрос «Кто будет агентом, заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например общества как системы, образования как системы или личности как системы?».

 

Идея и деятельность

От экскурса в теорию перейдем к ФГОС общего образования – как известно, в его основе лежит именно системно-деятельностный подход. Он обеспечивает, во-первых, формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Во-вторых, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды. В-третьих, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Наконец, системно-деятельностный подход обеспечивает построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Как мы видим из вышесказанного, данный подход нацелен не только на получение знаний, умений, навыков, но и на формирование компетенций и приобретение компетентности у обучающихся для деятельности в различных ситуациях.

Например, старшеклассник идет в школу. Во дворе к нему подходит ученица младшего класса и просит помочь снять котенка с дерева. Старшеклассник знает, как подтягиваться (знание), умеет подтягиваться (умение), в кружке по скалолазанию ему приходится часто подтягиваться (навык). Старшеклассник хорошо понимает, какие действия он должен предпринять, чтобы помочь девочке (компетенция), кроме того, он знает, что необходимо помогать младшим, слабым в трудной ситуации. Старшеклассник подтягивается на ветке, достает котенка и отдает ученице из младших классов (проявляя таким образом свою компетентность).

Другая идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что обучение не является трансляцией учителем готовых знаний. Основой здесь выступает именно совместная деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Данный процесс осмысляется как непрерывный.

Суть в том, что при системно-деятельностном подходе в обучении используются определенные виды деятельности и эти действия выстраиваются и реализуются с помощью определенной системы. Обучающиеся в ходе учебно-познавательной деятельности не являются пассивными получателями информации, а сами активно вовлечены в учебный процесс.

Основная задача учителя заключается в создании и организации таких условий, которые будут инициировать различные виды деятельности у обучающихся по освоению знаний, умений, получению навыков и формированию компетенций и компетентности.

То есть позиция преподавателя такова, что к обучающимся необходимо подходить не с ответом («готовым» знанием), а с вопросом.

Позиция обучающихся – это позиция познания окружающей действительности в специально организованных для этого безопасных условиях.

 

Принципы подхода

Исходя из вышеизложенного, основные принципы системно-деятельностного подхода могут быть сформулированы следующим образом.

Принцип деятельности. Ученик не получает «готовые» знания, а «добывает» их самостоятельно при постоянной поддержке учителя. Обучаемый активно использует универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). При этом он самостоятельно планирует и осуществляет учебную деятельность и организует учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).

Учитель создает на уроке условия, при которых обучающиеся могут «добыть» необходимые знания, освоить умения, приобрести навыки и сформировать компетенции и компетентности. Задача педагога состоит не столько в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, сколько организовать самостоятельную работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока.

То есть, подчеркнем, ученики должны сами объяснить, как надо действовать в тех или иных ситуациях, по какому плану или алгоритму. Это очень важно в плане выработки умения применять полученные знания на практике.

Особенно стоит отметить, что данная система обучения эффективна тогда, когда освоение нового происходит через последовательность четко продуманных учителем учебных вопросов и заданий с использованием различных источников информации (обязательно официальных), которые помогут обучающимся достигнуть необходимых результатов обучения.

Принципы непрерывности, системности и целостности. Данные принципы, неразрывно связанные между собой, прежде всего означают преемственность между всеми уровнями обучения в применяемых технологиях и методиках. Разумеется, с учетом возрастных, психологических и других особенностей обучающихся. Эти принципы реализуются, в частности, путем проведения межпредметных уроков с освоением межпредметных понятий.

Главная ценность такого рода уроков в том, что они позволяют учащимся получить наиболее целостную информацию об изучаемом явлении (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Например, на уроке географии и ОБЖ ученик получает знания о таком опасном геологическом явлении, как землетрясение, осваивает умения, приобретает навыки, формирует компетенцию и компетентность по безопасному поведению при землетрясении.

 

Вариант урока

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к разработке сценария урока. Подход предполагает использование целого ряда активных методов обучения: проблемного, исследовательского, поискового, дискуссионного, коммуникативного, проектного, метода решения практических задач, коллективной творческой деятельности и т.д.

Результат урока может быть выражен в макетах, моделях, схемах, презентациях, альбомах, буклетах, реконструкции событий, инфографике и других формах.

В качестве примера мною предлагается урок по учебному предмету ОБЖ «Экстремизм, терроризм и наркотизм. Пути вовлечения подростка в экстремистскую, террористическую деятельность и незаконный оборот наркотических средств. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения». (Полностью сценарий урока размещен в библиотеке «Московской электронной школы», найти его можно по ID 1184040 или отсканировав QR-код.)

Сценарий урока состоит из десяти этапов. В ходе первого этапа обучающиеся просматривают видеоролик и самостоятельно определяют тему урока. Кроме того, на этом этапе обучающиеся узнают, где они могут ознакомиться с дополнительной информацией по теме урока для более полного понимания проблематики экстремизма, терроризма и наркотизма. Дополнительную информацию обучающиеся могут получить, используя ссылки на нормативно-правовые акты.

На втором этапе на доске выведена тема занятия, которую сформулировал учитель. Обучающиеся могут сравнить, правильно ли они определили тему урока.

На третьем этапе ставятся задачи на предстоящий урок. Так, учитель предлагает рассмотреть следующие вопросы:

1. Сущность явлений «экстремизм», «терроризм», «наркотизм», и чем они опасны для личности, общества и государства.

2. Пути вовлечения подростка в экстремистскую, террористическую деятельность и незаконный оборот наркотических средств. Что необходимо делать в случае попытки вовлечения в такую деятельность.

3. Ответственность несовершеннолетних за участие в экстремистской, террористической деятельности и незаконном обороте наркотических средств.

Начиная с первого вопроса, школьники ознакамливаются с определениями «экстремизм», «терроризм», «наркотизм». Самостоятельно, но по заранее подготовленному учителем текстовому материалу обучающиеся выявляют, в чем заключается опасность экстремизма, терроризма и наркотизма для личности, общества, государства в целом и для города, где они живут, в частности. Также они обнаруживают взаимосвязь этих явлений. На этом и на следующем этапах представлены индивидуальные задания, но возможно организовать работу в парах.

На четвертом этапе ученикам предложены три текстовых фрагмента, исследуя которые школьники выявляют особенности и содержание экстремистской, террористической деятельности и незаконного оборота наркотических средств. После ознакомления с информацией учителю необходимо опросить нескольких обучающихся. Далее ученики анализируют демонстрируемые учителем тексты и изображения: им предстоит ответить на вопрос «Какие из них отражают экстремистскую, террористическую деятельность и незаконный оборот наркотических средств?». Свой ответ обучающиеся аргументируют.

В ходе пятого этапа урока школьники работают в четырех группах, каждой из которых предлагается определенное задание и материалы к нему. Вопросы, на которые обучающиеся ищут ответы (как и тексты, изображения, которые они анализируют), заранее готовит учитель исходя из цели урока.

Задание для первой группы. Используя информацию в тексте, раскройте, где (места, среда и т.п.) в настоящее время осуществляется вербовка в экстремистские и террористические организации; приведите примеры ресурсов интернета, с помощью которых происходит вербовка в экстремистские и террористические организации.

Задание для второй группы. Используя информацию в тексте, раскройте основные направления участия молодежи в экстремистской и террористической деятельности; разъясните, на ваш выбор, более подробно одно-два направления. Объясните, почему вы выбрали именно эти направления для более подробного разъяснения.

Задание для третьей группы. Используя информацию в тексте и инфографике, раскройте формы и методы вербовки в экстремистские и террористические организации; опишите признаки вербовщика.

Задание для четвертой группы. Используя информацию в тексте, раскройте методы вовлечения в незаконный оборот наркотических средств; разъясните, на ваш выбор, более подробно один-два метода. Объясните, почему вы выбрали именно эти методы для более подробного разъяснения.

Этапы шесть, семь и восемь предназначены для того, чтобы группы обменялись полученной информацией. Таким образом, у всех учеников должно сложиться целостное представление о теме, изучаемой в ходе занятия.

На заключительном этапе рассматривается вопрос «Что необходимо делать в случае попытки вовлечения в экстремистскую, террористическую деятельность и незаконный оборот наркотических средств?». Ученики предлагают свои ответы, также они знакомятся с правилами использования телефонов экстренных служб и с тем, куда и как необходимо сообщать о противоправном контенте. Кроме того, обучающиеся узнают об ответственности несовершеннолетних за правонарушения.

В заключение отметим, что предложенная структура урока является лишь одним из возможных вариантов и призвана помочь выбрать направление деятельности при проектировании учебного занятия.

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники свободны в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Они имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Это касается и права на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Материал подготовили

Василий Бычков, Дарья Арнаутова

Фото из архива авторов