Главная страницаАрхив2021 #1 / Дисциплина в школе. Научный взгляд на проблему

Дисциплина в школе. Научный взгляд на проблему

28 Декабря 2021

Многие происшествия в наших школах связаны в первую очередь с человеческим фактором, в частности с нарушениями основ безопасности жизнедеятельности школьниками. В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач школы становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды, личностной безопасности и культуры безопасности в целом. И здесь невозможно обойтись без осознанного и неукоснительного соблюдения требований дисциплины.

 

Три стороны дисциплины

В создании безопасной и здоровой образовательной среды организация школьной дисциплины играет, на наш взгляд, ключевую роль. Почему – рассмотрим по порядку.

Дело в том, что сегодня нередко имеют место представления о демократизации образовательного процесса как об отсутствии всякого принуждения, необходимости подчиняться строго установленным правилам и т.д. И при этом те, кто высказывает подобные суждения (зачастую это родители), как-то не особо задумываются о том, кому, собственно говоря, нужна эта самая дисциплина – только ли тем, кто правомерно требует ее соблюдения? А может быть, она нужна в первую очередь как раз детям – ради их же собственной безопасности, как и ради успехов в учебе, полноценного раскрытия личности? И может быть, как раз именно дисциплина является непременным и обязательным условием того, что мы подразумеваем под словом «свобода»?

Попробуем во всем этом разобраться и начнем с того, что само слово «дисциплина» (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое – учение как определенная отрасль знания, например математика, лингвистика и т.д. Второе – обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, привычка к соблюдению строгого порядка.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Правила и нормы поведения учащихся разрабатываются в каждой конкретной школе, образовательном учреждении на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Причем, подчеркнем, данные правила разрабатываются администрацией школы в тесном сотрудничестве с самими учащимися. Тем самым создается предпосылка для сознательного, добровольного исполнения этих требований. В итоге рождается документ под названием «Правила поведения в школе», который является частью правил внутреннего трудового распорядка, составленного в образовательном учреждении. Следует отметить, что «Правила поведения в школе» отражены в школьном уставе. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения.

Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое и принято называть дисциплинированностью. Организация дисциплины в школе может обеспечить формирование безопасной среды в учреждении, а также носить профилактический характер.

Дисциплина должна служить решению внутренних задач школы, она всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы. Можно выделить три стороны школьной дисциплины.

Первая – это учебная дисциплина. Она означает регулярное и добросовестное выполнение домашнего задания, соблюдение порядка на уроке, выполнение всех учебных поручений учителя, обязательную явку на занятия.

Вторая – дисциплина общественных обязанностей, что означает сознательное исполнение учащимися своих обязательств перед коллективом.

Третья – дисциплина личного поведения, обязывающая соблюдать правила, касающиеся отношения ученика к другим людям и к самому себе (внимательность и забота о младших, товарищах, родителях, учителях, взрослых, опрятность, аккуратность, благопристойное поведение).

Существенными чертами дисциплины являются сознательность и добровольность. В силу сознательного характера дисциплины важнейшим ее проявлением становится самодисциплина. Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины.

Уровень сознательной дисциплины может быть существенно повышен и станет адекватным потребностям общества и государства, если в образовательном процессе будет обеспечено выполнение ряда следующих условий.

Прежде всего, это актуализация ценностного содержания представлений о дисциплине для учащихся среднего звена и их ближайшего окружения (семья, сверстники, педагоги).

Необходимо постоянно создавать различные модельные ситуации, предполагающие выбор учащимися стратегии поведения (на основе творческой интерпретации социально значимых ценностей).

Должна быть обеспечена четкая взаимосвязь между внешним социально-педагогическим воздействием и внутриличностным процессом формирования самодисциплины. Проблемы соблюдения школьной дисциплины ни в коем случае не должны оставаться без внимания, они должны постоянно переосмысливаться с учетом современных условий.

Дисциплина способствует формированию у школьников культуры безопасности, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс. Соблюдение дисциплины ребенком как в образовательном учреждении, так и за его пределами может предотвратить несчастные случаи, которые могут с ним произойти.

 

Свобода или принуждение?

Нужно ясно понимать, что дисциплина формируется непосредственно в процессе воспитания, на которое, как известно, исторически существовали разные взгляды.

Так, одна точка зрения, высказываемая некоторыми исследователями, учеными (как раньше, так и сейчас), состоит в том, что у ребенка должна быть свобода, а конкретнее к нему не должны применяться любые меры искусственного принуждения. В таком свете воспитание должно быть всецело «естественным». То есть, утверждают приверженцы данного взгляда на воспитание ребенка, надо «не портить человека, не уродовать его», а, опираясь на природные данные, развивать в его душе высшие силы, заложенные в нем.

Задача воспитания в данном случае, по взглядам исследователей, состоит в том, чтобы дать возможность природе действовать на человека и внутри его (как в известном слогане «Средство свободного воспитания – свобода»). Ребенок должен быть свободен в своем внешнем поведении, и не нужно никаких правил, регламентирующих его поведение.

Исходя из подобной позиции, дисциплина в привычном понимании отсутствует или же она присутствует в качестве естественной дисциплины (понятие естественной дисциплины было развито некоторыми учеными и педагогами).

Однако все эти взгляды имеют тот существенный недостаток, что обходят вопрос о школьной дисциплине. Что примечательно, ее отрицали даже некоторые великие умы. Так, рассуждая о дисциплине в школе, Лев Толстой в своих педагогических взглядах дошел до полного отрицания воспитания и даже до отрицания права на воспитание!

Вот его высказывание: «Воспитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим».

Или, например, такое: «Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только предоставлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям».

С другой же стороны, ряд ученых признавали дисциплину, право на ее существование. Важнейшим явлением дисциплины, по их мнению, должно быть избегание телесных наказаний. Выдающийся чешский педагог Я. Коменский считал, что «школа без дисциплины – что мельница без воды», но в то же время он критиковал средневековую школу с ее узаконенными телесными наказаниями и подавлением личности человека. Выступая против отупляющей палочной дисциплины, Я. Коменский рекомендовал гуманный подход к детям, требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, искренне и откровенно».

В отечественной педагогике изучением проблем дисциплины занимался Н. Пирогов, считая хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания. Однако Н. Пирогов был непоследовательным в этом вопросе. В 1859 году он опубликовал циркуляр, в котором писал, что без розг невозможно обойтись на практике, и советовал применять их в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета…

 

Дисциплина – условие свободы!

С учетом изложенных взглядов можно говорить о том, что развились две педагогические идеи.

Первая – дисциплина как принуждение совершенно отрицается. Воспитание должно быть свободно, и ему должно быть чуждо принуждение как внутреннее, так и внешнее.

Второе – воспитание и школа не должны быть «миpoсозерцательными», так как это худший вид принуждения.

Возникает вопрос: действительно ли дисциплина противостоит свободе и можно ли вообще обойтись без принуждения?

В системе образования РФ родители имеют первостепенное право на воспитание, образование, развитие духовных ценностей у своих детей. Такими же правами обладает и школа. Если мы говорим о праве на воспитание, то, следовательно, мы признаем в какой-то мере и принуждение. Школа как организм предполагает и организующие силы. Этой организующей силой и является дисциплина. Это не есть подавление свободы, но более правильное ее развитие и содействие ей, ибо только через дисциплину можно получить и опыт свободы.

Таким образом, дисциплина является одним из условий свободы в школе и средством сохранения свободы.

Дисциплина есть явление социальное и служит для достижения порядка. Задача школы как раз состоит в том, чтобы создать потребность в дисциплине. Беда, если школа не приучает детей к дисциплине, не рождает у них потребности в ней. Такая потребность ведет к самодисциплине, без которой немыслимо воспитание личности человека.

Основные проблемы с дисциплиной у детей возникают в 13–16 лет (7–9-е классы). Этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Ребенок, особенно среднего подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием, становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к нему требований.

Тем не менее как раз в этом трудном возрасте учебный процесс в школе обладает большими возможностями для формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей. Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся.

Например, большой проблемой обучения является то, что многие школьники учатся не в полную силу, из-за чего «недобирают» знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. И основные причины этого явления – недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний и недисциплинированность в учении. Порой достаточно в дружелюбной манере разъяснить школьнику, что именно мешает ему достичь успехов, как его отношение к учебе резко меняется. Человек начинает осознавать, что самодисциплина в учебе нужна не кому-то, а лично ему, для его же блага.

Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

 

Безопасность – прежде всего

Дисциплина в школе требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерны признание детьми авторитета учителей, родителей и четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников. Но для того чтобы весь этот «учебный механизм» работал как часы, необходимо обеспечить безопасность в самом широком смысле этого слова.

Обеспечение безопасности образовательного процесса в школе – это постоянная работа всего ее коллектива. Главной целью является создание благоприятных безопасных условий для обучения детей и сохранения их здоровья.

Среди детей школьного возраста отдельной проблемой стоит предотвращение несчастных случаев во время нахождения в школе. Именно здесь, исходя из статистических данных, происходит почти 5% случаев получения травм, если говорить об общем числе пострадавших детей (второе место после травматизма бытового).

Случается это вовсе не из-за того, что в школьных заведениях присутствуют потенциально опасные условия. Ведь современные образовательные учреждения для обеспечения безопасности учебного процесса, как правило, оснащаются всем необходимым, для сохранения здоровья детей создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, за порядком строго следит весь персонал школы. Все дело, как показывает детальный анализ случаев травматизма, в том, что ребята в школе находятся достаточно долго. За время уроков у детей накапливаются показатели гиподинамии, и на переменах естественны проявления гиперактивности. К тому же в коридорах школы в свободные минуты одновременно оказываются сотни детей. Отсюда и случаи травматизма.

Соблюдение дисциплины в таких условиях – первоочередная задача для педагогов. И решить ее можно в том числе путем разъяснительной работы с детьми, прежде всего на уроках ОБЖ. Строгое знание правил безопасности жизнедеятельности, регулярное их напоминание ученикам очень необходимы. Немаловажно также во время перемен наличие в школе дежурных учителей и учеников, контролирующих поведение школьников.

Согласно анализу травматизма среди детей в возрасте четырех – десяти лет несчастные случаи часто происходят из-за повышенной любознательности, а в подростковом возрасте – вследствие борьбы за лидерство.

Таким образом, акцентировать внимание учеников начальной школы следует на практических занятиях по дисциплине «Окружающий мир», на которых изучаются вопросы ОБЖ, – ведь в эти годы дети часто интересуются реальными проявлениями процессов и явлений.

Что касается учеников более старших классов, то в данной ситуации педагоги должны четко отслеживать психологические основы взаимоотношений в детском коллективе, предупреждать появление серьезных конфликтных ситуаций, а также усиленно работать над формированием здорового детского коллектива.

Для установления дисциплины нужна кропотливая, длительная работа всего коллектива, проводимая изо дня в день совместно с семьей ребенка и социумом. Воспитание дисциплины эффективно осуществляется только как целостный процесс, направленный на формирование нравственных чувств, совести, навыков, правильных привычек, общественно одобряемого поведения.

 

Самодисциплина

Отдельным важным разделом в школе стоит безопасность во время уроков физкультуры и спортивных соревнований. Помимо общих правил соблюдения дисциплины, здесь необходим и правильный подход к выбору спортивной одежды и обуви детей. Так, форма должна быть свободной, удобной, без каких-либо острых металлических элементов, а обувь должна сидеть плотно на ноге, иметь резиновую нескользящую подошву, чтобы во время активных физических упражнений ребята не могли причинить травмы ни себе, ни одноклассникам.

Немало опасностей содержит в себе легкомысленное поведение в школе. Частыми причинами несчастных случаев становятся падения во время бега по коридору, падения с парт или стульев. Но особо стоит отметить те случаи, когда школьники страдают из-за шалости других учеников. Подставленная подножка, подложенный на стул острый предмет могут стать причиной серьезной травмы. И неспроста среди важных принципов, которые подразумевают основы безопасности жизнедеятельности, не только уважительное и ответственное отношение к собственной жизни, но и осмысленное поведение в обществе.

Важно именно воспитание самодисциплины. Ведь в школе учитель не может находиться рядом с детьми все время. Поэтому остается рассчитывать только на способность наших детей вырабатывать и сохранять собственные защитные навыки. Вследствие этого педагоги должны регулярно напоминать школьникам правила поведения как в школе, так и вне ее и контролировать дисциплину в школе.

Резюмируя вышесказанное, хотим особо подчеркнуть, что дисциплина является неотъемлемой частью организации процесса обучения. Без создания необходимых внешних условий, порядка нельзя строить процесс обучения.

Рассматривая проблему дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбие, организованность, негативное отношение к вредным привычкам, приобщить к здоровому образу жизни.

В школе по-прежнему актуально стремление учащихся быть дисциплинированными не в силу давления извне, а исходя из собственных добровольных побуждений, что должно привести к самодисциплине.

Можно сказать предельно коротко: если есть самодисциплина, есть и личность.

Анатолий Иванов, кандидат военных наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург Валерий Жернаков, преподаватель ОБЖ, МОБУ «СОШ» № 5, г. Луга

Фото Сергея Чеснакова