Главная страницаАрхив2021 #2 / Эксперимент воплощен в жизнь ОБЖ против вредных привычек

Эксперимент воплощен в жизнь ОБЖ против вредных привычек

19 Февраля 2021

На базе ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга несколько лет назад был проведен педагогический эксперимент по выявлению условий, способствующих профилактике вредных привычек и приобщению детей к здоровому образу жизни. В дальнейшем на протяжении семи лет реализации экспериментально выработанной методики, вплоть до настоящего времени, удалось практически доказать ее эффективность.

Критерий – отношение к ЗОЖ

Основной целью исследования было выявление методических условий формирования неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкоголя) у учащихся школ подросткового возраста при обучении ОБЖ.

В качестве ведущего критерия результативности эксперимента мы определили уровень сформированности у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Практическая часть исследования проводилась на базе общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Общее количество респондентов – 345 человек.

Почему мы занялись именно этой темой? Ответ лежит на поверхности: вредные привычки в молодежной среде обрели популярность не сегодня и не вчера, это давняя и крайне серьезная проблема, и мы, педагоги, должны со своей стороны искать пути ее решения. Но борьба с этими явлениями, на наш взгляд, идет неэффективно потому, что боремся не с причиной, а с последствиями. В воспитании нужно основные усилия направлять на профилактику вредных привычек, нежели потом иметь дело с их последствиями. Мы решили экспериментальным путем определить методические условия воспитания неприятия вредных привычек теми средствами, которыми располагают преподаватели ОБЖ.

Изначально исходили из того, что успех первичной профилактики вредных привычек больше всего определяют позитивные изменения в аксиологической сфере личности школьника – системе его ценностей, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Это отражено и в федеральных государственных стандартах общего образования, в части требований к личностным образовательным результатам обучающихся: «принятие ценностей здорового образа жизни» и «неприятие вредных привычек».

Именно неприятие вредных привычек и означает сформированное устойчивое негативное отношение к ним.

Что понимают под ценностным отношением? Это внутренняя позиция личности, которая отражает взаимосвязь общественных и личностных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека явления и предметы. Заметим, что главным интегрирующим компонентом системы ценностных отношений (ценностных ориентаций) является личностный смысл жизни – именно это и определяет отношение человека к ЗОЖ.

Ключевой задачей педагогической профилактики вредных привычек у школьников является достижение позитивной динамики в формировании их ценностного отношения к ЗОЖ, осознанного, убежденного неприятия ими вредных привычек.

Проводя на протяжении многих лет педагогические исследования в области здоровьесозидающего образования, мы полагаем, что в качестве критерия (или одного из критериев) успешности экспериментальной методики (модели) целесообразно выбирать уровень сформированности ценностного отношения к ЗОЖ. Это позволит оценить результаты исследования на личностном уровне.

 

Условия эффективности

В результате исследования был определен комплекс методических условий по воспитанию у школьников неприятия вредных привычек. Нам удалось экспериментально доказать, что реализация данного комплекса условий в процессе обучения ОБЖ содействует повышению успешности профилактики употребления алкоголя и табака у школьников подросткового возраста. Назовем эти условия.

Прежде всего, актуализацию ценностного отношения к ЗОЖ и профилактику зависимого поведения нужно рассматривать как основную задачу формирования ценностного отношения к ЗОЖ в подростковом возрасте.

Необходимо выбирать те методы обучения, которые оказывают комплексное влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сторону ценностного отношения учащихся подросткового возраста. При этом очень важно использовать метод личного примера учителя, который должен быть в центре всей работы.

При отборе содержания учебного материала нужно учитывать, что профилактика употребления алкоголя и табака не должна ограничиваться традиционными разъяснениями вреда для здоровья, а быть максимально насыщенной, разнообразной и интересной для подростков. Так, нужно популярно раскрывать сущность алкогольного и табачного бизнеса, который попросту игнорирует здоровье людей в погоне за сверхдоходами. Очень важно развенчивать многочисленные расхожие мифы, касающиеся употребления алкоголя и табака (например, якобы о пользе спиртного для снятия стресса, лечения и т.д.).

Также, если хотите добиться реальных результатов в неприятии вашими учениками вредных привычек, настоятельно рекомендуем во время внеклассной работы по ОБЖ развивать добровольческое движение школьников, учащихся, задачей которого будет являться популяризация ценностей ЗОЖ на уровне школы (впоследствии и на межшкольном уровне).

Целесообразность реализации данного комплекса методических условий в практике обучения ОБЖ доказана экспериментально. С момента окончания данного исследования прошло семь лет, в течение которых активно пропагандировались его результаты среди педагогов-практиков, осуществлялось содействие обмену успешным педагогическим опытом.

Одновременно изучался процесс внедрения результатов исследования в педагогическую практику путем ознакомления и обобщения опыта работы учреждений образования и отдельных педагогов, проведения экспресс-исследований.

Это позволило сделать следующий вывод: реализация (частичная реализация) в образовательном процессе указанных педагогических условий содействует более успешной первичной профилактике вредных привычек у школьников.

 

Волонтерство – великая сила

Считаем целесообразным более подробно рассмотреть последнее из указанных выше методических условий, касающееся организации волонтерского (добровольческого) движения школьников. Почему? Формирование ценностного отношения к ЗОЖ у учащихся происходит в процессе их обучения, а основной формой этой деятельности является урок. Современные возможности (технические, информационно-коммуникационные) позволяют организовать интересный в плане учебного материала, разнообразный по видам деятельности, насыщенный образами урок. Но необходимо понимать, что урочная форма не является достаточной для решения данной задачи, поскольку позволяет полноценно реализовать лишь познавательную деятельность.

Преобразование, общение, художественное освоение человеком мира, ценностно-ориентационная деятельность реализуются в основном во внеурочное время.

Ценностное отношение характеризуется бескорыстным эмоциональным стремлением личности, его активностью. Оно возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид деятельности. Поэтому одной из них является бескорыстная деятельность учащихся на благо других.

В современной школе наилучшим образом реализовать такую деятельность позволяет волонтерское движение, понимаемое как объединение непрофессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по специальной программе и помогают осуществлять профилактику различных общественных проблем.

Например, волонтерское движение школьников – одна из наиболее эффективных форм организации внеклассной работы с учащимися в области экологического образования. Накоплен существенный опыт организации такой деятельности. Важно, что экология и здоровьесозидание – сферы образования, имеющие существенную область сопряжения.

Мы рассматриваем волонтерское движение как важнейшую организационную форму внеклассной работы со школьниками здоровьесозидающей направленности.

Такие принципы организации волонтерского движения, как добровольность, идейность, бескорыстность, творчество, делают его идеальным вариантом организации деятельности учащихся на благо других. Можем однозначно утверждать это, опираясь на наш педагогический опыт.

Ребята развиваются творчески, общаются с единомышленниками, преобразовывают культурно-образовательную среду школы. Применительно к ЗОЖ это может быть организация праздников здоровья, дискуссий, тренингов, опросов, массовых акций и многое другое. Безусловно, все это способствует укреплению приверженности к ЗОЖ самих волонтеров и распространению «здоровых» принципов в среде учащихся.

Важно, что волонтерство не может быть формальным, неискренним. Во всяком случае это трудно представить. Такая особенность волонтерского движения как организационной формы внеклассной работы со школьниками позволяет сделать реальным достижение планируемых личностных образовательных результатов, в нашем случае в области здоровьсозидающего образования.

Конечно, организация волонтерского движения требует значительной и разнообразной поддержки со стороны преподавательского состава. На начальном этапе необходимо обучать ребят принципам взаимодействия, методам волонтерской работы. Данная задача может решаться при сотрудничестве всех педагогических работников школы. Опыт работы педагогов ряда образовательных учреждений Санкт-Петербурга показывает успешность такого педагогического сотрудничества.

 

Пример учителя

Известно, что базовыми психологическими потребностями и стремлениями подросткового возраста являются потребность в общении, группировании, желание быть самостоятельным и уважаемым, а основной механизм формирования ценностного отношения – идентификация. Поэтому в педагогической деятельности следует учитывать необходимость обеспечения подростков достойными, привлекательными примерами, значительное место среди которых должен занимать пример учителя. Это касается в том числе вовлечения учащихся в волонтерскую деятельность, формирования у учащихся фундаментальных знаний о ЗОЖ.

И, что особенно важно, первостепенное значение имеет демонстрация учителем на личном примере всех преимуществ ЗОЖ. В жизни так бывает далеко не всегда, к сожалению, но к этому педагог обязательно должен стремиться. Все его призывы к ЗОЖ и разъяснения пройдут впустую, если он сам не является примером.

Педагогическая деятельность, спроектированная с учетом выявленных нами и вышеперечисленных методических условий, как показывают многолетние наблюдения, оказалась успешной: педагоги отмечают существенную позитивную динамику положительного эмоционального отношения учащихся к ЗОЖ, изменение смыслового поля.

Так, в сознании подростков ЗОЖ теперь связан не только со здоровьем, но и с такими ценностями, как самореализация, успех, пример для других.

Наиболее значимые изменения фиксируются у учащихся, активно ведущих волонтерскую деятельность на уровне школы. У данной категории школьников фиксируются наиболее высокие показатели развития всех компонентов ценностного отношения к ЗОЖ – эмоционального, когнитивного, поведенческого.

Подводя итог, отметим, что доказанная эффективность данной методики позволяет позиционировать волонтерское движение как целесообразную организационную форму в работе по профилактике вредных привычек в формате внутришкольной и внешкольной деятельности. Последнее представляется перспективным направлением для дальнейших педагогических исследований.

Галина Костецкая, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Фото из архива автора