Главная страницаАрхив2020 #8 / Неделя безопасности, а знания – на год вперед!

Неделя безопасности, а знания – на год вперед!

27 Июля 2020


В соответствии с Календарем образовательных событий на 2020/2021 учебный год во всех образовательных организациях с 2 по 8 сентября проходит «Неделя безопасности». Проводятся различные тематические мероприятия с целью дать нашему подрастающему поколению максимум знаний по вопросам личной и общественной безопасности, оказания первой помощи, действий в экстремальных ситуациях и т.д.

 

 

И учить, и воспитывать

Главными экспертами, идеологами и организаторами проведения всего комплекса мероприятий в рамках «Недели безопасности» должны стать преподаватели курса ОБЖ, директора школ и их заместители по учебно-воспитательной работе.

В то же время обязательно должны быть вовлечены не только педагоги и обучающиеся, но и другие субъекты образовательных отношений. Прежде всего – вспомогательный персонал школы (охранники, уборщицы и др.), а также родители (законные представители) школьников.

 Занятия желательно разнообразить по форме и не перегружать избыточной информацией. Иначе важные темы могут быть просто не восприняты школьниками и лишь увеличат и без того значительную учебную (академическую) нагрузку на них.

Вывод? Мероприятия должны быть интересными! Предпочтение следует отдавать активным методам, без избыточного дидактического компонента.

Школьники никогда не скучают, если педагог при рассказе будет ссылаться на реальные, наиболее резонансные в обществе события по теме безопасности, анализировать их, при этом приводить примеры из литературы, кинофильмов и т.п.

Еще лучше, если учитель сможет организовать обсуждение в смешанной группе, с приглашением родителей школьников. Организатором-модератором такого мероприятия должны выступить подготовленные психологи.

«Неделя безопасности» должна стать показателем подготовленности обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях. Такие занятия позволяют выявить пробелы в знаниях и устранить их. Охват – полный, с 1-й по 11-й класс.

Занятия рекомендуется проводить с привлечением широкого круга специалистов по разным направлениям. В этом случае содержание мероприятий «Недели безопасности» будет намного интереснее и полезнее для ребят.

Соответственно, обучающие мероприятия «Недели безопасности» предназначены не только для учителей и других работников образовательной организации, но и для родителей школьников. Ведь давая папам и мамам такие важные знания по безопасности детей, рассказывая им, как методически лучше учить своего ребенка этим вопросам, мы стократно усиливаем эффективность данных мероприятий.

Обратим внимание и на то, что вопросы воспитания выступают в организации и проведении «Недели безопасности» на первый план. Нужно не просто рассказывать о безопасности, а мотивировать детей на взаимопомощь. Например, учить их не быть равнодушными на примерах многочисленных случаев, когда их сверстники спасали людей в разных ситуациях. При этом на чужом опыте учить правильным действиям по спасению, оказанию помощи и т.д.

Организацию и проведение «Недели безопасности» можно разбить на три этапа.

Подготовительный этап – это прежде всего разработка плана, форм, методов, сроков по организации «Недели безопасности», определение места проведения каждого мероприятия, ответственных. Это и мотивация детей, учителей, классных руководителей и родителей к участию в мероприятиях. Разумеется, предварительно решаются вопросы приглашения для участия в «Неделе безопасности» широкого круга специалистов, не работающих в школе.

Основной этап, конечно же, включает в себя работу по составленному плану. Подчеркнем, что работа организуется как индивидуально, так и в классах, в смешанных группах и т.д. В деятельность вовлекаются все заинтересованные субъекты: родители обучающихся, сотрудники МЧС России, представители МВД, психологи, медицинские работники и т.п.

Заключительный этап – обязательное подведение итогов «Недели безопасности», поощрение наиболее активных участников, лучших инициатив.

 

Рекомендуемые модули

В рамках «Недели безопасности» и в процессе последующего развития затронутых на ней вопросов рекомендуем использовать следующие темы (модули) (по материалам программы «Курс интерактивных занятий по профилактике детского травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности», автор Т.С. Христова, Белгородская область).

Модуль 1. «Безопасность – актуально всегда!» Актуализация темы безопасности и ценности собственной жизни и здоровья, мотивация осознания персональной ответственности за личную безопасность. Изучение правил безопасного поведения в различных ситуациях, выработка навыков оценивания уровня опасности, прогнозирование вариантов развития событий и выбора адекватных действий, знакомство с алгоритмом привлечения помощи извне.

Модуль 2. «Безопасность в быту». Изучение и оценка потенциальных опасностей в загородном доме, в городской квартире, в отдельном конкретном помещении. Применение правил безопасного поведения в отдельных конкретных ситуациях (электричество, газ, пожар, бытовые ожоги, травмы, пр.), моделирование различных ситуаций.

Модуль 3. «Безопасность в обществе». Изучение потенциальных опасностей присутствия в общественных местах, при общении с чужими людьми на улице. Применение правил безопасного поведения в толпе, во время присутствия на массовых мероприятиях и т.д. Формирование и отработка навыка отказа (умение сказать нет) при общении со сверстниками, незнакомыми людьми, сектантами. Воспитание навыков толерантности, уважительного отношения к мнению других людей, умений правильно обратиться за помощью, иных коммуникативных качеств.

Модуль 4. «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте». Изучение правил дорожного движения (ПДД). Правила поведения в опасных ситуациях, связанных с использованием различных видов транспорта (личного и общественного), в местах скопления людей, на вокзалах и аэропортах (посадка и высадка). Поведение во время транспортных аварий. Знакомство с существующими правилами безопасного поведения в пути и на этой основе выработка собственной линии поведения. Оценка уровня опасности ситуации и выхода из нее.

Модуль 5. «Безопасность в мире окружающей природы». Знакомство с многообразием растительного мира России и возможных опасностей при соприкосновении с ним. Изучение дикого животного мира страны (с позиции безопасности жизнедеятельности), а также знакомство с опасными ситуациями, идущими от домашних животных (агрессия, заражение, царапины, укусы, пр.). Практика безопасного общения с живой природой и оказания первой помощи в нестандартных ситуациях.

Модуль 6. «Безопасность использования ресурсов информационного пространства». Приобретение навыков критического отношения к достоверности потребляемой информации. Поиск и отбор необходимой качественной информации, анализ потенциальных рисков сомнительных источников и недостоверной (опасной) информации. Приобретение навыков  исключения из своей жизни негативной (опасной, агрессивной, бездуховной) информации. Изучение правил безопасного поведения в сети интернет (защита от вирусов, спама, мошенничества, навязывания негативного контента, умение обезопасить личные данные, различать особенности реального и виртуального общения, профилактика интернет-зависимости и пр.).

Модуль 7. «Безопасность при занятиях физической культурой и спортом». Знакомство с наиболее вероятными нарушениями правил эксплуатации физкультурно-спортивных зданий и сооружений, правилами безопасности при проведении физкультурно-спортивных занятий и массовых физкультурно-спортивных мероприятий в образовательных организациях и последствиями их нарушений. Определение исправности спортивного оборудования и инвентаря с позиции самосохранения и безопасности использования. Изучение и практическое моделирование правил безопасного поведения во время занятий физической культурой и спортом в спортивных залах, бассейнах, на открытых спортивных площадках, стадионах, велосипедных трассах, скалодромах и т.д.  Алгоритмы действий в возможных нестандартных ситуациях в части самопомощи и помощи окружающим.

Модуль 8. «Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия». Знакомство с наиболее вероятными опасными природными явлениями (наводнение, ураган, сильные ливни, грозы, штормовой ветер, лесной пожар и т.д.). Изучение правил безопасного поведения в рассматриваемых конкретных случаях. Отработка навыков применения правил в различных игровых моделях. Действия по оказанию первой помощи себе и окружающим в отдельных конкретных случаях, привлечение помощи извне.

 

Как лучше учить

Оптимизировать работу по организации и регулированию проведения мероприятий в рамках «Недели безопасности» помогут организационные методы. Они предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

То есть все должно быть четко продумано, чтобы обучение шло интенсивно и во всех направлениях. За неделю можно успеть многое, если использовать по максимуму многообразный методический спектр проведения мероприятий.

Напомним, под методом обучения понимается определенным образом упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой обучающихся по овладению заданными компетенциями. Соответственно, методы обучения определяются его целями и содержанием. В свою очередь, эффективность овладения содержанием образования как раз и определяется прежде всего методами, применяемыми преподавателем. Это – решающее условие, ведь если школьникам будет неинтересно, они вообще ничего не усвоят.

«Неделя безопасности» пройдет наиболее эффективно, если в ней будут сочетаться самые разнообразные формы активности. Подчеркнем, что мы рекомендуем не просто использовать разные методы обучения, а оптимально их сочетать. То есть подумать над тем, чтобы постоянно менялись формы активности (за рассказом следовали действия, игры и т.д.). Как и над тем, чтобы вся получаемая ребенком информация актуализировалась и закреплялась в памяти.

На основании практики рекомендуем следующие методы.

Рассказ – даже в нынешний век информатизации этот традиционный словесный метод обучения, основанный на простом изложении темы, остается основным. Успех зависит только от педагога, его умения заинтересовать аудиторию, применяя яркий и образный фактический материал, находя убедительные примеры для раскрытия темы. Рассказ был и останется актуальным во все времена, так как это живое общение, «глаза в глаза», его не заменит ничто (времена самоизоляции и учебы в вынужденном режиме онлайн это наглядно показали).

Беседа – не менее распространенный вопросно-ответный метод обучения, сочетающий в себе слово учителя и мнения обучающихся (предполагает у последних наличие определенных знаний).

Игровые методы (познавательные и вербальные игры) – загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в «угадайку» и др. – усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах. Они занимают на уроке две-три минуты и проводятся, когда необходима передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами обучающиеся. Это повышает их активность в обучении.

Метод иллюстрации предполагает показ обучающимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, изображения информации на учебной доске и т.д.

Видеометод – с интенсивным развитием видеотехники он выделился из демонстрационного метода в самостоятельный вид. В основе его находятся экранные источники информации. Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом концентрированном виде предъявить большое количество информации. Это один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной насыщенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время обучения.

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе ради формирования мнения каждым участником или совместного поиска правильного решения, выхода из той или иной ситуации. Дискуссии зарекомендовали себя как наиболее эффективная методика обучения. У школьников развивается умение анализировать, сопоставлять, оценивать разные решения и находить оптимальное. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников при решении обсуждаемых проблем. Цель дискуссии не столько в том, чтобы решить проблему, а скорее в том, чтобы углубить ее, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Встреча со специалистами – название метода говорит за себя. Практика однозначно свидетельствует о его высокой эффективности. Сам по себе приход в школу авторитетного специалиста, будь то медик, спасатель, полицейский и т.д., сразу рождает интерес у школьников. Внимание аудитории  обеспечено! К словам и рекомендациям профессионалов ученики отнесутся с уважением и, как всегда в таких случаях, зададут интересующие вопросы. Если же профессионал проводит практическое занятие (оказание первой помощи, действия по спасению и т.д.), то это станет полезнейшим практическим уроком.

Никита Смирнов, кандидат медицинских наук, доцент

Фото их открытых источников

 

Темы для «Недели безопасности»

Обеспечение безопасности жизнедеятельности:

при эксплуатации бытовых газовых и электроприборов;

на транспорте, автодорогах и железной дороге;

во время зимнего/летнего отдыха вблизи водоемов;

при встрече с домашними и дикими животными;

при возникновении пожара в квартире (в доме);

во время грозы, сильного ветра, шквалов, урагана;

при обнаружении разлива ртути;

при пользовании предметами бытовой химии;

при выявлении малоизвестных предметов;

во время проведения праздников;

в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.