Главная страницаАрхив2021 #1 / Информационная безопасность: новый ракурс рассмотрения

Информационная безопасность: новый ракурс рассмотрения

28 Декабря 2020

Тема информационной безопасности совершенно справедливо вышла на одно из значимых мест в современном мире. Опасности, которые несет информационное интернет-пространство, очевидны и глобальны, ведь у интернета нет границ. И в первую очередь под угрозой подрастающее поколение, что тревожит больше всего. Перед нами со всей остротой стоит вопрос: как быть, как защитить наших детей?

 

Оправданные ограничения

Сегодня по поводу обеспечения информационной безопасности звучит много неоднозначных мнений, при этом далеко не все понимают, что должны существовать ясные и четкие правила безопасности (по аналогии с дорожной безопасностью). А ведь это совершенно очевидно.

Давайте рассуждать логически, опираясь только на здравый смысл. Так, дети младшего школьного возраста в принципе не должны иметь бесконтрольного доступа к интернету с его огромными возможностями. Если провести аналогии с автомобилем, то никому ведь не придет в голову ребенка младшего школьного возраста сажать за руль. Всем понятно, что ни психика, ни нервные, ни интеллектуальные процессы у детей к этому не готовы. Точно так же не вызывают сомнений и правила безопасного поведения на дороге, и меры, которые из года в год принимаются по профилактике дорожно-транспортных происшествий среди детей. В этом направлении, как известно, разрабатываются специальные, адаптированные на разный возраст, программы по изучению правил поведения на дорогах.

Но ведь с интернет-пространством та же ситуация, что и с проезжей частью! Здесь тоже необходимы и жесткие правила, и специальные программы по изучению этих правил. Ребенок не готов к одиночному безопасному взаимодействию с интернет-средой. По ту сторону монитора, за красивой картинкой сайта или увлекательным видеороликом, зачастую находятся профессионалы, которые четко знают, что они делают и как достичь своего результата. В этой ситуации мы должны понимать, что до определенного возраста на некоторые вещи ради безопасности детей должны быть наложены жесткие запреты.

Пример из личного опыта работы. Одна из родительниц, до момента рождения собственных детей работавшая в большой медийной фирме и профессионально занимавшаяся созданием интернет-контента для широкого спектра заказчиков, не понаслышке зная, как, для чего и с какими целями формируется то или иное информационное поле, ввела полный запрет на гаджеты для своих родившихся детей. Ни во время длинных перелетов, ни в моменты, когда маме нужно было поработать, ребенок не имел доступа к этим устройствам.

Кардинально изменилась ситуация в период вынужденной изоляции. Детям на момент описываемой ситуации было уже по восемь с лишним лет. Оба ребенка первый раз вышли во Всемирную паутину и познакомились с компьютером и его возможностями. Компетентный и внимательный родитель отметил следующее. Дети в кратчайшие сроки разобрались с функциями и возможностями устройств – это не вызвало у них никаких затруднений. А вот осознанность, с которой они восприняли новые возможности, была удивительной. Их восприятие окружающего мира и представления о социальной коммуникации к этому возрасту уже достаточно сформировались для того, чтобы отнести гаджет к разряду инструментов, которые помогают решать задачи и отвечать на интересующие вопросы. Опасность зависимости в таком варианте уменьшается в несколько раз.

Выводы очевидны. В данном случае детям запрет на гаджеты не принес ничего, кроме пользы: они не ощутили ни малейшего дискомфорта, это было им не нужно. Зато освободилась масса времени для полноценного, интенсивного развития – умственного, физического. Детская психика без негативной информации развивалась естественно и спокойно. И когда настало время знакомства с интернетом, у них уже сформировались собственные интересы, увлечения, свой образ жизни, в котором не было места гаджетам. Поэтому и восприняли в восьмилетнем возрасте они компьютер как интересное дополнение (подчеркнем это слово) к уже сложившимся привычкам. То есть так, как это и должно быть в идеале. И ребенка нужно воспитывать с рождения так, чтобы виртуальное пространство никоим образом не подменяло собой реальную жизнь.

 

Профилактика – с рождения

Любому внимательному наблюдателю видно, что информационное поле, в котором мы постоянно находимся, передает среди всего прочего много страха и негатива, губительного для неустоявшейся детской психики. А мы отдаем этому полю на откуп без всякой защиты наших неокрепших, еще не сформировавшихся детей, причем часто уже с младенческого возраста. Сколько среди нас сегодня родителей, которые, не задумываясь о последствиях, дают маленькому ребенку в руки гаджет, пока сами решают свои взрослые проблемы? А чревато это, как потом нередко оказывается, серьезнейшими последствиями.

Давайте глубже вникнем в то, что происходит, когда мы становимся родителями. Новые обязанности требуют от нас выполнения ряда важных правил ради нормального развития своего ребенка. Многие из нас, конечно же, привыкли ложиться спать далеко после захода солнца, а до этого времени работает компьютер, телевизор и т.д. Но наш организм с рождения устроен так, что должен засыпать с наступлением темноты, а искусственное освещение, особенно синий спектр экранов наших приборов, нарушает синтез мелатонина (это гормон, регулирующий циркадный ритм). Для ребенка, организм которого еще не «испорчен» цивилизацией, это естественно, ведь ребенку нужен полноценный сон. А нам приходится менять свой образ жизни, подстраиваться под обстоятельства. И далеко не все, к большому сожалению, в этой ситуации делают правильные выводы.

И что же получается, если в семье не уделяется достаточного внимания соблюдению режима дня ребенка, не ограничивается использование различных электронных и телевизионных приборов? Последствия не заставят себя долго ждать, и они будут крайне неблагоприятными. Ребенок, которого пытаются уложить спать в таком беспокойном пространстве, не может заснуть. Из-за постоянного использования телефонов и компьютеров в вечернее время мозг маленького человека не понимает, что происходит: будто только что была ночь, а тут вдруг снова восходит солнце – примерно так он реагирует на экран смартфона вечером.

В итоге получается, что нормальный циркадный ритм сбивается, приводя к расстройствам сна. Как следствие – мозг ребенка становится усталым и неспособным критически воспринимать информацию, которая поглощается большими порциями. Это, в свою очередь, приводит к росту уровня тревожности и беспокойства.

Если же ребенку в колыбели подвешивать смартфон с мультфильмами или придвигать его коляску к работающему телевизору, а в возрасте от шести месяцев и до первого класса использовать гаджеты, компьютерные игры и телевизор (вместо «бесплатной няни», чтобы ребенок «не мешал»), то к школьному возрасту мы уже не можем говорить ни о профилактике игровой зависимости, ни о формировании навыков информационной безопасности. Становится очевидным, что в подобной ситуации надо разрабатывать метод экстренного лечения, потом поддерживать постоянную терапию или интенсивную реабилитацию.

То есть, и это нужно ясно понять всем родителям, говорить о профилактике компьютерной зависимости уже в первом классе может быть поздно! Потому что профилактика начинается с момента рождения ребенка. Выводы делать только вам, папы и мамы.

Учтем и еще одну интересную особенность человеческого мозга, о которой не всем известно: он реагирует одинаково как на реальную ситуацию, так и на вымышленные события, что доказано исследованиями ученых. Поэтому, получая негативную информацию из разных источников в интернете, мозг растущего ребенка подвергается лишнему стрессу, ведь он реагирует так, как будто это произошло непосредственно с ним! Нетрудно догадаться о его самочувствии после такого «продуктивного» дня, насыщенного «висением» в интернет-пространстве. А если так – день за днем, то детская психика расшатывается постепенно, но неотвратимо.

 

Чему учит «Точка роста»

Особое внимание я хочу уделить работе в области информационной безопасности с подростками. В рамках новой федеральной программы в нашей школе открылся центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». На его базе начал работу школьный медиацентр, руководителем которого являюсь я. Будучи режиссером-документалистом, долгое время работая в СМИ, я из личного опыта хорошо знаю, что такое информация, как ее можно преподать, как сформировать нужный контент, на что обратить внимание, как можно влиять на общественное мнение и т.д. В рамках занятий в медиа-центре ребята получают задания. Совершенно очевидно, что многое они не могут воплотить самостоятельно, но, несмотря на это, даже самые простые для них весьма продуктивны. Так, школьники делают фоторепортажи со школьных мероприятий. Даже разбирая фотографии, они видят, что одно и то же событие можно преподнести по-разному. В зависимости от выбора фотографий событие, о котором рассказывается, может приобрести свой оттенок.

Дальше – больше: следующим шагом является пост или маленькая статья о событии. Здесь мы говорим о том, кто является заказчиком и какую задачу ставит. Становится очевидным, что о реальном событии можно дать и негативную, и позитивную информацию – все зависит от того, какая задача поставлена перед профессионалом.

Так, знакомясь с видеотехнологиями, школьники убеждаются в том, что даже то, что снято в документальном жанре, ты видишь своими глазами и слышишь своими ушами, может тоже иметь несколько граней. И речь идет не о том, что ничему нельзя верить. Речь идет о приобретении сложного навыка анализа информации и формировании собственного мнения.

Если при получении информационного продукта человек может проанализировать авторство последнего, оценить его объективность и авторитетность, распознать методы создания продукта, проанализировать цели и задачи его создания, оценить целевую аудиторию, для которой был создан этот информационный продукт (статья, фильм, сайт или организованная общественная акция), то его информационная безопасность возрастает на несколько порядков. В таком случае формируется навык распознавания фейков и вбросов. Увеличивается критичность к предоставляемой информации иразличным предложениям, которые поступают из Всемирной паутины или СМИ.

 

Глазами психолога

Давайте рассмотрим проблему информационной безопасности с точки зрения школьного психолога. Часто мы имеем проблемы с тем, что подростки состоят в деструктивных группах, о которых узнают через интернет, с различными формами самоповреждающего поведения и еще со многими вещами, приводящими в ужас родителей и педагогов.

И здесь я позволю себе сослаться на материалы семинара «Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?». Его проводили весьма авторитетные специалисты: заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Института практической психологии «Иматон» Ирина Алексеева и научный консультант и супервайзер службы «Твоятерритория.онлайн», эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Санкт-Петербург), специалист в области кризисной психологической помощи детям и подросткам Андрей Зыков.

На семинаре прозвучала мысль о том, что зачастую организаторами деструктивных групп являются сами подростки, которые таким опасным образом решают свои личные проблемы признания, самореализации, осознания себя и т.д. Тогда более объемным становится вопрос о том, почему ребенок ищет такой сайт? Почему у него нет критичности к тому, что там предлагается? Почему идет на явное саморазрушение? И еще очень много «почему».

Сделан очень важный вывод: в центре всей работы по информационной безопасности должен стоять взрослый человек, которому подростки доверяют, с кого берут пример. Разумеется, этодолжен быть исключительно положительный пример. Как говорится, нужно соответствовать.

Возьмем, например, такое важное дело, как профилактика вредных привычек. Если, скажем, работу по профилактике никотиновой зависимости ведет социальный педагог или преподаватель, о котором ученики знают, что он курит, то довод, что он взрослый и ему можно, а ты ученик и обязан подчиниться, не будет действенным.

Второй момент. Очень часто никотиновая зависимость возникает у детей, родители которых тоже страдают от этого. Работа осложняется тем, что, не уронив родительского авторитета, очень сложно называть вещи своими именами, а четко не определив «врага», невозможно с ним эффективно бороться. Специфика подросткового возраста состоит в том, что разговоры о вреде физическому здоровью в данный период не являются актуальными, не осознаются и не входят в зону приоритетов и интересов подростка.

Вот тут и приходит на помощь, например, наша «Точка роста». Моя задача как педагога-психолога – убедить подростка во вреде курения так, чтобы он сам это осознал. И я предлагаю из своего опыта в рабочую копилку педагога такую необычную и весьма эффективную форму работы, как создание рекламы.

Как я это делаю на занятиях в «Точке роста»? Даю детям творческое задание – создать некий рекламный продукт. Ребята сами придумывают то, что они хотя тпрорекламировать. Но для этого им надо знать хотя бы первоначальные законы, по которым создается реклама. И, как бы это ни показалось странным, обучение можно проводить как раз на рекламе табачных изделий! Пусть подросток сам поймет, как создатели и продавцы сигарет достигают своих целей, как они втягивают покупателя в зону своих интересов, на какие инстинкты и реакции опираются, какую финансовую выгоду обеспечивает каждый курящий производителю (соответственно, нанося невосполнимый вред собственному здоровью). Тогда это, возможно, станет для подростка действенным доводом не начинать курить, а если уже имеет эту пагубную привычку, найти силы бросить.

Еще один подобный метод – дать возможность подростку познакомиться с успешными, значимыми людьми, которые не имеют зависимостей. Как известно, в интернете можно прочитать о том, что многие творческие люди курят, употребляют сильнодействующие вещества и т.д. А тут – творческая встреча, живое общение с известным человеком, который при всей своей успешности неукоснительно придерживается здорового образа жизни.

Такой человек, возможно, и объяснит подросткам, что сильный не тот, кто поддался искушению (алкоголя, сигарет, наркотиков и т.д.) и теперь не может бросить, а тот, кто устоял. Наглядный пример действует на детей лучше всяких слов.

Интересна идея одного из санкт-петербургских молодежных театров, который создал спектакль на основе реальных историй трагических судеб различных звезд, закончивших свою сверкающую, «успешную» жизнь из-за разного рода вредных привычек и зависимостей. В спектакле удалось снять налет романтизма и успешности с того, что на самом деле является проявлением человеческой слабости, болезнью и всегда оборачивается бедой.

И здесь мне хотелось бы сказать пару слов об опасности использования визуальной и видео-информации для профилактики вредных привычек. Педагог должен четко понимать, о чем и на каком языке говорит с подростком тот или иной фильм или видеоролик, какой уровень компетентности у создателей. Ведь часто такого рода материалы оказывают медвежью услугу. Например, много примеров того, что подросток впервые узнает о различных формах и модификациях препаратов, вызывающих те или иные вредные привычки, именно из ролика.

Часто, рассказывая, почему «так не надо делать», создатели настолько талантливо описывают запретный плод, что видеоряд можно скорее считать пропагандой, а не профилактикой.

Также очень критично надо подходить к интервью с людьми, находящимися в ремиссии (недавно бросившими пить, курить и т.д.). Во-первых, ремиссия есть ремиссия и никто не дает гарантии стопроцентного излечения. Во-вторых, примером для детей, объектом внимания должен являться все же другой герой – тот, который стабильно ведет здоровый образ жизни, добился успехов (при всем моем уважении к людям, которые пали и нашли в себе силы встать и идти дальше).

Стоит тут вспомнить и о том, что метод запугивания тоже не принесет положительных результатов профилактики.

И последнее. Львиная доля усилий педагогов и родителей нередко тратится на то, чтобы рассказать, «как не надо», но подросток это и так знает (из того же интернета). Ему нужно не рассказывать, а помогать делать «как надо», вот в чем причина. И это наша задача – взрослых.

Нелли Бойкова, руководитель

школьного медиацентра

«Точка роста» МОУ «Разметелевская

СОШ», педагог-психолог

О дистанционном обучении

Во время пандемии обучение через интернет стало единственно возможным средством контакта между школьниками и учителями. И эта ситуация с дистанционным обучением ясно показала, что использование обучающей видеопродукции имеет хороший результат только в случае, если материалы подобраны профессиональным педагогом, который четко ставит цели и задачи и грамотно вписывает их в учебную программу. То есть дистанционное обучение оправдывает себя как вспомогательное, а не основное средство. Сами же по себе все компьютерные и информационные обучающие технологии не работают. Об этом говорят не только многие наши ученые, но и, например, американский исследователь Джон Хэтти в своей книге «Видимое обучение».

Не стоит также забывать и о здоровьесберегающих технологиях при работе ребенка с электронными средствами. Влияние компьютерных мониторов на зрение и психику, а статической позы – на физиологию ребенка хорошо известно, изучено и описано в различных источниках.