Главная страницаАрхив2020 #8 / Жить, чтобы спасать

Жить, чтобы спасать

27 Июля 2020


По отзывам наших читателей-педагогов, материалы под данной рубрикой всегда востребованы. Учителя отмечают, что в ходе изучения ОБЖ примеры реальных действий пожарных и спасателей, как и сам рассказ об их незаурядных личностях, оказывают на школьников положительное воздействие. Тем более сейчас, когда мы в год 30-летия образования МЧС России рассказываем о наиболее громких, хотя уже изрядно подзабытых, происшествиях. Тем не менее о мужестве и самопожертвовании людей в экстремальных ситуациях забывать нельзя, и мы продолжаем наш рассказ о героях разных лет. Итак, на календаре – август…

 

Спасая других, не уберег себя…

Двадцать лет назад, 27 августа 2000 года, произошел пожар на Останкинской телебашне в Москве. Пожарным пришлось действовать в сложнейших условиях. Горели силовые кабели антенной части, а очаг возгорания находился на высоте 460 метров.

Руководил тушением пожара полковник внутренней службы Владимир Арсюков. Оценив обстановку, он лично возглавил работу пожарных по эвакуации людей. Одновременно шла ожесточенная борьба с огнем. Принятыми мерами удалось сдержать распространение огня в течение двух часов на отметке 400 метров, что позволило своевременно эвакуировать более 300 человек.

Потом было обнаружено горение антенно-фидерного устройства и кабелей. Для предотвращения стекания горящей массы изоляции нужно было немедленно защитить технологические проемы асбестовыми полотнами. Зная места нахождения первичных средств пожаротушения на охраняемом объекте, Владимир Арсюков решил сам доставить асбестовое полотно к месту горения натяжных тросов. Для более быстрого выполнения задачи он принял решение воспользоваться скоростным лифтом, так как подъем по лестнице занял бы около часа. Вместе с лифтером Светланой Лосевой и техником Александром Шипилиным вошел в лифт. Именно в этот момент ситуация вышла из-под контроля. Пламя выбилось наружу и охватило машинное отделение лифта.

Во время подъема произошло автоматическое самовыключение всех пассажирских лифтов башни. Владимир Ильич передал информацию о плавном подъеме лифтовой кабины и что на отметке 305 метров наблюдается сильное задымление. С этого момента больше он на связь не выходил…

Тушение огня продолжалось всю ночь. Лишь к утру стало возможным приступить к поиску лифта с людьми. Его обнаружили на минусовой отметке, ниже уровня первого этажа, заваленным слоем сгоревшего кабеля. Как выяснилось, произошел разрыв несущих тросов и лифт упал в шахту на отметку минус семь метров.

Указом Президента Российской Федерации в ноябре 2000 года Владимир Ильич Арсюков, Светлана Валерьевна Лосева и Александр Васильевич Шипилин посмертно были награждены орденом Мужества.

73-й пожарной части Управления Государственной противопожарной службы СВАО города Москвы, заместителем начальника которой являлся полковник внутренней службы Владимир Арсюков, присвоено его имя. Также его именем названа улица в жилом микрорайоне на севере Москвы. Там же, в школе № 709, где учился герой, в созданной руками учителей и школьников экспозиции хранятся награды Владимира Ильича, его боёвка, погоны, личные вещи, фотографии, документальные свидетельства о наиболее ярких эпизодах его жизни. Ведь героический поступок при тушении пожара на Останкинской телебашне был последним в длинной череде других эпизодов, где ему приходилось рисковать своей жизнью ради спасения людей. Это была его работа. Владимир Ильич Арсюков спас многих, но себя не уберег…

Все уникальные в своем роде исторические материалы, бережно хранимые школьниками, несут в себе неугасимую печать памяти, символизируют и связывают между собой прошлое и настоящее.

 

Погружения в неизвестность

17 августа 2009 года в 4 часа 15 минут по московскому времени на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария. Один из гидроагрегатов был разрушен. Работа станции была остановлена.

С подмосковного аэродрома Раменское в зону чрезвычайной ситуации вылетел транспортный самолет Ил-76 МЧС России, на борту которого находились спасатели отряда Центроспас, а также специальная техника и оперативная группа. Следом за ними на ликвидацию последствий аварии были направлены водолазы этого же отряда.

На месте аварии спасатели немедленно занялись расчисткой завалов и поиском людей. Ситуация была уникальна тем, что пришлось применить практически все свои навыки: работы велись и на воде, и под водой, среди сплошных завалов, загромождений. Водолазы использовали альпинистское снаряжение, средства химической защиты. Они искали пострадавших в затопленных помещениях машинного зала станции, перекрывали задвижки, чтобы предотвратить поступление воды в гидроагрегаты. В общей сложности водолазы проработали под водой более 350 часов, причем большую часть в ночное время в затопленных помещениях, захламленных остатками гидроагрегатов и строительных конструкций. Каждый раз водолазы погружались в неизвестность, не зная, что на этот раз их ждет под водой. Но они, люди мужественной профессии, были готовы ко всему – впрочем, как и все спасатели.

Вспоминает Виктор Гулевич, спасатель международного класса, Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России:

«17 августа в 13:30 к нам поступила информация о чрезвычайной ситуации. Поскольку я был начальником поисково-спасательной службы, то сразу стал подбирать группу для выезда, дал указание готовить снаряжение. Утром следующего дня вылетели из аэропорта Иркутска в Абакан, оттуда на машинах направились к станции.

Приехали мы уже под вечер, сразу расположились возле здания Саяно-Шушенской ГЭС. Нас встретил людской муравейник, грохот работающих механизмов... Выяснилось, что первыми спасательные работы провели специалисты из Хакасии, даже живых людей нашли. Нашу водолазную группу в ночь на 19 августа практически с колес направили на погружение.

Работа водолазов Байкальского поисково-спасательного отряда, в общем, переломила ситуацию: они провели ночные погружения в сложных условиях, расчистили шандоры, после чего началась откачка воды. Затем спасатели уже смогли проникнуть на нижние отметки станции, где потом обнаружили большинство погибших...

Работы на пострадавшей от аварии Саяно-Шушенской ГЭС не прекращались ни днем ни ночью. Работали все профессионально. Были, конечно, какие-то моменты из-за нехватки опыта, но к тем, кто приехал в моей группе, претензий никаких не было. Ребята из шестой пожарной спецчасти Иркутска отлично поработали. Спасатели городской аварийно-спасательной службы раньше с такими чрезвычайными ситуациями не сталкивались, но они старались делать все, что нужно. Слава богу, что быстро все закончилось, всего за пять дней».

 

Поиски – это тоже подвиг

24 августа 2004 года в Ростовской области около 23:00 в небе над Каменском потерпел крушение пассажирский самолет Ту-154.

Владимир Лоленко тогда служил командиром спасательной роты в 495-м Спасательном центре МЧС России, дислоцировавшемся недалеко от Ростова-на-Дону. Он вспоминает, что роту подняли по тревоге глубокой ночью. Согласно боевому приказу, надлежало немедленно выехать в Каменск-Шахтинский район Ростовской области и организовать поиск самолета Ту-154, потерпевшего здесь авиакатастрофу. О том, что, помимо обломков лайнера, придется иметь дело с десятками тел погибших пассажиров, впрямую в приказе не говорилось, но это было ясно без слов.

На следующий день вся страна ахнет от негодования: жестокость террористов, взорвавших этот самолет в воздухе, была просто беспредельной. А их сводный поисковый отряд видел все своими глазами, работая среди останков человеческих тел. Вместе с ними поисковые работы вели коллеги из Ростовского и Новошахтинского поисково-спасательных отрядов.

Во время проведения обычных операций солдаты переговариваются друг с другом, подшучивают, какие-то байки травят. На этот раз все было по-иному. Почти сотня ребят в камуфляже, вытянувшись цепью, хмуро и безмолвно обследовала знойную ростовскую степь. Первый обломок самолета нашли через пять с половиной часов после начала поиска. Затем второй, третий. Вот и первое бездыханное человеческое тело. Чуть позже к месту трагедии подтянулись специалисты всех необходимых служб. Они-то и занялись первоочередными работами по выяснению причин катастрофы, изучению состояния материальной части. А старшему лейтенанту Лоленко во главе группы из шести солдат и сержантов досталось делать самое тяжелое – готовить к эвакуации тела погибших пассажиров.

Впервые за многие месяцы службы Владимир Лоленко стоял возле двух погибших людей и не знал, как ему поступить, с чего начать работу. Так продолжалось несколько минут. Состояние молодого офицера заметил его старший товарищ из Новошахтинского отряда. Подошел, постоял рядом, помолчал. Потом чуть приобнял за плечи:

– Возьми себя в руки, парень. Это последнее, что мы можем сделать для них. Это наша работа.

И сам показал, как лучше производить обработку тел погибших.

Всего в течение нескольких дней Лоленко и его солдатами их было обработано 30. Бойцы через каждые три часа менялись, шли отдохнуть, хоть как-то забыться от этого кошмара. Владимир от смены каждый раз отказывался. Больше суток не ел, не спал. Только изредка обменивался короткими репликами с работающими здесь же пожарными, сотрудниками прокуратуры, медиками. Подчиненные все понимали с полуслова, работали самоотверженно. Настолько, что иной раз Лоленко даже удивлялся, откуда у девятнадцатилетних парней столько сосредоточенности и выдержки…

Свое дело они сделали до конца. Спустя несколько дней после окончания аварийных работ экс-губернатор Ростовской области Владимир Чуб за высокий профессионализм и отвагу объявил старшему лейтенанту Лоленко благодарность и поощрил денежной премией. Когда же друзья спрашивают у него, какие чувства он испытывал там, у поселка Глубокого, Владимир признается: вопреки всякой логике он и его солдаты до последнего момента надеялись, что хотя бы одного человека удастся найти живым…

Алексей Жегулин, Сергей Князьков, Юрий Селезнев

Фото из архива редакции

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

1 августа 2003 г. Совершен зверский террористический акт в городе Моздоке. КамАЗ, начиненный взрывчаткой, на большой скорости въехал на территорию военного госпиталя, и через несколько секунд прогремел мощный взрыв. Позже определили, что он был эквивалентен мощности 1,5 т тротила. Четырехэтажное здание лечебного корпуса из кирпича и бетона рухнуло полностью. В результате теракта пострадали 132 человека, из них 64 были госпитализированы. Погибли 50 человек. Уже в ночь на 2 августа из Москвы бортом Ил-76 МЧС России прибыли оперативная группа, спасатели Центроспаса, Центра «Лидер». Всего в аварийно-спасательных работах на пострадавшем объекте участвовали 1130 человек, 87 единиц техники, шесть кинологических расчетов.

2–6 августа 1996 г. В Волгограде на нефтеперерабатывающем заводе воспламенился пруд-отстойник с горючими веществами. Огонь мог перекинуться на близлежащие жилые кварталы. Из Москвы прибыла оперативная группа. Было принято решение впервые провести уникальную операцию по тушению пожара в городе с использованием авиации. Из подмосковного Раменского в Волгоград прибыли два Ил-76 МЧС России с выливными устройствами. Они совершили в общей сложности 84 самолето-вылета в зону пожара, сбрасывая воду на очаги горения с высоты около 50 м. Вместе с самолетами работал также вертолет Ка-32, который сбросил 480 т воды. Крупный пожар был потушен.

8 августа 2002 г. Возникший над Черным морем смерч вышел на побережье Краснодарского края, где всего за пять часов выпала двухмесячная норма осадков. В результате в озере Абрау-Дюрсо и в реках резко поднялась вода, с гор сошли селевые и водные потоки, были подтоплены города Новороссийск, Крымск, Анапа, а также 15 других населенных пунктов. В зоне бедствия оказались свыше 30 тыс. человек. К спасательным и аварийно-восстановительным работам первыми приступили силы и средства территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края. В помощь им из Москвы прибыла оперативная группа МЧС России. В ликвидации последствий чрезвычайной ситуации участвовали около двух тысяч человек, 169 единиц техники и 28 плавсредств. Благодаря оперативно принятым мерам уже к исходу следующего дня обстановка стабилизировалась. Из мест затопления были эвакуированы более 1500 человек, которых разместили в эвакопунктах. К сожалению, при стихийном бедствии погибли 62 человека – в основном неорганизованные отдыхающие.

9 августа 2011 г. Крушение самолета Ан-12 в 70 км от поселка Омсукчан (Магаданская область). К поисково-спасательным работам было привлечено 124 человека и 21 единица техники.

17 августа 1999 г. Сильное землетрясение (7,8 балла по шкале Рихтера) в западной части Турции. Свыше 115 тыс. домов превратились в руины. По оценкам экспертов, число жертв катастрофы – не менее 20 тыс. человек. В ликвидации последствий стихии участвовали спасатели, медики и оперативная группа МЧС России. На счету российских спасателей – 72 человека, спасенных из-под завалов.

29 августа 1996 г. При посадке в норвежский аэропорт Свальбард потерпел катастрофу пассажирский самолет Ту-154, в котором находились работавшие на Шпицбергене российские шахтеры. На место катастрофы была отправлена группа из наиболее подготовленных спасателей. В нее вошли специалисты отряда Центроспас. Фрагмент самолета находился на вершине плоской горы Опера, а части были разбросаны по ее склонам. Предстояло найти всех погибших и в зависимости от местонахождения или поднять на плато, или опустить к подножию горы с помощью альпинистского снаряжения. Работы продолжались шесть дней. Были обнаружены бортовые самописцы и 140 тел погибших.

31 августа 1999 г. Произошел террористический акт – взрыв безоболочного взрывного устройства в торговом комплексе «Охотный ряд» на Манежной площади в Москве. Мощность его составила до 300 г тротила. В результате пострадал 41 человек, из них 24 были госпитализированы. В ликвидации последствий участвовали два поисково-спасательных отряда, 23 бригады скорой медицинской помощи, а также ЦЭМП «Защита» и другие.