Главная страницаАрхив2020 #3 / Спасут из огня, из воды и даже из-под земли

Спасут из огня, из воды и даже из-под земли

07 Марта 2020

В преддверии 30-летия образования МЧС России мы продолжаем летопись подвига сотрудников спасательного ведомства. То есть месяц за месяцем рассказываем лишь о некоторых из великого множества чрезвычайных ситуаций, в которых спасатели проявили мужество и героизм в разные годы. Итак, на календаре – март…

 

В огонь шел первым…

20 марта 2010 года произошло возгорание административно-офисного здания на 2-й Хуторской улице в Москве. Для организации тушения пожара на место прибыл начальник службы пожаротушения города Москвы полковник внутренней службы Евгений Чернышев, который принял руководство тушением пожара на себя. В это время огонь интенсивно распространялся по вентилируемому фасаду и внутри здания, в котором находились сотрудники офисов. Евгений Николаевич успел вывести из огня пять человек.

Он был опытнейшим пожарным, «тушилой из тушил», как с уважением отзывались о нем сослуживцы. До этого вместе со своими подчиненными спасал людей из огня в самых тяжелых условиях. Славился тем, что лично проводил разведку, четко оценивал ситуацию, находил верное решение, сам был образцом мужества. И в тот раз Чернышев, выведя людей из огня, вновь бросился обратно. Работая в пылающем здании, еще успел сообщить, что у него в дыхательном аппарате заканчивается кислород. А в следующий момент в помещении, где он находился, обрушилась кровля…

Указом Президента Российской Федерации № 343 от 24 марта 2010 года за мужество и героизм, проявленные при тушении пожара и спасении жизни людей, полковнику внутренней службы Чернышеву Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Ему было всего 46 лет…

В одну из очередных годовщин со дня гибели Евгения Чернышева в Учебно-методическом центре МЧС России в Москве прошел вечер памяти, на который пришли его друзья, коллеги и родные. Ведущая вечера Марина Чернышева читала много стихов, рассказывала о своем муже и вспоминала, как была счастлива с ним. Хоть это было и трудное счастье.

– Ожидание становится профессиональной чертой жены офицера, жены пожарного, спасателя, – сказала Марина, – и думаю, что за эти годы, а с Женей мы прожили 20 лет, я научилась ждать.

Она хорошо понимала, что мужу помогает выжить среди огня отличная физическая подготовка. Марина вспоминала, что Евгений прекрасно плавал, ходил на беговых лыжах, наматывал километры на кроссах, занимался фитнесом, единоборствами, тренировался с альпинистами, играл с друзьями в футбол, иногда играл в хоккей, любил стрелять в тире, в последние годы освоил горные лыжи. Любовь к спорту Евгений Николаевич привил своему сыну Даниле.

Близкие друзья и сослуживцы Евгения Чернышева, Игорь Куряков и Сергей Гедин, вспоминали о нем как о бесстрашном пожарном руководителе, первым уходившем на разведку пожара и только после этого направлявшем в пекло подчиненных.

А генерал-майор внутренней службы Александр Гаврилов, говоря о Евгении Чернышеве, сказал: «Человек живет до тех пор, пока о нем помнят…»

 

СПАСЛИ ВДВОЕМ ДЕСЯТКИ ЛЮДЕЙ

13 марта 1994 года от берега в Куршском заливе ураганным ветром оторвало большую льдину, на которой находилось более ста рыбаков, и стало быстро уносить в море.

Несчастные случаи бывали на траверзе поселка Каширское и раньше. Каждый год одну-две жизни уносила ледяная вода. Почему-то всегда, если требовалась немедленная помощь, обращались именно к Валерию Фадееву, жителю поселка. Может быть, потому, что мало кто решится выйти на помощь терпящим бедствие, а Фадеев – всегда пожалуйста. И в этот раз Валерий Иванович не только стал очевидцем крупнейшей чрезвычайной ситуации на Балтике – отжима льдины, на которой находилось более сотни рыбаков, но и принял активное участие в их спасении. Рискуя жизнью, вместе с соседом Сергеем Бариновым он перевез на берег 47 человек. К сожалению, были и погибшие…

– Дня за три до этой трагедии я ходил на рыбалку, – вспоминает Валерий Иванович. – На ней простыл. Сидел дома, температурил. Ближе к обеду, в половине второго, как раз уха варилась, зашел Иван Сивцов, сосед. Говорит, что на заливе лед оторвало, а там люди. С утра-то еще был легкий морозец, но залив есть залив. Он непредсказуем. Оттепель наступила резко, и люди просто не заметили, что их оторвало, так как находились далеко от берега. Бывает, сидишь с удочкой и узнаешь о том, что дрейфуешь, только когда вдруг леску начинает затягивать под лед, а рыбы на крючке нет. Сам бывал в такой ситуации. Словом, решил: надо выручать людей. Жена: «Куда ты? Смотри, больной весь...» А что тут поделаешь? Сказал Альбине, мол, уху одна доваривай. Тут как раз и Серега Баринов из дома вышел, он рядом живет.

«Пошли, – говорю, – в залив, вдвоем надежнее». – «Чего ж не пойти...»

Взяли катер, набрали бензина, все средства, что могли. Канал был вскрыт, мы прошли по нему до залива, а потом еще 500–700 метров тащили катер по льду. Добрались до трещины, которая в ширину была уже чуть больше километра, и увидели, что народу на той стороне уйма!

Сначала подплыли к льдине, на которой человек двадцать сидели. Оказалось, что лед очень рыхлый, как мокрый сахар. Местами на нем невозможно было стоять – только лежать. В несколько заходов на берег их переправили. А время уже шло к вечеру. Подплыли к другой льдине, там было человек тридцать. Первым взяли мальчика лет семи, потом забрали еще двух пацанов. Рейса три сделали – стемнело совсем. У нас на буксире лодка четырехместная, так в нее сразу одиннадцать человек прыгнули. Ну, их тут же волной и накрыло. Трос натянулся, нашу моторку тянет под воду. Еле успели трос отцепить... Из тех 11 успели всего двоих подобрать…

На помощь другим рыбакам, которых далеко отнесло в море, вылетели два вертолета Балтийского флота. В общей сложности летчики спасли тогда еще 23 человека.

Так что, к сожалению, не всем удалось помочь, были и жертвы, но эта чрезвычайная ситуация имела большой резонанс. Вскоре в регионе была создана первая в истории Калининградской области поисково-спасательная служба. А еще спустя семь лет она была реорганизована в Поисково-спасательный отряд Главного управления МЧС России по Калининградской области. Так что можно сказать, что Валерий Иванович Фадеев стал одним из первых спасателей в Янтарном крае. Сейчас он на пенсии и по-прежнему трудится уже внештатным инспектором ГИМС Главного управления МЧС России по Калининградской области.

Подвиг двух жителей поселка Каширское Гурьевского района Калининградской области Отечество оценило высоко. Указом Президента Российской Федерации № 845 от 11 августа  1995 года за мужество и героизм, проявленные при спасении людей во время стихийного бедствия в Куршском заливе Балтийского моря, Валерию Ивановичу Фадееву и Сергею Михайловичу Баринову было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

 

ПОСЛЕ ВЗРЫВОВ

29 марта 2010 года на Сокольнической линии московского метро прогремели два взрыва. Первый произошел в 7 часов 56 минут на «Лубянке». В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство. Через 40 минут второе взрывное устройство сработало на «Парке культуры». Обе бомбы были закреплены на террористках-смертницах. В результате двух взрывов в общей сложности погибли 40 человек и пострадали более 100.

Спасатели МЧС России, прибывшие на станции «Лубянка» и «Парк культуры», совместно с сотрудниками метрополитена и представителями правоохранительных органов эвакуировали свыше 3500 пассажиров. Их быстрые и слаженные действия позволили избежать паники и спасти жизнь многим пострадавшим.

Илья Жуков, Олег Шишпанов и Кирилл Низаметдинов, чьи расчеты прибыли на «Лубянку» и «Парк культуры» среди первых, рассказали о том, что происходило на станциях сразу после взрывов.

«По прибытии у нас не было точной информации, было ли возгорание. Если в таких местах, как метро, есть задымление и высокая температура, это намного усложняет эвакуацию людей», – вспоминал старший расчета Кирилл Низаметдинов. Тогда, в первое время, когда еще мало кто из пассажиров понимал, что произошло, нужно было оказать помощь пострадавшим, вывести раненых. Но главное – не допустить паники сотен людей в ограниченном пространстве эскалаторов и переходов. Многих из пострадавших Кирилл Низаметдинов и другие спасатели выносили на руках. Останавливать кровь и перевязывать раненых пришлось тут же, на платформе станции метро, среди раскрошенного мрамора облицовки, осколков стекла, содержимого сумок. А в это время другой отряд спасателей разрезал искореженный взрывом вагон, чтобы извлечь из него пассажиров.

По словам спасателей, эвакуация началась еще до их прибытия к месту ЧП. Пожарные, которые первыми оказались на месте теракта, сами начали выносить из метро пострадавших во время взрыва людей.

«Около вагонов людей особо не было, никто не лежал. Одну женщину мы нашли в переходе между станциями «Лубянка» и «Кузнецкий Мост», видимо, она в состоянии шока добралась туда», – рассказал Олег Шишпанов.

Илья Жуков вспоминает свой самый ужасный момент того утра, когда еще во время спасательных работ на «Лубянке» стало известно о взрыве на станции «Парк культуры». «Часть расчетов была переброшена туда. Мысли тогда были лишь о том, чтобы этот взрыв был последним».

Когда в метро прогремели взрывы, центр Москвы на несколько часов превратился в один гигантский затор: все улицы рядом с местом теракта были перекрыты. И в ситуации, когда нужно эвакуировать раненых и счет идет на минуты, единственное спасение – вертолеты МЧС России. Именно на них в московские больницы доставляли раненых с самыми тяжелыми и опасными для жизни травмами. Внутри такой вертолет – настоящий реанимобиль. Здесь есть набор необходимых медикаментов, дефибриллятор, аппарат искусственной вентиляции легких – все для того, чтобы помочь человеку, находящемуся между жизнью и смертью. А летчики – высшего класса.

Один из них, Радик Асыльбаев, сажал свой вертолет прямо на проезжую часть дороги перед станцией «Парк культуры» несколько раз. Ювелирная работа – втиснуться между столбами и проводами. Метр вправо или влево – и трагедии не избежать. «Для нас это каждодневная работа, – рассказал летчик. – Я вам скажу, тяжелый психологический труд. Когда везешь пораженного человека, которому очень больно, тяжело, на душе тоже очень тяжело. Хочется быстрее его доставить, спасти ему жизнь».

Именно в ходе этой поисково-спасательной операции спасателями впервые было отработано массовое использование авиационных технологий экстренной доставки наиболее пострадавших в лечебные учреждения го-рода с помощью вертолетов МЧС России.

Эти же технологии были применены в поисково-спасательной операции при аварии на станции «Славянский бульвар» Московского метрополитена в 2013 году, когда благодаря использованию вертолетов удалось спасти жизнь многим пострадавшим.

Сергей Князьков, Алексей Жегулин

Фото из архива редакции

 

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

3 марта 1992 г. У разъезда Подсосенки в Тверской области произошла железнодорожная катастрофа: в 5:15 столкнулись пассажирский и товарный поезда. В результате погибли 43 человека, 108 получили травмы, из них 52 – тяжелые. Первыми на место чрезвычайной ситуации прибыли расчеты Нелидовского пожарно-спасательного отряда. Они тушили огонь, спасали и эвакуировали из вагонов людей, оказывали пострадавшим помощь.

13 марта 1992 г. В Турции произошло землетрясение силой семь-восемь баллов с эпицентром, расположенным в городе Эрзинджан, в котором проживало свыше 100 тысяч человек. Турция обратилась к России за помощью. Правительство Российской Федерации поручило Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) направить в Турцию российских спасателей, которые уже на третьи сутки после катастрофы были на месте и приступили к поисково-спасательным работам. Это была первая международная спасательная операция ГКЧС, в ходе которой удалось спасти 12 человек.

14 марта 2004 г. Около 21 часа возник крупный пожар в Московском Манеже. Из-за того, что сотрудники Манежа слишком поздно сообщили об этом пожарным, на момент, когда те прибыли (в 21:33), пожар получил уже высший номер сложности – пятый. Вскоре у горящего здания были сосредоточены 72 отделения огнеборцев общей численностью 250 человек. На горящее здание со всех сторон были направлены 42 водяных ствола. Площадь пожара составила более пяти тысяч квадратных метров. Локализовать его удалось к 23:45, а ликвидировать только к четырем часам утра.

19 марта 1999 г. Ликвидация последствий взрыва, устроенного террористами, на Центральном рынке Владикавказа. Погибли 52 человека, сотни пострадали. В столицу Северной Осетии – Алании немедленно вылетел самолет Ан-74 МЧС России со специалистами Центра медицины катастроф и необходимыми медицинскими средствами.

20 марта 2007 г. В Краснодарском крае, в станице Камышеватской, произошел пожар в доме престарелых и инвалидов «Приазовье». Погибли 62 человека, были спасены 33. В аварийно-спасательных работах задействованы от МЧС России 68 человек, 34 единицы техники, в том числе вертолет.

19–23 марта 2007 г. Ликвидация последствий взрыва метана в шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. В ходе поисково-спасательных работ из шахты эвакуированы 93 человека, обнаружены и подняты на поверхность 110 тел погибших.

27 марта 2016 г. Сотрудниками МЧС России в ходе мониторинга по камерам оперативного контроля, установленным на комплексе защитных сооружений от наводнения Санкт-Петербурга, в акватории Финского залива была выявлена образовавшаяся у ледового поля промоина вдоль берега длиной300 м и шириной от 7 до15 м. В это время на ледовом поле находились около 80 рыбаков. Незамедлительно к месту происшествия были направлены два судна на воздушной подушке «Хивус-10» со спасателями. Проведенная спасательная операция по оперативной эвакуации рыбаков с льдины прошла успешно…

И все это – лишь единичные эпизоды работы спасателей в марте на территории всей нашей огромной страны…