Главная страницаАрхив2020 #7 / Онлайн-уроки: обучение или мучение?

Онлайн-уроки: обучение или мучение?

07 Июля 2020

В наш век «суперпрогресса и всеобщей цифровизации» дистанционное обучение нередко преподносится как высшее благо. Предполагается, что в таком формате оно будет общедоступным в любом объеме, хорошего качества и потребует наименьших финансовых затрат. О том, что это, мягко говоря, далеко не так, заставили всерьез задуматься реалии самоизоляции во время пандемии коронавируса, когда вузы и школы вынужденно перешли на дистанционное обучение.

 

В режиме самоизоляции

При карантине очень многие педагоги высказывали критические мнения по поводу дистанционного обучения, которым они вынуждены были заниматься. Как правило, сходились на том, что «это надо просто пережить», по возможности с наименьшими потерями для своих учеников (потери в качестве обучения однозначные, причем весьма существенные). Как-то сразу умолкли прежние разговоры о том, насколько это современно и эффективно – дистанционное обучение. После того как оно коснулось многих, оптимистов в этом плане осталось мало.

Проблемы возникали буквально на каждом шагу. Прежде всего, нехватка компьютеров, отсутствие сети интернет в удаленных районах. Там же, где интернет устойчив, вдруг выяснялось, что учителю очень сложно одновременно находиться в онлайне со всеми своими учениками (допустим, их 20, 30, 40…) как технически, так и морально, психологически. Плюс потом проверять домашние задания в таком же режиме (до поздней ночи).

Урок – это ведь не лекция в форме сплошного учительского монолога. Здесь и опросы, и задания, и тесты и т.д. Причем система подобного обучения совершенно не отработана на практике, пандемия заставила всем этим заняться в таком широком формате впервые. Вот и выяснилось, что учитель, не имея реального контакта с учеником, например, затрудняется объективно дать оценку контрольной работе. В интернете можно найти любые ответы, есть соответствующие сайты, школьники их прекрасно знают. Проконтролировать, сам ученик давал ответ или пользовался готовым, невозможно. И это лишь одна проблема такого рода, других тоже хватает.

Но, главное, суть даже не в технических проблемах. Важен вопрос: как и каким образом влиять на становление личности ребенка? Кстати, по опыту дистанционной учебы в режиме самоизоляции можно сказать об одной общей проблеме – урок в онлайне воспринимался учащимися отвлеченно, без обычного интереса. Об этом говорили во время карантина сами школьники и студенты. Кажется парадоксом, но часто можно было услышать слова: «Когда же мы, наконец, увидим наших учителей!» Потому что обучение – это ведь живой процесс, не механический. Важно общение, что называется, глаза в глаза.

Многие из вышеобозначенных проблем, надо сказать, были очевидны и до эпопеи с коронавирусом. Финансовую сторону дистанционного обучения опустим, потому что в наше время далеко не многим семьям доступно полное компьютерное обеспечение учебного процесса в необходимом объеме. Доступ к интернету даже в ближайшем Подмосковье (в радиусе 30–40 км) оставляет желать лучшего. А что говорить об отдаленных районах? В соцсетях как-то показали ролик, в котором родители вынуждены вывозить детей на своих машинах на трассу только лишь для того, чтобы «поймать» интернет и выполнить домашнюю работу. И это было еще до ситуации с коронавирусом.

 

Дмитрий Глушко, заместитель министра просвещения РФ: «Классическое образование, классическая школа, живой человеческий контакт нужен и важен, он является ключевым в передаче знаний. При этом надо использовать и возможности дистанционного образования».

 

Воспитание через монитор?

Теперь поговорим о духовной и воспитательной сторонах данного формата. Помимо образовательной функции, школа выполняет еще и воспитательную, которая не менее важна. Давно нет октябрят, пионеров и комсомола, молодое поколение только слышало об этом… Но есть классы, параллели. Есть коллектив, как и во все времена, а значит, вопросы воспитания всегда стоят на первом месте.

В нашей гимназии воспитательной работе уделяют огромное внимание. У нас проводятся праздники на гимназическом уровне (туристические слеты, посвящение в гимназисты, День учителя, Масленица, концерты и т.д.), а также идет нескончаемая вереница повседневных мероприятий. Кураторы вместе с детьми готовят сценки, ставят сказки, танцевальные номера. Часто и с удовольствием в этом участвуют и родители.

То есть мы все – дети, родители, учителя – живем одной большой семьей. Так скажите, разве можно через монитор донести все это до ребенка? Вопрос риторический, ответ очевиден.

Идем дальше. Для того чтобы ребенок смог самостоятельно получать информацию из интернет-ресурсов, его нужно этому обучить. Чтобы он развил эти навыки, обучать его необходимо в формате привычной нам школы, в системе «человек – человек», смотря глаза в глаза ученикам, видя реакцию, эмоции и имея четкое представление, усвоил ли ученик тему, понял ли ее. Сейчас я говорю о начальной школе.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в постоянном контакте с учителем, они находятся в непрерывной связи с ним. Ребенку необходимо корригирование его действий или похвала его работы сиюминутно, на основе непрерывного текущего контроля. То есть педагогу нужно получение информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности.

Например, в первом классе дети начинают осваивать письменную грамоту. Учитель ставит руку каждому. Через экран он этого сделать не сможет.

Таким образом, дистанционное обучение в начальной школе предполагает, что рядом с ребенком должен находиться родитель, который будет выполнять эти, возможно, «устаревшие» функции учителя, вместе с тем до сих пор весьма эффективно действующие. Смогут ли родители сидеть со своим ребенком не один год? И если смогут, то это будет уже массовое обучение не детей, а родителей!

 

Андрей Андреев, директор школы, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 18 имени С.В. Суворова с. Тенгинка», Краснодарский край: «Онлайн-уроки – это хорошая альтернатива при форс-мажорах. Но это не заменит встреч с одноклассниками, игр на переменах, походов в столовую, а это целая традиция полноценного общения со сверстниками и учителями».


Цифровой стакан воды

В формате нынешней классической очной школы учитель умеет находить подход к каждому ученику и по ходу урока корректировать свою работу и сам урок, опираясь на этот индивидуальный подход. Например, есть дети, которые быстро схватывают информацию, быстро пишут, быстро считают. Учитель строит урок таким образом, что «отстающие» не чувствуют себя хуже других. В дистанционном формате обучения существуют строгие временные рамки, которые не позволят учителю вести урок так, как это было в школе.

Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на конкретном занятии, так и в перспективе.

Учитель, видя ученика каждый день в школе, наблюдая за ним, составляет для себя психологический портрет, на основе которого проводит воспитательную работу с каждым ребенком. Дети, общаясь друг с другом в классе, проходят определенный этап социализации. Они знакомятся, дружат, ругаются, мирятся, сочувствуют, сопереживают, расстраиваются, сравнивают, смеются, держатся за руки. В дистанционном обучении дети ограничены экраном и лишены всего этого.

Кроме того, проблемы с интернетом и отсутствие непосредственного общения учителя с ребенком далеко не самые страшные. Как выяснилось, дети не могут самостоятельно организоваться по причине отсутствия рядом учителя и даже такой «мелочи», как школьный звонок. В итоге учебный процесс, в котором участвуют все – и дети, и родители, и учителя, – растягивается на целый день, а иногда и до глубокой ночи. Дети неотрывно находятся на учебе, родители работают на удаленке (как было в период карантина), готовят обед, а еще учатся вместе с ребенком, учителя же после проведенных уроков должны не только проверить домашнее задание, но и подготовить задания на следующий день. В таком стрессовом состоянии все находятся порой круглосуточно, без выходных.

Долгое нахождение за компьютером приводит к ухудшению зрения. Если ребенок, начиная с первого класса, будет сидеть за компьютером на уроках, зрение начнет падать в раннем возрасте. Мы все прекрасно знаем, что нынешнее поколение детей большую часть своего свободного времени проводит в гаджетах, в интернете. И сторонники дистанционного обучения упирают на этот факт. Но! Игры и просмотр развлекательных видео не напрягают мозг. Ребенок в этот момент расслаблен. Напрягаются только глаза. При дистанционном обучении напряжение идет на все: мозг, глаза, нервную систему (потому что нужно, например, выполнить контрольную на время или ответить на вопросы) – ребенок находится в постоянном напряжении. Плюс малоподвижный, сидячий образ жизни, который может привести к гиподинамии. При этом все прекрасно понимают, что идет сплошное нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для учащихся, прежде всего начальных классов – общее время работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–2-м классе – 20 минут, 3–4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут.

На пальцах ребенку проще объяснить некоторые темы, нежели разглагольствовать об этом, вещая с экрана. Например, счету до десяти в первом классе мы начинаем учить считать на палочках. Ребенок держит их в руках и лучше запоминает.

Учителей начальной школы для дистанционного обучения необходимо подготовить, выучить и выпустить. Потому что это совершенно иной формат обучения. И нынешние учителя не готовы ни физически, ни морально к новой системе обучения. Поэтому многие учителя приходят к выводу, что дистанционная форма обучения – это видимость образования, за которой скрывается масса проблем. Скорее это самообразование наполовину с репетиторством.

В заключение хочу повторить слова Антона Семеновича Макаренко: «…наши дети – наша старость». В таком случае с введением полного дистанционного обучения нас ждет цифровой стакан воды.


Анна Стенько, учитель начальной школы, Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Ногинская гимназия», Московская область

Фото из архива автора

 

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией внимания на экране монитора, не должна превышать: для детей 6–10 лет – 15 минут, 10–13 лет – 20 минут, старше 13 лет – 25–30 минут.