Главная страницаАрхив2020 #3 / «Точка роста» – технологии будущего

«Точка роста» – технологии будущего

28 Февраля 2020

«Точка роста» – технологии будущего

 

«Точка роста» – это сеть специализированных центров цифрового и гуманитарного образования, которые в рамках реализации федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование» создаются в селах и малых городах. На конец прошлого года открыто более двух тысяч таких центров на базе общеобразовательных школ в 50 регионах нашей страны. В учебных заведениях, где они появились, обновили материально-техническую базу, закупили новое оборудование. Это позволит в перспективе по-новому подойти к обучению детей, в частности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Как в жизни

Национальный проект «Образование» был утвержден майским Указом Президента Российской Федерации в 2018 году. Планируется, что его реализация продлится до 2024 года. В проекте стоит задача обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Одним из направлений реализации проекта является создание по всей стране сети центров «Точка роста». Каждый из них должен быть представлен минимум двумя кабинетами, которые поделены на несколько зон. В кабинете цифрового и гуманитарного профиля детям преподают ОБЖ, информатику, технологию. Во втором кабинете школьники занимаются проектной деятельностью. Занятия проводят как в основное время, так и в ходе внеурочной деятельности.

Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах.

Уроки по основам безопасности жизнедеятельности в «Точке роста» соответствуют современным требованиям к преподаванию данного предмета. Условия центра позволяют решать практические ситуативные задачи в спектре основных угроз, с которыми могут столкнуться современные школьники в реальном и виртуальном мире.

В рекомендациях по оснащению таких центров приведен список оборудования, необходимого для изучения основ безопасности жизнедеятельности и оказания первой помощи. Так, к примеру, в них указаны два тренажера-манекена: один для отработки сердечно-легочной реанимации, другой для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. К тренажеру рекомендуется приобрести набор имитаторов травм и поражений: они съемные, потому их можно будет использовать на манекене, показывая детям разновидности травм, специфические отличия и способы оказания первой помощи.

Таким образом, учителю из сельской школы или малого города предоставляется возможность проводить занятия по оказанию первой помощи не на плакатах, которые дают лишь общее представление по теме, а с использованием специального оборудования. Педагог вместе с детьми получает практический опыт использования знаний: манекен похож на человека, материал имитаторов выглядит как реалистичная травма. Школьник чувствует, к примеру, как нужно правильно обхватить тренажер и с какой силой надавить, чтобы извлечь инородное тело. При этом, разумеется, тренажер «прощает» все ошибки, лишь сигнализируя о них, чтобы не повторить их, если доведется, в жизни, где уже действует главный принцип – «не навреди». Безусловно, такое обучение детей на тренажере предполагает, что сам педагог уверенно владеет приемами оказания первой помощи.

Проверить действия школьника при пожаре в закрытом помещении, разобрать допущенные им ошибки и научить его находить правильный путь к спасению также возможно, используя оборудование «Точки роста». Для этого предназначен шлем виртуальной реальности – такие устройства имеются в оснащении центра.

На этом электронном тренажере ученик, решая воссозданную компьютером ситуационную задачу, самостоятельно пробует принять меры к спасению от пожара в помещении (например, в школе). Скажем, он должен найти предметы, которые ему помогут потушить пожар, вызвать пожарных, эвакуироваться через окно или предпринять другие действия в соответствии с заданными условиями виртуальной задачи. За действиями ученика, которые выведены на экран монитора, наблюдает учитель.

Шлемы виртуальной реальности могут воссоздать, в зависимости от заданной программы, самые разнообразные ситуации, угрожающие жизни и здоровью человека. Это очень эффективное современное средство обучения, как и вышеупомянутые тренажеры по оказанию первой помощи. Все это оборудование «Точки роста» позволяет учить детей действовать так, как в реальной жизни.

 

Дети в роли учителей

В Павловской средней общеобразовательной школе Истринского района Московской области в «Точке роста» при проведении открытого урока в роли учеников и педагогов выступили сами школьники. Для них это было необычно и интересно, учитывая, что «учителя» проводили занятия со своими сверстниками из соседней Покровской школы.

Шестиклассник Володя Хромов и семиклассник Тимофей Конопатов показали гостям, как нужно управлять квадрокоптером с мобильного телефона.

«Работой в этом центре меня увлекли мой классный руководитель Любовь Анатольевна Осипова и учитель труда Александр Геннадьевич Рыбочкин. Нам дали задание построить объект – полосу препятствий для ОБЖ, которая дает возможность усилить физическую подготовку школьников. Сейчас мы разрабатываем чертеж этого социально значимого проекта, а потом распечатаем его на 3D-принтере», – рассказал Володя Хромов.

«Центр – это очень познавательно, – делится впечатлениями Тимофей Конопатов. – В робототехнике можно самому построить любую машинку, самолет или кран, а в промдизайне – полетать с помощью квадрокоптера».

Другой школьник в роли учителя показал сверстникам основные действия при оказании искусственного дыхания пострадавшему в экстремальной ситуации, используя при этом специальный тренажер.

Одновременно с практическими занятиями в соседнем кабинете (проектной деятельности «Точки роста») в это время проходило занятие по ОБЖ под руководством педагога-психолога Вероники Масловой на тему профилактики наркотической зависимости. Разбившись на группы, учащиеся 7-го класса выясняли, почему люди употребляют наркотики, какие последствия происходят с организмом наркомана и как надо себя вести, чтобы уйти от проблемы. «Благодаря этому уроку я поняла, что наркотики – это абсолютное зло и их нельзя даже пробовать, чтобы не впасть в зависимость», – поделилась впечатлениями после занятия ученица Анастасия Пугачева.

Надо сказать, центр «Точка роста» в Павловской школе очень популярен. Учителя с удовольствием поддерживают реализацию проекта.

«Это замечательная возможность развития школьников, – уверен учитель Александр Рыбочкин. – Все проекты разрабатывают сами ребята, это полностью их работа, от идеи до воплощения, а мы, учителя, только немного им подсказываем и направляем».

Открытый урок посетили представители администрации городского округа Истра. Так, заместитель начальника управления образованием Татьяна Чибисова отметила: «Сегодня мы увидели, что учащиеся Павловской школы серьезно относятся к работе в центре, то есть они уже способны не только обращаться с оборудованием, но и научить других. И это большой прогресс. Поставка инновационного оборудования в образовательные центры сельских школ позволит использовать его достаточно продуктивно».

 

Место для творчества

Когда школьники из средней общеобразовательной школы № 2 имени М.И. Третьяковой в селе Доброе (Липецкая область) впервые увидели, как оснащен центр «Точка роста», то сразу заинтересовались. Теперь для них это популярное место.

Центр разместился в одном из помещений старшей школы на первом этаже и состоит из трех учебных аудиторий. Первый кабинет представляет собой цифровую зону. По периметру стоят столы с ноутбуками, роутерами и квадрокоптерами. В углу – 3D-принтер. В помещении есть возможность организовывать уроки по ОБЖ и обучаться оказанию первой помощи. Для отработки массажа сердца, вентиляции легких и удаления инородного тела из верхних дыхательных путей имеются два манекена. Для наложения повязок – несколько аптечек и набор с имитациями ран, шины.

Второе помещение гораздо просторнее. В нем предусмотрена зона для коворкинга – проведения своего рода мозгового штурма группой участников. Здесь же организована площадка для любителей шахмат – с профессиональными столами и часами. А еще имеется пространство для испытания шлемов виртуальной реальности.

Третья комната напоминает мастерскую. У столов розетки, чтобы ребята могли без проблем пользоваться электроприборами: клеевыми пистолетами, 3D-ручками и т.д. Отдельные столы предусмотрены для сбора моделей из конструктора «Лего».

«Я хочу научиться разрабатывать программы для виртуальных экскурсий, – поделился девятиклассник Тимофей Андросов. – Я уже пробовал: это несложно, но очень интересно».

Тимофей наметил себе план работы: сначала создать виртуальный тур по школе, а потом взяться за моделирование физических процессов и химических реакций. Эти программы помогут сделать изучение естественных наук более занимательным.

«Здесь можно проводить уроки технологии, истории, обществознания, ОБЖ – да практически по всем предметам, – говорит руководитель центра «Точка роста» школы, учитель ОБЖ Игорь Михин. – Наш центр можно использовать для разработки индивидуальных проектов. Мы это только приветствуем».

А заместитель главы администрации Липецкой области Анатолий Якутин, побывав в центре, сделал вывод: «Точка роста» – это место для творчества и осознанного выбора той деятельности, которая привлекает ребенка».

Инфраструктуру центров «Точка роста» рекомендуется использовать во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.


Дни открытых дверей

Как нам сообщили в пресс-службе Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края в семи школах, в которых были созданы центры «Точка роста», прошли мероприятия в форме открытых дверей с обучающими интерактивными лекциями и мастер-классами.

Так, в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», работающем на базе усть-большерецкой средней общеобразовательной школы № 2, прошли открытые уроки. Принимали участие в мероприятиях ученики 1–8-х классов. Для каждого обучающегося была разработана своя программа. Школьники показали, чему они научились с момента открытия центра. Руководитель «Точки роста» Евгения Санкина рассказала о проекте: «Это не просто кабинет высоких технологий, а место, где ребята открывают и развивают собственные таланты в тех областях, которые нужны и востребованы в современном мире».

Так, объединенный урок для учащихся 8-х и 4-х классов был посвящен основам оказания первой помощи. Для этого использовались два манекена-тренажера. Юные спасатели показали, какие действия необходимо предпринимать, чтобы спасти человека, получившего обморожение. Навыки реанимации отрабатывали и учителя. Также в ходе открытых уроков дети смогли изучить правила безопасного поведения на дорогах.

Второклашки, используя оборудование «Точки роста», продублировали на английском языке фрагмент отечественного мультипликационного фильма. А свой собственный мультфильм создавали ученики 4-го класса – смонтировали его с помощью видеоредактора. Творение школьников оценили сначала одноклассники и их родители, а потом мультфильм собственного производства с удовольствием посмотрела вся школа. На многих, кстати, это произвело стимулирующий эффект – ребятам самим захотелось как-то проявить себя. «Точка роста» дает для этого возможности.

В школе отметили, что сегодня в двух кабинетах «Точки роста» проводятся уроки по информатике и ОБЖ. А всего в рамках программ дополнительного образования в центре организованы 11 объединений. Дети осваивают компьютерное программирование, робототехнику, журналистику, основы нелинейного монтажа, искусство фотографии, музыкальные дисциплины и многое другое.

Созданные в 2019 году центры образования цифрового и гуманитарного профилей постепенно становятся настоящими центрами социальной жизни школ, в которых они работают.

В ближайшие три года на Камчатке откроются еще 19 таких центров. Таким образом, к 2022 году планируется, что в крае будут действовать 26 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Ольга Майзенберг, Елена Панкрушина

 

Курсы для педагогов

Более двух тысяч учителей центров гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» предмета ОБЖ прошли повышение квалификации в прошлом году.

Занятия были проведены на базе учебных центров МЧС России и школ, расположенных в Московской области, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Омске, Тюмени, Самаре, Махачкале, Грозном, Воронеже, Уфе, Астрахани, Краснодаре и Нижнем Новгороде.

Как отмечают эксперты, программа стала первым реализованным в нашей стране масштабным проектом сетевого межведомственного взаимодействия с участием образовательных организаций, а также МЧС, ГИБДД, Минздрава и ОМОНа.

По отзывам самих педагогов, на занятиях было как раз то, что нужно: теория и практика спасения от профессионалов, методика проведения тренингов с обучаемыми. К примеру, Наталия Маленьких, учитель Иковской средней общеобразовательной школы Курганской области, не скрывает своего удовлетворения: «Даже педагоги, давно преподающие ОБЖ, не видели того, что нам показали за три дня. В частности, мы получили практические навыки по пожаротушению, учились пользоваться оборудованием для резки металлических прутьев, прошли тренинг самоспасения с помощью каната с высоты четырехэтажного дома, приобрели навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи в различных нестандартных случаях». Как рассказывают учителя, большое внимание на курсах было уделено и методам профилактики опасностей на транспорте, в быту и в природной среде.

Отдельных похвал заслуживает и использование на курсах интерактивных методов обучения, которые увеличили практическую ценность занятий. Так, в Самарском учебном центре федеральной противопожарной службы для педагогов провели квест по ориентированию в городских условиях «Вернись на базу!».