Главная страницаАрхив2021 #2 / К ЗОЖ через право

К ЗОЖ через право

19 Февраля 2021

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и подростков – необходимый и обязательный компонент работы образовательных учреждений. Как отмечал педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


ЗОЖ – осознанный выбор

Созидательное отношение человека к своему здоровью воспитывается с детства. Это самый важный и ответственный период, тот прочный фундамент, который закладывается на всю жизнь. Если с ранних лет приучать ребенка к ведению ЗОЖ, то на момент взросления его уже не нужно будет убеждать в том, что это единственно верный путь к своему здоровью, так как он все поймет на личном опыте. Здоровье станет для него той ценностью, которой нужно дорожить на всем протяжении жизни. Причем человек будет понимать, что этот путь требует постоянной работы над собой, регламентации своего дня, в целом своей жизнедеятельности, и он будет готов к этому. Потому что уже будет знать, что без всего этого нельзя, если хочешь быть здоровым. И в таком случае к созидательному отношению к своему здоровью человек будет стремиться сам, без всякого на то принуждения.

Главный вопрос в том, как, какими средствами  воспитать в ребенке сознательное стремление к ведению ЗОЖ. Это действительно серьезнейшая проблема, ведь сегодня здоровье подрастающего поколения вызывает, как известно, всеобщую тревогу, медицинские работники констатируют ухудшение показателей год за годом. И в этой связи массовое приобщение людей к ЗОЖ видится одной из самых эффективных мер укрепления здоровья. Но для этого нужно изменить в массовом сознании само отношение к здоровью как к ценности. Ведь человека невозможно принудить к ЗОЖ. Это должен быть его осознанный выбор, его личное отношение к здоровью.

Зададимся вопросом: какие факторы формируют это отношение? Прежде всего, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения, экономической ситуации в стране, особенностей ее культуры и многое другое.

Но есть еще одна, на мой взгляд, важнейшая составляющая – это влияние правовой культуры личности на отношение граждан к здоровому образу жизни.

 

Право – всему начало

Начнем с истоков: собственно, что мы подразумеваем под определением «правовая культура»?

Правовая культура представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы.

Безусловно, правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, к которым принадлежит само право как средство регулирования общественных отношений. Вместе с тем правовые ценности – это система правовых знаний, взглядов, правовые установки.

Правовая культура – это многокомпонентное явление, включающее в себя правовую культуру общества, социальных слоев и групп, а также правовую культуру отдельной личности. При этом как часть общей культуры она связана со всеми другими слагаемыми культуры человека, в том числе и с культурой здоровья, своим инструментарием помогает ей развивать духовность, психические и физические силы человека.

Сущность правовой культуры, ее содержание связаны с определенным уровнем развития правового сознания и поведения личности.

Необходимо отметить, что поведение как форма внешнего проявления личности привлекало внимание ученых во все времена. При этом особый интерес представляет поведение людей, которое урегулировано правом, то есть подлежащее правовому воздействию и оценке.

Теоретики и практики многих стран изучали поведенческие проявления людей на протяжении многих столетий. Закрепленное в юридических нормах право личности на свободу выбора того или иного поступка представляет собой культурологическую модель поведения человека на уровне современных достижений цивилизационного развития.

Здесь вступают в силу внутренние регуляторы поведения человека, связанные как с осознанием принуждения со стороны государственных институтов, так и с нравственно-этическим миром личности, закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры, правовых традиций и системы ценностных отношений.

Правомерное поведение многие ученые и юристы определяют как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований.

Испытывая воздействие со стороны права, человек соотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо нарушать, подвергая себя санкциям юридической ответственности со стороны государства и порицанию общества.

Теперь, понимая внутренние механизмы правовой культуры человека, мы подошли к главной мысли данного материала: безусловно, правомерное поведение связано и с ценностным отношением личности к состоянию своего здоровья.

 

Такое разное поведение…

Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности личности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту возможность выбора того или иного действия (то есть использовать правовые нормы по своему усмотрению). Они уполномочивают человека принимать решения, на основании которых возникают соответствующие правовые последствия позитивного либо негативного характера.

Правомерное поведение представляет собой также и социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение правовых, общественных и личных интересов, ценностей и целей.

Вместе с тем оно проявляется в общественной жизни весьма многообразно. Известные ученые-юристы, например С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров и другие, традиционно выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере.

Необходимо подчеркнуть, что это инициативное поведение. Социально-правовая активность выражается в виде развитого правосознания, правовой убежденности, принятия на себя готовности использовать предоставленные правом возможности и руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

Привычное поведение. Субъект привыкает повторять те юридически значимые действия, за которыми следует тот результат, который его устраивает. При этом он не склонен к действиям, последствия которых он не может спрогнозировать.

Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, обыденной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.

Конформистское правомерное поведение. Оно представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление своего поведения к действиям окружения.

То есть в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку «так поступают другие субъекты». Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия конформности – соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность.

Маргинальное поведение отражает состояние индивида, который находится на грани антиобщественного поведения, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.

Так, например, мотивами такого «пограничного» поведения человека оказываются иные движущие силы – угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие факторы.

Благодаря системе государственного надзора правовое поведение не является личным делом отдельных граждан, государство в полном объеме вмешивается в эту сферу их жизнедеятельности. Именно в силу этого правомерное поведение обеспечено социальными, экономическими, правовыми, организационными и прочими гарантиями, а также предусматриваются неблагоприятные для субъекта правовые последствия противоправных действий, юридические санкции.

 

Факторы влияния

И здесь важно (на основе вышеизложенных определений) понять, что отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей индивида с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку человеком своего физического и психического состояния.

К основным формам проявления отношения человека к своему здоровью относятся когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная компонента отношения к здоровью характеризуется как осознание, понимание своего состояния как здорового и болезненного, наличие в сознании индивида научных и обыденных представлений о здоровье, факторах риска, способах его поддержания.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении.

Поведенческая составляющая отношения к здоровью выражается через готовность совершать действия, полезные для здоровья, и не совершать те, которые наносят ему ущерб.

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).

Первое направление отражает традиционные аспекты медицины – профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Таким образом, отношение к здоровью – это результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития.

С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью.

Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, нормативно-правового регулирования отношений в сфере труда, занятости, здоровья, охраны и так далее.

Также к общим факторам относят и иные отношения специфического характера, такие как состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и так далее.

Эти факторы преломляются в структуре личности индивида – носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья.

Наиболее традиционным является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида, как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид соответственно различаются: отношение общества к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Отношение к здоровью на уровне общества представляет собой, во-первых, оценку состояния здоровья населения и тенденций его изменений; во-вторых, систему социальных норм и отношений общественной ценности здоровья; в-третьих, социальную политику в сфере общественного здоровья.

 

К общей цели

Мнения людей относительно понятия «здоровый образ жизни» довольно сильно разнятся. Так, по наиболее точному определению автора нескольких книг Э.Н. Вайнера, «здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Формирование здорового образа жизни, начиная с детского возраста, является общей целью, к которой стремится наше общество. Очень важно, чтобы с раннего возраста развития ребенка ему разъясняли факторы риска для здоровья и формировали в нем мотивацию к ведению здорового образа жизни, создавали условия для его ведения.

Существенным фактором формирования отношения человека к здоровью является информирование о своих правах на отдых и восстановление физических сил, на занятие разнообразной деятельностью, позволяющей сохранить свое здоровье.

Законодательные вопросы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни решаются путем предоставления  каждому гражданину Российской Федерации гарантированной бесплатной медицинской помощи, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения, оплачиваемого отпуска, установленной продолжительности рабочего дня и рабочей недели, выходных дней и т.п.

Вместе с тем государством последовательно реализуется политика борьбы с курением (Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ), чрезмерным употреблением алкоголя (Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ), незаконным распространением наркотических веществ (Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ).

Из всего этого, вместе взятого, складывается ценностное отношение человека к здоровью. Правовая культура, как мы видим, играет главную роль, так как именно она определяет поведение человека.

Ирина Гусева, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин

Российской международной академии туризма

Фото из архива автора