Главная страницаАрхив2021 #2 / Онлайн-урок ОБЖ. Рекомендации методиста

Онлайн-урок ОБЖ. Рекомендации методиста

19 Февраля 2021

То, что без внедрения дистанционных образовательных технологий со всеми их плюсами и минусами просто-напросто не обойтись, стало отчетливо ясно в период пандемии коронавирусной инфекции. Педагогам пришлось вынужденно приспосабливаться к новой реальности и искать оптимальные ресурсы для организации образовательного процесса.

 

На портале РЭШ

В связи с относительной молодостью школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» спектр технических и методических инструментов в арсенале учителя сравнительно невелик, и особенно ярко это проявляется как раз в сфере дистанционного обучения.

Надо сказать, что цифровые ресурсы являются необходимым источником методических материалов для учителя, и при организации очных занятий их качество, объем и разнообразие напрямую влияют на эффективность работы педагога. Но при подготовке урока в режиме онлайн без таких ресурсов не обойтись. В то же время на популярных порталах и сервисах, которые активно используют учителя, материалов по предмету ОБЖ практически не существует, а те источники, где они есть, не всегда отличаются структурированностью, методической грамотностью предоставляемого контента и полным набором средств обучения.

Так или иначе, для того чтобы провести урок в дистанционном формате, учителю необходимо проделать огромный объем работы и использовать сразу несколько ресурсов.

Одним из выходов в данной ситуации является использование учителем портала «Российская электронная школа» (РЭШ), где представлен полный спектр материалов для проведения уроков по многим предметам, в том числе и по ОБЖ.

Плюсами портала РЭШ являются:

наличие целостной программы по предмету ОБЖ, основанной на примерных основных общеобразовательных программах, рекомендованных Министерством просвещения РФ;

рецензирование материалов независимыми экспертами на всех этапах работы до опубликования их на портале РЭШ;

использование современных цифровых технологий и инструментов;

использование различных методов подачи материала и контроля его усвоения обучающимися.

Необходимо отметить, что ресурс РЭШ можно использовать не только в дистанционном формате, различные его элементы могут применяться в очной форме в аудитории.

Все уроки на портале РЭШ построены по единому принципу, что облегчает работу с ними.

 

Нюансы проведения

Одним из наиболее сложных разделов для изучения в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является раздел «Основы военной службы», который и в очном формате вызывает существенные затруднения у учителя в силу своей специфики. В связи с этим рассмотрим, как можно организовать занятия с обучающимися по данному разделу с применением дистанционных технологий, размещенных на портале РЭШ.

Для примера возьмем урок «Особенности военной службы» в 11-м классе.

Открываем тему урока и попадаем на страницу, где видим три вкладки.

1. «Урок» (все материалы занятия).

2. «Конспект» (план-конспект урока).

3. «Дополнительные материалы» (тезаурус, дополнительная информация и список рекомендованной литературы).

Вкладка «Урок», в свою очередь, состоит из введения (раздел «Начнем урок»), в котором отражены иллюстрированные тезисы по теме, цели и задачи, ожидаемые результаты и тестовый вопрос для активизации познавательной деятельности учеников. Целесообразно начать урок с наводящих вопросов об отличительных особенностях военной службы и статусе военнослужащих. Это поднимет активность учеников, как и тестовый вопрос, который можно использовать в качестве первичной проверки знаний. Если попытка ответа даже окажется  неудачной, она тем более подстегнет школьников к обучению, сфокусирует их внимание на теме урока.

Основную часть урока составляет видеоролик длительностью восемь минут, в котором раскрывается базовое содержание темы. Видео сопровождается кадрами и фотографиями реальных событий, о которых рассказывается на занятии, инфографикой, графическим моделированием, речью профессионального диктора.

Целесообразно в конце логических отрезков останавливать ролик для обсуждения с классом и пояснения основных вопросов с последующим продолжением просмотра. Основные вопросы, рассматриваемые в обучающем видеоролике, – правовые основы военной службы, статус военнослужащего.

Основная часть урока также включает раздел «Необходимо запомнить», представляющий собой учебный текст, содержащий основные тезисы видеоролика и темы в целом. Его можно предложить ученикам для изучения в качестве домашнего задания, либо заменить просмотр видео или его части на работу с текстом.

Для придания учебному процессу динамичного характера в основной части предусмотрено использование интерактивного элемента «Воинские звания и их атрибутика». Это задание необходимо для закрепления материала, и его выполнение возможно как индивидуально, так и фронтально, при работе с экраном.

Также для контроля усвоения полученных на уроке знаний можно использовать тестовые вопросы, представленные в разделе «Тренировочные задания».

Вопросы в нем отличаются сложностью (три вида) и разнообразием типов (множественный выбор, соответствие, вставка слов, вписывание словосочетаний, выбор из выпадающего списка и т.д.). Это сделано для того, чтобы заинтересовать учащегося и свести к минимуму вероятность случайного выбора правильного ответа.

Для более полной проверки и текущего контроля успеваемости рекомендуется использовать вопросы из раздела «Контрольные задания», состоящие из двух вариантов. Результаты их прохождения и правильность выполнения также отображаются по окончании.

Завершить урок можно разбором результатов теста и подведением итогов по пройденному материалу. Это целесообразно сделать с использованием текста из раздела «Дополнительные материалы».

Для более детальной проработки темы и построения плана урока «Основы военной службы» в распоряжении учителя есть раздел «Конспект урока», в котором подробно прописаны перечень вопросов, глоссарий, основная и дополнительная литература по теме урока, интернет-ресурсы, теоретический материал для самостоятельного изучения, примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

Таким образом, в нашем распоряжении на портале РЭШ оказывается полный комплекс средств для проведения урока от начала и до конца в режиме дистанционного обучения.

При этом данный электронный ресурс вполне подходит и в качестве дидактических материалов для проведения очных уроков по ОБЖ. 

Александр Бойков, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена,

 методист ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга, учитель ОБЖ ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга