Главная страницаАрхив2020 #11 / Система антитеррора в школе в свете новых требований

Система антитеррора в школе в свете новых требований

30 Октября 2020

Как оказалось, опубликованная в нашем журнале статья ученых кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», посвященная антитеррористическому воспитанию школьников («Как противостоять терроризму», «ОБЖ» № 9, 2020 г.), нашла живой отклик среди учителей. Один из них – заместитель директора по безопасности МБОУ городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени И.А. Флерова», учитель ОБЖ высшей категории Александр БАХАРЕВ, с которым у нас состоялось интервью.

 

Процесс – непрерывный

– Александр Валерьевич, а что именно заинтересовало вас в статье о противостоянии терроризму и во всем ли вы согласны с авторами?

Сама тема крайне актуальная. В наше время, когда в мире, по сути, идет настоящая война с международным терроризмом, очень важно защитить нашу молодежь от попыток вербовок террористическими организациями. А такие попытки, о чем постоянно информируют общественность органы ФСБ, предпринимаются активно, особенно через интернет. Основная «аудитория» вербовщиков конечно же молодежь, включая и ребят старшего школьного возраста, студентов.

Важно не допускать затягивания наших ребят в сети экстремистских организаций и в то же время активно, наступательно вести антитеррористическое воспитание. И я в полной мере согласен с авторами статьи «Как противостоять терроризму» – авторитетными людьми, учеными. Действительно, вопросы антитеррористического воспитания и подготовки школьников к самозащите от угроз терроризма требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательной организации.

В свою очередь мне хочется подчеркнуть очень важный момент, о котором говорят и авторы статьи. Противодействие распространению террористической идеологии, вербовке молодых людей в террористические организации должно быть системным. Разовые отдельные мероприятия по антитерроризму ничего не дадут. Именно системность – самое важное. Я убежден в том, что по-настоящему эффективно противостоять терроризму можно лишь в том случае, если в людях, начиная со школьного возраста, воспитывается неприятие этой идеологии. А воспитание – это процесс не просто постоянный, а ежедневный. В воспитании перерывов не бывает и быть не может.

– А как налажена работа по противодействию терроризму у вас в школе?

– По нашему опыту могу утверждать, что буквально каждое мероприятие, проводимое в школе, содержит в себе элементы воспитания, в том числе и антитеррористического.

Свою же работу я, как должностное лицо, планирую в рамках действующего законодательства. Весь учебный год требует к себе повышенного внимания. Учебно-воспитательный процесс идет круглосуточно, вопросами безопасности приходится заниматься ежедневно. Но наиболее напряженным временем работы лично для меня является период подготовки школы к новому учебному году. В этот момент идут процессы планирования, готовятся проекты приказов и инструкций. От качества планирования, от видения общей картины обеспечения безопасности зависит конечный результат. Именно на этапе подготовки школы к новому учебному году особенно востребованы опыт и знания, профессиональная подготовка заместителя директора школы по безопасности.

Управлением по образованию администрации городского округа Балашиха разработан перечень нормативно-правовых актов и документов, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях. В школах городского округа Балашиха у каждого заместителя по безопасности есть такой перечень, и он обязан им руководствоваться в повседневной работе. (Список приказов и перечень документов прилагается во врезе к этому материалу. – Прим. ред.)

Как раз четкое планирование и придает всей антитеррористической деятельности системность.

 

Ключевое звено

– На что обращено особое внимание в этом учебном году?

– Администрация и лично директор школы Татьяна Владимировна Коломийчук в полной мере осознают значимость проведения инструктажей по мерам безопасности, как и всех других мероприятий по противодействию терроризму. Что касается инструктажа, то он ключевое звено самого процесса. Если люди четко знают свои обязанности и прошли тренировки, то и действовать в экстренной ситуации они будут уверенно.

Тем более что в этом году для проведения инструктажа мы пригласили заместителя начальника Управления территориальной безопасности городского округа Балашиха Андрея Антимонова. Он профессионал в своем деле, так что учителя и весь персонал нашей школы выслушали подробную инструкцию о том, каков порядок действий в ситуациях, связанных с террористическими угрозами и опасностями. Теперь важно все это не забывать, отрабатывать регулярно на практических тренировках.

– Какие дополнения, поправки, корректировки в работу заместителя директора по безопасности внесло Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»?

Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Минпросвещения. Особенно важно то, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объекта, его значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование.

С учетом категории объекта вышеназванным документом определен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Все это обязывает нас к принятию дополнительных решений и мер по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности.

Так, у нас в школе установлено оконечное объектовое устройство, позволяющее разными способами передавать сигнал тревоги на пульт дежурного в подразделение национальной гвардии, как и требуется вышеназванным постановлением. При этом наша школа оборудована системой контроля и управления доступом.

К графику тренировок по экстренной эвакуации учащихся и работников на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрозы террористического акта, возникновения пожара добавилось проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

 

Готовность – в тренировках

– Александр Валерьевич, можете ли вы более подробно остановиться на подготовке и проведении тренировок по обеспечению антитеррористической защищенности?

Здесь важно разделять мероприятия такого плана. Одни – это те, которые проводятся в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». Другие – это учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

Подчеркну, что только постоянные тренировки дают готовность к любым нештатным ситуациям. И самое важное, чтобы тренировка проходила в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке. А главным ее итогом является не только усвоение алгоритма действий, но и выявление ошибок, недостатков с последующим разбором. Подчеркну, разбор будет эффективен лишь в том случае, если отнестись к нему серьезно, а не для галочки. Все недостатки должны быть обговорены, люди должны знать, как им правильно действовать в будущем.

В соответствии с установленным уровнем террористической опасности могут приниматься дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Эти дополнительные меры, в зависимости от уровня террористической опасности, перечислены в пункте 9 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации № 851.

Учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта имеют своей целью обучить администрацию учреждения организации работы при поступлении информации об угрозе совершения террористического акта. Члены оперативного штаба из числа заместителей директора образовательной организации получают практические навыки по оценке обстановки, отрабатывают предложения для принятия решения руководителем образовательной организации. Для этого в школе имеется перечень вводных, которые отрабатываются в течение учебного года.

В ходе объектовых тренировок и занятий с администрацией отрабатываются сигналы оповещения, проведения экстренной эвакуации работников и обучающихся. Так, сигнал «Сбор-1» определяет прибытие заместителей в кабинет директора, а сигналы террористической опасности (ТО) «ТО-1» и «ТО-2» подаются для экстренной эвакуации работников и обучающихся.

Работа оперативного штаба начинается с момента объявления команды на эвакуацию. Члены оперативного штаба оказывают помощь классным руководителям и учителям-предметникам в проведении эвакуации. Заместитель директора по безопасности школы организует работу по взаимодействию с силовыми структурами города. Оповещает ФСБ, МВД, ЕДДС Центра ГО и ЧС, дежурного по пожарной части, Управление территориальной безопасности и Управление по образованию городского округа Балашиха.

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе школы отключает подачу электроэнергии на здание, организует проезд на территорию специальной техники, указывает пожарным расчетам места расположения гидрантов.

Директор образовательной организации принимает доклады от учителей о наличии учеников согласно эвакуационным запискам. Дает при необходимости указание о проверке здания на предмет наличия в нем оставшихся детей.

У каждого классного руководителя имеются номера телефонов экстренных служб, схемы размещения и расчеты на убытие обучающихся при введении желтого уровня террористической опасности в близлежащие дошкольные учреждения, эвакуационная записка, алгоритм действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

Вход в здание школы осуществляется через установленную систему контроля управления доступом по магнитным картам. На посту охраны имеется телефон с определителем номера, металлодетектор, видеодомофон, система видеонаблюдения, вывод звуковой и световой сигнализации от датчиков на движение, которые установлены в здании, а также кнопка передачи тревожного сигнала.

В заключение подчеркну, что вопросы антитеррористической защищенности, безопасности работников и обучающихся в ходе образовательного процесса требуют усилий всего педагогического коллектива.

Беседу вела Дарья Арнаутова

Фото Сергея Чеснакова

 

Руководство для заместителя по безопасности

Александр Бахарев: «Вот примерный перечень приказов, разрабатываемых мною в целях обеспечения комплексной безопасности школы:

«О назначении ответственного за организацию работы по антитеррористической деятельности»;

«Об организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов»;

«О создании антитеррористической группы»;

«Об утверждении плана профилактической работы по предотвращению террористических актов и инструкций по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся»;

«О назначении ответственного лица за паспорт безопасности»;

«О работе с документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов»;

«О проведении тренировок по экстренной эвакуации учащихся и работников на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрозы террористического акта, возникновения пожара»;

«План организационно-практических мер по реализации требований Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;

«План взаимодействия с территориальными органами безопасности по защите от террористических угроз» и т.д.

Добавлю, что приказом о создании антитеррористической группы утверждается план мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма.

В разработке приказов я руководствуюсь следующими документами:

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»;

Указом Президента РФ 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации»;

Указом Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;

Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Постановлением губернатора Московской области от 16.06.1999 № 205-ПГ «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Московской области»;

Постановлением главы городского округа Балашиха от 22.03.2019 № 3-ПГ «О пунктах временного размещения населения, пострадавшего при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории городского округа Балашиха»;

Приказами начальника Управления по образованию администрации городского округа Балашиха о повышении уровня антитеррористической защищенности образовательных организаций».