Главная страницаАрхив2020 #8 / Вот и новый учебный год! Главное в нем – безопасность

Вот и новый учебный год! Главное в нем – безопасность

27 Июля 2020

Новый учебный год вот-вот начнется. Очевидно, что он будет не таким, как прежде, из-за рисков распространения коронавирусной инфекции. Конечно, ограничения неизбежны, но начало 2020/2021 учебного года не откладывается, ситуация позволяет. Однако самое главное, напомним, – здоровье и безопасность наших детей. А значит, в центре нашего внимания именно эта жизненно важная тема.

 

 

Путь в школу

Прежде всего маршрут детей из дома в школу и обратно должен быть безопасным. Если речь идет о первоклашке или ученике, который перешел в новое учебное заведение, дорога в школу должна быть многократно пройдена и обговорена еще до начала занятий. Тренируйте поход в школу со всей серьезностью, ситуация должна быть максимально приближена к реальной.

Выбирайте такой путь, пусть он и будет длиннее, на котором минимум опасных участков, где надо реже переходить улицу или дорогу. Меньше перекрестков – меньше опасностей.

Объясните ребенку, чтобы он был осторожен на улице, передвигался не спеша по правой стороне тротуара или по обочине, подальше от края дороги, навстречу движущемуся транспорту.

Запретите ему ходить по улице в наушниках и смотреть в телефон.

Напомните базовые правила для пешеходов. Перед тем как выйти на проезжую часть, необходимо остановиться и осмотреться по сторонам, сконцентрировать все внимание на дороге, ее звуках и движении. Если видимость нарушена, нужно найти наиболее безопасное место для перехода. Пусть ребенок осторожно проходит мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить его. А если автомобиль заведен, может тронуться в любой момент.

Передвигаясь мимо ворот, также нужно быть особенно внимательным: может неожиданно выехать автомобиль.

Этим правилам ребенка лучше всего обучать в форме игры или разговора по душам. Оправдывает себя такой прием: поменяйтесь с ребенком ролями – пусть он сам «ведет» вас в школу. Это заставит его думать и почувствовать себя взрослым. Отношение к науке сразу изменится.

Во время практического обучения поменяйтесь с ребенком ролями – пусть он сам «ведет» вас в школу и указывает опасные места. После этого можете быть спокойными, что он ничего не забудет.

Закрепить усвоенный материал поможет схема движения от дома до школы. Предложите ребенку нарисовать ее, продумав пошаговый план. На схеме-рисунке отметьте повороты, светофоры, лестницы, основные объекты на пути. Для ориентировки можете распечатать карты из поисковиков и с них срисовать дома и строения.

Несколько раз пройдите вместе по маршруту – это поможет усвоить урок на отлично и запомнить траекторию по образцу. И пусть, еще раз подчеркнем, ребенок сам «ведет» вас!

Конечно, если есть возможность, родителям все же лучше сопровождать ребенка. По крайней мере, время от времени контролировать, делает ли он все так, как вы с ним учили и тренировали. Проверяйте, не возникли ли на пути в школу новые опасные участки (строительная площадка, люк, светофор).

На верхнюю одежду ребенка обязательно нашейте светоотражающую ткань или прикрепите фликер, который поможет заметить его водителям в темное время суток или в сумерках.

 

Если позвал незнакомец

Вся страна помнит о девятилетней Лизе из Саратова, которая ушла в школу и не вернулась. Об этом мы писали в ОБЖ № 12, 2019 г. «Осторожно, гаражи! По следам трагедии в Саратове». На поиски девочки тогда бросился весь город, но в живых ее уже не было...

Так что о том, как вести себя с опасными незнакомцами на улице, нужно говорить с детьми вновь и вновь. Если ребенок идет домой по безлюдной улице и кто-то увязался за ним, пусть он твердо знает, что лучше всего зайти в первый попавшийся магазин или аптеку, а оттуда немедленно позвонить родителям, чтобы забрали его. Убедите ребенка не стесняться! Пусть он ошибется, зато останется цел. Ведь никто не может определить заранее, незнакомец – злоумышленник или нет. Поэтому он должен поступать четко по данному алгоритму: подозрительный человек – значит тревога!

Бывает, что некуда зайти. Тогда такой вариант: пусть ребенок достанет телефон, будто звонит родным. Следует «поздороваться» и сказать, что видишь их в окне и сейчас придешь. Можно еще помахать в сторону ближайшего дома. Преследователь испугается и отступит.

Но если незнакомец все-таки дошел с ребенком до подъезда, нельзя заходить вместе с ним! Стоит дождаться других жильцов и зайти вместе с ними. Или звонить родителям, чтобы встретили.

Внушайте ребенку никогда не поддаваться на уговоры незнакомых взрослых и подростков пойти с ними в чужой подъезд, заброшенный дом, на пустырь и другие безлюдные места, сесть в машину, обещая показать нечто интересное (характерная уловка). Научите его, не стесняясь, изо всех сил кричать, звать на помощь, если пытаются куда-то увезти силой.

Попробуйте согласовать маршрут ребенка в школу с одноклассниками или другими учениками, проживающими рядом. В компании нескольких человек, пусть даже малолетних, вероятность несчастного случая снижается.

Телефон ребенка должен быть постоянно при нем и заряжен. Приучите его отзваниваться при приходе в школу или домой, при любых чрезвычайных обстоятельствах, которые требуют вмешательства взрослых.

 

«Горячая» тема

Помимо безопасной дороги в школу и обратно домой, есть еще одна тема, «горячая», причем и в прямом, и в переносном смысле, – пожарная безопасность.

Все на самом деле очень серьезно. По данным МЧС России, в прошлом учебном году в российских образовательных учреждениях произошло свыше 200 пожаров. Типичные нарушения требований пожарной безопасности в школах, отмечают спасатели, связаны с отсутствием или неисправностью автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и противопожарного водоснабжения, а также неудовлетворительным состоянием путей эвакуации.

В качестве превентивных мер сотрудники МЧС России традиционно планируют в первой декаде сентября во всех российских школах провести месячник безопасности.

Но безопасность – вопрос не сезонный, а актуальный всегда, в любое время. Поэтому на протяжении всего учебного года необходимо проводить инструктажи по мерам безопасности с персоналом учреждений образования, а самое главное – практические занятия по комплексной безопасности, с тренировками по эвакуации. Практика показывает, что это действительно эффективно, все будут знать свои действия, от директора до школьника.

Особенностью образовательных заведений является высокая концентрация людей на ограниченной площади. Большинство учеников не имеют навыков действий в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, школьники сами склонны устраивать поджоги, не осознавая возможных последствий своих поступков. Все это обязывает руководство школы принимать особые меры по обеспечению противопожарной безопасности по всем направлениям. Ответственным за организацию пожарной безопасности в школе, согласно всем руководящим документам, является директор. Он организует все инструктажи и практические занятия.

Учите школьников при обнаружении пожара сразу сообщать об этом педагогам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану нужно по мобильному телефону по номеру 101 или 112.

При пожаре учитель должен неотрывно находиться с детьми. Если есть возможность – немедленно вывести их по пути эвакуации, если заблокированы огнем – собрать всех вокруг себя в помещении, где нет дыма, и ждать помощи пожарных – они прибудут быстро.

При эвакуации не стоит кричать «Пожар!», чтобы ни в коем случае не спровоцировать панику (это самое опасное). Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подача тревоги с помощью ручных или электрических звонков, а при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включают трансляцию с заранее подготовленным текстом.

При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построиться в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям, под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков, чтобы помогали отставшим. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись или даже на четвереньках (в зависимости от ситуации).

Основные пути эвакуации – лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Следите, чтобы дети не разбежались, сразу постройте их по классам, проверьте, все ли на месте. Это первое, что нужно сделать.

Если же основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не надо впадать в панику и пытаться проскочить сквозь огонь – это нереально. Не все знают, но в условиях сильной температуры можно очень быстро сжечь себе легкие или надышаться угарным газом – всего несколько вдохов ведут к потере сознания.

Поэтому правильные действия – зайти в любое помещение с окнами, где нет дыма. Позаботиться об изоляции помещения, чтобы в него не проникли дым и огонь, – для этого закрыть дверь и законопатить тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, одежду.

Окна не открывать, так как это усилит тягу и приток дыма. Если в помещение все же попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15 сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Главное – не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более десяти минут. Пожарные по прибытии в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.

При приезде пожарных зовите на помощь из окон. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают людей через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных веревок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Если пожар еще не разгорелся, ликвидировать малый очаг можно самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения.

Но надо помнить, что самостоятельное тушение пожара оправдано лишь в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека. То есть очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи.

В противном случае необходимо принять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1–1,5 метра в минуту, в коридорах – 4–5 метра в минуту. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение пяти – десяти минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Запомните, что в первую очередь нужно эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов. Для этого необходимо уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся. Если выход из класса безопасен, надо построить учащихся и вывести по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Органы дыхания – прикрыть смоченными повязками. Учитель должен идти впереди и далее неотлучно находиться рядом с учениками, выведенными из здания.

При невозможности  покинуть здание (отрезаны огнем) следует поступать по вышеприведенному алгоритму, и в этом случае учитель спасается последним, после всех учеников.

Чтобы действия учителей были максимально эффективными, специалисты МЧС России рекомендуют проводить репетицию эвакуации раз в четверть. Еще каждый учитель обязательно должен знать, где находятся аварийные выходы, средства пожаротушения и как ими пользоваться! В реальной ситуации это может спасти жизнь ученикам.

 

Как быть при нападении

Наконец, еще об одной угрозе, нечастой, к счастью, но абсолютно реальной. Притом что еще буквально несколько лет назад понятие «скулшутинг» в России было неизвестным и непонятным, а сейчас СМИ нет-нет да и запестрят новостями о нападениях школьников на одноклассников и учителей.

Первый громкий случай вооруженного нападения школьника в России произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники своих одноклассников. После этого инцидента СМИ стали регулярно писать о стрельбе в школах. ЧП прогремели в Перми, Новосибирске, Челябинской и Курганской областях, Улан-Удэ, Шадринске, Прикамье, Керчи и т.д.

Как правильно вести себя в такой ситуации? Своими рекомендациями делится доцент кафедры экстремальной психологии МГУ, кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова:

«Если ситуация угрожает вашей жизни, нужно упасть на пол, закрыть голову руками, постараться укрыться, например спрятаться за парту, стул, угол стены. Самое опасное в подобных ситуациях – паника. Не нужно метаться и бегать по помещению. Это лишь кажется, что трудно попасть в бегущего человека. Да, трудно, конечно, однако первая реакция у нападающих – стрелять по тем, кто первый побежал.

Далее, категорическая рекомендация специалистов спецслужб: не поддерживайте зрительный контакт с агрессором, даже если это ваш знакомый, друг, одноклассник. Нам только кажется, что мы знаем человека.

Не забывайте, что крик – это один из самых мощных раздражителей. На крик у нападающих всегда возникает безусловная реакция. Выстрелы производят всегда в ту сторону, где есть движение и звук.

Когда прибывают спецслужбы, максимально четко выполняйте их инструкции и указания. Если спецслужбы выходят с вами на контакт, вы должны полностью и безусловно подчиниться, максимально быстро и четко выполнять указания».

Профессиональный инструктор по выживанию, основатель Центра личной безопасности Алексей Седой советует учителям: «Если за дверью классного кабинета послышалась стрельба и взрывы, первым делом нужно закрыть класс на ключ изнутри и собрать детей подальше от двери. Если в классе есть младшие школьники, нужно успокоить их.

Если у совершающего нападение подростка с собой зажигательная смесь, детям нужно опуститься на пол, так как продукты горения поднимаются вверх. Если в классе есть вода в кулере, стоит намочить одежду и положить ее на пол на пути огня. После этого можно продумывать варианты выхода. Окна лучше не открывать, так как приток кислорода может разжечь пламя. Из помещения старайтесь сразу не выбегать: непонятно, есть ли там сообщники… звоните в экстренные службы.

Если у нападающего с собой огнестрельное оружие, все должны лечь на пол. Человек стреляет либо от плеча, либо от пояса. Надо оказаться ниже линии огня. Поэтому задача учителя – в первые секунды приказать детям лечь на пол. Нападающему потребуется время, чтобы осознать, что дети внизу.

Если нападающий адекватный, лучше выполнять его приказы. Но если вы понимаете, что человек не в себе и собирается стрелять, постарайтесь быстро сократить дистанцию между вами и задрать его руку с оружием максимально высоко. Имейте в виду, что, если человек правша, вам надо уметь смещаться влево. Но это крайний случай – пытаться его таким образом нейтрализовать. Это почти наверняка обернется ранением или смертью. Но вы выиграете время для детей. Если вы понимаете, что не сможете этого сделать (и нападающий, например, передумал стрелять), продолжайте разговаривать с ним спокойным голосом. Противостоять человеку с огнестрельным оружием в школьном классе практически невозможно. Это самый сложный вариант.

Если у него холодное оружие, тут проще: есть зона поражения, это длина руки плюс 20–30 сантиметров, то есть около метра. Если вы эту дистанцию сохраняете, то обеспечиваете определенную безопасность. В качестве щита можно использовать все, что угодно: парту, стул, монитор от компьютера, мольберт. Вы должны быть между нападающим и детьми.

Если ситуация критическая, вы понимаете, что человек слишком агрессивен и опасен, отвлекайте его внимание на себя, чтобы обезопасить от агрессии детей. Вы должны давать детям внятные команды и одновременно выкрикивать просьбы о помощи, лаконичные и четкие, например «помогите» или «спасите». Детей лучше оставлять в классе, запрещать им убегать, так как в коридоре могут быть сообщники».

А еще специалисты рекомендуют заранее обсуждать с детьми случаи скулшутинга, чтобы научить их действовать и в такой экстремальной ситуации. Никто ведь заранее не знает, не случится ли вдруг такое в вашей школе. В подобном случае они должны знать и то, что при любой возможности нужно немедленно бежать в безопасное место.

Пусть новый учебный год выдастся спокойным и продуктивным для всех – для учащихся, учителей, администрации школ и спасателей. Пусть никакие беды и ЧП не омрачат его. Но если все же случится форс-мажор, не теряйтесь, будьте собранны и последовательны, вспомните алгоритм поведения в той или иной нештатной ситуации и действуйте согласно ему.

Материал подготовила

Ирина Костромичёва, наш корр.

Фото из открытых источников