Главная страницаАрхив2020 #3 / Психология экстремизма: о чем нужно знать педагогам

Психология экстремизма: о чем нужно знать педагогам

28 Февраля 2020

Психология экстремизма: о чем нужно знать педагогам

 

Ольга Павлова, доцент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам, кандидат педагогических наук, доцент

 

Комплексный, междисциплинарный характер проблемы экстремизма и противодействия вовлечению в него молодежи требует объединения усилий профессионалов: юристов, представителей спецслужб, политологов, религиоведов и, конечно же, психологов. Более того, согласно данным исследований, основными причинами вовлечения в экстремистскую деятельность являются именно психологические. Соответственно, и меры профилактики должны обязательно включать содержательную психологическую составляющую.

 

«Онлайн-молодежь»

Согласно исследованиям, наибольшую вовлеченность в экстремистские и террористические организации демонстрируют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет (80% участников организаций экстремистского толка составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет). Тому есть объективные психологические причины. По мнению экспертов, «эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде терроризма, так как имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов».

Что это значит? Прежде всего то, что для молодежи характерны подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию, недостаточная стрессоустойчивость. Последнее тоже не «мелочь». Именно неустойчивость к стрессу является одним из первостепенных факторов, определяющим подверженность вовлечению в террористическую деятельность. Вообще, снижение стрессоустойчивости приводит к формированию в том числе асоциальных установок, нарушающих взаимоотношения человека и общества. Такие люди более уязвимы для внешнего давления и склонны к совершению противоправных поступков.

Для молодежи в целом характерен пониженный инстинкт самосохранения; у нее меньше социальной ответственности. Особое внимание обращаем на то, что вербовка экстремистами новых кадров сегодня идет в основном через Всемирную сеть. Вербовщики в полной мере учитывают то, что для подростков и молодежи характерна интернет-зависимость: в результате 80% молодых попадают в экстремистские организации через интернет. Недаром современных тинейджеров называют «онлайн-молодежь» («youth go online»). Чем шире спектр активности молодежи в интернете, тем, по мнению исследователей, выше риск вовлечения в экстремистскую деятельность.

Важно помнить, что для подростков свойственна романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий. По мнению исследователей О. Хухлаева и И. Кузнецова, «для подростков практики нарушения сложившихся общественных норм часто являются популярными маркерами «героизма», «крутости», мужественности и потому оцениваются как высокопрестижные».

Поэтому необходимо быть крайне внимательным в отборе материала, используемого в качестве профилактики какой-либо противоправной деятельности, в том числе экстремистской. В учебном заведении специалист, в обязанности которого входит профилактика негативных явлений среди подростков и молодежи, должен быть в полной мере осведомлен о психологических особенностях подросткового возраста. Ему нужно очень внимательно относиться к отбору материала и методов его донесения до учащихся, чтобы не послужить невольно причиной интереса молодых людей к экстремистской деятельности или к употреблению наркотиков.

Учтем, что на крючок вербовщиков экстремистов зачастую попадают молодые люди с заниженной самооценкой: через участие в экстремистских организациях реализуют себя как «героя», способного изменить мир. Интересно, что, по данным отечественных психологических исследований, гипертрофированные представления о себе как «мессии», призванном установить новый общественный порядок, проявляются в эмпирических исследованиях у 69% молодежи.

 

Религия – лишь фон

При рассмотрении экстремизма, радикализма и терроризма нередко можно встретить определение «религиозный». Чаще всего мы можем увидеть словосочетание «исламский радикализм». Однако нужно понимать, что причиной вовлечения в экстремистскую деятельность является не религиозная доктрина как таковая, а ее ошибочно либо намеренно искаженная трактовка экстремистами. Поэтому речь должна идти о религиозно мотивированном экстремизме/радикализме.

В данном контексте интересным взглядом на проблему религиозно мотивированного экстремизма является точка зрения французского исламоведа О. Руа, который рассматривает процесс радикализма религиозности в исламе не как радикализацию ислама, а как исламизацию радикализма.

Проведенные нами исследования показывают, что рост выраженности религиозной идентичности у мусульманской молодежи не приводит к повышению неприязни к другим национальностям. Религия здесь может играть роль «фонового» фактора, ведущие причины межгрупповой неприязни лежат в иной плоскости. Как отмечает исследователь С. Рыжова, «риски этнической и конфессиональной нетерпимости порождаются не верой, а трактовкой религиозным сознанием острых социальных противоречий и проблем».

Психологическими причинами вовлечения в террористическую деятельность являются прежде всего следующие: религиозно мотивированное самовозвеличивание, жажда господства над людьми; кризисные ситуации, одиночество; психологические травмы.

Для современного общества характерен следующий парадокс – это сильная потребность в структурированности жизни на фоне мало чем ограниченной личной свободы. По мнению американского психиатра Г. Сухдео, «современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь».

В этом смысле экстремистские организации, навязывающие своим адептам жесткий порядок, деление мира на «своих» и «чужих», предлагают «простое» решение сложных проблем. Людей инертных, неуверенных в себе и не знающих, как себя применить в этом огромном и непонятном для них мире, где на тебя ежедневно обрушивается шквал разной информации, экстремистские организации привлекают как раз тем, что жестко структурируют жизнь адептов, задавая им цели и правила поведения, снижая возможность выбора.

В своих публикациях исследователь данного круга проблем Е. Орел выделяет следующие психологические черты в портрете религиозно мотивированного экстремиста: низкую самооценку, элементы расщепления личности (диссоциативные расстройства), недостаточную личную идентичность, сильную потребность в присоединении к группе, то есть в групповой идентификации или принадлежности; обостренное переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальную изолированность и отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы, постоянную агрессивно-оборонительную готовность.

Таким образом, вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность и участие в ней связано с психологическими проблемами и особенностями личности и теми психологическими технологиями пропаганды, которые используются в экстремистских организациях.

 

Профилактика – это наступление

Анализ социально-психологических причин вовлечения в экстремистскую деятельность позволяет наметить пути профилактической работы.

В этом плане очень интересно предложение исследователя А. Кисельникова, считающего необходимым создание живой действенной конструктивной идеологии, формирующей антитеррористические позиции у населения, прежде всего у молодежи. Это должен быть «яркий, живой эмоциональный идеологический образ антитеррористической направленности». Внедряемая позитивная контртеррористическая идеология должна быть конкурентоспособной, чтобы эффективно препятствовать проникновению террористических идей. То есть лучшая профилактика – это не пассивная оборона, а наступление.

Важной частью этой работы должно быть широкое освещение истинных целей террористов и последствий их социально опасной деятельности. При этом необходимо широко использовать прежде всего интернет, социальные сети – те средства, через которые осуществляется террористическая пропаганда и которые наиболее эффективны и востребованы в современном мире.

Вторым направлением деятельности должно стать использование социально-психологических инструментов для формирования межрелигиозного диалога. Необходима самая широкая пропаганда ненасилия. В этом процессе важнейшую роль должны играть такие социально-психологические области знаний, как психология межкультурных коммуникаций, психология религии, в частности ислама. На наш взгляд, очень важно, что преподавание этих дисциплин студентам в вузах способствует пониманию механизмов зарождения экстремистской пропаганды и вовлечения в нее людей. Это станет для молодых людей в будущем основой устойчивого барьера и иммунитета против экстремизма.

Еще одним важнейшим аспектом психопрофилактической работы должно стать конструирование позитивной и малоконфликтной исторической памяти. Что имеется в виду? Как известно, сегодня идеологи террористической деятельности активно эксплуатируют исторические обиды прошлого разных народов на пространстве бывшего Советского Союза. Чтобы противостоять таким попыткам экстремистской пропаганды, нужно в первую очередь всячески развивать различные межэтнические и межрелигиозные социальные проекты, направленные на формирование позитивного межкультурного взаимодействия.

Наконец, поскольку корни экстремизма и радикализма кроются в психологических причинах, необходима серьезная психопрофилактическая работа в образовательных учреждениях. Осуществляющие ее психологи должны обладать соответствующими компетенциями. В частности, этнорелигиозной компетенцией, то есть иметь объективное представление об этнических и религиозных факторах в формировании личности и уметь использовать данные познания в своей работе.

Практический и достаточно убедительный пример такого рода деятельности – наша Ассоциация психологической помощи мусульманам, которая успешно ведет работу в данном направлении и эффективно противостоит экстремистской идеологии. Так, нашими специалистами подготовлено учебно-методическое пособие для системы образования «Формирование духовной компетенции и психологической устойчивости молодежи», которое включает в себя два основных раздела: теоретические подходы и методические рекомендации по профилактике идей радикализма и экстремизма, преступлений против личности, общества и государства.

 

Ловушка для вербовщиков

Как распознать вербовщиков экстремистской организации, чтобы не попасться на их удочку? Специалисты предлагают следующие конкретные советы.

Прежде всего имейте в виду, что экстремистская миссия часто прикрывается иными целями. Необходимо понять истинные цели организации, которые очень часто могут быть скрыты. Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения: это «бомбардировка любовью». Типичные примеры подобного общения: «Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!», «В жизни не встречал более здравомыслящей девушки!»

В подобном случае проведите сами небольшой тест, который поможет вам распознать представителей экстремистской организации. Для этого просто поинтересуйтесь у навязчивых незнакомцев, так расхваливающих вас и зовущих в их организацию, что они думают о бывших ее членах. Приходилось ли им самим когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушать от него причины, по которым он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели организация не позволяет действующим членам организации общаться с покинувшими ее людьми?

Такого рода вопросы помогут вам вывести вербовщиков секты на чистую воду – они будут в замешательстве. Потому что для экстремистов покинувшие их члены – это однозначно враги, изменники и предатели. Все секты экстремистского толка внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов.

Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить вам: «Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас». В таком случае тут же попросите их рассказать вам об этом поподробнее и задайте вопросы следующего содержания: «Какие причины они приводят, обосновывая свое решение уйти из вашей организации?» и «Ну и что, теперь, когда они ушли от вас, считают ли они себя более счастливыми, чем раньше?» Мало какой вербовщик ответит на это что-то вразумительное. И его двуличие станет очевидным.

Но вы можете задать ему еще один вопрос, который окончательно поставит все на свои места: «Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее руководителе». И тут внимательно наблюдайте за реакцией вербовщика. Он как бы запнется и несколько мгновений будет выглядеть ошарашенным. Когда все-таки соберется с мыслями для ответа, то вряд ли сможет сказать вам что-либо конкретное. Это вполне естественно, потому что сектантам категорически запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания в адрес организации и ее руководителя. Да, именно так – у сектантов утрачено критическое восприятие действительности, их сознание контролируемо. И он не скажет ни одного критического слова о своей организации, на чем его легко поймать. Так что такой нехитрый тест позволит вам убедиться в том, что перед вами представитель секты.

 

Профилактика стресса

В целом же психологическая работа с учащимися в плане противодействия вербовщикам экстремистских организаций должна вестись постоянно, чтобы молодые люди прежде всего умели распознавать их. В таком случае они легко уйдут от «бомбардировки любовью», в том числе в интернете. Если же речь идет о конкретных предпосылках вовлечения кого-либо из учащихся в экстремистскую деятельность, то психолог должен провести с ним индивидуальную работу.

На постоянной основе нужно вести психологическую профилактику стресса, суицидальных наклонностей, внушаемости, агрессивности и других психологических проблем.

В свою очередь, психологическая профилактика стресса должна способствовать формированию разнообразных копинг-стратегий и расширению их репертуара, а также возможности их эффективного использования.

Действенным механизмом могут стать тренинговые программы, направленные на формирование проблемно ориентированного и эмоционально ориентированного копинга.

При этом сам психолог, осуществляющий данную деятельность, должен иметь соответствующие компетенции для ее осуществления.

Рисунок из архива автора